Западная Римская империя Восточная Римская империя 51 страница
ФИНАНСОВЫЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ АНАСТАСИЯ
Внешние войны в первую половину правления Анастасия, вторжения варваров из-за Дуная, особенно грозные в начале и в конце этого царствования, столь частые волнения в столице, сопровождавшиеся убийствами и пожарами, стихийные бедствия, посещавшие отдельные местности империи в разное время, сооружения пограничных крепостей в обеспечение мира с внешним врагом — все это в целом предъявляло огромные требования государственному казначейству. Анастасий, как опытный государственный муж, не только умел справляться со всеми этими затруднениями, но доказал блестящее состояние финансов империи тем, что оставил в наследие своему преемнику огромный фонд в количестве 320 тысяч фунтов золота, т. е. ок. 120 миллионов золотых рублей на наши деньги. Этот блестящий результат финансового управления Анастасия является лучшим свидетельством верности суждения об этом человеке тех, кто выдвигал на престол, опустевший по смерти Зенона, гражданского чиновника сравнительно невысокого ранга, не достигшего звания сенатора, хотя ему было уже 60 лет. Очевидно, Анастасий имел случай внушить им уважение к своим высоким дарованиям, хотя и не занимал раньше ответственных постов.
Анастасий начал свое царствование изданием манифеста о сложении недоимок по государственным податям за прежнее время. Одновременно с тем был опубликован указ в ограничение бедствия, которое причиняли профессиональные доносчики (delatores). Весьма вероятно, что этот указ имел ближайшее отношение к взысканию податей и повинностей; но в нем была и другая сторона. Анастасий заявил им разрыв с прошлым, так как при Зеноне специальность доносчиков, приносившая денежные выгоды как им самим, так и правительству, стала тяжким общественным бедствием.[1391] Другим злом, против которого Анастасий вступил в борьбу с самого начала своего правления, была продажа административных должностей, которую пытался в свое время искоренить Маркиан. Но это старое зло вскоре возродилось, и при Зеноне выросли цены отдельных постов, смотря по их доходности. Прокопий Газский в своем панегирике Анастасию, вспоминая время Зенона, утверждает, что в ту пору административные должности отдавались тому, кто больше предлагал, в надежде затем нажиться за счет управляемых.[1392] Анастасий положил конец такому порядку и достиг в этом отношении блестящих результатов. В свидетельствах источников о времени его правления нет обычных жалоб на вымогательства и обиды чиновников, а в хронике Иешуа Стилита, писавшего в Эдессе, о многих помянутых по разным поводам чиновниках с похвалой отмечены их бескорыстие и забота об интересах подчиненного им населения.
|
|
По старым традициям империи функция суда была связана с администрацией, а потому продажа должностей вела к большой неправде в судах. На деятельность суда Анастасий обратил самое ревностное внимание и заслужил репутацию восстановителя правды в судах. Администрация империи завершалась в лице префекта претория. По свидетельству Иоанна Лидийца, при Анастасии выросло значение этой магистратуры как центральной апелляционной инстанции.[1393] В связи с этой переменой в характере префектуры стоит другое крупное нововведение. Анастасий начал назначать на этот пост опытных юристов, получивших прочную репутацию и авторитет в судебной практике (δικανικὣν ῥητόρων τοὺς ἀρίστους).[1394] Присциан в своем панегирике славит Анастасия за эту реформу, выставляя ее как величайшую и важнейшую.[1395]
|
|
Свою новую систему Анастасий проводил очень строго и не сделал исключения для Анфимия, сына одноименного императора, хотя о назначении его префектом усиленно просила императрица Ариадна, состоявшая в свойстве с домом Анфимия через замужество своей младшей сестры, Леонтии, со старшим сыном Анфимия, Маркианом. Свой отказ Анастасий мотивировал тем, что префектура есть пост, который могут занимать только люди, получившие специальную подготовку (λογικοί).[1396]
|
|
Огромные заслуги имел Анастасий по упорядочению и организации финансового управления империи. По свидетельству Иоанна Лидийца, он установил государственный бюджет, водворил строгую отчетность и прилагал самое внимательное отношение к соответствию расходов с приходом.[1397] К сожалению, это замечание слишком кратко, но результат финансового управления за 27 лет царствования Анастасия, а именно оставленная им свободная наличность в количестве 320 тысяч фунтов золота, — является доказательством справедливости этого сообщения.
В системе взимания главной статьи в государственном бюджете, поземельной подати, Анастасию принадлежит отмена взыскания натурой, in speciebus, τὰ εἴδη, и замена этой формы взимания уплатой деньгами по расчету на золотую валюту. Отсюда название χρυσοτέλεια для этой реформы. Наши источники дают лишь краткие сведения о ней, так как их внимание сосредоточено на событиях, а не мероприятиях общего характера, в которых Анастасий проявил свое понимание государственных интересов и нужд населения. Краткие замечания Евагрия и Малалы восходят, по-видимому, к одному источнику — Евстафию Епифанийскому. «Блаженной памяти император Анастасий,— говорит Малала, — установил хрисотелию югов для всех плательщиков, чтобы солдаты не взыскивали натурой на свое пропитание».[1398] Евагрий в таком же кратком замечании об этой реформе отмечает в укор императору вящее отягчение плательщиков.[1399] Быть может, одновременно с этой реформой Анастасий издал указ на имя префекта претория Матрониана в 491 году, в котором были определены условия экстренных закупок хлеба συνωνή. В случаях чрезвычайной надобности никакой землевладелец не имел права уклоняться от поставки хлеба, и действию этого закона подле жали личные владения самого императора и императрицы.[1400] В 505 году был издан более детальный указ об экстренных закупках хлеба, причем император разъяснял, что стоимость поставленного хлеба должна быть зачтена в сумму обложения, уплачиваемую в золотой валюте, запрещал брать весь запас хлеба у землевладельцев, установил изъятие для фракийских областей, о чем было помянуто выше, и особые условия для хлебородного Египта.[1401]
|
|
Если суждения о хрисотелии неблагоприятны, то все источники с чувством живейшей признательности отметили другую важную реформу Анастасия, а именно: полную и невозвратную отмену периодического, через четыре года, налога на промышленное население городов, который был установлен при Константине Великом под именем lustralis collatio или χρυσάργυρον, как называли его на греческом Востоке. Он лежал тяжким бременем на промышленном и ремесленном классе населения, не исключая самых низких и даже грязных видов промысла, и являлся весьма существенным стеснением для свободы промыслов, так как служил в руках правительства орудием закрепощения этого класса за своим занятием. Общим указом по всей империи Анастасий отменил его и принял меры к тому, чтобы его преемники не имели возможности восстановить его по старым документам. Он не только предал пламени весь архив центрального столичного ведомства по взысканию этого налога, но истребовал документы из провинциальных городов и сжег их.[1402] Событие относится к 498 году, и его хронологию дает Иешуа Стилит, гражданин Эдессы в Месопотамии. Он рассказывает, что публикация этого указа была встречена как величайшее благодеяние. Население высыпало на улицы в белых праздничных одеждах, устраивало крестные ходы с зажженными свечами, пением псалмов и восторженными кликами в честь императора, правило богослужения в храмах города, а всенародные пиры на церковных погостах и в городских портиках завершили торжество.[1403] Весьма вероятно, что Эдесса не представляла исключения, народное ликование имело такой же характер и в других городах, почувствовавших облегчение от тяжкого бремени, лежавшего на них в течение почти двух столетий. С полной и бесповоротной отменой этого налога государственная казна потерпела значительный убыток. По свидетельству Иешуа Стилита, Эдесса каждые четыре года платила 140 фунтов золота, а со всей империи должно было получаться несколько десятков тысяч фунтов. И однако ни о каком новом налоге в восполнение значительной убыли в государственном бюджете Анастасий не помышлял, а напротив, в конце своего правления задумывал уничтожить подушную подать, которая существовала, по-видимому, не повсеместно. Смерть помешала ему провести эту реформу, но он понизил подушный оклад, как сохранил об этом сведение Иоанн Лидиец.[1404]
Крупная реформа принадлежит Анастасию в самой организации способов взыскания с отдельных городских общин поземельного налога, являвшегося главной статьей бюджета. По старой традиции на городских сенаторах, decuriones, лежала круговая ответственность по сборам, взыскиваемым с населения. Множество указов IV и V веков и свидетельства, сохраненные Аммианом Марцеллином и Сальвианом, дают возможность видеть, как тяжко бывало это бремя и к каким последствиям оно вело. Правительство изыскивало всякие способы закрепостить декурионов за их сословием, стесня их личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Вторжения варваров и войны на границах вели, при действовавших условиях податного взыскания, не только к разорению декурионов, но даже к бегству их от своего тягла и запустению цветущих прежде общин. Но, очевидно, эти бедствия не были всеобщим явлением, и на богатом и культурном Востоке империи обязанности декурионов не были непосильным бременем, а тот почет и то влияние в среде местного общества, которыми пользовались декурионы, являлись достаточным возмещением за труды и тяготы их положения. Анастасий изъял из ведения декурионов взимание налогов с мелких землевладельцев и предоставил эту обязанность виндикам. Присциан в своем панегирике Анастасию видит в устранении курий от взимания податей облегчение земледельцев от несправедливых поборов.
Agricolas miserans dispendia saeva relaxas;
Curia perversis nam cessat moribus omnis,
Nec licet iniustis solito contemnere leges.
Nunc equites horrent rectorum iussa vehentes,
Nec lucri causa commiscent sacra profanis.
(В своем сострадании к земледельцам ты освобождаешь их от тяжких убытков, потому что курия с ее извращенными нравами совсем устранена и нельзя неправедным людям по их обычаю презирать законы. Теперь всадники, развозящие приказы правителей, находятся под страхом и не бесчинствуют ради корысти.)[1405] Но тот свидетель, который определеннее и яснее других сказал нам об этой реформе, а именно Евагрий, живший в Антиохии в конце VI века, весьма несочувственно отзывается об этом нововведении Анастасия и видит в нем умаление значения и почетного положения членов городского сената.[1406] С осуждением относится к этой реформе также Иоанн Лидиец и вносит тем весьма резкое противоречие в свою общую оценку финансовой политики Анастасия. Инициативу реформы он приписывает сирийцу Марину, который предложил императору новую организацию взимания налогов. Городские курии были освобождены от лежавших на них прежде обязанностей, а налоги с каждой общины сдавались на откуп (ἀπεμπολὣν τοὺς ὐπηκόους παντὶ ὡς ἔτυχεν). О виндиках он замечает, будто они поступали с населением «не лучше, чем враги». Казна обогащалась, а префектура потеряла свое значение, так как от нее отошли дела по сбору повинностей.[1407] По-видимому, водворение виндиков не было проведено повсеместно в империи, так как через несколько десятилетий после того Юстиниан в своих указах поминал о виндиках наряду с другими сборщиками налогов, как-то: ехсерtores (Nov. 134, с. 2), canonicarii aut alii quidam (Nov. 138, c. 5). Если виндики являлись откупщиками взыскиваемых с населения податей и повинностей, то эта реформа вряд ли могла явиться облегчением для плательщиков. Но возможно, что в отдельных местностях освобождение мелких собственников от крупных, какими являлись члены местных курий, в деле взыскания налогов вело к тому результату, о каком свидетельствует Присциан.
Осуждая введение откупов в дело взыскания податей, Иоанн Лидиец тем не менее хвалит Анастасия за то, что он заботился о своих подданных «как о родных детях». Эта репутация Анастасия является обобщением тех многочисленных случаев освобождения от уплаты прямых податей или сбавки податных окладов, которые бывали при нем по разным поводам в разных концах империи. Так, 25 декабря 503 года в Эдессе был опубликован указ о полном освобождении от взноса государственных податей населения Месопотамии ввиду бедствий, причиненных этой стране войной с персами. Эта льгота повторялась затем каждый год до полного прекращения военных действий и в самый год ратификации мира.[1408] Точно так же провинции восточной части Малой Азии после вторжения гуннов в 515 году были освобождены от податей на три года.[1409]
В случаях полного неурожая вследствие бездождия или налета саранчи в восточных областях империи население пострадавших местностей обращалось к императору с ходатайствами через епископов о сбавке оклада, и такие ходатайства встречали благосклонное внимание императора. Так, в 500 году епископ Эдессы ввиду неурожая, постигшего область этого города от засухи и саранчи, просил о полном сложении земельного налога. Но строгими мерами правителя деньги были уже собраны и доставлены в столицу раньше, чем прибыл туда епископ. Анастасий удержал их, но сбавил селянам по два фолла и освободил население от обязанности доставлять воду армии, чем создал для него новый вид заработка.[1410] В 501 году, когда голод сопровождался и мором, начальник области Демосфен получил от императора большую сумму денег и кормил голодных.[1411] В 505 году епископ Эдессы Петр прибыл в столицу по такому же поводу. Император милостиво принял его, но упрекнул за то, что он оставил свою паству в такое трудное время. Он был уже оповещен о бедственном положении населения Месопотамии, и местные представители власти объявили указ о сложении податей в ту пору, когда епископ находился в Константинополе. Сирийский город Гиераполь получил в то самое время сбавку третьей части податного оклада.[1412] После ужасов, пережитых Амидой во время персидской войны, император и патриарх посылали каждый от себя денежное вспоможение жителям, возвращавшимся на свои пепелища. Препозит Урбикий лично посетил пострадавшие местности и раздавал деньги от себя в Амиде и Эдессе.[1413]
В 512 году проживал в столице знаменитый палестинский монах Савва. Он воспользовался милостивым вниманием императора, чтобы ходатайствовать о сложении с оклада Палестины ста фунтов золота. Анастасий отнесся внимательно к его просьбе и отдал приказ о сбавке префекту претория Зотику. Но Марин привел основательные мотивы в отмену этого распоряжения, и дело расстроилось. Савва повидался с Марином, корил его за корыстолюбие и, если верить автору жития, предсказал пожар его дома во время бунта, происшедшего в тот год в ноябре месяце.[1414]
Деятельность виндиков и хрисотелия принесли свои результаты. Золото стекалось в казну и, вероятно, по местам выходили стеснения денежного рынка. В этом смысле можно понять жалобы на корыстолюбие императора Анастасия у Иоанна Антиохийского. Он корит императора за «ненасытную страсть к деньгам», за то, что он откупался от варваров вместо того, чтобы воевать с ними, и водворил всеобщую бедность (κοινην ἃπασι δωρύμενος ηἣν πενίαν). Но тот же самый автор прибавляет, что Анастасий возводил в обедневших по его вине городах общественные здания и заботился о благоустройстве их, давая делу вид благотворения и благочестия (εὐσεβείας τρόπϕ).[1415] Точно так же и Иешуа Стилит в конце своей хроники делает замечание, что этот столь внимательный раньше к нуждам своих подданных государь стал к концу своего правления иным.[1416]
В связи с упорядочением финансового управления империи стояло выделение из ведомства комита частной казны императора другого, носившего имя sacrum patrimonium, которое получило своего особого начальника с титулом комита. В Западной империи это выделение существовало, по-видимому, с давних пор. Краткий указ, сохранившийся в Кодексе Юстиниана (1, 34), не дает материала для более точного выяснения круга ведомства нового сановника.
К тем же заботам об улучшении и обеспечении государственного хозяйства относится указ Анастасия о лишении свободного поселенца на частной земле права покинуть свое местопребывание, если он состоял на данном хозяйстве в течение тридцати лет.[1417] По тогдашним условиям земельных отношений этот закон в равной мере обеспечивал интересы как землевладельца, так и арендатора.
В связи с заботами о благоустройстве финансового управления Анастасий ввел новый вид медной монеты, чекан которой начался в 498 году. Задолго до Анастасия, со времени расстройства денежного обращения в империи в III веке, существовал счет медной монеты на мешки, folles, которые принимались для счета запечатанными и должны были соответствовать определенному весу.[1418] Анастасий начал чеканить взамен старых folles новую монету с изображением на ней своего лица и соответственной надписью. Эта монета понравилась современникам, как видно из записи хрониста об этом событии,[1419] и тип ее держался затем в течение столетий. По своей стоимости она соответствовала 40 медным динариям или нуммам и составляла на серебро шестую часть одного кератия, или одну двенадцатую часть одного серебряного милиарисия, а 12 милиарисиев имели стоимость одного золотого солида или номизмы, которых чеканилось 72 из одного фунта золота. Отношение золота к серебру принималось тогда за 14:1.[1420] Вводя новую монету, Анастасий имел в виду положить конец тому бедствию, которое было хроническим в течение двух веков, а именно колебанию курса разменной монеты. В Феодосиевом Кодексе сохранилось много указов, определявших курс медной монеты в разное время. Успех, достигнутый Анастасием, не был удержан при Юстиниане, и курс опять стал изменяться в зависимости от условий денежного рынка.[1421]
В результате финансовой политики Анастасия и его отеческих забот о нуждах населения оказывались, за удовлетворением всех текущих нужд, огромные излишки поступлений, превышавших расходы. Очевидно, население империи оправилось в управление «римлянина», понимавшего истинные интересы империи, и морская торговля и разные технические производства, обогащая население, щедро питали казну от своих прибылей и чистых доходов. Константинополь, Антиохия, Александрия были богатыми и цветущими центрами производств и вывозной торговли, которая развивалась и усиливалась в восточной половине Средиземного моря, восполняя упадок, западной половины империи, которая оказалась во власти германцев, стоявших тогда на низкой степени культуры.
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!