Западная Римская империя                                   Восточная Римская империя 8 страница



Провинции, окружавшие кольцом Италию, населенную державным рим­ским народом, представляли собой территорию, на которой лежала его вер­ховная власть, imperium populi Romani, осуществлявшаяся через избран­ных народом магистратов. Вместе с установлением нового порядка произо­шло разделение провинций на императорские и сенатские. Так как импе­ратор был единый глава всех военных сил государства, то к нему перешло верховное управление всех тех провинций, где стояли войска, и командиры отдельных армий были представителями его власти в пределах областей расположения данных армий. В провинциях, считавшихся умиротворенны­ми, во главе управления по-прежнему стояли сменявшиеся из года в год про­консулы и пропреторы, которые, в случае надобности, получали поддержку от начальников военной силы в соседних провинциях. Все многочисленные в ту пору царства в восточных областях, состоявшие в отношениях зависи­мости от Рима, перешли в ведение императора.

Вместе с этим делением империи на две части финансовое ведомство раз­делилось на две казны, в которые стекались доходы от налогов и податей, ле­жавших на провинциальном населении. Наряду со старой казной, Aerarium Saturni, оставшейся в ведении сената, возникла другая, fiscus, оказавшаяся в заведовании и распоряжении императора. Свое личное дело император исправлял через своих людей, вольноотпущенников и рабов, из которых со­ставились огромные ведомства, получившие лишь с течением времени зна­чение государственных учреждений.

Щадя республиканские традиции, Август постарался и сумел дать ко­ренному перелому в государственной жизни видимость восстановления ста­рого государственного строя. Слагая в 27 году до н. э. все свои чрезвычай­ные полномочия, какие он осуществлял в революционное время, Август восстановил деятельность сената со старым кругом его компетенции, а так­же жизнь народного собрания как для выбора магистратов, так и для прове­дения законов путем народного голосования. При первом его преемнике вы­боры магистратов были перенесены в сенат, и распределение магистратур стало делом того сословного круга, который, по старым традициям, имел право на их замещение. Законодательные функции народного собрания если и не были формально отменены, то после Августа почти никогда не вызыва­лись к жизни, и отсутствие законодательного органа в государстве воспол­нилось расширением значения сенатских постановлений, senatus consulta, в форме которых развивалось законодательство. Так как законодательная инициатива фактически принадлежала императору, который сохранял за собой положение первого члена сената, то видимость и живая действитель­ность находились в противоречии. Право проверки квалификации кандида­тов в магистраты при ежегодном составлении их списка и право их рекомен­дации, commendatio, а также зачисление новых членов в сенат, allectio, кото­рым пользовался уже Август, держало в зависимости от императора состав этого высшего государственного учреждения; но с формальной стороны се­нат сохранил свое старое значение и удержал его за собой в течение веков.

Забота о благоустройстве города и общественной безопасности в Риме и Италии по необходимости легла на императора, и Август создал целый ряд новых, зависевших от него органов администрации, простиравших свою власть на Рим и Италию. Наряду с этой вновь зародившейся центральной администрацией продолжала существовать старая магистратура, которая хотя и не сохранила прежнего круга компетенции, но удержала за собой вы­сокое сановное значение. По старой традиции Август удержал включение в карьеру сенатора высших офицерских постов римской армии, трибунов и легатов легиона.

Чрезвычайные полномочия, которые принял Август в 27 г. до н. э. от се­ната как временное и ограниченное сроком поручение, оставались за ним непрерывно всю его долгую жизнь путем продления на новый срок. С первого его преемника, Тиберия, срочность была устранена и полномочия приняты новым императором без упоминания о каком-либо сроке. Но существовавшая в начале срочность оставила свой след в обычае праздновать пятилетие власти императора, который прочно утвердился и сохранялся в IV веке и позднее.[102]

В резком противоречии с представлением императорской власти как вре­менного поручения от сената стоял институт присяги на верность, который начал действовать при Августе. В республиканских учреждениях Рима при­сяга имела две формы и обозначалась двумя разными словами: iusiurandum и sacramentum.[103] Римский гражданин как член суверенного римского народа никому не приносил присяги; но когда этот гражданин становился вследст­вие избрания безответственным[104] на год своего сана магистратом, он должен был дать публичное обязательство в том, что будет соблюдать законы госу­дарства. Медные доски, на которых были начертаны законы, хранились в эрарии, находившемся в заведывании квесторов, потому и присяга прино­силась перед квесторами и совершалась обыкновенно вскоре после вступ­ления в сан, 3 января. Она называлась iusiurandum in leges. По миновении срока власти, в последний день перед ее сложением, 31 декабря, магистрат вновь приносил присягу перед теми же квесторами в свидетельство перед общиной о том, что он соблюдал законы государства. Когда римский граж­данин являлся отбывать первую свою обязанность — защищать с оружием в руках свое отечество, то при формировании легиона он также приносил присягу в обязательстве повиноваться главе государства, консулу, который поведет его в бой с врагом. Эта присяга называлась sacramentum, и так как она приносилась на имя консула, то и действие ее оканчивалось вместе со сроком власти консула. Так как войско давно потеряло характер ополчения на летний поход и служба в регионах затягивалась на несколько лет, то рим­ские воины повторяли присягу вместе со сменой консулов, т. е. в начале ян­варя каждого года. С Мария изменилась формула присяги, и поступающий под знамена гражданин давал присягу на все продолжение службы, 16 лет, но повторяемость военной присяги не исчезла, хотя мы не знаем, в каких случаях и при каких обстоятельствах она применялась.

В пору борьбы триумвиров за власть и во время единодержавия Цеза­ря гражданская присяга магистратов получила более широкое развитие. Во-первых, присягали не только магистраты, но и весь сенат; во-вторых, да­вали присягу не только in leges, но также и in acta Цезаря, т. е. личные его распоряжения. Когда Цезарь был убит, Антоний в первом после того засе­дании сената, где это убийство было признано ненаказуемым, провел по­становление о признании законными всех распоряжений Цезаря, как во­шедших в силу, так и оставшихся в его бумагах. Когда составился второй триумвират, триумвиры возобновили присягу in acta Caesaris. Обычай этот удержался в силе, когда сенат в 27 г. до н. э. поднес Октавиану титул авгу­ста, который с тех пор стал обозначением верховной власти. Тиберий не требовал присяги на свои acta, но строго соблюдал требование присяги in acta Augusti, и отказ сенатора принести ее вызывал немедленно кару, рас­сматривался как измена.[105] Последующие императоры относились к этому иначе, и расширение присяги на leges и acta получило характер прочного учреждения. Присягу приносили 1 января, а вслед за тем 3-го числа того же месяца[106] приносились обеты за благополучие императора, votorum nuncupatio.[107]

Так как император был единым главнокомандующим всей римской ар­мии, то присяга солдат, sacramentum, могла совершаться только на его имя. Она повторялась всеми римскими воинами и их командирами каждый год в начале января. Формула присяги не была закреплена раз и навсегда, а могла подлежать изменению по усмотрению императора. В нее включалось имя не только императора, но и его ближайших родных. Так, император Гай (Кали­гула) включил имена своих сестер, при Нероне в присяге стояло имя его ма­тери Агриппины.[108] Таким образом, в сознание населения империи внедря­лась идея династического преемства верховной власти в данном роде. Ин­ститут присяги в этой форме продолжал существовать непрерывно в империи и перешел в Византию. Свидетельства о его существовании есть от конца VIII века.[109]

Так утвердилась и действовала в империи как учреждение присяга в двух ее формах — гражданской и военной. В пору борьбы между Октавианом и Антонием институт присяги получил новое значение и большую общ­ность. Антоний, усвоив нравы монархического Востока, привел во время приготовлений к войне с Октавианом к присяге на свое имя всех восточных государей, признававших над собою власть Рима. Ответом на этот поступок Антония, который был лишен сенатом полномочий триумвира и предстояв­шего ему консульства на 31 год, была присяга на имя Октавиана всех италь­янских общин и западных провинций.[110] То был первый факт этого рода на За­паде. Тацит описал, как присягали имп. Тиберию в Риме магистраты, сена­торы, всадники и народ, и лишь вскользь упомянул о приведении к присяге провинциального населения, как о чем-то уже обычном в его время.[111] При вступлении во власть нового императора рассылалась по всем общинам формула присяги, которую принимало население через своих представите­лей. Надписи сохранили формулу присяги на имя имп. Гая (Калигулы).[112] Ио­сиф Флавий упоминает о приведении к присяге населения Сирии на имя Гая.[113] Плиний Младший в своих письмах к Траяну из Вифинии дает свиде­тельство, что в провинциях представители римской власти повторяли воен­ную присягу в первый день года, и местное население присоединяло к этому акту выражения своей верноподданности.[114] Так вырастали новые чувства и настроения, не имевшие основ в республиканском прошлом Рима. Обе раз­личные по существу формы присяги слились воедино и воздействовали на перерождение понятия римского гражданина в другое и новое — вернопод­данного римского императора.

Особа императора, еще в самом начале нового порядка, облечена была особым ореолом под воздействием давно существовавшего на эллинистиче­ском Востоке обожествления лица государя. В Египте династия Птолемеев унаследовала эту честь от фараонов, сирийские диадохи пошли по их сле­дам, и титулы: Бог, спаситель, благодетель — были давно обычны в титулатуре греческих государей Востока. В греческой религии IV и III в. до н. э. раз­вился культ героев, в котором был тот же дух обожествления человека, но уже по его смерти. Триумвир Антоний, вступивший через свое сближение с Клеопатрой, наследницей Птолемеев, в среду восточных державцев, высту­пал в божественном образе Диониса. Римские исконные представления о гении и манах, т. е. душах умерших, также стирали грань между богом и че­ловеком. И вот уже Август именуется на греческом Востоке богом и спа­сителем, ϑεός καί Σωτήρ.[115]Римская поэзия, питавшаяся от богатства грече­ского поэтического творчества, усвоила этот тон обожествления государя, и Гораций возглашал:

Caelo tonantem credidimus Iovem

Regnare: praesens divus habebitur

Augustus adiectis Britannis

Imperio gravibusque Persis...

Вергилий, обещавший воспеть подвиги Августа, создать ему храм на ши­роком зеленом поле и устроить ристание вокруг храма в его честь, как вы­ражается он поэтическим языком в Георгиках, осуществил свое обещание созданием поэмы Энеиды, в которой мистически слил с Августом народного героя Энея, получившего еще за три века до того свой мифический образ. Август и его современники понимали Вергилия: его творение, несмотря на свое мифологическое содержание, было названо res gestae populi Romani, т. e. подвиги римского народа, и водворилось по всему римскому миру как школьная книга с тем значением, какое в греческом мире имел Гомер, выра­зитель народного самосознания.

Август сумел воспользоваться общественным настроением. В воздви­гавшихся в его честь храмах на Востоке он прибавлял отвлеченный термин, не имевший никакой мифической личности, Dea Roma, и в паре с этой отвле­ченной богиней получал божественное поклонение. Вскоре и на Западе ста­ли строиться храмы в честь богини Рима и гения императора. Так возник особый институт с государственным характером, культ императора, который получил значение государственного учреждения. Божественное почита­ние особы императора, клятва его гением, воскурение фимиама перед его ста­туей стали выражением нового настроения общества, которое было неведомо римскому республиканскому сознанию: чувства верноподданности.[116]

Так мощно сложилась императорская власть с самого начала нового по­рядка в римском государстве. Современники Августа не подводили ее под понятие монархии и никогда не передавали слова imperator греческим тер­мином βασιλεύς. Это было потому, что слова μουαρχία и βασιλεύς применялись к восточным эллинистическим государствам, которые были несоизмеримы с могуществом и силой римского императора. В числе тех полномочий, которые принял от сената Август, было право самолично регулировать отношения с царями Востока, и по своему усмотрению он утверждал преемников власти из лиц, имевших право наследования на разные троны, смещал неугодных ему лиц или провинившихся перед ним, иначе разграничивал царства, увеличивал или уменьшал, а иные вовсе упразднял, превращая их в императорские провинции низшего ранга, управление коих поручал сво­им людям в положении приказчиков, procuratores. Такую судьбу имела при Августе Иудея. Еще Тацит в начале II века гордо называл царей instrumenta servitutis, т. е. органами, при посредстве которых император держит в покор­ности привычные к монархическому режиму восточные народы и области.

Помимо этой несоизмеримости, была и другая причина — теоретическо­го характера, а именно: при всем своем могуществе и божественном ореоле римский император не был монархом, так как Август выдвинул на первый план реставрационный характер своей деятельности, а в водворенной им фик­ции о новой власти как временном поручении от сената, действовавшего, именем суверенного римского народа, лежала причина того, что римское го­сударство никогда не имело законов о престолонаследии, и каждый новый император как бы вновь начинал империю. Римская армия помнила свое ре­волюционное право давать главу государству по своему избранию, и смена династий сопровождалась междоусобными войнами.

Если Август, водворяя новые принципы в организацию государства, ста­рался удержать фикцию восстановления старого порядка, то при его преем­никах новая власть постепенно отрешалась от покрывавшей ее видимости, и центральное значение императора в государственной жизни предстало в полной силе. Уже Тиберий принял власть не на срок, а на всю жизнь. Уже при нем сенат явился в положении органа государственной жизни, завися­щего в своих функциях от воли императора, и начальник гвардии, префект претория, занял фактически положение всевластного наместника импера­тора. Деятельность народного собрания в выборах магистратов и законо­дательстве прекратилась. Вольноотпущенники императора, исполнявшие при его особе всякого рода службы, возвысились при Клавдии до положения всевластных направителей государственной политики. В императорском до­ме явились целые ведомства, состоявшие под управлением вольноотпущен­ников. Это были канцелярии: a rationibus — ведомство финансов, ab epistolis — императорская переписка по всем делам управления, a libellis — кан­целярия прошений и жалоб. Осуществление императором судебной власти и перенесение на его суд как уголовных, так и гражданских дел, по желанию самих тяжущихся и обвиняемых, создало ведомство a cognitionibus, возник­шее, вероятно, также при Клавдии. Эти канцелярии, получившие уже тогда значение общегосударственных органов центрального управления, стали замещаться свободными людьми, и со времени имп. Адриана во главе их стояли лица из всаднического сословия. В III веке явился титул магистра, magister, для обозначения начальников этих ведомств. Всадники сменили вольноотпущенников и рабов в управлении финансов, и постепенно выра­боталась иерархия государственных чиновников всаднического ранга.

Старое деление провинций на императорские и сенатские исчезло с тече­нием времени и явилось однообразное государственное управление, имев­шее своим центром особу императора. Коренное изменение произошло и в осуществлении законодательной инициативы в империи. Помимо отноше­ния к законодательной деятельности государства через народное собрание, или сенат, на императора перешла с самого начала нового порядка та часть законодательства, которая искони осуществлялась в виде поручения, дан­ного от сената одному лицу. Законы этой категории носили название leges datae. Сюда относится прежде всего дарование права гражданства как от­дельным лицам, так и целым общинам, основание новых городов и их орга­низация. Наряду с этим император как магистрат римского народа имел неограниченное право издавать в пределах своей компетенции эдикты и ставить решения по разным частным обращенным к нему вопросам. Такие решения носили название constitutio principis. Они не были законами и в теории имели силу только при жизни издавшего их императора; но жизнь вела к тому, чтобы эта функция верховной власти вытеснила собой другие формы законодательства. Мы имеем определение юриста II века Гая в та­ких словах; «Constitutio principis есть то, что император постановил декре­том, эдиктом или письмом. Никогда не было сомнения, что такое определе­ние имеет силу закона».[117] В начале III века юрист Ульпиан писал так: «Что государь постановил, то имеет силу закона, так как царским законом, кото­рый проведен о его власти, народ передает ему и переносит на него всю свою власть»[118]. Эти определения юристов позднейшего времени лишь закрепляли то, что с самого начала империи давала действительность не в силу основ­ных законов, которых никогда не знал Рим, а реальных отношений и кон­кретных фактов.

С окончанием династии Септимия Севера начался страшный период не­прерывных военных революций, поставивших государство на край гибели. Но римский мир выдержал это испытание, и когда верховная власть доста­лась Диоклетиану, он провел новые идеи в организацию государственного управления и определил положение главы государства. Пошатнувшийся за время непрерывных революций престиж императорского сана Диоклетиан поднял тем, что увеличил расстояние, отделявшее государя от подданных, и окружил его особу блеском восточных монархов. Ближайшее воздействие оказала Персия. К старому пурпуру, в который давно уже облекался импе­ратор, присоединился обычный на Востоке головной убор в виде золотой диадемы, украшенной драгоценными камнями.[119] По восточному обычаю осо­бу императора окружили евнухи, и двор из походной штаб-квартиры, чем он был в течение долгого времени военных революций, превратился в огром­ное и весьма сложное в своем составе учреждение. Блестящий этикет нало­жил свои оковы на жизнь императора, и всякий, кого допускали до его ли­цезрения, должен был падать ниц по-восточному, а в знак своего внимания император позволял лобызать край своей порфиры.[120] Служба при особе им­ператора получила значение высокой чести; все исходившее от него и его окружавшее называлось словом sacer: sacrum Palatium, sacra vestis, sacrae largitiones и т. д. Диоклетиан приравнял себя Юпитеру, а своего товарища, с которым разделил империю, — Геркулесу. Термины Iovius и Herculius при­лагались как почетные эпитеты к вновь формируемым полкам их армии, как в I веке термин augustus. Для общего обозначения императорского сана Дио­клетиан принял слово dominus, владыка, как раньше его делал это Аврелиан, называвший себя Deus et dominus natus на своих монетах. Слово dominus с тех пор на долгие века стало титулом императора. В этом обозначении поло­жения государя сказалось воздействие Востока, как и во всей той пышной обстановке, которая его окружала. Но этот бог и владыка оставался челове­ком и действовал среди условий своего времени и современного склада со­циальных и правовых отношений. Услужливая юриспруденция еще устами Ульпиана (III в.) объявила императора свободным от действия законов, solutus legibus;[121] но римский император никогда не превращался в восточного деспота, безответственного властителя имущества и личности своих под­данных.[122] Утверждение христианства в значении государственной религии империи, последовавшее при Константине, освятило авторитет верховной власти идеей божьего избрания. Писатель конца IV века, Вегеций, смеши­вая языческие и христианские представления, говорит о поклонении импе­ратору как богу во плоти, tamquam praesenti et corporali Deo.[123] Сложившиеся за долгие века обычаи и нравы давали повод для этого смешения. Смирен­ный христианин на троне, имп. Феодосий Младший воспрещал поклонение своим статуям[124] и заявлял, что государь связан законами и от авторитета права истекает авторитет государя.[125] Юстиниан, в своем высоком самосо­знании величия императорского служения, гордо заявлял: «Бог подчинил императору законы, посылая его людям как одушевленный закон».[126]


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 218; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!