Памфлет В.Гюго «Наполеон Малый»



С 1850 г. Гюго ведет в печати борьбу против Луи Бонапарта, подготовлявшего свой переворот (2 декабря 1851 г.). После переворота Гюго, спасаясь отпреследовании Наполеона III, эмигрирует из Франции сначала в Бельгию, где и в 1852 г. пишет памфлеты “Наполеон малый” и “История одного преступления”. Обе эти работы были направлены против Наполеона III и являются настоящим обвинительным актом. Это яростные памфлеты, не щадящие выражений в разоблачении и дискредитации Луи Бонапарта и его приспешников почти исключительно с моральных позиций, вне анализа политической и социальной ситуации во Франции, приведшей к бонапартизму.

В этом памфлете Гюго разоблачает узурпатора, объявившего себя императором, как жалкого фигляра на троне. Великий писатель клеймит наполеоновское правительство Второй империи за деспотизм и террор, за уничтожение последних демократических свобод. Гюго возмущается продажностью духовенства, признавшего “проходимца”.

“Франция стала добычей, — говорит Гюго. — Чего орел не смел схватить своими когтями, за то уцепился попугай своей лапой”.

Гюго прямо заявил о существовании монархического заговора и сорвал маску с мнимого защитника республики принца- президента: «Как! Разве после Наполеона Великого нам нужен Наполеон Малый?!» После этой речи парижские рабочие впервые выразили Гюго свою поддержку. Получает он свидетельство симпатии и солидарности от Мадзини и других зарубежных демократов и республиканцев, с которыми у него установились связи на Конгрессе друзей мира, проходившем под его председательством в Париже в августе 1849 года.

Тем не менее пропагандистская роль памфлета «Наполеон Малый» была огромной. Он выдержал десять изданий, тайно ввозился из Бельгии во Францию.

Описание Наполеона: «В матовом свете ламп выступило бледное костлявое лицо с угловатыми чертами; большой, длинный нос, усы, завиток волос, падающий на низкий лоб; глаза маленькие, тусклые, манера держаться робкая, неуверенная, - никакого сходства с императором. Это был гражданин Шарль-Луи-Наполеон Бонапарт.»

Образ Наполеона сравнивается с диктаторами прошлого. Лжец, лицемер, крайне отрицательная личность (ни одной положительной характеристики на протяжении всего памфлета) . Не думал о Франции. Завышенная самооценка. Хотел сделать из людей не думающих и не имеющих своего мнения. Иллюзия свободы (262 газеты, из кот. 202 – гос., проправит.)

25.

Викторианская Англия и основные тенденции развития британской журналистики.

Викторианская эпоха – 1837 – 1901 (правление королевы Виктории в Англии). Рост среднего класса, на который ориентировалась пресса. Периодика содействовала укреплению национального единства. Жур-ка демонстрировала образцы объективности и информированности. Англия – мощное индустриальное гос-во., использование паровых станков.

Отмена налогов на знание привела к тому, что издержки на производство газет и журналов стали значительно меньше. Следовательно упала и цена на них. Поэтому пресса стала более доступной для широких слоев населения. Предприниматели стали размещать в газетах все больше и больше объявлений. Доходы от рекламы стали важной частью бюджета. За счет этих средств увеличивались и тиражи газет. Появлялись новые периодические издания. Газетное дело рентабельно, газета - товар.

ЧАРТИСТСКАЯ печать (чартизм - политически оформленное движение рабочих). Войну за дешевую печать выиграли рабочие. В 1834–1835 гг. еженедельный тираж нелегальных дешевых газет достиг 150 тыс. экземпляров. Их печатные органы: «Северная звезда», «Народная газета», журнал «Труженик».

Огромная роль в развитии чартизма принадлежала газете «НорзернСтар» («Северная звезда») (1837–1852). Изд. Фергюс О'Коннор - ратовал за решительные действия в рамках мирного решения проблем.

«НорзернСтар» официально не являлась центральным органом движения, хотя по сути именно эту роль играла. Много места уделяла литературе и искусству. С 1845 по 1848 г. введен специальный раздел, посвященный литературе. Печатались пр-я Байрона, Шелли.

В сер. 19в. – дешевые ежедневные газеты. «Дэйли Телеграф». Развитие провинциальной печати – еженедельн., небольшой тираж ( «Манчестер гардиан» стала ежедневной). 1851 – создание «Рейтер». 1866 – телеграфный кабель между Европой и США.

Увеличение тиражей англ. прессы привели к усилению её политич. влияния. Темы – колониальная политика Англии, позиция Англии относительно гражд. войны в США.

70-е годы – закон о всеобщем начальном образовании => расширение читательской аудитории.

Пресса делится на «качественную» (для элиты) и «массовую» (для невзыскательного читателя – авторы: Стед, Пирсон, Хармсворт).

1876 – изобретение телефона => специализация журналистов («собиратели» и «записыватели» инф-ии). 80-е гг – широко использ. древесина для изготовл. бумаги.

Рубеж 19-20 веков – концентрация печати (печать становится собственностью крупных концернов и акционерных обществ, газеты «сливаются» друг с другом; тресты Нортклиффа, Ротемеера, Бивербрука, Кедбери).

Ежедневн. утренние лондонские газеты (8 страниц, большой формат) (политика, деловая инф-я, объявления по тематике, отчеты из парламента).

1769г – утренняя политич. «Моргнинг Кроникл», основанная Вудфоллом. Полные достоверные отчёты о дебатах парламента (Вудфол лично присутствовал на заседанияхи всё запоминал). После Вудфолла владельцем газеты стал Перри (стал посылать несколько стенографов в папламент), газета стала самой авторитетной. Перри привлёк к сотрудничеству литераторов (Диккенса, Кольриджа). «Морнинг кроникл» стал органом вигов, оппозиционным либеральным изданием.

Конкурентом «Морнинг Кроникл» в начале века была «Морнинг Пост», орган тори, изнач. - офиц. опровержения и документы. Потом газету купил Даниэл Стюарт, который придал ей либеральную ориентацию (горячие темы выносил на первую полосу, рекламу печатал не тематически). Ежедневн. тираж – 4500 экз. После того, как Стюарт продал «МП», она снова стала консервативной. К рубежу веков её тиражи выросли до 250 тыс. экз.

«Таймс» - лидер британской жур-ки, основана Джоном Уолтером в 1785 г. – ориентация на точность и широту инф-ии, «летопись своего времени». С 1803г – «Таймс» руководит Уолтер II – попытка сделать газету независимой от политич. конъюнктуры, критика правительства. Из-за независимой позиции «Таймс» прав-во постоянно вставляло ей «палки в колёса», задерживало суда с корреспонденцией и т.п. Уолтер II не пошел на сделку с властями, и приобрел собственные корабли, а также организовал курьерское сообщение => информированность «Таймс» иногда превосходила информированность прав-ва. «Таймс» первой начала для экономии времени печатать обзор парламентских дебатов (кратко). Немцы Кёниг и Бауэр изгот. для «Таймс» паровой печатный станок – резко увелич. тиражи газеты. Остальные редакторы «Таймс» - Томас Барнс, Джон Дилейн, Альфред Хармсворт (к концу века «Таймс» утрачивает лидерство в освещении междунар. событий, потому что появл. «Рейтер»).

С «Таймс» соперничали относительно дешёвые «Дейли ньюс» (там сотруднич. Диккенс, либеральная политич. программа, критика церкви, материалы о рабочем движении) и «Дейли телеграф» (репортажи Джорджа Салы с военных фронтов, путешествий).

80-90годы – на смену викторианской серьёзности и строгой морали приходит скепсис; полемика с Дарвином. Тенденции «новой журналистики» - мало внимания серьёзным новостям, нет объективных анализов; акцент на сообщение инф-ии, а не на комментировании; дешевые газеты: «Пелл Мелл Гэзет» (Уильям Стед), «Титбитс», «Ансерз» (Хармсворт) (колонки слухов, женская и спортивная страницы, сенсации, много иллюстраций). Также Хармсворт изд. «Дейли мейл» и «Лондон Дейли Миррор», а позднее он купил «Таймс».


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1370; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!