СЦЕНИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ КАК МАТЕРИАЛ ИСКУССТВА
Вопрос о сценическом пространстве и времени мало разработан в специальной литературе, касающейся драматического театра. Однако без обращения к ним не обходится ни один театровед, критик, анализирующий современные театральные произведения.
Тем более его трудно обойти в современной режиссерской практике. Что касается литературного театра сегодня — это вопрос основополагающий. Мы попытаемся наметить самые очевидные закономерности, которые характеризуют жанры современного литературно-поэтического театра.
В предыдущих главах уже наметился разговор о сценическом пространстве как важном материале искусства в конкретных формах и жанрах литературного театра.
Мы подчеркнем, что одной из основ театрального языка вообще и языка литературно-поэтического театра в особенности является специфика художественного пространства сцены. Именно она задает тип и меру театральной условности. Художественное пространство, будучи образным воплощением жизненного пространства, как всякий образ отличается высокой знаковой насыщенностью, то есть смысловой многозначностью.
Вспоминаются слова известного современного теоретика поэтического искусства Ю. Лотмана, который справедливо отмечает, что все, что попадает на сцену, получает тенденцию насыщаться дополнительным смыслом, помимо прямого функционального назначения вещи, явления. И тогда движение уже не просто движение, но жест — психологический, символический; а вещь деталь графическая или живописная, деталь оформления, костюм — образ, несущий многомерное значение. Именно эту особенность сцены имел в виду Гете, когда отвечал на вопрос Эккермана: «Каким должно быть произведение, чтобы быть сценичным?» — «Оно должно быть символично».
|
|
Аналогичное имел в виду и Б. Брехт, когда отмечал, что в жизни люди не так уж много двигаются, не меняют положения, пока не изменится ситуация. В театре еще реже, чем в жизни, требуется менять положение: «...в сценическом воплощении явления должны быть очищены от случайного, малозначащего. Иначе произойдет настоящая инфляция всех движений и все потеряет свое значение».
Именно природу сценического пространства Пушкин положил в основу «условного неправдоподобия» языка сцены.
В набросках предисловия к «Борису Годунову» он писал: «...Не говоря уже о времени и проч., какое, к черту, может быть правдоподобие в зале, разделенном на две половины, в одной из коих помещается две тысячи человек, будто бы невидимых для тех, кто находится на подмостках...»
Многозначность на сцене слова, поступка, движения, жеста по отношению к аналогичному в жизни обусловлена коренным законом сцены — двойственностью природы адресата. Возникает взаимодействие явлений, лиц. Их речи одновременно адресованы друг другу и публике, зрительному залу.
|
|
«Участник действия может не знать того, что составляет содержание предшествующей сцены, но публика это знает. Зритель, как и участник действия, не знает будущего хода событий, но в отличие от него он знает все предшествующее. Знание зрителя всегда выше, чем персонажа. То, на что участник действия может не обратить внимания, является для зрителя нагруженным значением знаком. Платок Дездемоны для Отелло — улика ее измены, для партнера — символ коварства Яго».
Все, что попадает в орбиту сценического пространства, обретает многократность смысла и по другой причине. Действующий актер вступает в контакт со зрительным залом. Посылая туда мыслительные, волевые, эмоциональные импульсы, будя творческое воображение зрителя, актер воспринимает идущие от него ответные сигналы (выраженные самой разнообразной реакцией — молчанием, гробовой напряженной тишиной, знаками одобрения или возмущения, смехом, улыбкой и т. д.). Все это диктует импровизационность его существования, обнаружение новых смысловых акцентов, открытых именно сегодня в контакте с данным зрительным залом. Выключенные из художественного пространства сцены актер, предметы, действие выпадают из поля театрального зрения.
|
|
Пространство участвует, таким образом, в созидании всей структуры зрелища, его отдельных звеньев, эпизодов. Испытывая превращения и взаимодействия со сценическим временем, оно обусловливает развитие видеоряда на подмостках, его качественно-смысловое обогащение.
Сценическое время — также художественное отражение реального времени. Сценическое время в условиях сценического пространства может быть равно реальному, концентрировать его или раздвигать миг до вечности.
В этих условиях сценическое слово, в особенности поэтическое, хотя и приближенное к реальной разговорной речи, бесконечно превышает свою смысловую насыщенность, которую бы аналогичные высказывания имели в жизненной ситуации. Обретая внутреннее действие, подтекст, оно может не совпадать с тем, что сказано, своим прямым назначением, быть ему прямо противоположно, приобретать символическое толкование.
Одна из важнейших функций пространства в современном литературном театре, в спектаклях поэтического представления — проявить зримость, осязаемость мыслительного процесса на сцене. Особенно это важно в монтажных структурах, где должен быть виден ход сопоставления, сшибки фактов, доводов, образных аналогий, ассоциаций. В работе «Я пишу огнем» (Гарсиа Лорка) понадобились разные точки сценического пространства для того, чтобы зримо сопоставить документ— историю гибели поэта и его поэзию с ощущением тревоги, предсказанием бед перед лицом «черной жандармерии». Понадобилось так разделить участки сцены и построить между ними переходы, чтобы выявить переключение артиста от одного жанра мышления к другому (медитация в лирическом стихе, зачитывание документа, фрагмент речи поэта, его статьи и т. д.). Каждый из них отличается способом сценического существования, характером общения со зрительным залом. Кроме того, на площадке есть свои «зоны молчания», личностного присутствия артиста, человека из сегодня, устанавливающего прямую связь с сидящими в зале. Иными словами, пространство становится средством выявления отношения исполнителя к автору, к ситуации, средством передачи подтекста, внутреннего действия.
|
|
Внутри жанров мышления, которым соответствуют разновидности литературных текстов, при сценическом воплощении обнаруживается свой конкретный, пространственный видеоряд. Он возникает в результате сценической драматургии отношений между исполнителем и объектами видений, адресатов, обращений, в том числе и зрителей. В некоторых литературных произведениях, где сочетается мгновение сегодняшнего бытия героя, лирического субъекта с памятью прошлого, пережитого, рождающего психологическую ретроспекцию, число объектов видений нарастает. Они должны быть соответственно очерчены, обозначены в сценическом пространстве местоположением, с помощью движения, жеста, переключения взгляда.
К примеру, стихотворение В. Маяковского «Тамара и Демон». Оно входит в литературную программу — «В. Маяковский «О времени и о себе» (Ленинград, ДК им. Володарского).
Каковы здесь объекты видений? Это и сам поэт с самонаблюдением, обращением к себе. Это и Терек, который у него поначалу вызывал взрыв негодования и он приехал к нему, чтобы удостовериться в правильности оценок, но резко их пересмотрит, это и горы, и башня, и царица Тамара. С ней возникнет контакт, диалог, роман. И наконец, Лермонтов, который «сходит, презрев времена», чтобы благословить союз двух сердец представителей лирики XIX и XX веков, классики и современности.
Построить между объектами видений зримую связь в пространстве, смену этих объектов во времени — уже дать возможность сценическому действию, развитию мысли и образу обрести плоть.
В литературном театре в отличие от драматического, как уже говорилось, мы имеем дело с пустой сценической площадкой. Художественная ткань спектакля творится с помощью нескольких стульев (или одного), предметов, с которыми вступает во взаимоотношения действующий актер.
Одной из важных функций сценического пространства, в том числе пустого, является воплощение места действия. Известно, что в шекспировском поэтическом театре «Глобус» место действия обозначалось на сцене табличкой, при его смене вешалась новая табличка. В современном же литературном театре зритель приучен уже к иной мере условности. Сменяющиеся места действия закрепляются за определенной системой эпизодов.
Например, стоит А. Кузнецовой в моноспектакле «Фауст» сделать несколько шагов по сцене, и она из кабинета Фауста перенеслась в другое место действия — в сад у дома Маргариты, в тюрьму, на шабаш ведьм и т. д.
Или в моноспектакле «Франсуа Вийон» (исполнитель Е. Покрамович) одновременно на сцене представлены четыре сферы, места действия: тюрьма, куда неоднократно попадает герой (у рояля слева на среднем плане), храм — его обозначает распятие на заднем плане по центру сцены, трактир— справа на стуле с женской шляпкой и, наконец, пленэр (по центру сцены средний, первый план, авансцена) —лесная поляна, улица, площадь, могила Вийона. Переключения происходят на глазах у зрителей. Смене места действия соответствует новый эпизод, рождающийся по ходу развития сценической драматургии, сделанной на основе стихов поэта, Малого и Большого завещаний. Сценическое пространство, таким образом, испытывая превращения, участвует в преобразовании предлагаемых обстоятельств, что влечет за собой изменения в поведении актера.
С. Юрский уделяет большое внимание в своих работах решению сценического пространства. «Пространство для меня всегда двусмысленно. Это реальное пространство автора, находящегося сейчас на сцене,— автора, которого я играю. Для него все вещи адекватны самим себе — стол, стул, кулиса, сцена, зрители. Но это реальное пространство может и должно превращаться в воображаемое пространство его сюжета, его фантазии, его воспоминаний (курсив мой.— Д. К.). И тогда два стула — это дверь, или скамья, или два берега, или... Пол сцены — и поле, и зал дворцовый, и сад в цвету».
Актер подчеркивает, что все фантазируемое, превращаемое исполнителем должно быть убедительным для зрителя, чтобы он поверил в эту воображаемую реальность. Он показывает, как в «Графе Нулине» с помощью стульев он мизансценирует сценическое действие в пространстве: «Поставлю стул спинкой к зрителям, сяду и навалюсь на спинку локтями, и посмотрю в самую дальнюю точку зала, на красную лампочку над выходом — и будет уже не стул, а подоконник. Слова, взгляды, ритм помогут угадать окно над подоконником и пейзаж за окном»2.
Уже приводились примеры использования двух стульев в литературных спектаклях двух актеров по произведениям Н. Гоголя, М. Зощенко.
В «Манон Леско» стулья также участвуют в преобразовании пространства, в формировании мизансцен. Поставленные друг от друга на некотором расстоянии (ребром к зрителю) — комната и дом Манон и де Грие. Стулья, сдвинутые плотно,— карета, в которой де Грие найдет девушку с письмом от Манон, и т. д.
Тайна мгновенного превращения подмостков в лес, поле брани, дворец, корабль не только в исполнении артиста, но и в воображении зрителей, легко давалась шекспировскому театру, обладавшему магией театральной метаморфозы. С тех пор театр прожил долгий срок, испытывая периоды обновления сценических форм, уходя от поэзии и приходя к удвоению реальности, правдоподобию и снова возвращаясь к «условному неправдоподобию».
Перевоплощение пространства — одно из достижений современного сценического языка, который обогащался не только за счет изменения актерской технологии, рождения новых форм драмы, но и за счет того, как пространство и время становились материалом искусства.
И здесь важно вспомнить для интересующей нас темы поворотные моменты, связанные с реформой сценического пространства. Она во многом была определена борьбой со сценическим натурализмом, связанным с копиистическим, детальным воспроизведением на сцене бытовой и социальной обстановки, окружающей человека. Сам человек со своим духовным миром потеснился на второй план. Сценическое пространство у натуралистов становится обыденно-жизненным, теряет свою знаковую насыщенность. Ведь копия всегда уступает в концентрированности смысла метафоре. Последнюю заменяет опись опознавательных признаков среды. В центре внимания на сцене становится неподвижная картина «выреза из жизни» или «куска жизни». Сценическая композиция строится на замкнутости пространства. Движение времени — логически-последовательное — воспроизводится сменой картин.
Изживая натуралистические тенденции первых своих постановок, К. С. Станиславский обращается к пересмотру функций сценического пространства. Не исключая значения среды, углубляя диалектические взаимоотношения характеров и обстоятельств, великий реформатор сцены лишает, однако, среду фаталистической силы, подавляющей личность. Человеку не отказывается в духовном самоопределении. Не случайно Станиславский выдвигает в качестве определяющей формулу «правды жизни человеческого духа».
Вместо «описи среды» режиссер утверждает идею отражения на сцене идейно-художественной концепции действительности, «внутренней постановки», определяющей художественную целостность спектакля. Пространство в такой ситуации приобретает важную функцию — интерпретации жизни, мироотношения, а не воспроизведения отдельных знаков реальности. При постановке поэтически многозначной драмы А. П. Чехова сценическое пространство у Станиславского обретает атмосферу. Ее образует не только воздух, природа, входящая на сцену (в «Чайке» — сырой весенний ветер, сад на берегу озера, кваканье лягушек, шорохи, звуки ночи и т. д.), но и раскрытие «подводного течения» пьесы, самой интимной глубины произведения.
Возникла новая диалектика слагаемых пространства. Свободное включение широких и глубоких сфер внешней и внутренней жизни предполагало композицию спектакля предельно внутренне организованную. Автор в создании образа проявлял свободу, но в согласии с общей целостной формой спектакля, с режиссерской концепцией. Насыщенность внутренней жизни, ее текучесть в спектакле обусловили качественные приобретения в области сценического времени. Оно обрело ощущение необычайной протяженности и подвижности.
Другое важное завоевание К. С. Станиславского — эксперименты в области превращения сценического пространства, связанные с поисками новых форм трагического на сцене.
Так, в 1905 году, ставя «Драму жизни», Станиславский экспериментирует с «палатками»-экранами, а в «Жизни человека» А. Андреева использует черный бархат и веревочные контуры вместо бытовой обстановки.
Режиссер ищет универсальный «простой фон», способный преображаться, чтобы наиболее рельефно воплотить на сцене «трагедию человеческого духа». Таким образом, сам предмет искусства — духовные борения личности — влечет за собой отыскание форм поэтического пространства. К новому этапу поисков привела практика Г. Крэга и К. С. Станиславского при постановке трагедии Шекспира «Гамлет». Как пишут исследователи, этот опыт имеет значение для всей истории мирового театра XX века, в частности поэтического театра.
В этой постановке получила развитие концепция кинетического пространства, динамических пространственных метаморфоз. Их обеспечило движение перемещающихся по сцене вертикальных плоскостей. Они ничего не изображали из области конкретно-бытовой, но рождали «символ самого пространства, как категории физической и философской». Кроме того, крэговское пространство становилось выражением состояния души и движения мысли, рожденной трагическим сознанием.
Замысел Крэга и Станиславского в «Гамлете»—«все происходящее на сцене не что иное, как проекция взгляда Гамлета». Трагедия происходила в сознании героя. Все действующие лица — плод размышлений, персонификация его мыслей, слов, воспоминаний. В сценической драматургии фактически предлагалась модель лиродрамы. Чтобы выразить жизнь человеческого духа, Крэг и Станиславский прибегли не к реальным человеческим фигурам, а к тому, что лишено плоти и материи,— к движению самого пространства.
Путь к этой идее Крэг прокладывал через весь свой предшествующий опыт, обращенный к воплощению шекспировской поэтики. Режиссер стремился совершенно освободить сцену от мебели, бутафории, вещей. Абсолютно пустая сцена и мгновенное ее преображение с помощью света, звука, движения актера, чтобы сделать видимым развитие поэтической мысли, образа. Позже эти идеи найдут развитие в практике европейской режиссуры, в частности, поэта, композитора, режиссера и художника Э. Буриана (с его лозунгом «Подметите сцену!») при постановке поэтических спектаклей в пражском Театре «Д-34», а также в опытах Вс. Мейерхольда, Питера Брука, автора книги «Пустое пространство», и других.
Динамика, поэтическая суть пространства, преобразующегося на глазах у зрителей, — все это было неотъемлемой чертой театра Вл. Яхонтова, говорившего на языке сценической метафоры. В его спектаклях реализовалось функциональное или символическое движение одной, но преобразующейся детали («игра с вещью»), которая по ходу действия перевоплощалась, обретая новый смысл (кибитка, гроб Пушкина и т. д.).
Позже подобный принцип найдет широкое применение в современном поэтическом спектакле — занавес в «Гамлете», доски в постановке «А зори здесь тихие...» в Театре на Таганке и др. Эксперименты с поэтическим пространством оказались в тесной взаимосвязи с категорией сценического времени.
Путь, который проходил Гамлет Крэга и Станиславского в мучительном осознании своего гражданского долга — осуществить месть во имя справедливости, во имя блага своей страны,— предполагал «разрывы пространственной ткани», совершающиеся на глазах у зрителей, что соответствовало стремительному распаду времени. Этим оправдывалась циклическая (поэпизодная) структура трагедии.
Как мы помним, «Борис Годунов» Пушкина имеет также поэпизодное строение. Вс. Мейерхольд придавал огромное значение темпо-ритму, времени, затраченному на смену эпизодов. И вот не случайно поэтическая драматургия и соответствующая ей сценическая форма отражают ход, драматургию авторской мысли. Она возникает через монтажно-сопоставительный ряд фактов, событий, метафор, явлений, часто впрямую не связанных между собой. В. Белинский в свое время заметил, что «Борис Годунов» А. Пушкина производит впечатление монументального произведения, но построенного так, что отдельные куски, сцены можно ставить самостоятельно.
Последнее можно отнести к поэтическому театру: «Художественное сообщение может передаваться не только по прямому проводу фабулы, но и посредством сопоставления («монтажа») неких образных обособленностей: метафор, символов...».
В поэтическом спектакле обрывистые, как пунктир, куски сюжетно-повествовательных линий, образы персонажей, сценические метафоры — не самоцельны. Они средство для лирических зон присутствия создателя спектакля. Все отдельные, не связанные на первый взгляд фрагменты, эпизоды подчиняются не повествовательной, а поэтической логике сцеплений (как в метафоре — сравнение, уподобление, ассоциативная связь). Драматургия авторской поэтической мысли проступает рельефнее, если «монтажные кадры», элементы сцепления интенсивнее, динамичнее сталкиваются. Иными словами, скорость, напряженность этого процесса играют не последнюю роль.
Всякого рода вялость, замедленность, ровность течения может привести к торможению, размыванию, распаду мысли. Обращение со сценическим временем, темпо-ритмом, вступающим в прямую связь с кинетическим пространством, приобретает важное значение.
В записях репетиций «Бориса Годунова» у Вс. Мейерхольда, сделанных В.Громовым, мы находим немало важных на этот счет наблюдений. Режиссер стремился насытить спектакль динамикой мизансцен, разнообразными ритмами, вихревым темпом кипения страстей, заставляя актеров двигаться как молено больше: «...надо скорее все дать зрителю, чтобы он ахнуть не успел. Скорее давать ему скрещивающиеся события — ив результате зритель поймет целое» (курсив мой. — Д. К.).
Режиссер ставит в прямую зависимость рождение целого от скорости «скрещивания событий». К примеру, стремясь сократить перерывы между картинами «Бориса Годунова», Мейерхольд отводит на них минимум, только по пятнадцать секунд. Он находит оправдание этой скорости в тексте Пушкина, который стремительно, почти с кинематографической быстротой дает разворот трагедии.
Закономерность, проявляющаяся в скорости «скрещивания событий», не раз подтверждалась практикой поэтических спектаклей нашего времени. Достаточно вспомнить «Короля Лира» П. Брука, «Медею» П. Охлопкова, «Историю лошади» Г. Товстоногова, «Товарищ, верь!», «Гамлета» Ю. Любимова. Их построение отличается рельефной очерченностыо эпизодов — ступеней сценического действия, — внешне и внутренне динамичных, с осязаемой скоростью развития.
Огромную роль в темпо-ритмической гармонизации спектакля Вс. Мейерхольд, как и многие режиссеры поэтического спектакля, отводит мизансцене, называя ее «мелодией, ритмом спектаклей», образным претворением характеристики происходящего.
Сценическое время современного литературного спектакля, и особенно спектакля в театре поэтического представления, неизбежно включает темп — смену скоростей в эпизодостроении, в сценическом поведении персонажей, в мизансценировании и ритм — степень напряженности действия, обусловленного интенсивностью, количеством действенных задач, реализованных в единицу времени.
Вс. Мейерхольд, заботясь о предельной гармонизации зрелища и считая режиссера композитором, вводит сочетание двух понятий. Это — метр (счет на 1,2 или 1,2,3), метрическая канва спектакля. И ритм — то, что преодолевает эту канву, вносит нюансы, осложнения, вызванные внутренней линией действия, событий, персонажей. Огромную, ритмически организующую роль он отводит музыке.
В том же «Борисе Годунове», помимо музыкальных кусков, специально написанных для отдельных картин, он предполагает ввести несколько песен восточного характера и русского. Их основная тема, как вспоминает В. Громов, «грусть, печаль одинокого человека, затерявшегося среди необозримых полей и лесов». Песни должны были звучать на протяжении всего спектакля. Характер музыки свидетельствует о том, что она лишена иллюстративного начала. Музыка вступает с происходящим на сцене в сложные контрапунктические, ассоциативные связи, участвует в сценической драматургии спектакля, несет ауру времени — его образный концентрат.
Роль музыки в поэтическом спектакле — эта тема заслуживает специального рассмотрения. Необходимо сказать, что в современном литературно-поэтическом спектакле музыка — важнейший компонент сценической композиции, ее смыслового наполнения, источник дополнительных значений.
Обращаясь к теме сценического пространства в важном для нас качестве — поэтическом, следует заметить, что его во многом формирует характер движений, пластики актера.
Пустое пространство, освобожденное от вещей, неизбежно концентрирует зрительское внимание на духовном мире личности, ее внутренней жизни, обретающей пластические формы в мизансценировании мыслительного процесса. Каждое движение. актера, жест — случайное, не отобранное или заимствованное из поэтики бытового театра, оказывается разрушительным по отношению к художественному целому. Вот почему вопрос о пластической культуре в литературном театре, в театре поэтических представлений сегодня становится одним из злободневных. Если обратиться к любительской сцене, то в крупных коллективах ему отводится подобающее место.
Так, в Ивановском молодежном народном театре драмы и поэзии, в Орловской теастудии поэзии и публицистики, наряду со словом, актерским мастерством, занятия проводятся по движению, пластике. Тем более пластический образ в поэтических спектаклях театра играет важную роль.
Нам представляется интересным опыт И. Г. Васильева (Ленинград), создающего модель поэтического театра (ДК им. Карла Маркса) с активным участием пластики, пантомимы.
Первый опыт — спектакль «Реквием Пьеро» — целиком построен музыкально-пластическими средствами. Работы же, включающие прозу и поэзию — впереди.
Материалом «Реквиема Пьеро» послужила одноименная поэма, посвященная ее автором И. Васильевым памяти своего учителя. Спектакль построен на полифоническом сочетании мотивов творчества, борьбы, жизни и смерти, объединенных темой Художника, его мыслей, сопряженных с трагическими испытаниями. В воплощении себя в других, в передаче эстафеты следующему поколению — бессмертие творческого духа.
Раскрывая путь Пьеро в жизни и искусстве, его приход в театр-балаган, его способность делиться тем, что знает и умеет, с творческими собратьями, его борьбу за право воплотиться, состояться, поединок с силами зла, создатели спектакля обратились к синтезу разных искусств — актерского, пантомимы, хореографии, цирка, песни, поэзии, музыки. И в этом их близость истокам устной народной поэзии, не расчленяющей драму, танец, жест. Ища поэтический эквивалент отношениям Пьеро с миром, И. Васильев использует эпизоды классической пантомимы (оживление бабочки, рождение дерева с плодами) в создании образа искусства, строит зрелище народного балагана, театра масок.
Большое место в спектакле занимает духовная жизнь героев, ищущих человеческие контакты, содружество. Для выражения этой сферы используются приемы поэтического театра жеста (пантомимы), пластической импровизации. Объединяющим началом выступает образ поэта, музыканта, автора зрелища, исполняющего стихотворные строфы лирических отступлений, партию фортепиано, флейты и барабана (И. Васильев).
Спектакль пространственно и ритмически четко организован, почти по законам хореографии, при этом достигнута органика внутреннего поведения действующих лиц.
В процессе репетиций режиссером была разработана система упражнений по актерскому мастерству, танцу, пантомиме, ритмике. Следующий этап жизни коллектива— включение в поэтическое представление слова — стихотворного и прозаического, слова-поступка, слова-исповеди, обращение к поэзии А. Тарковского, русской и зарубежной классике. Еще один путь к театру поэзии.
Современный литературный театр находится в поиске, Он открывает для себя заново старые и новые материки поэзии и прозы.
Обращаясь к литературным произведениям высокой идейно-художественной значимости, он вносит в искусство энергию историко-философских, нравственных исканий. И тем самым расширяет емкость художественного образа, обновляет сценические формы, рождая новые идеи в искусстве — в профессиональном и любительском. Литературный театр наряду с другими направлениями искусства создает духовные ценности, обогащая нравственно и эстетически всех, кто с ним соприкасается,— и участников и зрителей.
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1923; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!