Тема практического занятия «Арт-терапия: разнообразие видов»



 

Цель и задачи занятия: знакомство с понятием арт-терапия; знакомство с разнообразием видов арт-терапией; разобраться с  задачами разных видов арт-терапией; практическое освоение различный материалов арт-терапии.

Основные этапы занятия: знакомство (5-10 мин), краткий план занятия (5-10 мин), основной материал (60-70 мин), рефлексия в конце занятия (5-10 мин).

Наглядный материал: работы клиентов арт-терапии.

Мультимедийна технология: презентационный материал, фотоматериал, звуковой материал.

Практический материал: бумага, карандаши, краски, кисти, вода, картинки для коллажа, клей, ножницы.

Продолжительность занятия: 3 часа

Тип занятия: практическое применение методов арт-терапии

 

Различные виды арт-терапии

Арт-терапия является частной формой терапии творчеством и связана, главным образом, с так называемыми визуальными искусствами (живописью, графикой, фотографией, скульптурой, а также их различными комбинациями с другими формами творческой деятельности). В отечественной литературе наиболее близким западному понятию арт-терапии является изо-терапия.

В группу различных видов терапии творчеством наряду, с арт-терапией, входят также музыкотерапия, драма-терапия, терапия танцем и движениями и т.д. Некоторые авторы относят к терапии творчеством (или терапии творческим самовыражением) также и терапию творческим общением с искусством и наукой, терапию творческим коллекционированием и другие формы творческой деятельности, имеющие психотерапевтическое и психопрофилактическое значение [3].

Один из основных методов арт-терапии -- терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. В его основе лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии.

Современная изотерапия -- это в основном процесс художественного творчества. Арт-терапия рисованием используется широко. Процесс и результат рисования анализируется по следующим параметрам: скорость заполнения листа, характер линий и форм, изображенных на рисунке, и преобладающие цветовые тона. Яркие краски выражают творческое начало, позитивное эмоциональное состояние; преобладание пастельных тонов свидетельствует о высокой чувствительности. Цвета, их расположение, игра красок -- это свой особый, индивидуальный язык, здесь нет никаких установленных правил, это скорее рисунок души, отражающий ее состояние. Конкретные методы изотерапии подбираются в зависимости от состояния и возможностей ребенка [1].

В целом изобразительная арт-терапия способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса. В интерпретации рисунков внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, формы, композицию, размеры, повторяющиеся в различных рисунках одного ребенка специфические особенности. В изотерапии находит отражение непосредственное восприятие ребенком той или иной ситуации, различные переживания, часто не осознаваемые и невербализуемые.

Для правильной интерпретации рисунков детей необходимо учитывать следующие условия:

уровень развития изобразительной деятельности ребенка, для чего необходимо просмотреть рисунки, выполненные им ранее;

особенности самого процесса рисования (выбор содержания, соответствующего теме; сохранение темы на протяжении процесса рисования или ее трансформация);

последовательность изображений как проявление гиперактивности.

При анализе рисунков уровень изобразительных умений во внимание не принимается. Речь должна идти лишь о том, как с помощью художественных средств (цвета, формы, размера и т.д.) передаются эмоциональные переживания ребенка.

Особенностью изотерапии в работе с детьми является то, что изотерапия используется для создании положительной мотивации, помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, помогает создать ситуацию успеха, а также воспитывает чувство взаимопомощи, взаимовыручки, помогает детям развивать фантазию, используя различные цветовые гаммы, различные материалы для работы. Изотерапия имеет огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук, участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений.

Музыкотерапия-- это метод, который широко используется даже на этапе внутриутробного развития плода. Специально подобранные музыкальные произведения позволяют дозированно «тренировать» эмоциональный мир ребенка. Музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечнососудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка. Одной из составных частей музыкальной арт-терапии являются вокальные и дыхательные тренинги, движения под музыку [8].

Дети дошкольного возраста легко различают мажор-минор, что касается эмоциональных реакций на них, то при предъявлении мелодий с аккомпанементом, они проявляются в более раннем возрасте. У детей 3-12 лет минорные мелодии с аккомпанементом часто ассоциируются со злом или грустью, а мажорные с аккомпанементом - с веселым или нейтральным эмоциональным состоянием.

В принципе нет ограничений для восприятия музыки всеми людьми, но дошкольный возраст является интенсивным периодом развития. Восприятие музыки может происходить на подсознательном или сознательном уровне.

Центральное место в процессе музыкального восприятия занимают эмоции. Отражаемые эмоции - это полный спектр человеческих переживаний, как положительных, так и отрицательных. Музыка эмоциональна по своей сущности, и поэтому ее восприятие является эмоциональным познанием, дает прекрасную возможность развития эмоциональной сферы человека.

По сравнению с другими видами искусств, художественные образы, закодированные в музыкальном произведении, наиболее абстрактны.

Занятия с детьми по восприятию музыки направлены на моделирование у них положительного эмоционального состояния. Процесс восприятия ребенком музыки происходит совместно с педагогом, который помогает ему «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов и настроений. В небольшом, предваряющем слушание рассказе педагог настраивает ребенка на восприятие определенной образной музыкальной картинки, затем мелодия как бы уводит ребенка от отрицательных переживаний, раскрывает ему красоту природы и мира. После прослушивания педагог в беседе (анализе произведения) с детьми выясняет, что они «видели», чувствовали, «делали» в воображаемом путешествии, какую картинку они могут нарисовать словами, описать. Такое восприятие музыки обеспечивает снятие напряжения, улучшает психоэмоциональное состояние детей.

Цель восприятия музыки: гармонизация личности ребенка, восстановление и коррекция его психоэмоционального состояния и психофизиологических процессов средствами музыкального искусства [5].

Сказкотерапия -- это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Сказка для ребенка -- особая реальность, которая позволяет ему раздвигать рамки обычной жизни и столкнуться со сложными явлениями и чувствами в доступной для понимания ребенком форме. Учитывая разнообразие форм, мягкое воздействие, естественность и легкость восприятия арт-терапии, эта форма медицинского психотерапевтического сопровождения становится весьма перспективным, ценным, а порой и незаменимым инструментом практической работы с некоторыми категориями маленьких пациентов [6].

Поскольку сказка - многогранный материал, можно применять ее в психологической работе, используя тот ракурс, который наиболее соответствует психокоррекционным и психодиагностическим целям. Можно выделить несколько направлений сказкотерапии.

1. Суть аналитического направления - интерпретация сказок. При этом акцент делается соответственно на умственную, когнитивную, ментальную сферу психики человека. Цель метода - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, фразой, конструкцией сюжета.

2. Сказки очень приятно слушать, но не менее приятно их рассказывать. Многие родители, воспитатели, педагоги рассказывают детям сказки, однако, рассказывание сказок как направление сказкотерапии имеет свои особенности и формы. Сказки могут рассказывать и дети.

3. Переписывая сказку, ребенок, подросток, взрослый сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию конец. Он находит тот вариант, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения. В этом - психокоррекционный смысл переписывания сказок. Переписывание любимых сказок детства может быть полезно в том случае, если любимая сказка стала жизненным сценарием и не дает человеку свободно и осознанно строить свою жизнь.

4. Слушая или читая сказку, ребенок или взрослый проигрывает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование постановки сказки с помощью кукол в психологических целях. "Оживляя" куклу, ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Таким образом, ребенок получает оперативную не директивную обратную связь на свои действия. А это помогает ему самостоятельно корректировать свои действия, улучшая кукловождение. Ребенок реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным.

Современная наука рассматривает методы игротерапиикак одно из наиболее эффективных средств коррекции. В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Цель использования игровой терапии -- не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. В настоящее время игротерапия -- это широкие возможности влияния на подсознание ребенка [6].

Виды игротерапии

1. Если в качестве критерия выдвинуть теоретический подход, то можно выделить виды:

- игротерапию в психоанализе;

- игротерапию игротерапию, центрированную на клиенте,

- игротерапию построения отношений;

- примитивную игротерапию;

- игротерапию в отечественной психологической практике.

2. По функциям взрослого в игре различают

- недирективную игротерапию;

- директивную игротерапию.

3. По форме организации деятельности различают:

- индивидуальную игротерапию;

- групповую игротерапию;

4. По структуре используемого в игротерапии материала:

- игротерапию с неструктурированным материалом:

- игротерапию со структурированным материалом [7].

Куклотерапия(маскотерапия работа с куклами и марионетками) - может использоваться в разных направлениях арт-педагогики: психодраме, игротерапии, сказкотерапии и пр. Современные «куклотерапевты» едва ли не самым действенным способом работы с детьми считают кукольный театр. Взрослым этот вариант тоже предлагается, но реже. Дети играют либо в специально придуманных спектаклях, либо в обычных пьесах подходящего содержания. Роли, естественно, распределяются с чувством, толком и расстановкой. Прикладной вариант куклотерапии - изготовление кукол (из ниток, лоскутков и пр.) - несет большой высвобождающий скрытую энергию заряд.

Выделяют следующие функции куклотерапии:

· Коммуникативная -- формирование эмоционального контакта детей в коллективе;

· Релаксационная -- снятие эмоционального перенапряжения;

· Воспитательная -- психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

· Развивающая -- развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики;

· Обучающая -- обогащение информацией об окружающем мире [4].

Библиотерапия(creative writing), основанное на литературе самовыражение через творческое «писание», сочинение. При этом возможно совершенно свободное выражение (о чем хочу, что хочу и как хочу), так и заданные темы. В библиотерапии терапевтический эффект основан на законе Геннекена: главный герой любого литературного произведения всегда - автор. Сюда же относится и автобиографический метод, и сочинение драматических произведений, и стихосложение, ведение дневников, написание писем (хотя эпистолярный жанр в наше время явно вырождается) и многое другое.

Выделяют три основные задачи библиотерапии:

1. библиоведческая, библиотека для больных должна играть роль фактора, отвлекающего от мыслей о болезни, помогающего переносить физические страдания, (цель руководства чтением конкретного читателя или однородных читательских групп не ставится);

2. психотерапевтическая, Библиотерапия является компонентом психотерапевтического лечения больных неврозами и некоторой части психических больных (проводится врачом-психоневрологом или психиатром без участия библиотекаря);

3. вспомогательная, а в ряде случаев и равноправная часть лечебного процесса при неврозах и соматических заболеваниях (требует участия врача-психотерапевта и специально обученного библиотекаря).

Песочная терапия. Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году [9].

Игры с песком - одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека. Кроме самого песка для песочной терапии используются миниатюрные фигурки человечков и животных, кукольные дома, поезда, деревья, башни, а также разнообразный материал: ткань, нитки, тесьма, глина, пластилин, цветная бумага, маркеры, сухие цветы, кусочки дерева, бусинки, камешки, монеты, -- в общем, все, что может потребоваться малышу для создания своего мира в пределах одной небольшой песочницы.

От других форм арт-терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придает работе определенный вид ритуала. Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений. Здесь не требуется каких-либо особых умений. Миниатюрные фигурки, природные материалы, возможность создания объемных композиций придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психических содержаний, помогают установить доступ к довербальным уровням психики. При работе в психотерапии над расстройствами, происходящими из поры раннего детства, когда ребенок еще не мог разговаривать, зрительный образ является очень важным [12].

Хромотерапия- наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна приписывалось магическое значение, благотворное илиотрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе, коррекционной и лечебной педагогике. Так, синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли, понижает аппетит. Голубой цвет оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения. Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение людей. Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы. Зелёный цвет успокаивает, создаёт хорошее настроение. Этот цвет оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей, при лечении воспалений, при ослабленном зрении. Розовый тонизирует при подавленном настроении, а жёлтый цвет - цвет радости, покоя, теплоты, нейтрализует негативные действия [14].

Литература:

1. Арт-терапия - новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2009. - 336 с.

2. Арттерапия // Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2012. - С.52 - 58.

3. Бреслав Г.А. Цветопсихология и цветолечение для всех / Г.А. Бреслав - СПб, 2005 г.

4. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е. Бурно - М.: Медицина, 2010.

5. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. М., Ось-89, 2009.

6. Г.Л. Лэндрет. С.С. Суини. Игровая терапия, центрированная на ребенке: работа в группе. Журнал практической психологии и психоанализа. Декабрь 2007 г.

7. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб.: институт специальной педагогики и психологии, 2010.

8. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров - СПб, 2010

9. Игротерапия как средство коррекции неконструктивного поведения детей старшего школьного возраста. Морозова О.В. Чекашева Н.И.

10. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: рук. для дет. психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2009. - 158 с.

11. Копытин А.И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие / А.И. Копытин - СПб.: Академия Постдипломного педагогического образования, 2005.

12. Копытин А.И, Свистовская Е.Е. Арт-терапевтические методы, используемые с детьми и подростками: обзор современных публикаций. Журнал практической психологии и психоанализа

13. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копытин - СПб.: Питер, 2012.

14. Кроль, В.М. Психология и педагогика: Уч. пособие для техн. вузов/ В.М. Кроль - М.: Высшая школа, 2011.

15. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2009. - с. 54.

16. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2011.

17. Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия / Л.Д. Назарова - СПб, Речь, 2012.

18. Осипова, А.А. Общая психокоррекция / А.А Осипова - М, 2010.

19. Тарасова Е.Г. Целительные силы искусства. Арт-педагогические техники и приемы. Метод. пособие - Тамбов: ТОИПКРО, 2010. - с. 12.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 619; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!