Содержание догмата о Святой Троице



Для Православной Церкви Пресвятая Троица (греч. ή άγία Τριάόα) – непоколебимое основание всякой религиозной мысли, всякого благочестия, всякой духовной жизни, всякого духовного опыта. Пресвятая Троица для человеческого религиозного сознания есть изначальное Откровение, источник всяческого Откровения и всяческого бытия.

Суть церковного учения о Святой Троице заключается в том, что Бог един по существу и троичен в Лицах. Иными словами, при безусловной единичности и нераздельности Своей природы Бог существует в трех различных Лицах. Основа Божественного бытия у всех Лиц одна и та же, но образ ее существования и выражения в каждом из них отличен, так что каждое Лицо в Своем отношении к другому сознает Себя отдельным и самостоятельным.

Догмат о Пресвятой Троице рассматривают с разных сторон: а) по своему существу он богооткровенный в особенном и полном смысле слова - именно исповеданием догмата о троичности христианин отличается от нехристианина; б) по важности, или степени значения, он основной, или коренной, - при отказе от этого догмата отвергается все учение о Боге-Искупителе (т.е. Сыне Божием), а также учение о Боге—Освятителе (т.е. Святом Духе); в) по возможности его уяснения он непостижимый, и не только для людей, но и для ангелов. Самый проницательный ум и самое живое воображение останавливаются и замирают в недоумении и растерянности перед тайной Святой Троицы. Ибо кто может объяснить наличие единства природы и различие Лиц в одном существе, единство и множество, общее и частное.

Троицу нужно принимать как факт, достоверность и необходимость которого могут обосновываться только самим этим фактом. С одной стороны, догмат о Троице является непостижимым для человеческого разума, потому что в ограниченном человеческом и одноличном духе нет такого рода ясных и отчетливых аналогий, на основании которых можно было бы с несомненностью заключить и судить об образе трехличного существования Божия. С другой стороны, усилия и попытки рационалистического, чисто интеллектуального богословского мышления решить вопрос о том, как может быть мыслим догмат о Троице, нередко приводили к заблуждениям и ересям. По мнению священника Павла Флоренского, только принятие троичной антиномии сообщит человеческой мысли устойчивость, удержит ее от раздвоения при осмыслении вопроса о том, каким образом совмещаются единство и троичность в Боге.

Билет № 10

Троичность лиц в Боге и данные Божественного Откровения

Символ веры призывает христиан верить, т.е. иметь живую уверенность в бытии трех лиц в едином Божестве. Это значит, что Отца, Сына и Святого Духа необходимо признавать не как три свойства, или силы, или явления и действия одного и того же Божества, а как отличающиеся друг от друга три Его лица. Каждое лицо имеет свою особую самостоятельность и свои особые личные свойства, которые выделяют его среди прочих, не позволяя смешиваться с другими лицами.

Божественное Откровение содержит различного рода указания на троичность лиц в Боге;

В Ветхом Завете вследствие строго монотеистической религии древних евреев, даются прикровенные указания трех видов, которые в свете Нового Завета становятся более ясными.

1. Общие указания на множественность лиц в едином Боге без определения их числа.

Начальные слова бытописателя: “В начале сотворил Бог (Elohim – множ. форма Боги) небо и землю” (Быт.1, 1). Совет Пресвятой Троицы о творении человека: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему” (Быт.1,26). Перед изгнанием согрешивших прародителей из рая Господь произнес: “Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло” (Быт.3,22).

2. Указания на существование в Боге трех лиц, но без их именования и различения.

Некоторые из отцов Церкви видели такое указание в явлении Бога Аврааму в виде трех странников “И явился ему (Аврааму) Господь (Iehovah) у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер свой во время зноя дневного. Он (Авраам) возвел очи свои и взглянул, и вот три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер свой и поклонился до земли, и сказал: Владыка! (Adonai) Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт.18,1-3). Согласно толкованию блаж. Августина, “Авраам встречает трех, а поклоняется Единому. Узрев трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы Единому, исповедал единого Бога в трех лицах” [56].

Другое указание на Троицу усматривают в песне серафимов, которую слышал пророк Исаия в видении во время призвания его к пророческому служению: “Свят, свят, свят Господь Саваоф” (Ис.6,3). Это подтверждается контекстом речи, потому что Исаия “услышал голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?” (Ис. 6,8), т.е. Исаия видел и слышал голос одного Бога, тогда как идти он должен был от имени многих. Именно в таком смысле истолковано это Богоявление в Новом Завете. Пророк Исаия говорит, что видел Господа Саваофа - Иегову, а по словам евангелиста Иоанна, Исаия “видел славу Его (Сына Божия) и говорил о Нем” (Ин.12, 41); по свидетельству же апостола Павла, Исаия слышал глас Дула Святого (Деян.28, 25-26), посылавшего его к народу Израильскому.

3. Указания на личность и божество и именование каждого Лица Святой Троицы.

А. Указания на ипостась Сына Божия можно отчетливо видеть в обетованиях и пророчествах о Мессии. “Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя” (Пс. 2,7). Пророк Давид исповедует: “Сказал Господь (Iehovah) Господу (Adonai) моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих... из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое” (Пс.109,1,3). “Помазал Тебя, Боже (ЕIohim), Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих”(Пс.44, 8).

Б. Указания на бытие Святого Духа как особой ипостаси Божией малочисленны и прикровенны “Дух Божий носился над водою”(Быт.1,1). Более ясные содержатся в повествованиях о том, что Бог ниспосылал Духа Божия наставлять пророков (Зах.7, 12), так что их слова были Его словами (2Цар.23,2). Наиболее отчетливо такие указания даются у Исаии в связи с пророчествами о Мессии: “Ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его”(Ис. 48,16); “Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим…” (Ис. 61,1).

Новозаветные свидетельства о троичности лиц в Боге можно разделить на: а) общие указания на личность всех трех лиц Божества и

б) частые указания на личность и самостоятельность каждого лица Божества.

а. Общие указания на личность всех трех лиц Божества.

При крещении Иисуса Христа в Иордане “Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!” (Лк.3,22; Мк.1,10—11; Мф.3,16—17). Свидетельство самого Иисуса Христа: “Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век… Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам”(Ин.14,16,26). Главное свидетельство о троичности - заповедь Спасителя о крещении: “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа” (Мф. 28, 19). Апостол и евангелист Иоанн передает ясное свидетельство: “Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино” (1Ин. 5,7).

б. Частные указания на личность и самостоятельность каждого лица Божества.

о Боге Отце как личности было свидетельство самого Иисуса Христа: “Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца” (Ин.10,15); “Отец Мой доныне делает, и Я делаю” (Ин. 5,17).

О Боге Сыне, т.е. о самом себе, как об отдельной, самостоятельной ипостаси свидетельствовал Иисус Христос в своих высказываниях об Отце (см. тексты выше).

О Боге Духе Святом как отдельном лице, как существе личном, действующем с самосознанием и волей, говорил Иисус Христос, называя Его “другим Утешителем, Дхом Святым” (Ин . 14,16,26).

Билет № 11

Билет № 12

Билет № 13


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 316; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!