Понятие о догматах и догматическом богословии



Рассмотрим название предмета, который мы будем изучать. Догмат — мнение — происходит от греч. глагола — думать, полагать, представлять, верить. Первоначальное значение слова “догмат” — “то, что кажется хорошим” — классические авторы использовали как термин для выражения истинности, неоспоримости:

1)отдельных принципов различных философских школ,

2)законов общественных властей.

Во втором значении слово “догмат” используется в Ветхом и Новом Завете, обозначая царские указы (Дан.2,13; 3,10; Лк.2,1), распоряжения религиозного характера (2Мак. 10,8; 15, 30), закон заповедей Моисея (Ефес.2,15; Кол.2,14), постановления Иерусалимского собора (Деян. 16,4).

Однако отцы, учители и писатели Церкви используют слово “догмат” в первом значении. В противоположность философским учениям догматом в первые три века называется почти все, что связано с христианской верой и практикой. Понятие догмата в современном смысле вырабатывается и входит в церковное сознание постепенно. Начиная со времени святых Василия Великого и Иоанна Златоуста (IV в.) выкристаллизовывается значение догмата как особого верования, как отдельной вероучительной истины во всецелой системе веры, т.е. истины, относящейся к существу религии, открытой в Божественном Откровении и определенной Церковью. Среди догматов в этом смысле можно упомянуть догматы о Боге, едином по существу и троичном в лицах, о творении видимого и невидимого мира, о воплощении Сына Божия, искуплении человеческого рода, о воскресении, о Церкви, христианское учение о бессмертии души и др. Догмат имеет следующие существенные признаки.

Теологичность - отражает содержание догматических истин. Из всех христианских истин догматами называют только те, которые содержат учение о триедином Боге и отношении Его к миру и разумно-свободным существам, особенно к человеку, Все другие богооткровенные истины, как например истины нравственные, или заповеди, истины обрядовые, канонические, исторические и т.п., не являются догматами веры, но каждый христианин должен их полностью признавать. Догматы как вероучительные истины, как истины веры были изложены Церковью в Символе веры, который начинается словом «Верую»,

Богооткровенность — указывает на происхождение и источник познания о Боге, Его Отношение к миру. Все христианские догматы - это истины богооткровенные, т.е. истины, которые Сам Бог открыл людям однажды и навсегда в необходимой для спасения людей полноте; это слово Самого Бога к людям, почему отцы Церкви и называют их “догматами Иисуса Христа”, “догматами евангельскими”, “догматами божественными”. Именно богооткровенностью христианские догматы отличаются от вероучительных истин нехристианских религий и от различных философских учений. Истины или учения, которые отсутствуют в Откровении, не являются и не могут быт догматами веры.

Церковность - говорит о способе определения и сохранения догматов. Только Церковь Христова — “столп и утверждение истины” (1Тим. 3,15) — может признать за известными истинами значение догматов и она же, Церковь, как Учительница веры предлагает эти безусловные и неизменные (Мф.5,18; 2Кор.1,19-20) истины веры в качестве догматов своим членам. Любой отдельный человек, как не обладающий всецелым знанием, легко может ощибиться или не понять той или иной богооткровенной истины или не чувствовать уверенности в правильности своего понимания этой истины. Именно Православная Христова Церковь неизменно хранит и непогрешимо истолковывает содержание веры, являясь гарантом неповрежденности истин веры и критерием истинного познания вероучения отдельными людьми. Поэтому догматы нередко называли в древности “догматами Церкви”, “словами Церкви”.

Законообязательность — определяет отношение к сознанию отдельного верующего. Догматы как богооткровенные истины, определяемые Вселенской Церковью при содействии Святого духа, преподаваемые Ею от имени Святого духа во имя Христово, имеют значение правил веры или законов, безусловно, обязательных во всей своей совокупности и подлинном смысле для всех верующих и для отдельного христианина. Общеобязательность является следствием того, что догматы представляют собой внутреннюю жизненную норму, или жизненные начала, которые определяют, дают силы и сохраняют духовную жизнь и целостность как всей Церкви, так и отдльного верующего. Поэтому Слово Божие запрещает даже малейшее уклонение от чистоты христианского учения или изменение его: “Если бы даже мы или Ангел неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема” (Гал. 1,8).

На основании вышеизложенного можно сформулировать понятие о догматах.

Догматы — это богооткровенные истины, содержащие в себе учение о триипостасном Боге и Его отношении к сотворенному Им миру, и особенно человеку, определяемые, хранимые и преподаваемые Православной Церковью как непререкаемые, неизменные и обязательные для всех верующих правила веры.

Следующее слово в названии предмета - богословие (греч. θεολογία) состоит из двух простых греческих слов: θεός - Бог и λόγος — слово, речь. В древней Греции словом “богословие” назывались: 1) мифологические сказания о богах, 2) раздел философии Аристотеля (ум. 322 до Р.Х.) - “первая философия”, в которой излагалось “учение о божественном” (Метафизика, кн. 6, гл.1).

И хотя слова “богословие” в Священном Писании нет, с II в. оно начинает встречаться в церковном употреблении. В последующее время это слово употребляется в творениях учителей и отцов Церкви в различном смысле, исходя из его этимологического значения.

1. Слово о Боге.

2. Слово от Бога, или слово Божие. В этом смысле богословием называли все Священное Писание Ветхого и Нового Завета.

3. Слово к Богу, или для Бога. Здесь богословие — это исповедание божества Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого.

В предметном же смысле слово θεολογία на языке древних учителей Церкви означало: 1) учение о Боге и обо всем, относящемся к Богопочитанию, 2) учение собственно о Боге, Его сущности и свойствах, 3) учение о Святой Троице, 4) учение о божестве Иисуса Христа. В последнем смысле именем Богослова назван апостол и евангелист Иоанн, который сам четко выразил цель написания им Евангелия “Сие же написано, дабы мы уверовали, что Иисус есть Христос Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его” (Ин . 20, 31).

Третье слово в названии предмета – православный (греч. ο̉ρθόδοξος) происходит от соединения двух греческих слов: ο̉ρθω̃ς — правильно и δοκει̃ν, — думать, полагать, верить; и все слово переводится как “правильно мыслящий” (о предметах веры), “правильно верующий”. Слово “православное” в названии предмета означает то, что его изложение ведется в духе и под руководством Православной Церкви.

Таким образом, можно кратко определить предмет как систему православного христианского вероучения. Задача догматического богословия состоит в том, чтобы в систематическом порядке изложить, осмыслить и посильно раскрыть православное христианское учение о триипостасном Боге, Его свойствах и действиях в отношении к сотворенному Им миру, и особенно к человеку.

 

Билет № 2


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 407; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!