Божество и единосущие лиц Святой Троицы



Каждое лицо Пресвятой Троицы есть Бог: Отец есть Бог, Сын есть Бог, Дух Святой есть Бог. Обладание одинаковыми нераздельными божескими совершенствами и достоинством приводит лица Троицы к их равенству между собой. Будучи равными и самостоятельными, эти Божественные лица не три Бога, а единое Божественное существо, т.е. они единосущны, или, иными словами, каждая ипостась содержит божественную природу во всей ее полноте.

Ни одна из ипостасей, обладая природой, ею не “владеет”, не расчленяет ее, чтобы ею завладеть. Единая природа остается неразделенной именно потому, что ипостаси содержат ее без ограничений и неравенства.

Эта неразделенная природа сообщает каждой ипостаси ее глубину, подтверждает ее совершенную неповторимость, проявляется в этом единстве Единственных, в этом общении, где каждое лицо без смешения всецело причастно двум другим: природа тем более едина, чем более различны лица, ибо ничто из общей природы от них не ускользает. Лица тем более различны, чем более они едины, ибо их единство - это не безличное единообразие, а совершенное единство бытия и жизни в трех ипостасях, или лицах, нераздельное круговращение” (греч. περιχώρησις) единой жизни, преизбыток “взаимопроникновения без смешения или примеси”.

Святой Григорий Богослов, которого часто называют “певцом Пресвятой Троицы говорит: “Когда я произношу слово «Бог», вы озаряетесь единым и тройственным светом - тройственным в отношении к особенным свойствам, или Ипостасям (если кому угодно так), или к Лицам (нимало не будем препираться об именах, пока слова ведут к той же мысли), - я говорю «единым» в отношении к понятию сущности (ὸυσία) и, следовательно, Божества. Бог разделяется, так сказать, неразделимо и сочетавается раздельно; потому что Божество есть Единое в Трех, и едино суть Три, в Которых Божество, или, точнее, Которые суть Божество”.

Божество Отца

Бог Отец, первое Лицо Святой Троицы, есть истинный Бог. И эта истина засвидетельствована почти на каждой странице Священного Писания настолько ясно и отчетливо, что никто из еретиков не отвергал божество Отца. Он называется Богом (Ин.3,16), Богом единым, истинным (Ин.17,3), Богом благословенным (1 Петр. 1,3), Которому Спаситель молился Сам и учил молиться людей и Которого Он прославлял: “Славлю Тебя, Отче, Господин неба и земли” (Мф.11,25). Апостол Павел, поучая “единодушно, едиными устами славить Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа” (Рим.15,6), говорит о себе: “Преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле” (Еф. 3,14—15).

Божество Сына

Сын Божий, второе Лицо Святой Троицы, по ясным свидетельствам Откровения, есть истинный Бог в прямом, собственном смысле слова, т.е. Бог по естеству. Мысль эта подчеркивается потому, что иногда в Священном Писании люди или ангелы тоже называются богами и сынами Божиими, но уже не в собственном, прямом смысле, а в переносном, потому что из-за своей тварности, в силу отличия их природы от естества Божия, люди и ангелы могут быть сынами Божиими только по благодати, по усыновлению.

1. Сам Иисус Христос учил о себе об истинном Сыне Божием, как о Боге, во всем равном Отцу: “Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также… как Отец воскрешает мертвых и оживляет, кого хочет…как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе” (Ин. 5,19,21,26).

При праздновании обновления храма в ответ на вопрос иудеев о том, кто Он, “Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне... Я и Отец – одно… Отец во мне и Я в Нем”(Ин .10,25,30,38).

В Своей молитве к Отцу Иисус Христос Взывал: “И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира… все Мое Твое, и Твое Мое” (Ин.17,5,10). Осознавая Свое единосущие с Отцом, а также славу Свою как истинного Бога, Иисус Христос призывал, чтобы люди веровали в Него как в истинного Бога: “Веруйте в Бога, и в Меня веруйте”(Ин.14,1). Он также увещевал, “дабы все чтили Сына, как чтут Отца”(Ин. 5,23).

Воплотившийся Сын Божий - Господь Иисус Христос есть одновременно абсолютный Бог и совершенный человек, в котором не было даже тени греха, поэтому в Его свидетельствах о Своем божестве невозможно допустить ни самообольщения или самообмана, ни тем более намерения ввести в заблуждение окружающих. Вся Его жизнь, дела и смерть на кресте подтвердили это. Об этом же свидетельствовали и Его ученики, например апостол Петр: “Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его” (1Петр. 2,22).

2. О божестве Сына Божия учили и апостолы, дополняя учение Иисуса Христа своими мыслями и суждениями, которые были свидетельствами очевидцев всех дел и жизни Спасителя. От лица всех апостолов Петр на вопрос Иисуса Христа: “А вы за кого почитаете Меня?” - исповедовал перед Спасителем веру в Его божество: “Ты - Христос, Сын Бога Живаго” (ό Τ́ιὸςτου̃ θεου̃ του̃ Ζώντος” (Мф. 16, 15-16).

Апостол и евангелист Иоанн Богослов в своем учении о Сыне Божием как о Слове (греч. Λόγος - Слово-Разум) наделяет Его такими возвышенными, и необыкновенными чертами, как безначальное бытие, самостоятельное участие в творении, а также именами Бог, жизнь, свет (Ин.1,1-5); все это ясно свидетельствует о божественной природе личного Логоса. Это Слово есть “Единородный Сын, сущий в недре Отчем (ό ὼν́ είςτὸνκόλπον)”(Ин.1,18), т.е. единородный Сын Божий, рожденный из существа Отца и всегда нераздельно с Отцом существующий. В воплощении Он остался тем же, чем и был до воплощения: “И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца” (Ин.1,14).

Апостол Павел раскрыл вопрос о божестве Сына Божия с разных сторон и наиболее полно. Согласно его учению, Сын Божий “есть образ Бога невидимого” (ὲικὼντου̃ θεου̃ του̃ ὰοράτου ), рожденный прежде всякой твари (πρωτότοκος πάσηςκτίσεος); т.е. происшедший через рождение из существа Отца от вечности прежде творения, и, следовательно, до времени, ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальсльства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит”(Кол.1, 15-17), т.е. Его природа - не тварная, а божеская, и Сам Он - Творец, Он есть Сын Божий собственный (ὶ΄διος - Рим. 8,32) “Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его (ὰπάυγασμα τη̃ςδόξης, καὶ χαρατὴρτη̃ς ύποστάσεως ̀Αυτου̃) (Евр.1,3), т.е. отображение славы Отца, а потому и есть образ ипостаси.

3. Кроме свидетельств о божестве Сына Божия в Священном Писании встречаются выражения, которые можно понять, как субординационистские, т.е. говорящие о подчинении Сына Отцу. Для правильного понимания таких выражений необходимо помнить о том, что с момента воплощения Сын Божий имел две природы: совершенную божескую и совершенную человеческую. Как истинный Бог Он был рожден из сущности Отца, равен и единосущен Отцу, по ипостасным или личным отношениям Он есть Сын Отца и потому второй в порядке лиц Святой Троицы. А как человек Спаситель “во дни плоти Своей”(Евр.5,7) добровольно находился в состоянии самоуничижения и зависел от Отца. Все сказанное помогает разрешать недоумения, возникающие в связи с субординационистскими выражениями Священного Писания о Сыне Божием в Его отношении к Отцу.

Некоторые высказывания Иисуса Христа, носящие субординационистский характер, могут вызывать недоумение, например “Иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня” (Ин.14,28). Эти слова Спасителя свидетельствуют о Его Божеском достоинстве, потому что сравнивать себя с Богом может только Бог, подтверждением чего могут служить также слова Самого Спасителя: “Я и Отец — одно”(Ин.10,30). Следовательно, указанный выше текст надо понимать, как выражение субординационизма по ипостаси, т.е. в том смысле, что Отец есть начало и виновник единосущного и равного Ему Сына, а также потому, что Сын Божий стал человеком. В другом месте Свящ. Писания имеется следующее выражение Спасителя:

“Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему”(Ин.20,17). Правильно понять этот текст помогает учение о двойственной природе Христа. Будучи одновременно и Богом, и человеком, Иисус Христос называет Бога Отцом в силу Своего рождения от Бога по существу (для людей же Бог есть Отец по благодати); Богом называет Его Иисус Христос по домостроительству, поскольку Сам Спаситель стал человеком (а для людей Бог есть Владыка и Бог по естеству). Подобные субординационистские выражения встречаются и у апостолов.

Божество Святого Духа

Дух Святой, третье Лицо Святой Троицы, есть истинный Бог, равный и единосущный Отцу и Сыну. Священное Писание свидетельствует об этом разными способами:

а) называя Духа Святого истинным Богом,

б) показывая Его обладающим свойствами и действиями, которые принадлежат только Богу, и в) заповедуя воздавать Святому Духу такое же божеское почитание, как и Отцу и Сыну.

а. Именование Святого Духа истинным Богом. Апостол Петр прямо называет Святого Духа Богом в своей речи солгавшему Ананию: “Для чего ты допустил сатане вложить е сердце мысль солгать Духу Святому... Ты солгал не человекам, а Богу” (Деян.5,3,4). Апостол Павел, Называя верующих то храмом Божиим (1Кор.3,16,17; 2Кор.6, 16), то храмом Святого Духа (1Кор.6,19), объясняет эти имена тем, что Дух Божий живет в них: “Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?”(1Кор.3,16). Следовательно, Дух, по слову апостола, есть Бог.

б. Изображение Святого Духа обладающим свойствами и действиями, которые принадлежат только Богу.

Святой Дух обладает всеведением: “Дух все проницает, и глубины Божии”(1Кор.2, 10), что ясно свидетельствует о Его божественности, о том, что Он Бог, “ибо кто познал ум Господень?”(Рим.11.34). На это же свойство Святого Духа указывает Спаситель, когда говорит апостолам: “Дух истины... наставит вас на всякую истину... будущее возвестит вам”(Ин.16, 13).

Святому Духу свойственно вездеприсутствие, что следует из всех тех свидетельств Священного Писания, где говорится об одновременном обитании и действии Его в душах всех христиан, живущих по всему лицу земли (Рим.8,9—16; 1Кор.3,16; 6,19; 12,7—13 и др.).

Дух Святой - Бог всемогущий. О Его всемогуществе свидетельствует самостоятельное и полновластное раздаяние Им чудесных и чрезвычайных дарований верующим — даров Святого Духа. Перечислив эти дарования, апостол Павел говорит: “Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно”(1Кор.12,11). Господь Иисус Христос засвидетельствовал всемогущество Святого Духа тем, что изгонял бесов Духом Божиим (Мф.12,28).

Дух Святой изображается принимающим участие в божеских действиях, в частности в творении мира, по свидетельству бытописателя, “Дух Божий носился над водою”(Быт.1,2), а также в промысле о мире. Он поставляет пастырей церкви (Деян. 20,28), прощает людям их грехи (Ин.20,22—23), возрождает к новой жизни (Ин.3,5; Тит.3,5), освящает людей (1Кор.6,11), пророчествует через них (2Петр.1,21)

в. Богу Духу Святому подобает воздавать божеское почитание. Этому учит нас Священное Писание, когда говорит о заповеди Господа крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа и через крещение обязывает каждого христианина исповедовать божество Святого Духа наравне с божеством Отца и Сына (Мф.28,19).

Билет № 14

Единосущие лиц Святой Троицы

Единство Божества одновременно присуще трем лицам вместе и каждому из них. Каждое лицо Святой Троицы - Отец, Сын, Святой Дух — истинный Бог, три лица — это не три отдельных бога, но один Бог, обладающий всеми совершенствами Божества. Три лица в Божестве не то, что дробные или разрозненные Его части или три вида одного рода, - это три разных образа существования (греч. τρόποι ύπάρξεως) одного и того же Божественного существа, образы, хотя всегда отличающиеся между собой особыми вечными и неизменными отношениями, но никогда не дробящие Божественное существо на части, потому что они вечно возникают и существуют внутри одной и той же единой и нераздельной Божественной сущности, потому что лица, или ипостаси, существуют не отдельно друг от друга, но совершенно и всецело обладают единым нераздельным, божественным естеством, что и составляет их единосущие (греч. όμοούσια), и вследствии чего лица нераздельно обладают всеми божественными совершенствами и имеют единую волю, силу, славу, власть, величие.

В Священном Писании утверждается мысль о единстве существа Божия, но термин “единосущие” отсутствует. Сам Иисус Христос учил о Своем единосущии с Отцом: “Я и Отец - одно” (Ин.10,30) Просьба одного из учеников Спасителя Филиппа “Покажи нам Отца” вызвала удивление Иисуса Христа: “Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?”, и сразу же после этого Спаситель начинает убеждать своих учеников: “Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам” (Ин. 14 ,8, 10, 11).

Апостолы тоже ясно высказывались о единосущии лиц Святой Троицы. Так ап. Иоанн Богослов, свидетельствуя о единосущии Сына с Отцом, говорит; “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог” (Ин.1,1). А ап. Павел свидетельствует о единосущии Святого Духа с Богом истинным, указывая, что Бога всецело знает только тот, Кто тождествен Ему по сущности: “Бог открыл это (тайны) Духом Своим... Божьего никто не знает, кролме Духа Божия” (1Кор.2,10-11).

Мысль о единосущии трех лиц Святой Троицы присутствовала в общецерковном сознании с самого начала существования Церкви, которая отстаивала ее в борьбе с ересями, благодаря чему догмат о единосущии ипостасей Св. Троицы получил тщательную разработку и раскрытие на Вселенских соборах, в творениях святых отцов Церкви. I Вселенский собор ввел во всецерковное употребление термин “единосущие” (греч. όμοούσια). С IV в. стала устанавливаться тринитарная терминология: термин “существо” (ὸυσία, а также φύσις; лат. substantia, natura) стал обозначать единое и общее для всей Троицы, т.е. Божество, или природу Божию, а термин “ипостась” (ύπόστασις, а также πρόσωπον; лат. persona) выражал частные (или ипостасные) особенности каждого лица Св. Троицы. Значения этих двух терминов ясно и отчетливо разграничивает св. Василий Великий: “Во Св. Троице иное есть общее, а иное особенное: общее приписывается существу, а ипостась означает особенность каждого лица... Сущность и ипостась имеют между собой такое же различие, какое есть между общим и отдельно взятым, например между живым существом вообще и таким-то человеком”. Как и ипостась каждый из нас есть или Петр, или Андрей, или Иоанн и т.д., но, по существу, он — человек, соответственно этому «прилагая к общему отличительное, надобно исповедовать веру так: божество есть общее, отцовство – особенное. Сочетая жи сие, надобно говорить: верую в Бога Отца. И опять - подобно сему должно поступать при исповедании Сына, сочетая с общим особенное, и говорить: верую в Бога Сына. А подобным образом и о Духе Святом, сочетая предложение по тому же образцу, должно говорить: верую и в Бога Духа Святого, чтобы и совершенно соблюсти единство исповеданием Божества, и исповедать особенность лиц различением свойств, присвояемых каждому лицу”. И с IV в. стала преобладать следующая формулировка догмата о Святой Троице: “В Боге едино существо в трех ипостасях”.

Билет № 15


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 343; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!