Неизменяемость христианского вероучения и возможность его совершенствования



Догматы Церкви обладают, двумя основными свойствами: они относятся к изначальной и всеобщей истине Божественного Откровения и их предлагают в Церкви официально, обязательно для всех и окончательно. Поэтому содержание догмата следует отличать от догматической формулы, или выражения. Содержание догмата — это истина, носящая существенный характер, т.е. реально существующая независимо от того, что знает или как понимает эту истину человек. Догматическая формула есть словесное выражение этой истины.

Истина (содержание) догмата – истина о Боге - совершенно неизменна, ибо Сам Господь неизменен: “Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же”(Евр.13,8). Иисус Христос и непосредственно, и через Своих апостолов открыл людям все вероучительные и нравственные истины, необходимые им в земной жизни для их спасения в Боге: “Я... сказал вам всё, что слышал от Отца”(Ин.15,15). Закон, который Христос дал всем людям окончательно и навсегда, есть “завет вечный” (Евр.13, 20).

Уже апостол Павел призывает верующих сохранять христианские истины неизменными: “Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема” (Гал.1,8). Именно поэтому Православная Церковь запрещает исправлять, дополнять, изменять содержание и смысл догматических истин, а также увеличивать или сокращать их число и через отцов VII Вселенского собора определила: “Прибавляющих что-либо к учению Кафолической Церкви или отнимающих что-либо от него мы анафематствуем”.

Если содержание догматов, их смысл не изменяемы, то догматические формулы, или словесные выражения догматов, могут изменяться и действительно изменялись в жизни Церкви. Эта изменяемость объясняется тем, что догматические формулировки исторически обусловлены, т.е. зависимы от определенных конкретных обстоятельств, языка своего времени, религиозно-философской терминологии своей эпохи. Необходимо, однако, сразу уточнить, что при всех изменениях более новая формула может быть только более совершенной и не может противоречить формуле более ранней. Обычно новая формула лишь расширяет формулу более раннюю и конкретизирует ее содержание. Например, I Вселенский собор выразил учение о Святом Духе очень кратко: “(Веруем) и в Святого Духа”. А II Вселенский собор изложил это учение более пространно: “(Веруем) и в Духа Святого, Господа, Животворящего, Иже от Отца Исходящего, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшего пророки”. Не противореча первой, вторая формулировка более подробно излагает веру древней Церкви.

С догматическими формулами непосредственно связан вопрос о специальных богословских терминах, которых нет в Священном Писании, но которые введены в богословие, и в частности в догматику (Троица, сущность, ипостась, единосущие, неслиянное соединение и др.). Эти, по выражению святых отцов, “богоприличные словеса” употребляются для того, чтобы найти наиболее точное выражение той или иной истины и оградить ее от неправильного понимания и перетолкования. История изложения основных христианских истин наглядно подтверждает это. Так, например, Иисус Христос и апостолы всегда учили, а Церковь всегда верила, что Бог един и что Бог есть Отец, Сын и Святой Дух. Когда в последующие века появились люди, неправильно толкующие отдельные места Священного Писания, то для точного выражения правильного учения о Боге Церковь начала употреблять специальные термины: единство существа, или сущности (единосущие, греч. όμοούσιος), и различие ипостасей в Святой Троице.

Кроме различия между догматом и его словесным выражением необходимо отличать догмат от его истолкования. Если догмат имеет признаки неизменяемости и обязательности, то истолкование его таких признаков не имеет.

Истолковать догмат — значит изложить или раскрыть его содержание таким образом, чтобы при сохранении неизменности и неискаженности самого догмата его содержание стало более доступным, понятным для человеческого сознания. Всякое истолкование догмата должно исходить из веры в его истинность, и более расширенное его понимание достигается только “в свете верующего разума”, как говорит апостол Павел: “Вероюпознаем”(Евр. 11, 3). Также и блаж. Августин отмечал, что задача богословия состоит в том, чтобы “познать в свете разума то, что уже принято верой”.

В отличие от самого догмата, содержание которого неизменно и общеобязательно, его истолкование этих признаков не имеет. Это можно проиллюстрировать следующим примером. Все верующие знают, что учение о Христе — Спасителе мира есть неизменный догмат, и каждый человек обращается к Христу как к своему Спасителю. Однако в ответ на вопрос о том, как, каким образом Христос спас все человечество, люди дают разные объяснения. Если одни говорят, что Христос искупил нас от диавола, то другие утверждают, что Христос принес Себя в жертву Богу Отцу, так как люди прогневили Бога и нужно было Его умилостивить. Правильно понять и осмыслить данный вопрос помогает православное учение об искуплении, о котором пойдет речь в разделе о Христе - Спасителе мира.

Билет № 3

Свойства Божии

Наиболее общими и основными признака в понятии о Боге являются безграничная полнота бытия (беспредельность, бесконечность) и духовность. Свойства Бога, относящиеся к совершенствам Его бытия вообще, обычно называются онтологическими, или существенными, свойствами Божиими, а свойства Бога как всесовершеннейшего Духа называются духовными.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 367; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!