Чувство, или чувствование, Божие, его свойства



Бог как существо личное обладает способностью, соответствующей в человеческой природе способности чувствования, органом которой является сердце. И Священное Писание часто говорит о Боге, Который “возлюбил правду и возненавидел беззаконие” (Пс.44,8) Который Сам о Себе свидетельствовал: “Нашел Я мужа по сердцу Моему” (Деян. 13,22) - и говорил о Себе “Буду радоваться… от всего сердца Моего и от всей души Моей” (Иер. 32,41) в других случаях Бог открывал людям Свое состояние: “Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя” (Ос.11,8).

К Существенным свойствам Божиим со стороны Его чувствования относятся: 1) всеблаженство Божие и 2) бесконечная благость, или любовь Божия к творениям.

Всеблаженство (греч. μακαριότης) Божие. Самобытное бытие и жизнь, в Боге во всей их полноте находятся в совершеннейшем единстве. Самоопределение существа Божия, по которому Бог ощущает благо от согласованного действия всех сил и свойств Своей бесконечной природы, есть блаженство Божие. Таким образом, в Боге любовь и стремление к благу тождественны обладанию самим этим благом, вследствие чего Он является Существом всеблаженным. Священное Писание указывает на это свойство чувства Божия называя Его блаженным (1Тим.1,11;6,15) и подчеркивая, что “полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек” (Пс.15,11).

Бесконечная благость, или любовь (греч. ὰγάπη) Божия к творениям. Ощущая любовь к высшему благу и одновременно обладая им, т.е., будучи Существом всеблаженным, Бог открывает Себя и проявляется вовне как Существо всеблагое и любящее. Бог дарует Своим творениям такое количество благ и совершенств, какое может вместить в себя природа и состояние, каждого из этих творений, чтобы находиться в состоянии блаженства. Сам Христос учил о том, что в прямом, собственном, смысле благ только Бог: “Никто не благ, как только один Бог” (Мк.10,18). Многочисленны другие свидетельства Откровения: “Бог есть любовь (ὸ θεόςάγάπη έστίν)”(1 Ин. 4,8); “Все пути Господни - милость и истина” (Пс. 24,10); “Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его” (Пс.144, 9); “Милость Господа - на всякую плоть” (Сир.18, 12). Высшее проявление Божественной благости и любви к человеческому роду представляет искупление людей: “Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3,16).

Билет № 8

Единство существа Божия

Все рассмотренные качества и свойства внутрибожественной жизни характеризует Бога как существо чисто духовное, абсолютное, т.е. беспредельно совершенное, неограниченное, безусловное, обладающее бесконечными свойствами. Бесконечное и совершеннейшее в силу своей бесконечности и всесовершенства не может быть множественным, а необходимо должно быть только одним, поэтому вышеизложенное понятие о Боге приводит к мысли о Его безусловном единстве, единичности, или единственности. Если конечных существ много и каждое из них необходимо предполагает множество других существ, то причина этого заключается именно в том, что они конечны, или, иными словами, каждое из конечных существ обладает не всецелым бытием, а лишь его частью. Только Бог — абсолютный, бесконечный Дух - содержит в Себе всю полноту духовного бытия и обладает ею всецело и совершеннейшим образом, объединяя ее в единстве полнейшего самосознания, самоопределения и самочувствования, а потому существо одного только Бога представляет собой совершеннейшее и нераздельное единство. Таким образом, правильное понимание единства существа Божия состоит в том, что Бог един, т.е. в отношении количества или числа Он только один, или единствен, а в отношении Своего существа - единый, т.е. обладающий единством и тождеством всех Своих свойств.

Мысль о единстве Божием пронизывает весь Ветхий Завет. Ветхозаветное Откровение не только учит о единстве Божием, но и всеми силами старается утвердить в еврейском народе веру в единого Бога. Ветхозаветная религия — религия строго монотеистическая. Давая еврейскому народу первую заповедь — о необходимости веры в единого Бога, Сам Господь возвещает через ветхозаветного законодателя: “Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов” (Исх. 20, 2-3) и пророка Исаию: “Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога” (Ис.44,6). Поясняя главную мысль этой заповеди, пророк Моисей говорил народу: “Только Господь [Бог твой] есть Бог, [и] нет еще кроме Его” (Втор. 4,35); “Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть” (Втор. 6,4).

В Новом Завете истина о единстве Божием звучит еще более отчетливо и ясно. Сам Иисус Христос подтвердил первую заповедь Ветхого Завета: “Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый“ (Мк. 12,29), а в Своей молитве к Богу Отцу говорил: “Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога” (Ин.17,3). Обличая политеизм и раскрывая учение о едином истинном Боге, апостол Павел подтверждает единство Божие ссылками на то, что Он сотворил весь мир и заботится о нем (Деян. 14, 15-17), потому что Только Тот, Кто все сотворил и постоянно заботится об этом, есть истинный и единый Бог. Соответственно и мысль о единстве Божества апостол выражает так: “идол в мире ничто... нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, - но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него” (1Кор.8, 4-6). А в послании к Ефесянам он же пишет: “Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас” (Еф. 4,6). Символ веры, который выражает веру всей Церкви, учит веровать в единого Бога.

Билет № 9


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 295; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!