Философия Просвещения (XVIII век)



В связи с широким идейным движением, получившим название Просвещения. XVIII век получил название эпохи Просвещения. Движение Просвещения, захватившее широкие круги европейской и американской интеллигенции, получило выражение во всех сферах духовной жизни − в философии, социологии, политической экономии, педагогике, политических и экономических учениях, определило направления развития науки, породило новые эстетические доктрины. В своей основной направленности это было антифеодальное движение, подготовившее идеологически события Великой французской революции 1789-1794 годов.

В России Просвещение представлено трудами М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, в Германии Просвещение связано с именами Лессинга, Гумбольда, Гердера, Гете, в Англии − Шефтсбери, Болингброка, Мандевиля, в Америке − Джефферсона, Пейна, Франклина. Но особое значение в этот период имеет творчество французских философов-просветителей Вольтера, Руссо, Ламетри, Дидро, Гольбаха, Гельвеция.

Широта социальной базы Просвещения, отражение в его идеологии интересов и запросов различных общественных слоев и наций определило большое разнообразие философских доктрин просветителей. Одни идеологи Просвещения стояли на идеалистических позициях (последователи Лейбница в Германии), другие отстаивали материалистические взгляды (Дидро, Гольбах, Гельвеций).

На ранних этапах Просвещения был широко распространен деизм, религиозно-философское учение, согласно которому Бог, сотворив мир, не вмешивается затем в его развитие, Другие просветители отстаивали атеистические взгляды (Дидро, Гольбах). Третьи, отрицая исторические формы религии, противопоставляли им «естественную» религию (Руссо).

В качестве разумных форм правления просветители прославляли «просвещенный абсолютизм», парламентскую монархию, демократическую республику и даже идеальное государство, где нет частной собственности и других форм неравенства.

Характерной чертой просвещения является механистический характер исследования любых феноменов. Показательно в этом случае название труда философа Ламетри − «Человек машина». В основе просветительских философских концепций лежит мысль о том, что существует естественный внеличностный Технопорядок бесконечной причинной цепи событий и явлений, который пронизывает все. Этот порядок тожественен порядку, по которому устроен человеческий разум, поэтому мир рационально познаваем. Задача философов показать людям разумность законов бытия и общества. Человеческая деятельность, основанная на знании этих законов и соответствующая им, есть основа социальной гармонии.

В области общественной жизни, истории просветители исповедовали концепцию «общественного договора», а основными идеями, которые, по их мнению, соответствовали законам природы и разума были идеи «равенства» и «свободы».

XVIII век был представлен и логическим завершением эмпиризма XVII века в трудах философов субъективно-идеалистического направления − Джона Беркли и Дэвида Юма. Их основным принципом служило положение: «Существовать − значит быть воспринятым». Они утверждали, что мир, если он и существует, то существует только в наших ощущениях (образы), в нашем сознании (идеи). Основным выводом была невозможность теоретически доказать физическое существование мира.

Философия первой половины XIX века

В этот период формируются философия романтизма, немецкая классическая философия и волюнтаристское направление, родоначальником которого становится Артур Шопенгауэр. Огромное влияние на развитие мировой философии и культуры оказала немецкая классика, представленная трудами Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля, поэтому первую половину XIX века считают временем расцвета немецкой классической философии.

Начало немецкой классической философии было положено априоризмом Канта. Он сформулировал ряд вопросов: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? На первый вопрос, считает Кант, должна ответить метафизика, на второй − этика, а на третий − религия. Отсюда и его основные произведения − «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Религия в пределах только разума». Кант полагал, что существуют идеи, которые не могут быть обоснованы, доказаны в рамках теоретического разума и, которые не возникают в процессе непосредственного чувственного опыта. К примеру, таковыми являются идеи «Бога», «бессмертия души» и «свободы.

Наивысшим достижением немецкой философии считается диалектика Гегеля. В противоположность консервативности своей системы, по которой существует абсолютный дух, порождающий из себя свое инобытие − природу, а затем, через человеческое сознание осознающий свою тождественность с ней, что приводит к совпадению начала и конца всего существующего, − диалектика признавала изменчивость, развитие основой всего бытия.

Гегель формулирует законы диалектики как способа мышления. Закон «Единства борьбы противоположностей» выражает внутреннюю противоречивость любого феномена, в том числе и бытия, и раскрывает причину движения в мире как «самодвижения». Закон «Перехода количественных изменений в качество» раскрывает механизм изменчивости, механизм разрешения противоречий. Закон «Отрицания отрицания» или «снятия», как считал сам Гегель, выражает направленность развития, тенденцию изменения. Однако это не любое изменение, а переход от простого к сложному, от низшего к высшему.

Рассматривая исторический процесс и признавая единство истории, Гегель считает, что историческая закономерность проявляется как тенденция, возникающая на базе массы случайных событий. Люди противодействуют друг другу, а результат их взаимодействия и есть событие. Именно так Гегель определял принцип историзма, что являлось несомненным достижением немецкой классики в области понимания истории.

Немаловажно творчество немецкого философа-волюнтариста Шопенгауэра. Именно он начинает серьезную критику разума. Он выступает против отождествления разума с научным разумом, что явилось развитием наследия XVII века, − века научной революции. Шопенгауэр считает абсолютную веру в непогрешимость такого разума заблуждением, иллюзией и, призывает ограничить его в своих претензиях.

3.8. Русская философия XIX-XX веков

Русская философия явление оригинальное, но, вместе с тем, испытавшее влияние исторически более зрелого и развитого философского знания Западной Европы, сказавшегося на характере русского романтизма (А.Н. Радищев), позитивизма (П.Л Лавров, Н.К. Михайловский), неокантианства (А.И. Введенский, И.И. Лапшин), марксизма (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов). Особенностью развития русской философии в XIX, как впрочем, и XX веке, было активное противостояние славянофилов (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков) и западников (П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен). Наиболее оригинальными и самобытными в содержательном смысле были направления, опирающиеся па православную традицию. Это русская религиозная философия (В. Соловьев, П. Флоренский, С. Булгаков, Н.А. Бердяев) и иррационалистическое направление русской философии (Л. Шестов, В. Эрн).

В отличие от Западноевропейской философии в русской мысли отсутствовала философия права: закон не рассматривался основой человеческого общежития. Основную роль в ней играла нравственность. Таким образом, в русской теоретической мысли, возникла парадоксальная ситуация − если закон противоречит нравственным устоям личности − его можно игнорировать.

3.9. Зарубежная философия XIX-XX веков

Современная философия берет начало от волюнтаризма Артура Шопенгауэра и предэкзистенциализма Серена Кьеркегора. Иррационалистические направления обращены к философскому исследованию внутренних человеческих проблем, не выходящих за рамки ментальности. Это характерно для экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю). Несомненной ценностью обладает и современная религиозная философия: неотомизм (Ж. Маритен), протестантская философия (П. Тиллих).

Рационалистическое направление современной философии представлены феноменологией Э. Гуссерля, которая опирается на априоризм Декарта и Канта и позитивизм Конта, Дж. С. Милля и Г. Спенсера, а также философией марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) и философией науки (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, К. Поппер). В XX веке возникает, как реакция на невозможность объяснения всего с точки зрения разума, постмодернистская единство, целостность только не макроуровне, тогда как на микроуровне очевидна мозаичность, самостоятельность отдельных фрагментов текста события (М. Фуко философия, отрицающая существование какого-либо центра в любой структуре, демонстрирующая, Ж. Делез, Ж. Деррида).

В целом в современной философии проявляются две тенденции. Первая тенденция, включающая в себя направления позитивистского профиля, признает несовместимость мировоззренческого знания с научным познанием (метаморфозы позитивизма) В рамках этой тенденции существует и скрыто позитивистское направление, которое придает мировоззренческому знанию научный характер, тогда как оно не имеет ни эмпирической, ни логической связи с наукой. При этом научное знание включается в структуру мировоззрения (марксистско-ленинская философия).

Вторая тенденция, характеризуется антисциентистской позицией, осознающей «мировоззренческий голод». Ее сторонники, подчеркивая ценность и важность этой проблематики для человека, постулируют вечность и неустранимость вопросов мировидения, категорически отрицая возможность решения этих проблем на научных основаниях.

3.10. Бытие и материя: сущность и структура

Философия, с момента своего возникновения, всегда интересовалась основаниями происхождения всего существующего, как природного, так и ментального. Такие основания называли первопричинами, а знание о них мудростью. Это был наиболее ранний подход к пониманию «Бытия» и его структуры. Бытие понималось в древности и ранней античности как нечто, порождающее все остальное: природные тела, вещи, люди и их мысли. Такая трактовка «Бытия» обычно называется генетической, то есть порождающей.

Более «разумный» к интерпретации «Бытия», подход был связан с развитием околонаучных и научных знаний. В этом варианте его трактуют как все существующее. Здесь тоже не обошлось без противостояния философских учений, так как одни философы под «Бытием» понимали существование природных тел и различного рода событий, другие − существование идеальных (т.е. не физических) феноменов, а третьи − существование всех одновременно.

Современной философия имеет достаточно аргументированное определение «Бытия» как всего, что существует и, более или менее приемлемую трактовку его структуры − это природа (материя) и дух (сознание). Взаимодействие этих элементов, как более сложное, собственно и вызвало к жизни такой феномен, как философия. «Природа» и «дух», в свою очередь, сами представляют двойственные варианты: природа может быть естественной и искусственной, а сознание − индивидуальным и общественным.

Понятие материи проходит в истории развития философской и научной мысли три этапа: первый − античность и средневековье, − материя здесь рассматривается как «вещь», так как она обладает совокупностью уникальных свойств. Главным затруднением была необходимость объяснения появления других уникальных свойств материи из первоначальных.

Второй этап приходится на Новое время. В этот период (XVIIXIX вв.), начиная с Декарта, мыслители ищут всеобщие свойства вещей, то есть такие, которые лежат в основе всех вещей, независимо от их индивидуальных свойств. «Материя» понимается в это время как первичное «свойство» вещей.

Третий период приходится на конец XIX века и продолжается до сих пор. Здесь «материя» представляется в виде специфического «отношения», а не свойства. Под материей понимается специфическое отношение независимости природы от духа в рамках материалистического направления, и ее производность от духа, но дальнейшее отдельное от последнего существование (в идеалистической философии).

Материя всегда существует как «изменение», то есть без движения, которое есть способ ее существования, материи нет. Движение понимается как переход от простого к сложному, от низшего к высшему (развитие), хотя оно включает и такие моменты, как простое перемещение или уничтожение (деструкция).

Материя существует в формах пространства и времени. Последние достижения темпористики (совокупность физики, философии, математики, биологии, истории и.т.д.) связаны с утверждением того, что существует один пространственно-временной континуум, то есть пространство не существует вне времени, а для изменчивости во времени необходимо любое пространство. Несмотря на различные подходы, сегодня под пространством понимают отношения расположенности или структурности элементов системы. Время же, не смотря на многообразие проявлений, − это отношение последовательности событий.

3.11. Сознание, его сущность и происхождение

Проблема сознания является одной из самых значительных в философии. Центральным ее пунктом выступает вопрос происхождения сознания. Необходимо разумно объяснить каким образом человек мог выделиться из животного мира, и сколько времени на это понадобилось, и альтернативы эволюционной теории Дарвина для аргументированного обоснования антропосоциогенеза (происхождения человека и общества) нет.

За последние 50 лет временная граница возникновения человекообезьяны изменилась на срок, в 15 раз превышающий исходный (4050 гг. 500 тыс. лет; 2000е гг. 7,5 млн. лет).

Представляется, что возникли, и долгое время продолжали параллельно действовать два ряда факторов − биологические и социальные. К биологическим факторам относятся прямохождение, изменение кисти передней конечности, увеличение и усложнение мозга. Социальные факторы − это труд общение и речь. Речь, как это доказано, возникает 50 тыс. лет назад. Кроманьонец, по всем морфологическим и интеллектуальным (членораздельно говорящий) параметрам, аналогичен современному человеку.

Труд и его объединительная тенденция неприродного (генетически неопределенного) характера привели к возникновению сначала элементарных, а затем более сложных когнитивных, не имеющих к природным основам ни какого отношения, мыслей образов.

Человек формируется с самого начала, как общественное существо не потому, что биологически он является стайным животным. Коммуникативный процесс, отличающийся от природной, биологической передачи информации, связан с формированием социальной формы мышления, то есть образов того, что в природе в готовом виде не существует, того, что необходимо изготовить. Причем, пользоваться надо не собственными телесными органами, а некими посредниками (орудиями труда), которые сами в готовом виде в природе не существуют.

Таким образом, как отмечал Гегель, человек видит себя человеком не в зеркале, а только в лице другого человека. В этом состоит общественная природа сознания.

3.12. Познание и его проблемы

Проблема познания возникает еще в античности и, сначала, у Парменида и Платона носит характер разделения знания на чувственную и умопостигаемую сферы, что констатирует существование двух типов человеческих способностей. Со временем философы и ученые пришли к выводу о существовании различных форм у чувственной и рациональной ступени познания. Чувственная ступень выступала в виде ощущения, восприятия, и представления. Рациональная ступень (умопостигаемое знание) в виде понятия, суждения и умозаключения.

Изучение этих областей познавательной деятельности привело к вопросу об «истине», то есть о соответствии знаний свойствам действительности. Это главная проблема теории познания. Здесь возникают две тенденции, которые с различным преобладанием функционируют в философском сознании. Первая тенденция (Платон, Аристотель, Декарт, Гегель, Маркс и т.д.), рассматривая истину как адекватное отражения в знаниях человека свойств природных вещей, фактически отождествляла философское знание с научным знанием. Здесь философская и научная истины были тождественны. Другими словами: истина общезначима и объективна, то есть, не зависима от личностных вариаций.

Вторая тенденция (Протагор, Кьеркегор, Ницше и т.д.) рассматривала «истину» (знание) как личностное, принадлежащее одному человеку, а не общезначимое, всеобщее. Таким образом, здесь истина, как главная характеристика знания, является субъективной, множественной (сколько людей столько истин). Справедливости ради отметим, что истину в этом направлении понимали как философскую, а не научную.

Далее философы сумели разделить знание на научное и ненаучное (эзотерическое). Философия и занимается знанием вообще, но в разных направлениях упор делался либо на общезначимое, научное, знание, либо на личностное, субъективное, знание.

Эзотерическое знание весьма разнообразно. Это философское, эстетическое, этическое, религиозное мистическое и другое знание подобного рода.

Научное знание, поскольку в его основании лежит не только всеобщность, общезначимость и принципиальная возможность быть проверенным, занимает в философии особое место. Оно имеет два уровня: эмпирический и теоретический. Первый уровень представлен в следующих формах: научный факт и физическая модель. Теоретический уровень представлен в форме принципа, идеальной модели, гипотезы. Высшей формой этого уровня является теория.

Эзотерическое знание представлено разнообразными, но субъективно выбираемыми, предпочтительными методами:

· механистическим методом (Локк, Дидро и др.),

· диалектическим методом (Сократ, Платон, Гегель, Маркс),

· критическим методом (Кант, неокантианцы),

· трансцендированием (религиозная философия Фома Аквинский, Маритен и др.),

· герменевтикой (Шлейермахер, Дильтей, Гадамер, Рикёр),

· деконструкцией (Деррида, Кристева).

Методы научного познания на эмпирическом уровне представляют собою наблюдение, эксперимент, физическое моделирование, на теоретическом уровне это идеализация, абстрагирование, дедукция, генерализация. Методы, применяемые на обоих уровнях: анализ, синтез, индукция.

3.13. Философские проблемы общественной жизни

Общество возникло давно, но до сих пор не утихают споры о том, что оно собой представляет, как оно изменяется, если изменяется вообще. Существует множество подходов к определению общества и пути его существования. С самого начала оно рассматривается как результат отношения неравенства среди людей. Аристотель считал общество продуктом личной заинтересованности каждого, удобством. В XVII-XVIII веках господствовала теория «общественного договора». В XIX веке Адам Смит называл общество продуктом меновой необходимости, а его последователь, Карл Маркс, органической системой.

Действительно, общество многофункциональная и структурно сложная система, где все взаимосвязано друг с другом. Понять связь социальных групп и сфер материального и духовного производства общества очень важно. Главным же всегда представлялись попытки на основе прошлого и настоящего построить логичную, аргументированную концепцию будущего существования общества. История показывает, что все прожекты фактически являлись утопическими, несбыточными.

Среди всех подходов наибольший интерес вызывают формационный и цивилизационный. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки.

Формационный подход очень логично, базируясь на экономических основаниях (способ производства) доказывает определенную однозначность общественного развития: от первобытности к рабовладению, от него к феодализму и так далее. Недостатком такого подхода как раз и является провиденциализм. Кроме того, подобнее развитие свойственно только европейскому региону.

Цивилизационный подход рассматривает историю общества не как историю чего-то единого, а с точки зрения различия человеческих культур. Понятно, что каждая самобытная культура уникальна, и это накладывает отпечаток на ее историю. Этот момент, как раз, игнорировала формационная концепция. С другой стороны, люди всегда остаются людьми, а не животными, поэтому в любой культуре находятся много моментов сходства. Это позволяет соотносить исторические события, сравнивать их, не забывая при этом, об относительности единства исторического процесса.

 

4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература (учебники и учебные пособия)

1. Алексеев П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин; Моск. гос. ун-т, Философский факультет. – М.: М.: Проспект, 2012. – 592 с.

2. Введение в философию: Учеб. Пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. – М., 2010.

3. История философии: Запад-Россия-Восток: учебник для вузов: кн.1-4. / [И.С. Вдовина, А.Ф. Грязнов, А.А. Гусейнов и др.]; под ред. Н.В. Мотрошиловой, А.М. Руткевича; Российская академия наук, Институт философии. М.: Академический проект, 2012.

4. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В.А. Канке. – М.: Логос, 2015. – 375 с.

5. Спиркин А.Г.Философия: учебник для бакалавров: учебник для вузов / А.Г. Спиркин. – М.: Юрайт: [ИД Юрайт], 2015. – 828 с.

6. Философия: учебное пособие для вузов / [И.В. Ватин, В.Е. Давидович, Е.В. Золотухина и др.]; отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 569 с.

7. Философия: учебник для бакалавров/ [В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратникова и др.]; под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юрайт: [ИД Юрайт], 2014. – 561 с.

8. Философия в вопросах и ответах: учебное пособие / [Е.В. Зорина, Н.Ф. Рахманкулова, А.В. Соколов и др.]; под. ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой; Московский государственный университет, Философский факультет. – М.: Проспект, 2011. – 336 с.

Дополнительная литература

1. Алексеев П.В. Хрестоматия по философии: учебное пособие / Московский государственный университет, Философский факультет; сост. П.В. Алексеев. – М.: Проспект, 2012. – 574 с.

2. Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов − М.: ИнфраМ, 2009. Новая философская энциклопедия, в 4х т. − М. 2001.

3. Онтология. Тексты философии: [учебное пособие для вузов] сост. В. Кузнецов. – М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2012. – 363 с.

4. Русская философия: Энциклопедия. Под общ. ред. М.А. Маслина. − М.: Алгоритм, 2007. Философия: энциклопедический словарь / под. ред. А.А. Ивина − М.: Гардарики, 2009.

5. Философия: хрестоматия − М.: РАГС, 2006.

6. Хрестоматия по западной философии. Античность, Средние века, Возрождение − М.: ACT, 2008.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 424; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!