Краткое изложение содержания дисциплины



3.1. Специфика философского знания

Специфика философского знания заключается в том, что оно, не являясь наукой, искусством, или религией, имеет основательное сходство с ними. По форме, имея исходные принципы, понятийный аппарат и соответствующие выводы (постулаты) философия выступает как любая научная теория, имеющая формально те же самые признаки.

Будучи индивидуальным, а не общезначимым знанием, философия, как и искусство, принадлежит личности, эпохе, стране. Другими словами философия точно определена по времени и скоординировала географически, то есть, в отличие от науки, она локализована в рамках национальной культуры.

С религией у философии сходство не столько содержательное, хотя можно говорить и об этом, касаясь сугубо религиозной философии, сколько относящееся к основному принципу познания. В основе философии, как и религии, лежит вера. Конечно, философская вера отличается от религиозной, но основным общим правилом является признание недоказуемости истины, ситуации, не требующей какого-либо доказательства вообще. В философской вере признается еще индивидуальность истины, то есть ее субъективность.

Главной специфической чертой философии является ее мировоззренческая направленность. Она, по сути, есть не что иное, как форма внешнего существования мировоззрения.

Мировоззрение это совершенно когнитивный, ментальный процесс индивидуации ценностей, норм на основе личного жизненного опыта человека. Оно реально существует, если брать его внешнее обнаружение (объективацию) в трех формах.

Исторически первая и самая простая форма − это поступок, в котором отсутствует всякая попытка рефлексии, то есть выяснения причин поступка. Вторая, более сложная форма мировоззрения, строится по художественному типу и является чувственно-образным его выражением. Здесь уже присутствует рефлексия, заключающаяся в попытках объяснения собственного деяния себе самому через систему эмоционально-чувственных образов. Философия выступает третьей и самой сложной в мыслительном отношении формой: она осуществляет рефлексию в системе понятий, которые выражают сущностные моменты и непосредственно не представимы, то есть, не воспроизводимы чувственно. Философия появилась в VII − VI веках до нашей эры в трех достаточно удаленных друг от друга регионах: Индии, Китае и Греции. При этом философская мысль этих стран возникла совершенно независимо друг от друга. Наибольшее распространение получили две концепции происхождения философии. Это гносеогенная концепции (гносис − от греч. − знание, генезис − от греч. − рождение, происхождение), где утверждается возникновение философии из древней науки, и мифогенная, которая утверждает ее происхождении из мифа.

Наиболее логичной представляется возникновение философии из мифа, поскольку науки (то есть системы особым образом организованных знаний, а не того, чему можно было научить) в это время еще не существовало. Вероятной причиной возникновения этого феномена является развитие самого мышления в процессе жизнедеятельности человека: переход от ассоциативности образов к логике понятийного типа. Наряду с чувственно-эмоциональными образами формируются обобщения, лишенные чувственной основы и эмоций. Эти обобщения, обозначающие сущностные основы, называют понятиями.

 

3.2. Философия Древнего Востока

Философия Древнего Востока отличается, большей частью, своей иррационалистической направленностью, для которой характерны опора на истину-веру, необязательность доказательности и логичной аргументации при сохранении логичности текста. Многие философские школы вообще формировались в рамках религии (йога, санкхья и др. в Индии) или сами становились таковыми (даосизм и конфуцианство в Китае).

Возникновение философии в Индии связывается с появлением Упанишад (наиболее известные − «Брихадараньяка», «Чхандогья», «Айтарейя», «Каушитаки»), знания, несшего в себе солидное понятийное ядро. На их базе возникают собственно философские школы. В Индии этот период называют классическим.

Он представлен двумя направлениями: ведическим (ортодоксальным) и антиведическим (неортодоксальным). Названия связаны с религиозными древнеиндийскими источниками − «Ведами».

Ведическое направление основывалось на знании вед и включало шесть, школ: Вайшешика, Санкхья, Йога, Ньяя, Пурва-миманса и Веданта.

Антиведическое направление было представлено тремя школами: Локаята, Джайнизм и Буддизм.

Начало философии в Китае положили древние книги, на которых базировалась образование элиты и, благодаря которым, сохранялись культурные традиции всего народа. Это книги «Ши цзин» (Книга песен), «Шу цзин» (Книга истории), «Ли шу» (Книга порядка), «Чунь цю» (Вёсны и осени) и «И цзин» (Книга перемен).

На основе развития содержания этих книг в Китае возникает большое количество школ. Основные из них − это:

даосизм (основатель − Лао Цзы; основное произведение − «Дао дэ цзин» (Книга о пути и силе),

конфуцианство (основатель − Кун Фу Цзы; основное произведение «Лунь Юй» (Беседы и размышления),

моизм (основатель − Мо Ди; основное произведение − «Мо-цзы»),

легизм (от слова легитимный − законный) – (один из главных представителей − Шан Ян; одно из основных произведений − «Шан цзю шу» − Книга правителя области Шан).

Изучая этот период философии, студенты должны обратить внимание на исключительную антропоцентричность культуры Древнего Востока, то есть ее ориентированность в большей степени на человека, чем на природу.

 

3.3. Античная философия

Античной философией называют весь корпус философских концепций возникших в Древней Греции и Древнем Риме. Этот период охватывает около тысячи ста лет (с VI в. до н.э. по V век н.э.) и включает три основные периода.

Первый период − натурфилософия (основные представители − Фалес, Анаксагор, Гераклит, Парменид, Эмпедокл, Демокрит, Эпикур).

Второй период − классический (основные представители − Сократ. Платон, Аристотель).

Третий период − эллинистический, когда возникают направления скептицизма (Протагор, Горгий. Гиппий), стоицизма (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизма (Тит Лукреции Кар) и неоплатонизма (Плотин, Прокл, Порфирий).

Первый период характеризуется поисками первичных основ космоса. Первых философов интересует происхождение природы, космоса, а человек лишь микрокосм, то есть малая частичка природы.

Второй период характерен иной проблематикой: начиная с Сократа, проблема человека занимает главное место в размышлениях философов. Именно в это время рассматриваются вопросы познавательного характера, а Аристотель формулирует классическое определение истины, как соответствия наших знаний действительности. Тогда и закладывается философский подход аналогичный подходу научному, и, хотя философия рассматривается как мудрость (знание первопричин), тем не менее, ей приписывается не только всеобщность, но и общезначимость, то есть одинаковость для всех. В этот период возникают и одна из первых социальных утопий − «Государство» Платона и социально-историческое исследование Аристотеля «Афинская полития».

Эллинистический период характерен сдвигом в сторону субъективации истины. Знание в этот период рассматривается как личностное. Так скептики полагали, что знание некого субъекта не имеет значения для другого человека. Стоики считали знание не имеющим значения, хотя и не отрицаемым в силу фаталистичности жизни. Для неоплатоников, явившихся идеологической основой христианства, знание выступало частью «Единого», то есть, являлось, по сути, элементом божественного знания.

3.4. Средневековая философия                    

Средневековая философия охватывает период с середины V века нашей эры по XIII век включительно. Условно его можно разделить на три этапа: патристика, схоластика и философия Возрождения.

Патристика (VVII вв.) − это философия, творимая «отцами» церкви (pater). Основные представители − Тертуллиан и Августин Блаженный. Основная цель − теоретическая защита христианства, как от язычества, так и от неортодоксальных христианских сект. Главная идея − примат, доминанта веры над разумом. Однако, уже у Августина («Исповедь») очевидна попытка рационализации (разумной аргументации), то есть объединение теологии и религиозной философии.

Период схоластики (VIIIXIII вв.) характеризуется абсолютизацией Аристотелевой формальной логики, а так же длительной дискуссией между философами по поводу «универсалий» (всеобщего). Относительно того, как трактовалось существование универсалий, философы образовали два направления: реализм и номинализм.

Реалисты (виднейший представитель − Фома Аквинский) считали, что универсалии существуют самостоятельно, независимо от единичных вещей (идеализм). Номиналисты (Уильям Оккам) утверждали, что универсалии − есть имена, присвоенные классам вещей (одна из форм материализма). Эта дискуссия определила содержание почти всей схоластической философии. В целом мировоззрение средневековья характеризовалось двумя основными принципами:

Теоцентризм − все существующее и происходящее рассматривается только с точки зрения Бога как Творца и Абсолюта;

Средневековый символизм − личность понималась как душа. Телесное рассматривалось как преходящее, тленное и не имеющее никакого значения. Внешнее обнаружение личности в искусстве (портрет, эмоционально-окрашенный пейзаж) были минимальны.

В эпоху Возрождения (конец XIIIXVI век) эталоном знаний о природе, обществе становится античность. Возрождение, впервые за тысячу лет, снова заявило о необходимости знаний имеющих непосредственное отношение к человеку (studia humanitorum), тогда как средневековье признавало только знание божественное (studia deus). Основные мировоззренческие принципы философии Возрождения − это антропоцентризм и индивидуализм.

Антропоцентризм Возрождения связан с признанием в человеке творческих способностей, что делает его (человека) равным Богу (Творцу). Человек рассматривается как единственное в природе существо, способное, как и Бог, создавать нечто новое, изменяя природу, и потому его место в универсуме, подобно месту Создателя, мыслится центральным.

Возрожденческий индивидуализм означал признание зависимости судьбы индивида от него самого, от его собственных доблестей и талантов, а не от божественного определения.

В этот период возникают социальные утопии, сохранившие свое значение на протяжении столетий (Томас Мор − «Утопия», Томазо Кампанелла − «Город Солнца»). Именно в это время формируется и социально-политический реализм, который предлагает различить политику и мораль как нечто несовместимое (Никколо Макиавелли − «Государь»). Развиваются и метафизические проблемы в творчестве Николая Кузанского.

 

3.5. Философия Нового времени и Философия XVII века

В XVII веке, в связи с великими географическими открытиями, расцветает торговля, объем которой сам непосредственно связан с развитием производства товаров. Мануфактура как основа этого производства постепенно превращается к концу века в фабрику.

Это время стремительного развития физики, математики и прикладных инженерных наук. По сути, − это время появления науки в собственном смысле слова, то есть логически организованной системы проверяемых знаний.

Основной пафос философских исследований в этот период был связан с двумя проблемами.

Во-первых − проблема происхождения знания, обнаружение его источника, и, во-вторых − обнаружение того способа, каким можно получать гарантированно истинное знание.

Проблемой происхождения знания занимались философы, принадлежащие направлениям сенсуализма (от лат. Sensus − чувство) и рационализма (от лат. Ratio − разум).

Сенсуалисты (Джон Локк) утверждали, что в разуме нет ничего такого, чего бы не было в чувствах.

Рационалисты (Декарт, Спиноза), напротив, заявляли, что в разуме нет ничего, кроме самого разума. В первом случае источником знания объявлялись наши чувства, на которые действует окружающий мир, а во втором, − разум сам конструировал знание исходя из интуитивных, априорных принципов, заложенных в нем самом.

Проблема способа получения истинного знания разрешалась в противостоянии эмпиризма и рационализма.

Эмпирики (от лат. empiria − опыт) обосновывали опытный путь получения истинного знания. Фрэнсис Бэкон провозглашает: истина − дочь времени (то есть, опыта), а не авторитета. Индуктивная логика, то есть обобщение частных случаев становится основой подобного подхода.

Рационалисты и среди них великий философ-рационалист Декарт, бывший, к тому же, великим математиком, развивают логику дедуктивного типа, то есть выведение частных случаев из общих условий и оснований. Из истинных посылок всегда можно получить истинные следствия, − утверждают рационалисты. Чувства, опыт − обманчивы. Таким образом, познавательный процесс в XVII веке был представлен двумя, казалось бы, самостоятельными традициями, которые, в действительности, выражали разные стороны познавательного процесса.

Интересны и социальные концепции философов этого периода. Джон Локк («Новый Левиафан») различает в истории людей два периода: догосударственный, то есть естественный, когда свобода каждого человека была абсолютна и, поэтому процветала война всех против всех. Второй период − государственный − приводит людей к «общественному договору», согласно которому, все они отказываются от притязаний на жизнь, свободу и собственность других людей. Кроме того, Локк впервые предлагает разделение властей: на власть законодательную и власть исполнительную, которые должны быть совершено независимыми друг от друга. Правителю (королю) как носителю исполнительной власти должна принадлежать и судебная функция.

Доминирующей в философии Нового времени была рационалистическая традиция. Философская система строилась по аналогии с наукой, и сама объявлялась наукой. И только гениальный ученый и философ Блез Паскаль («Мысли») отметил, что у разума и у сердца свои, несовпадающие резоны.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 376; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!