V. Изобразительные искусства. Архитектура.



Передвижники.

А) И.Н. Крамской

Критический реализм стал господствующим направлением в изобразительном искусстве, музыке и театре пореформенной эпохи. В живописи организатором творчества молодых художников этого направления явился И.Н. Крамской — один из создателей в 60-х годах группы художников-передвижников.

Наиболее видными из них были И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, В.Н. Суриков, В.Г. Перов, К.Е. Маковский, Г.Г. Мясоедов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, Н.А. Ярошенко, И. М. Прянишников, К. А. Савицкий, В. М. Васнецов. Позднее к передвижникам присоединились художники младшего поколения — И.Е. Репин, А.И. Куинджи, И.И. Левитан, А.К. Касаткин, В.Е. Маковский. Каждый из мастеров, разделяя основные принципы этого направления в живописи, сохранял свою индивидуальность и неповторимость.

И.Н. Крамской в своих картинах умел передать внутренний мир человека, обычно в момент его сложных душевных переживаний (например, картины «Неутешное горе», «Христос в пустыне»). Крамской был выдающимся мастером глубокого по своей характеристике портрета («Неизвестная»). Также известен портретами выдающихся современников — Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина и др.

Б) В.Г. Перов

Один из организаторов творческого объединения Товарищества передвижниковВ.Г. Перов в начале 60-х годов создал ряд шедевров в жанровой живописи: «Приезд станового на следствие», «Чаепитие в Мытищах», «Монастырская трапезная», «Сельский крестный ход на Пасхе, «Тройка», «Проводы покойника», «Последний кабак у заставы», «Охотники на привале» и др. Известен Перов и как портретист (портреты А.Н. Островского, В.И. Даля, Ф.М. Достоевского), писал также картины на исторические сюжеты («Суд Пугачева»). Выдающимся мастером исторической живописи был В.И. Суриков, создавшие такие полотна как «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы.

В) И.Е. Репин

Выдающимся русским художником, наиболее полно воплотившим в своем творчестве принципы реализма и народности, был И.Е. Репин, прозванный «Ильей Муромцем русской живописи». Для творчества Репина характерны выразительность и монументальность его произведений, широкий диапазон разнообразных жанров и сюжетов — исторических, мифологических, бытовых. Им создана серия полотен, посвященных жизни простых людей («Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии), революционерам-народникам («Арест пропагандиста», «Не ждали», «Отказ от исповеди»), написанные на исторические сюжеты («Царевна Софья», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Иван Грозный и его сын Иван»). Репин также знаменит как выдающийся портретист, создавший галерею замечательных образов своих выдающихся современников —Л.Н. Толстого, Н.И. Пирогова, В.В. Стасова, М.П. Мусоргского и др.

Г) Батальный жанр

Ярким представителем русской батальной живописи был близкий к кругу передвижников В.В. Верещагин. Серии его картин посвящены Отечественной войне 1812г., русско-турецкой войне 1877 — 1878гг., истории завоевания Средней Азии («туркестанская коллекция»).

Д) Жанровая живопись

Видными художниками-жанристами были И.М. Прянишников, В.М. Максимов, К.А. Савицкий, Н.А. Ярошенко, В.Е. Маковский.

Е) Жанр пейзажа

Русская пейзажная живопись была представлена крупнейшими художниками-реалистами воспевавшими русскую природу,— И.И. Шишкиным, А.К. Саврасовым, А.И. Куинджи, В.Д. Поленовым, Ф.А. Васильевым, И.И. Левитаном.

Характерные черты развития архитектуры.

Своеобразием отличались архитектура и скульптура в пореформенное время. Внедрение в архитектуру достижений промышленного прогресса и совершенствование строительной техники привело к появлению новых типов сооружений, специфичных для эпохи промышленного капитализма, таких, как заводские и фабричные корпуса, железнодорожные вокзалы, торговые центры, банки, «доходные дома» и т.д. С одной стороны, на архитектуру все более оказывала влияние европейская мода, с другой — стремление к стилизации «под старину».

Ведущие архитекторы эпохи.

В конце XIXв. в неорусском (или ложнорусском) стиле были построены хорошо известные здания культового, торгового, административного и культурного назначения: Верхних торговых рядов в Москве (ныне здание ГУМа, архитектор А.Н. Померанцев), Исторического музея (архитекторы А.А. Семенов и В.О. Шервуд), Московской городской думы (архитектор Д.Н. Чичагов), храм «Спас на крови» на Екатерининском канале (на месте гибели Александра II; автор — А. Парланд). К.А. Тоном завершено строительство в Москве храма Христа Спасителя. Эклектизм (так в целом принято характеризовать стиль того времени) в архитектуре проявлялся в использовании ренессансных и готических форм.

Скульптура.

Эти тенденции в развитии архитектуры нашли свое выражение и в скульптуре. Образцом эклектики является композиция М.О. Микешина в Новгороде «Тысячелетие России». Крупным культурным и общественным явлением было открытие в Москве памятника А.С. Пушкину (скульптор А.М. Опекушин).М.М. Антокольский создал серию скульптурных образов «монументальных личностей» («Иван Грозный», «Петр Великий», «Ермак» и др.).

VI. Музыка.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!