Толпа как социально-психологический феномен.



Стихийные группы, их виды и особенности

Стихийные группы – это кратковременные объединения большого числа лиц с различными интересами, но собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Разновидности – толпа, масса, публика.

Есть типичные жизненные ситуации, в которых легко образуются многочисленные скопления людей (толпы). К ним относятся сле­дующие:

- стихийные бедствия (землетрясения, крупные наводнения, пожары),

- общественный транспорт и транспортные узлы (вокзалы, метро и т. д.),

- массовые зрелища (спортивные матчи, эстрадные концер­ты и т. п.),

- политические акции (митинги, демонстрации, политичес­кие выборы, забастовки и другие акции протеста),

- места массовых празднований и отдыха (стадионы, площади и улицы городов, помещения и площадки для крупных дискотек и т.д.) и др.                            

Масса обычно описывается как относительно стабильно и разнородное образование с нечеткими границами. Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобно толпе; она может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга.

Публика представляет собой еще одну форму стихийной группы, хотя элемент стихийности здесь слабее выражен, чем, в толпе. Публика — это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем — на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, в частности в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Но и публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой.

В более замкнутых помещениях, например в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией. Под аудиторией понимается социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором – индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности. Аудитория может осуществлять как непосредственное взаимодействие с коммуникаторами (например, слушание уличного оратора, объявления распорядителя в магазине или других общественных местах), так и опосредованное, анонимное (например, воздействие средств массовой информации). Наиболее характерной чертой аудитории является практически одностороннее взаимодействие, слабая обратная связь аудитории с коммуникатором, особенно в случае большой аудитории.

Толпа как социально-психологический феномен.

Под толпой понимается многочис­ленное скопление людей, находящихся в непосредственных кон­тактах друг с другом и в состоянии повышенного эмоционально­го возбуждения, характеризующееся изначальным стихийным своим образованием (или потерей организации) и отсутствием общей для всех осознанной цели (или ее утратой).  

Таким образом, к основным признакам толпы можно отнести:

– многочисленность как правило, это большая группа людей;

– высокая контактность, т. е. каждый человек находится на близком расстоянии с другими, фактически входя в их пер­сональные пространства;

– эмоциональная возбужденность типичными психологическими состояниями данной группы являются динами­ческие, неуравновешенные состояния: повышенное эмо­циональное возбуждение, волнение людей и т. п.;

– неорганизованность (стихийность эти группы чаще всего образуются стихийно, изначально имеют слабую организо­ванность, а при наличии организации могут легко терять ее;

– неустойчивость цели наибольшие споры возникают вок­руг такого признака толпы, как ее цельности—бесцельность: общая для всех цель в этих группах, как правило, отсутству­ет или, при ее наличии слабо осознается большинством людей; кроме того, цели могут легко утрачиваться, перво­начальные цели часто подменяются другими, нередко под­ставными и т. п. (поэтому когда говорится о бесцельности толпы как ее свойстве, то имеется в виду отсутствие общей, всеми осознаваемой цели).

Разновидности толпы. В настоящее время чаще всего выделяются следующие основные виды толпы с соответствующими подвидами :

Окказиональная толпа (от англ. occasion – случайность) – скопление людей, собравшихся поглазеть на неожиданное происшествие.

Конвенциональная толпа (от англ. convention – условность) – группа людей, собранная по поводу заранее объявленного события: футбольный матч, митинг, концерт рок-группы и т.д. Здесь уже преобладает более направленный интерес, и люди до поры (пока толпа сохраняет качество конвенциональности) готовы следовать определенным условностям (конвенциям). Не следует путать конвенциональную толпу с публикой, собравшейся в драматическом, оперном театре, в консерватории и проч.

Экспрессивная толпа (от англ. expression –выражение), ритмически выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение и т. д.

Спектр эмоциональных проявлений в данной толпе очень широк, а главная отличительная черта – ритмичность выражения. Примерами образования такой толпы являются люди, скандирующие лозунг на митинге или манифестации, громко поддерживающие любимую команду или клеймящие судью на стадионе, танцующие на карнавале и т.д. В ряде случаев процесс ритмического выражения эмоций может принять особенно интенсивную форму, и тогда возникает особый феномен массового экстаза. Экстатическая толпа (от англ. ecstasy – экстаз) – экстремальная форма экспрессивной толпы. В экстазе люди самозабвенно истязают себя цепями на шиитском религиозном празднике, доводят себя до невменяемости под нарастающий ритм неистового моления в секте трясунов или в танце на бразильском карнавале, рвут на себе одежду в ритме рока.

Действующая (active) толпа- политически наиболее значимый и опасный вид группового образования, характеризующийся осуществлением конкретных действий в соответствии со своими интересами или эмоциональным состоянием.

Выделяют несколько разновидностей действующей толпы. Агрессивная толпа, эмоциональная доминанта которой (ярость, злоба), равно как направленность действий, прозрачно выражены в названии.Онапредставляющая собой скопление людей, стремящихся к уничтожению, разрушению и даже убийству. При этом те, кто составляет агрессивную толпу, не имеют рациональной основы для своих действий и, находясь в состоянии фрустрации, часто направляют свой слепой гнев или ненависть на совершенно случайные объекты, не имеющие никакого отношения ни к происходящему, ни к самим погромщикам. Агрессивная толпа относительно редко возникает сама по себе. Чаще всего она является результатом трансформации случайной, конвенциональной или экспрессивной толпы. Так, футбольные болельщики, раздосадованные и обозленные проигрышем любимой команды, легко могут превратиться в агрессивную толпу, которая начинает крушить все вокруг, ломать скамейки на стадионе, бить стекла ближайших домов и витрины магазинов, избивать случайных прохожих и т.п.

Паническая толпа объята ужасом, стремлением каждого избежать реальной или воображаемой опасности. Стяжательная толпа – люди, вступившие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью. Доминирующей эмоцией здесь обычно становится жадность, жажда обладания, к которой иногда примешивается страх. Повстанческая толпа по ряду признаков сходна с агрессивной (преобладает чувство злости), но отличается от неё социально справедливым характером возмущения. Однако следует учитывать, что понятие «социальная справедливость» в такого рода образованиях зачастую определяется произвольно и пристрастно.

Поведение в больших социальных группах во многом определяется действием таких механизмов психического воздействия, как заражение, подражание и массовое внушение.

Заражение – передача на психофизиологическом уровне эмоционального состояния от одного индивида к другому, часто приобретая характер циркулярной, возрастающей реакции.

Феномен заражения наблюдался на самых разных этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. С заражением часто связано подражание.

Подражание – стремление индивида скопировать внешние черты поведения другого человека, выступающего образцом (эталоном).

Основоположником научного изучения подражания считается французский психолог и социолог Г. Тард. В соответствии с его концепцией, подражание есть основной принцип развития и существования общества.

При изучении подражания были выявлены некоторые закономерности:

– во-первых, подражание идет от внутреннего к внешнему (т.е. подражание осуществляется на основе эмоционального заражения);

– во-вторых, низшие на социальной лестнице подражают высшим;

– в-третьих, чем старше и образованнее человек, тем меньше он подвержен простейшим образцам подражания, тем более сложные формы приобретает сам процесс подражания;

– в-четвертых, подражание основано на авторитете, т.е. подражать возникает желание людям, пользующимся в глазах подражающего уважением.

Еще одним механизмом воздействия выступает массовое внушение.

Массовое внушение – вид социальной коммуникации, предполагающий некритическое восприятие группой людей определенной информации. Инициатором внушающего воздействия могут быть отдельный индивид, группа, СМИ. Одним из популярных методов массового внушения в наше время является реклама.

Этапы формирования толпы (Ю. А. Шерковин).

Спонтанно толпа образуется в резуль­тате какого-либо происшествия, которое привлекает внимание людей и пробуждает в них интерес. Будучи взволнованным этим событием, индивид, присоединившийся к группе собравшихся, уже готов утратить некоторую часть своего обычного самообладания и по­лучать возбуждающую информацию от объекта интереса. Начинается циркулярная реак­ция сформировавшееся в результате стихийной коммуникации состояние психологической готовности к определенному развитию событий, побуж­дающее собравшихся к проявлению более или менее одинаковых эмоций и к удовлетворе­нию новых эмоциональных потребностей через психическое взаимодействие. Циркулярная реакция составляет первый этап формирования толпы.

Второй этап начинается вместе с началом процесса кружения, в ходе которого чув­ства еще больше обостряются и возникает состояние готовности к реагированию на ин­формацию, поступающую от присутствующих. Внутреннее напряжение индивидов, воз­бужденных событием, побуждает их к движению и разговору друг с другом. В процессе кружения на основе продолжающейся и интенсифицирующейся циркулярной реакции возбуждение нарастает. Люди оказываются предрасположенными не только к совмест­ным, но и к немедленным действиям.

Процесс кружения подготавливает собой третий этап формирования действующей толпы. Этот этап — появление нового общего объекта внимания, на котором фокусируют­ся импульсы, чувства и воображение людей. Если первоначально общий объект интереса составляло возбуждающее событие, собравшее вокруг себя людей, то на этом этапе новым объектом становится образ, создаваемый в процессе кружения в разговорах участников толпы. Этот образ является продуктом группового творчества; он разделяется всеми, дает индивидам общую ориентацию и выступает в качестве объекта совместного поведения. Возникновение такого воображаемого объекта становится фактором, сплачивающим тол­пу в единое целое.

Последний этап в формировании действующей толпы составляет активизация ин­дивидов через дополнительное стимулирование путем возбуждения импульсов, соответст­вующих общему воображаемому объекту. Такое — на основе внушения — стимулирова­ние происходит чаще всего как результат руководства лидера и побуждает индивидов, со­ставляющих толпу, приступить к конкретным, часто агрессивным действиям.

Таким образом, для того чтобы предотвратить образование толпы или расформировать уже образовав­шуюся толпу, необходимо переориентировать внимание составляющих ее индивидов. Ре­шающее значение формирования образа аутгруппы, сосредоточения внимания на одном объекте предполагает концентрацию усилий в попытках прекращения возможного дест­руктивного поведения на перенесении внимания на несколько других объектов.Как толь­ко внимание индивидов в толпе оказывается разделенным между несколькими объектами, они сразу же образуют отдельные группы, и толпа, только что объединенная единым «об­разом», состоянием симпатии и готовностью к совместным действиям, быстро распадает­ся.

Теоретические подходы к объяснению феномена поведения че­ловека в толпе

Исследования поведения толпы имеют длинную историю. Одной из первых работ, в которых представлена попытка теоретического осмысления феномена деструктивного по­ведения человека в толпе является работа Густава Лебона, представившего описание пове­дения революционной толпы во времена Французской революции 1848 года и Парижской коммуны 1871 года. Пытаясь найти обоснование деструктивному поведению казалось бы цивилизованных людей в толпе, Лебон пришел к выводу, что толпа продуцирует прими­тивное и гомогенное поведение в силу того, что:

1. Ее члены анонимны и теряют личную ответственность за совершенные действия.

2. Идеи и мнения быстро распространяются через процесс заражения(когда выражение эмоций одним человеком инстинктивно вызывают те же эмо­ции у других людей).

3. Посредством внушения происходит освобождение бессознательных мо­тивов (подобно гипнотическому внушению).

Не смотря на критические высказывания отдельных исследователей в отношении ненаучности подхода Лебона, он сохранят свою актуальность и сегодня.

Представители психоаналитического подхода в своих теоретических подходах смещают акценты на приват бессознательных инстинктов в поведении в толпе. Зигмунд Фрейд, например, утверждал что толпа «разблокирует» бессознательное. Моральные стан­дарты сохраняют цивилизованное поведение потому, что они вставлены в человеческую психику как Супер-Эго. В толпе же Супер-Эго подавляется лидером толпы, действующим подобно гипнотизеру, контролирующему бессознательное и нецивилизованные импульсы. Лидер толпы обладает столь мощным влиянием в силу того, что в толпе имеет место регрессирование ее членов до уровня дикой орды с ее первобытными инстинктами. С точки зрения Фрейда цивилизация способна лишь снижать степень влияния харизматического лидера дикой орды, ее «почитаемого отца».

Еще одна популярная теоретическая модель предложена Вильямом Макдауголлом (1921). Он характеризовал толпу как чрезмерно эмоциональную, импульсивную, откло­няющуюся, непостоянную, нерешительную, проявляющую грубые эмоции и неопреде­ленные чувства; крайне внушаемую, лишенную способности к размышлениям, вспыльчи­вую, не способную к каким-либо формам сравнения, поддающуюся влиянию, лишенную самосознания, самоуважения и ответственности. В. Макдауголл считал, что наиболее распространенными являются примитивные эмо­ции (страх, тревога) и они наиболее легко проявляются в больших объединениях людей. Стимулы, вызывающие примитивные эмоции обладают способностью возбуждать устой­чивые согласованные реакции. Первичные реакции очень быстро распространяются и усиливаются в толпе, каждый член которой подзаряжается реакциями другого. Возникает эффект снежного кома дублирующийся «примитивной симпатией». Этот эффект проявля­ется в случае индивидуальной деперсонализации и потери чувства личной ответственно­сти.

В своих попытках объяснения феномена толпы современные исследователи кон­центрируются на категориях деиндивидуализации и потери самоосведомленности. Термин деиндивидуализация был впервые введен Леоном Фестингером в качестве антитезы Юнговской «индивидуализации» – «процесс дифференциации, имеющий своей целью развитие индивидуальной личности». Наиболее полно эта категория разработана Филиппом Зимбардо, считавшим, что пребывание человека в большой группе предостав­ляет ему «плащ анонимности», скрывающий личную ответственность за последствия соб­ственных действий. Это приводит к потере идентичности и снижает заинтересованность в социальной оценке. Именно состояние деиндивидуализированности, иррациональности и регрессивности приводит к отклоняющемуся поведению, т.к. оно становится вне обычногосоциального и личного контроля. Деиндивидуализация способствует также росту агрес­сивности и экзальтированности, проявлению асоциального поведения.

Тем не менее, в эмпирических исследованиях влияния деиндивидуализации на ха­рактер поведения был получен ряд противоречивых эффектов. Было показано, что простое обеспечение анонимности не всегда приводит к повышению агрессивности или асоциальности поведения. Более того, в ряде исследований, проведенных на солдатах, было показа­но, что обеспечение им анонимности приводило к уменьшению интенсивности и силы электрошоковых разрядов, применявшихся ими к потенциальному противнику. Наряду с анонимностью должны присутствовать и другие факторы. Например, в исследовании влияния Ку-клукс-клановских балдахинов на поведение людей был убедительно проде­монстрирован рост агрессивности и асоциальности поведения. Эти исследования показы­вают два важных момента:

1. Агрессия и асоциальное поведение не являются автоматическими и неиз­бежными следствиями анонимности.

2. Нормативные ожидания окружающих в ситуации деиндивидуализации могут влиять на поведение.

Разрешение этого противоречия послужило основанием для выдвижения в качестве другой причины деструктивного влияния деиндивидуализации способности различения между общественной и частной самоосведомленностью. Снижение внимания к самости (чувствам, мыслям, установкам и другим аспектам самости) отождествляется с деиндивидуализацией, но не обязательно стимулирует асоциальное поведение против существую­щих социальных норм. Именно снижение внимания к публичной самости выступает в ка­честве основной причины независимого от социальных норм поведения. Потеря идентич­ности и снижение интереса к социальной оценке предоставляет людям возможность ано­нимности, которая, в свою очередь, обусловливает импульсивность, регрессивность, ирра­циональность и беспрепятственность в силу отсутствия самоконтроля. Точно также как снижение степени самоконтроля и самомониторинга приводит к возрастанию безответст­венности.

Факторы, присутствующие в толпе (анонимность, возбуждение, групповое единство и внешний фокус внимания) снижают самоосведомленность и формируют со­стояние деиндивидуализации, способствующей проявлению деструктивного поведения. Эти последствия включают размывание ограничений в отношении импульсивного пове­дения, возрастание чувствительности к непосредственным сигналам или текущему эмо­циональному состоянию, неспособности к мониторингу и регулированию собственного поведения, потере интереса к оценкам окружающих и снижению способности к рацио­нальному планированию. Не смотря на то, что перечисленные особенности не обязательно приводят к проявлениям агрессивности, они все же способствуют проявлению асоциально­го поведения.

Другой парой категорий, привлекавшихся к объяснению феномена поведения в толпе, являются депривация отношений и социальная обеспокоенность. Их привязка к изу­чению феноменологии толпы была простимулирована психоаналитическим рассмотрени­ем роли фрустрации в коллективном поведении. Состояние депривации отношений возни­кает в случае возникновения у людей ощущения рассогласованности ожиданий с дости­жениями. Депривация отношений может быть эгоистической (основанной на сравнении со схожими другими) или братской (основанной на межгрупповом сравнении собственнойгруппы с другими группами). Братская депривация отношений может создавать основание для социального беспокойства, которое может, в свою очередь, проявляться в поведении подобному поведению толпы в таких обстоятельствах как:

1. Агрессия

2. Отвратительные окружающие условия (например, нестерпимая жара).

3. Символы насилия (например, вооруженная милиция).

4. Соответствующие нормы (например, нормы ограничивающие насилие).

Перечисленные обстоятельства могут провоцировать или триггерировать асоциаль­ные действия.

Еще одним теоретическим подходом, дающим возможность несколько иного рас­смотрения феномена поведения толпы является теория эмерджентных норм (возникающих норм),  разработанная американским социологом Ральфом Тернером в 1964 г. Данный под­ход фокусируется на анализе коллективного поведения как нормативно регулируемого, как и все другие типы поведения в группах. Согласно этой теории, поведение толпы является уникальным феноменом, заключающимся в том, что в ходе взаимодействия в толпе возникает и начинает быстро развиваться комплекс специфических норм. Тернер считает, что первоначально люди в действующей толпе имеют различные мотивы и установки. Одни члены являются импульсивными участниками, другие - пассивными созерцателями, третьи высказывают мнение и дают советы и т.д. В ходе взаимодействия этих индивидов в толпе начинают с большой скоростью образовываться новые нормы. Творцами этих норм будут немногие, наиболее активные личности. В том случае, если эти нормы не устраивают большинство толпы, эти личности смещаются и на их место приходят новые активные люди. Нахождение в замкнутом пространстве и наличие идентичных целей способствуют быстрому принятию возникающих норм или отказу от них, социальному контролю за их соблюдением со стороны большинства. Таким образом, действия личностей в толпе становятся однонаправленными и относительно упорядоченными, толпа начинает действовать.

Исследования последних лет показали, что теория «возникающих норм» в целом верно объясняет процессы, происходящие в толпе. Отсюда следует, что для управления поведением толпы важно определить источники возникновения норм, их носителей и возможности целенаправленного воздействия на их создателей.

Попытка объяснения феномена толпы в аспекте меж­групповых отношений представлена в рамках теории социальной идентичности.С точки зрения Рейчера, использующего для описа­ния и объяснения феномена поведения в толпе положения теории социальной идентично­сти и теории самокатегоризации,потеря индивидуальной идентичности сопровождается обретением новой идентичности как членов толпы.

Объединяясь вместе, люди выступают как члены опре­деленной группы, решающей определенную задачу (например, протестуя против загряз­нения окружающей среды). В этом объединении присутствует высокий уровень общей социальной идентичности как членов объединения, способствующий самокатегоризации себя и других как членов данного объединения. Эта широкая социальная идентификация создает определенные ограничения в поведении толпы - например, в некоторых стихий­ных объединениях присутствует легитимизированное отклонение (например, неонацисты) в других же объединениях такого рода легитимизация отсутствует (например, спортивные фаны). Не смотря на то, что в поведении толпы присутствуют определенных нормативные ограничители, их число крайне невелико в отношении того как вести себя в определенных обстоятельствах. Члены толпы наблюдают за проявлением социальной идентичности дру­гих членов - обычно лидеров - для получения руководства к действию. Происходящая са­мокатегоризация обусловливает подчинение контекстуально специфическим нормам по­ведения. Это моделирование через наблюдение приводит, во-первых, к категоризации себя как членов толпы, и, во-вторых, получению моделей поведения в ситуации.

Таким образом, поведение человека в толпе харак­теризуется следующими признаками:

Снижение самоконтроля (интернальности). У человека уси­ливается зависимость от толпы, он неосознанно подчиняется внешнему влиянию большой группы людей, т. е. возрастает экстернальность его поведения и снижается способность к произ­вольной регуляции собственного поведения.      

Деиндивидуализация поведения людей в толпе: они постепен­но утрачивают индивидуальность своего поведения, как бы урав­ниваясь. Разные люди через поведение становят­ся похожими друг на друга.

Неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте.Толпа в целом проявляет сниженные интеллектуальные качества по сравнению с составляющими ее индивидами, взяты­ми вне толпы. Среди особенностей интеллекта наиболее ярко проявляются возросшая некритичность мышления и легкая переключаемость внимания, которая определяется внешними услови­ями.

Характерные особенности переработки информации. Человек в толпе легко воспринимает разнообразную информацию, быстро перерабатывает ее и распространяет, при этом совершенно не­произвольно искажая, трансформируя воспринятую информа­цию, то есть порождая слухи.

Повышенная внушаемость. Человек в толпе легко может поверить в необычную информацию, заведомо невыполнимые обещания (например, политиков на выборах), следовать неверо­ятным и нередко даже абсурдным призывам, лозунгам и т. п.

Повышенная физическая, психофизиологическая и психическая активация. В толпе, особенно в активной, происходит мобилиза­ция всех ресурсов индивида, поэтому в толпе человек может про­явить такие физические и психологические качества, которые ста­новятся ему недоступными вне толпы, например: поднять что-то тяжелое, сломать прочное, быстро бежать, высоко прыгнуть и т. п.

Нетипичность, необычность поведения. По сравнению с привычными, каждодневными условиями человек часто проявля­ет неожиданные даже для него самого формы поведения (часто он потом не может поверить, что то-то и то-то было совершено им). Поэтому поведение человека характеризуется непредсказуемос­тью, что характерно и для толпы в целом.

 

23 Просоциальное поведение

 

Под просоциальнымповеде­нием понимаются любые действия, направленные на благопо­лучие других людей.

Просоциальноеповеде­ние – это поведение, обладающее позитивными социальными последствиями и привносящее вклад в физическое и психологическое благополучие других людей (И. Виспе).


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 2495; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!