Изменения в странах мусульманского права



В XIX в. в странах с мусульманской правовой системой активизировался процесс становления законодательства и возросла его роль в нормативном регулировании общественных отношений, в ряде стран ликвидировали суды, применявшие шариат и т. п. В настоящее время в большинстве стран мусульманского мира роль шариата минимизирована.

Это связано с тем обстоятельством, что европейская цивилизация и культура оказывают существенное влияние на многие мусульманские страны. С принятием европейской модели национального государства европейская правовая система стала нормой и во внутреннем законодательстве, и в международных отношениях, а в компетенции шариата остались только семейное право и система наследования. В Турции, например, практически уже не действуют нормы мусульманского права, а в некоторых странах (Алжир, Египет, Сирия и др.) мусульманское право сохранилось в отдельных сферах социальных отношений. В странах, где господствуют исламские фундаменталистские позиции (Иран, Пакистан, Афганистан, ЙАР, Ливия, Судан), мусульманское право имеет большее влияние. Нормы мусульманского права регулируют многие вопросы гражданского, семейного, государственного, уголовного и других отраслей.

Тем не менее, многие государства с мусульманским населением продолжают заявлять в своих законах и часто даже в конституциях о верности принципам ислама. Подчинение этим принципам провозглашено в конституциях Марокко, Туниса, Алжира, Мавритании, Ирана, Пакистана, Гражданские кодекс Египта (1948г.), Алжира (1975г.),Ирака (1951) предлагают судьям восполнять пробелы закона, следуя принципам мусульманского права, несмотря на то, что данные кодексы были приняты по романо - германскому образцу. Однако все эти страны хотят модернизироваться и быстро это делают. В мусульманских странах идет «активная борьба» между влиянием западного права, особенно усилившемся в условиях современного международного сотрудничества в различных сферах и интеграционных процессов , и усилением факторов мусульманского фундаментализма, роли традиционного шариата, реализация шариатского суда и т. п. Например, В некоторых странах мусульманского фундаментализма созданы парламенты, а в Кувейте в 2007 году было предоставлено избирательное право женщинам (правда, ни одна из них не была избрана). В 2005 году в некоторых городах Саудовской Аравии были проведены первые выборы в частично назначенные, частично выборные городские советы.

Для приспособления мусульманского права к современным условиям используются способы, находящиеся как бы вне мусульманского права: соглашения, законодательство, обычаи, не противоречащие ему. Мусульманское право неизменно, но в то же время следует отметить и его гибкость. Оно остается неизменным, но государства мусульманской традиции предприняли серьёзные законодательные реформы.

В качестве примера тех новшеств, которые пришли в исламское право, можно привести законы, касающиеся возможности пересадки органов, клонирования человека или животных, нахождения человека в состоянии комы. Прогресс не стоял на месте, общество нуждалось в необходимости создания законов, регулирующих новые явления. Но выработка и реализация новых законов происходит в результате жесткой идеологической борьбы

В настоящее время ни в одной из рассматриваемых стран мусульманское право не является единственным действующим правом. Но в то же время ни в одной мусульманской стране не потеряло полностью своих позиций в качестве системы действующих правовых норм. Исключение составляет, пожалуй, лишь Турция, где в 20-е годы после официальной отмены халифата мусульманское право во всех отраслях (в том числе и сфере регулирования брачно-семейных отношений) было заменено законодательством буржуазного типа, составленным на основе заимствования западноевропейской модели.

В конечное счете направление и глубина воздействия мусульманского права на современное правовое развитие той или иной страны обусловлены достигнутым ею уровнем экономического и культурного развития права.

 

18 Монистическая теория (теория единого объекта). Плюралистическая теория (теория множественности объектов)

 

Объект правоотношения - это то, в связи с чем или по поводу чего субъекты вступают в правоотношение, различные блага, которые стремятся получить управомоченные субъекты, это состояния, которых они стремятся достичь, то поведение, которого они ждут от обязанных субъектов и т.д.

       Согласно монистической теории (теория единого объекта), объектом могут выступать только действия субъектов, поступки людей, повеление участников правоотношений, так как именно на него направлено регулирующее воздействие юридической нормы.  

Согласно плюралистической теории (теория множественности объекта), поддерживаемой большинством ученых, объектом правоотношения является не само поведение, а те явления окружающего мира, по поводу которых люди вступают в отношения друг с другом. Таковыми объектами могут быть:

- материальные блага (вещи, имущество, ценности) - они характерны для гражданских правоотношений,

-нематериальные блага (жизнь, честь, достоинство, свобода, личная неприкосновенность) - типичны для уголовных, гражданских и процессуальных правоотношений,

- поведение, действия субъектов, разного рода услуги и их результаты. Это главным образом, правоотношения, складывающиеся на основе норм права в сфере управления, бытового обслуживания, хозяйственной, культурной и иной деятельности,

- продукты духовного творчества (произведения литературы, живописи, музыки, скульптуры, а также научные открытия, изобретения, рационализаторские предложения - все то, что является результатом интеллектуального труда).

- ценные бумаги, официальные документы (облигации, акции, век­селя, лотерейные билеты, деньги, приватизационные чеки, паспорта, дипломы, аттестаты и т.п.). Они могут стать объектом правоотношений, возникающих при их утрате, восстановлении, оформлении дубликатов.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 240; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!