Тэма 16 Гісторыка-этнаграфічныя рэгіёны Беларусі: Усходняе і Заходняе Палессе
1 Гiсторыя вывучэння рэгiянальных асаблiвасцей Беларусi.
2 Гiсторыка-этнаграфiчныя рэгiены Беларусi. Фактары, якiя ýплывалi на рэгiянальную спецыфiку культуры (геаграфiчныя, клiматычныя, гiсторыка-культурныя i iнш.)
3 Асаблiвасцi матэрыяльнай культуры Заходняга i Усходняга Палесся ў ХIХ - пачатку ХХ ст.
4 Духоўная культура Заходняга i Усходняга Палесся ў ХIХ - пачатку ХХ ст.
Літаратура:
1 Общественный, семейный быт и духовная культура населения Полесья. – Мн., 1987.
2 Полесье. Материальная культура. – Киев, 1988.
3 Традыцыі матэрыяльнай і дух. к-ры Усходняга Палесся:праблемы вывучэння і захавання ў постчарнобыльскі час: зборнік навуковых артыкулаў / рэд. кал.: А.А. Станкевіч (гал. рэд.) [і інш.]; М-ва адук. РБ, Гомельскі дзярж. ун-т імя Ф. Скарыны. – Гомель, 2006.
4 Цiтоý В.С. Этнаграфiчная спадчына. Беларусь. Краiна i людзi. – Вучэбна-метадычны дапаможнiк. – Мн., 1996. – С. 55-121.
Этнаграфiя Беларусi. Энцыклапедыя. – Мн., 1989. – С. 507-508, 374-375.
5 Ященко, О.Г. Этнокультурные процессы Восточного Полесья в прошлом и настоящем. / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т искусствоведения, этнографии и фольклора имени К. Крапивы. – Мн.: Беларус. навука, 2010.- 466 с. (в соавторстве).
6 Беларусы. – М., 1998 (серия “Народы и культуры”).
7 Изменения в быту и культуре городского населения Белоруссии. – Мн.,1976.
8 Раманюк М. Беларускiя народныя строi. – Мн., 2003.
9 Титов В.С. Историко-этнографическое районирование материальной культуры белорусов ХIХ – начала ХХ века.- Мн., 1983.
|
|
Крыніца для аналізу:
«Полешук врожденный плотник. Все особенности каждого дерева, всю полезность его он знает точно и использует умело». (Мошиньский К. Восточное Полесье.)
Тэма 17 Этнічныя групы і міжэтнічныя адносіны на Беларусі
1 Этнічныя групы на Беларусі: гісторыя фарміравання, традыцыйная культура.
2 Гістарычныя формы міжэтнічных адносін на Беларусі.
3 Асноўныя праблемы сучаснай этналогіі.
Літаратура:
1 Беларусы: Сучасныя этнакультурныя працэсы / Г.I. Каспяровiч [i iнш]; А.I. Лакотка [i iнш]; Нац. акад. навук Беларусi, Iн-т мастацтвазнаỳства, этнаграфii i фальклору iмя Кандрата Крапiвы.- Мiнск: Беларус. навука, 2009.- С.28-87.
2 Беларусы: Т4. Вытокі і этнічнае развіцце. – Мн., 2001.
3 Кто живет в Беларуси / А.Вл. Гурко [и др.]; Нац. Акад. Наук Беларуси, Ин-т искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы. – Минск: Беларус. навука, 2012. – 799 с.
4 Этнаграфiя Беларусi: Энцыклапедыя / І.П. Шамякін [і інш.]. – Мінск: БелСЭ, 1989. - 575 с.
Этнология: учеб. пособие / Под ред. Е.В. Миськовой, Н.Л. Мехедова, В.В. Пименова. – М.: Академич. Прект; Альма Матер, 2006. – 624 с.
5 Цітоў, В.С. Этнаграфічная спадчына. Беларусь. Краіна і людзі: Вучэб.-метад. дапам. / В.С. Цітоў. – Мінск: Беларусь, 1996. – 208 с.
|
|
6 Касперович, Г.И. Белорусско-русское пограничье : этнологическое исследование / [Р.А.Григорьева и др.; ответственные редакторы: Р.А.Григорьева, М.Ю.Мартынова]; Институт этнологии и антропологии Российской академии наук. - Москва : Издательство Российского университета дружбы народов, 2005. – 377.
7 Иоффе, Э.Г. Страницы истории евреев Беларуси.- Мн., 1996.
8 Сабалеўская, В. Спрадвечныя іншаземцы. Старонкі гісторыі гарадзенскіх яўрэяў.- Гародня, 2000.
9 Старообрядчество как историко-культурный феномен / Материалы Международной научно-практической конференции “Старообрядчество как историко-культурный феномен” (Гомель, 27-28 феврвля 2003 г.): Гомель: ГГУ, 2003.
10 Тугай, У.В. Латышы на Беларусі.- Мн., 1999.
11 Ященко, О.Г. Культурно-бытовое развитие городов белорусско-русского пограничья в составе Гомельской губернии / О.Г. Ященко // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. Вып. 5 / Інстытут мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі імя К. Крапівы НАН Беларусі; навук. рэд. А.І. Лакотка. – Мінск: Права і эканоміка, 2008. – С. 148 – 154.
Крыніца для аналізу:
«В губерниях Витебской и Могилевской раскольники первоначально жили отдельными слободами, придерживаясь своим обычаям; время и любовь сроднили некоторых потомков давних выходцев с природными белорусами. Старообрядцы трезвы, расторопны, трудолюбивы. Но горды и недоверчивы: между ними честное слово действительнее всяких письменных обязательств. В избах и одежде соблюдают чистоту и опрятность; любят жить в довольстве, занимаются домостроительством, пчеловодством, извозами; по деревням скупают мед, воск. Сушеные белые грибы. Полотна, нитки; у помещиков в садах закупают яблоки, груши, ягоды: развозят их по городам и местечкам вместе с огородными овощами из нанимаемых в предместьях огородов». (Без-Корнилович М.О. Исторические сведения о примечательнейших местах Белоруссии с присовокуплением иных сведений, к ним же относящихся).
|
|
4 РАЗДЗЕЛ КАНТРОЛЯ ВЕДАЎ
4.1 Пытанні к экзамену па дысцыпліне
Вопросы
к экзамену по курсу по курсу “Этнология и этнография Беларуси”
для студентов специальности “Музейное дело и
охрана историко-культурного наследия” стационара и заочного факультета
1 семестр
1. Понятия “культурная антропология”, “этнология”, “этнография”. Объект и предмет этнологических исследований. Место этнологии в системе наук.
|
|
2. Важнейшие понятия в этнологии.
3. Лингвистическая классификация народов мира.
4. Антропологическая классификация народов мира.
5. Классификация этнических сообществ по подобию хозяйства и культуры.
6. Географическая классификация этнических сообществ.
7. Религии народов мира.
8. Виды этнологических источников.
9. Методы этнологического исследования.
10. История этнологической науки. Выдающиеся этнологи прошлого и современности.
11. Этнические сообщества Австралии и Тасмании.
12. Этнические сообщества Меланезии
13. Этнические сообщества Микронезии.
14. Этнические сообщества Полинезии.
15. Заселение Америки, языковая и антропологическая характеристика. Хозяйственно- культурные типы индейского населения доколумбовой Америки.
16. Цивилизации Центральной и Южной Америки.
17. Народы Северной Африки.
18. Народы Северо-Восточной Африки.
19. Народы Западной Тропической Африки.
20. Народы Центральной, Восточной и Южной Африки.
21. Этносы Западной Азии.
22. Турки: этнографическая характеристика.
23. Евреи: этнографическая характеристика.
24. Этнические общности Южной Азии.
25. Этнические общности Средней Азии и Казахстана: расселение, языковая ситуация, особенности этнической истории. Традиционные занятия.
26. Этнические общности Средней Азии и Казахстана: традиционная материальная культура.
27. Этнические общности Средней Азии и Казахстана: общественные традиции и духовная культура. Народное декоративно-прикладное искусство.
28. Народы Юго-Восточной Азии.
29. Этнические общности Восточной Азии.
30. Этнические общности Сибири: антропологический облик, языки, этническая история. Основные хозяйственно-культурные типы. Традиционные верования.
31. Народы Сибири: хакасы, якуты, буряты.
32. Народы Сибири: ханты, манси, ительмены.
33. Народы Сибири: эвенки, чукчи, коряки.
34. Этнические общности Закавказья: армяне.
35. Этнические общности Закавказья: грузины, абхазы.
36. Этнические общности Закавказья: азербайджанцы.
37. Этнические общности Северного Кавказа: расселение, языки и этническая история.
38. Этнические общности Северного Кавказа: хозяйство и материальная культура.
39. Этнические общности Северного Кавказа: общественный быт. Семейные традиции. Народное творчество.
40. Этнические общности Северного Кавказа: чеченцы, ингуши, осетины.
41. Этнические общности Северного Кавказа: аварцы, даргинцы, лезгины.
42. Этнические общности Западной Европы: языковая и антропологическая характеристика. Религиозный состав. Расселение.
43. Этнические общности Западной Европы: традиционное хозяйство и материальная культура.
44. Этнические общности Западной Европы: общественные и духовные традиции, народное творчество.
45. Этнические общности Западной Европы: голландцы, фламандцы, фризы.
46. Этнические общности Западной Европы: французы, валлоны, монегаски.
47. Межэтническое сотрудничество и межэтнические конфликты в современном мире.
48. Этнические общности западных славян: чехи, словаки, лужичане.
49. Этнические общности западных славян: поляки.
50. Этнические общности южных славян: языки, религиозная принадлежность, расселение. Особенности этнической истории и современные этнокультурные процессы.
51. Этнические общности южных славян: традиционное хозяйство, материальная и духовная культура.
52. Этнические общности южных славян: болгары.
53. Украинцы: антропологический облик, языковая характеристика, религиозная принадлежность. Историко-этнографическое районирование Украины. Особенности этнической истории.
54. Украинцы: традиционные занятия и материальная культура.
55. Украинцы: общественные традиции и духовная культура. Народное творчество.
56. Молдаване, румыны, венгры: этнографическая характеристика.
57. Народы Юго-Восточной Прибалтики: литовцы.
58. Народы Юго-Восточной Прибалтики: латыши.
59. Народы Юго-Восточной Прибалтики: эстонцы.
60. Этнические общности Севера Восточной Европы: саамы, карелы.
61. Этнические общности Севера Восточной Европы: коми-зыряне и коми-пермяки.
62. Русские: языковая, антропологическая характеристика. Историко-этнографическое деление этнической территории. Этнографические группы.
63. Русские: традиционные занятия. Орудия труда.
64. Русские: традиционная материальная культура (жилище, костюм, пища). Региональные особенности.
65. Русские: общественный быт. Семья и семейная обрядность.
66. Русские: Русские: устно-поэтическое творчество.
67. Русские:Русские: народное музыкальное, танцевальное, хореографическое, драматическое искусство.
68. Русские Русские: народное декоративно-прикладное искусство. Центры художественных промыслов.
69. Народы Волго-Камья и Южного Урала: чуваши, татары, башкиры.
70. Народы Волго-Камья и Южного Урала: марийцы, удмурты, мордва.
Вопросы
к экзамену по курсу по курсу “Этнология и этнография Беларуси”
для студентов специальности “Музейное дело и
охрана историко-культурного наследия” стационара и заочного факультета
2 семестр
1. Этнаграфія Беларусі. Аб’ект і прадмет. Месца этнаграфіі Беларусі ў сістэме навук.
2. Віды крыніц па этнаграфіі Беларусі. Палявое этнаграфічнае даследаванне.
3. Этнаграфічнае вывучэнне Беларусі да сярэдзіны ХІХ ст.
4. Этнаграфічнае вывучэнне Беларусі ў другой палове ХІХ – пачатку ХХ ст.
5. Этнаграфічнае вывучэнне Беларусі ў савецкі перыяд (1920-1980-я гг.).
6. Этналагічныя даследаванні Беларусі на сучасным этапе (1990-я - пачатак ХХІ ст.).
7. Беларусы: моўная і антрапалагічная характарыстыка. Рэлігійная прыналежнасць. Этнагенэз і этнічная гісторыя беларусаў.
8. Гісторыка-этнаграфічныя рэгіёны Беларусі. Рэгіянальныя асаблівасці матэрыяльнай культуры беларусаў.
9. Традыцыйныя заняткі беларусаў: земляробства і жывёлагадоўля.
10. Прамысловыя заняткі беларусаў.
11. Рамествы беларусаў.
12. Тыпы паселішчаў, забудова сядзібы.
13. Хата селяніна. Планіроўка і інтэр’ер беларускай хаты.
14. Гаспадарчыя і вытворчыя пабудовы ў сядзібе беларускага селяніна.
15. Традыцыйнае жаночае адзенне беларусаў.
16. Мужчынскі касцюм беларусаў.
17. Беларуская народная кулінарыя.
18. Грамадскія традыцыі беларусаў у ХІХ – пачатку ХХ ст. Каляндарная абраднасць беларусаў.
19. Сям’я, сямейны побыт беларусаў у ХІХ – пачатку ХХ ст.
20. Сямейная абраднасць беларусаў: радзінна-хрэсьбінная.
21. Пахавальная абраднасць беларусаў.
22. Вясельная абраднасць беларусаў: давясельны этап.
23. Вясельная абраднасць беларусаў: вяселле і паслявясельны этапы.
24. Народныя веды беларусаў.
25. Народныя вераванні беларусаў.
26. Беларуская вусна-паэтычная творчасць: агульная характарыстыка.
27. Народны тэатр, народныя гульні беларусаў.
28. Народная музыка і харэаграфія беларусаў.
29. Народнае дэкаратыўна-прыкладное мастацтва беларусаў.
30. Этнічныя групы і міжэтнічныя адносіны ў Беларусі: этнаграфічная характарыстыка.
31. У. Сыракомля “Вандроўкі па маіх былых ваколіцах” як этнаграфічная крыніца.
32. П.М. Шпілеўскі “Путешествие по Полесью и Белорусскому краю” як этнаграфічная крыніца.
33. М.Я. Нікіфароўскі “Очерки простонародного житья-бытья в Витебской Белоруссии и описание предметов обиходности” як этнаграфічная крыніца.
34. “Живописная Россия” як этнаграфічная крыніца.
35. “Опыт описания Могилевской губернии” пад рэд. А.С. Дэмбавецкага як этнаграфічная крыніца.
36. А.К. Сержпутоўскі “Прымхі і забабоны беларусаў-палешукоў” як этнаграфічная крыніца.
37. І.А. Сербаў “Белорусы-сакуны. Краткий этнографический очерк” як этнаграфічная крыніца.
38. А.Е. Богданович “Пережитки древнего миросозерцания у белорусов” як этнаграфічная крыніца.
39. Народныя строі беларусаў (Калінкавіцкі і Неглюбскі строі).
40. Народныя строі беларусаў (Турава-Мазырскі і Давыд-Гарадоцка-Тураўскі строі).
41. Народныя строі беларусаў (Магілёўскі і Буда-Кашалёўскі строі).
42. Усходняе Палессе як гісторыка-этнаграфічны рэгіён.
43. Падняпроўе як гісторыка-этнаграфічны рэгіён.
44. Прылады працы беларусаў, якія выкарыстоўваліся ў земляробстве і жывёлагадоўлі.
45. Рамесныя прылады працы беларусаў.
46. Траспартныя сродкі беларусаў.
47. Народныя музычныя інструменты беларусаў.
48. Этнаграфічныя экспазіцыі ў сучасных музеях Беларусі (Веткаўскі музей народнай творчасці).
49. Этнаграфічныя экспазіцыі ў сучасных музеях Беларусі (Музей старажытнабеларускай культуры).
50. Этнаграфічныя экспазіцыі ў сучасных музеях Беларусі (Беларускі дзяржаўны музей народнай архітэктуры і побыту).
51. Вясельны фальклор беларусаў (на прыкладзе факльклорных тэкстаў).
52. Беларускія народныя загадкі, прымаўкі і прыказкі (на прыкладзе фальклорных тэкстаў).
53. Каляндарна-абрадавы фальклор беларусаў (на прыкладзе фальклорных тэкстаў).
54. Намітка і пояс у традыцыйным адзенні беларусаў.
55. Народная дэманалогія беларусаў.
56. Уклад В.К. Бандарчыка у развіццё беларускай этнаграфіі.
57. Е.Р. Раманаў як этнограф і фалькларыст.
58. Фальклорна-этнаграфічная спадчына М.В. Доўнар-Запольскага.
59. Выданні “Беларусы”, “Беларусы: сучасныя этнакультурныя працэсы”, “Кто живет в Беларуси”, “Этнокультурные процессы Восточного Полесья в прошлом и настоящем” і іх месца ў сучаснай гістарыяграфіі Беларусі.
60. Фальклорна-этнаграфічная спадчына Гомельшчыны.
4.2 Тэсты па дысцыпліне
1 Ойкумена – это:
А обитаемая часть Земли
Б языковая семья
В хозяйственно-культурный тип
Г понятие, тождественное понятию «эпикантус»
2 Какие из перечисленных ниже стран мононациональные:
А Япония
Б США
В ЮАР
Г Канада
3 Какого этнографического региона Беларуси не существует:
А Поднепровье
Б Южное Полесье
В Центральная Беларусь
Г Подвинье
4 Ведды острова Шри-Ланка, семанги Малакского полуострова, аэта Филиппин и пигмеи бассейна реки Конго в Африке:
А относятся к присваивающему типу хозяйства
Б производящему типу хозяйства
В смешанному типу хозяйства
Г нет правильного ответа
5 Согласно географической классификации Китай находится:
А в Западной Азии
Б Северной Европе
В Северной Африке
Г нет правильного ответа
6 На языках какой семьи сегодня говорят 45% населения мира:
А индоевропейской
Б кавказской
В уральской
Г нигеро-кордофанской
7 Исторически сложившаяся группа людей, объединенная общностью физических признаков называется:
А раса
Б левират
В праобщина
Г сорорат
8 Складка кожи верхнего века внутреннего угла глаза, прикрывающая слёзный бугорок – это:
А экзагамия
Б эпикантус
В полиандрия
Г полигиния
9 Какой народ является единственным монголоязычным народом в Европе:
А калмыки
Б саамы
В мордва
Г греки
10 О каком зарубежном этнографе идет речь: выдающийся американский учёный, этнограф, социолог, историк. Внёс крупный вклад в теорию социальной эволюции, науки о родстве, семье. Создатель научной теории первобытного общества, один из основоположников эволюционизма в социальных науках. Его известный труд «Лига Ходеносауни, или ирокезов»:
А Морган Г.Л.
Б Тайлор Э.
В Малиновский Б.
Г Мид М.
11 В каком году в рамках АН БССР был создан Институт искусствоведения, этнографии и фольклора им. К.Крапивы:
А 1957 г.
Б 1989 г.
В 2005 г.
Г 2012 г.
12 Как называется многотомная серия обобщающих монографий по этнографии Беларуси, начавшая выходить с 1995 года, первый том которой называется «Прамысловыя і рамесныя заняткі»:
А Народы и культуры
Б «Беларусы»
В Народы мира
Г История культуры
13 Назовите год основания Парижского общества этнологии:
А 1659 г.
Б 1759 г.
В 1839 г.
Г 1939 г.
14 Русское Географическое общество было учреждено в:
А 1725 г.
Б 1800 г.
В 1910 г.
Г нет правильного ответа
15 Автором всех названных ниже работ: «Народнае мастацтва Беларусі», «Беларуская савецкая фалькларыстыка», «Радзінныя звычаі і абрады беларусаў»:
А является один из выдаюшихся советских белорусских фольклористов
Б является группа современных украинских исследователей
В является один из выдающихся польских исследователей 19 в.
Г данные работы не имеют единого автора
16 Какого хозяйственно-культурного типа не существует:
А ручные земледельцы
Б пашенные земледельцы
В собиратели, охотники и рыболовы
Г ремесленники крупных городов
17 На Юрьев день 6 мая восточные славяне впервые после зимы:
А выгоняли скот на пастбища
Б пололи грядки
В убирались в доме
Г плели сети для ловли рыбы
18 Основной транспорт в Микронезии:
А сани
Б лодки
В собачьи упряжки
Г оленьи упряжки
19 Основное занятие коренного населения Калифорнии:
А охота
Б земледелие
В собирательство
Г сооружение кораблей
20 В каком из регионов Беларуси было очень развито рыболовство:
А Восточное и Западное Полесье
Б Центральная Беларусь
В города Минщины
Г г. Минск
21 На Аравийском полуострове основной земледельческой культурой является:
А рожь
Б кукуруза
В финиковая пальма
Г лен
22 Профессия ныряльщицы за глубоководными моллюсками существует:
А Норвегия, Латвия
Б Испания, Португалия
В Корея, Япония
Г нет правильного ответа
23 Сумпитан – это:
А бамбуковая трубка для охоты жителей Юго-Восточной Азии
Б музыкальный инструмент жителей Южной Африки
В дальнобойный лук жителей Австралии
Г элемент национального костюма народов Дагестана
24 Ирокезы в своем хозяйстве не имели:
А ножа
Б жилища
В гончарного круга
Г продуктов собирательства
25 Мустанг – имеет отношение к культуре:
А населения Америки
Б населения Европейского Севера России
В населения южной Украины
Г населения Удмуртии
26 Почему индейцы онейда высаживали между кукурузой фасоль и тыкву:
А для борьбы с сельхозвредителями
Б согласно легенде, они муж и жена и их нельзя разлучать
В для красоты
Гнет правильного ответа
27 Из технических культур славяне издавна возделывали лен и коноплю. Какой славянский народ возделывал масленичную розу для получения розового масла – ценного парфюмерного сырья:
А белорусы
Б поляки
В болгары
Г чехи
28 Кинто – это:
А группа самураев в Японии
Б разносные торговцы в Тбилиси, отличавшиеся характерным жаргоном и типом одежды
В элемент мужской одежды в Афганистане
Г нет правильного ответа
29 Главная сельскохозяйственная культура в Средней Азии до 20 века:
А Мак
Б Хлопок
В Пшеница
Г Кукуруза
30 Самое важное и почётное место в доме у восточных славян. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Это место называлось:
А красный угол
Б почетный угол
В святой угол
Г бабин кут
31 Крааль – это:
А тип поселения у скотоводческих народов Южной и Восточной Африки - кольцевой планировки, обычно укреплённое изгородью, в центре - загон для скота
Б украшение у народов Средней Азии и Казахстана
В традиционное блюдо у народов Северной Африки
Г место для кормления домашней птицы ш народов Южной Европы
32 Как называлась изба, топившаяся печью без дымохода, у русских и других народов Восточной Европы, дым в которой выходил через дверь и специальные отверстия в стене или крыше - волоковые окна:
А чистая изба
Б курная изба
В изба на подклете
Г нет правильных ответов
33 Назовите приспособление, которым белорусы освещали в ночное время традиционное жилище:
А лучник
Б лампада
В свеча
Г все ответы правильные
34 Назовите переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у кочевников:
А шалаш
Б иглу
В юрта
Г мазанка
35 Вигвам, типи, яранга, иглу – это:
А предметы, помогающие в быту
Б типы жилищ
В разновидности традиционной одежды народов мира
Г национальные блюда народов мира
36 Тип застройки двора у белорусов, при котором комплекс жилых и хозяйственных строений, связанных между собой и образующих правильный четырехугольник назывался:
А погонный
Б веночный
В разбросанный
Г не получил названия
37 Традиционные каркасные дома корейцев имеют важную особенность:
А отсутствие крыши
Б наличие двух погребов
В перегруженность интерьера разнообразной мебелью
Г подогреваемые полы
38 Преобладающий цвет в одежде народов амхара и оромо:
А желтый
Б фиолетовый
В белый
Г красный
39 Бабуши – это:
А узорчатые кожаные туфли без задников, которые носили торговцы, чиновники, мусульманские ученые в Северной Африке
Б национальное блюдо ацтеков
В приспособление для оленьих упряжек у коренных народов Севера
Г приспособление для ткачества ручников у белорусов
40 В монгольском национальном костюме отсутствовали:
А штаны
Б халаты
В карманы
Г теплые сапоги
41 Национальная одежда японцев кимоно отличается у мужчин и женщин по следующему признаку:
А утепленность
Б длина рукавов
В наличие пуговиц
Г качество ткани
42 Плетеные конические шляпы из пальмовых листьев носят:
А узбеки
Б шведы
В мексиканцы
Г вьетнамцы
43 Обрядовое блюдо “бабина каша” у белорусов используется в семейной обрядности:
А свадебной
Б родильно-крестильной
В похоронной
Г это обрядовое блюдо не было известно белорусам
44 Поридж – традиционная блюдо:
А французов
Б немцев
В итальянцев
Г англичан
45 Кумыс – это:
А мучное блюдо
Б кисломолочный напиток
В овощной гарнир
Г мясное блюдо
46 Манты являются традиционным блюдом:
А Монголии и народов Центральной Азии
Б народов Европы
В народов Юго-Восточной Азии
Г народов Латинской Америки.
47 Славяне считали, что ночью в этот день деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой. О каком славянском празднике идет речь:
А Масленица
Б Колядки
В Иван Купала
Г Троица
48 Как у народов Западной Европы называется украшенный высокий столб, который по традиции устанавливается ежегодно в мае на центральных площадях во многих деревнях и городах Германии, Австрии, скандинавских стран, Чехии и Словакии:
А майское дерево
Б дуб
В осина
Г калина
49 У белорусов были в большей степени распространены сказки:
А о животных
Б волшебные сказки
В анекдотическая сказка
Г небылицы
50 Гопак – народный танец:
А украинский
Б чешский
В итальянский
Г болгарский
ДАПАМОЖНЫ РАЗДЗЕЛ
5.1 Тыпавая праграма па дысцыпліне
Складальнікі:
М.Ф.Пiлiпенка, галоўны навуковы супрацоўнік Інстытута мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі, доктар гістарычных навук, член-карэспандэнт Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі, прафесар;
Т.А.Навагродскi, загадчык кафедры этналогіі, музеялогіі і гісторыі мастацтваў Беларускага дзяржаўнага універсітэта, кандыдат гiстарычных навук, дацэнт;
І.С.Махоўская, дацэнт кафедры этналогіі, музеялогіі і гісторыі мастацтваў Беларускага дзяржаўнага універсітэта, кандыдат гiстарычных навук, дацэнт;
У.І.Медзянік, дацэнт кафедры этналогіі, музеялогіі і гісторыі мастацтваў Беларускага дзяржаўнага універсітэта, кандыдат гiстарычных навук, дацэнт;А.І.Махнач, дацэнт кафедры этналогіі, музеялогіі і гісторыі мастацтваў Беларускага дзяржаўнага універсітэта, кандыдат гiстарычных навук.
Рэцэнзенты:
Кафедра археалогіі і этналогіі Установы Адукацыі “Гродзенскі дзяржаўны універсітэт імя Я. Купалы”.
А.У. Гурко, загадчык аддзела этналогіі Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі, доктар гістарычных навук.
Рэкамендавана да зацвярджэння ў якасці тыпавой:
Кафедрай этналогіі, музеялогіі і гісторыі мастацтваў Беларускага дзяржаўнага універсітэта
(пратакол № 11 ад 15.05.2008);
Навукова-метадычным саветам Беларускага дзяржаўнага універсітэта
(пратакол № 4 ад 22.05.2008 г.);
Навукова-метадычным саветам па гуманітарных спецыяльнасцях вучэбна-метадычнага аб’яднання вышэйшых навучальных устаноў Рэспублікі Беларусь па гуманітарнай адукацыі
(пратакол № 4 ад 12.09.2008 г.)
Адказны за рэдакцыю:Т.А. Навагродскі
Адказны за выпуск:І.С. Махоўская
Змест
1. Тлумачальная запіска ……………………………………………..4
2. Прыкладны вучэбна-тэматычны план.…………………………..10
3. Змест вучэбнай дысцыпліны…………………………….……….11
4. Літаратура…………………………………………………………23
Тлумачальная запіска
Тыпавая вучэбная праграма новага пакалення па вучэбнай дысцыпліне “Этналогія і этнаграфія Беларусі” прызначана для кіраўніцтва ў сваёй дзейнасці выкладчыка і студэнта. Адметнымі асаблівасцямі дадзенай тыпавой вучэбнай праграмы з’яўляюцца: абноўлены змест, акцэнтацыя на кампетэнтнасным падыходзе ў навучанні, значнае ўзмацненне ролі і долі самастойнай работы студэнта, выкарыстанне сучасных інавацыйных педагагічных тэхналогій. У рамках сумеснага супрацоўніцтва выкладчыка і студэнта праграма выступае своеасаблівым “навігатарам” набыцця ведаў, інфармацыйных і практыкаарыентаваных жыццядзейных уменняў.
Вучэбная праграма дысцыпліны “Этналогія і этнаграфія Беларусі” распрацавана ў адпаведнасці з наступнымі нарматыўнымі і метадычнымі дакументамі:
• Адукацыйны стандарт «Вышэйшая адукацыя. Першая ступень.
Цыкл сацыяльна-гуманітарных дысцыплін», зацверджаны і ўведзены ў дзеянне пастановай Міністэрства адукацыі
Рэспублікі Беларусь ад 01.09. 2006 № 89;
• Адукацыйны стандарт. «Вышэйшая адукацыя. Першая ступень. Спецыяльнасть 1-23 01 12. Музейная справа і ахова-гісторыка-культурнай спадчыны (па накірунках)», зацверджана і ўведзена пастановай Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 07.08.2008 №64;
• Адукацыйны стандарт. «Вышэйшая адукацыя. Першая ступень. Спецыяльнасць 1-21 03 01 Гісторыя” (па накірунках)», зацверджана і ўведзена пастановай Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 12.06.2008 №50 ;
• Парадак распрацоўкі, зацвярджэння і рэгістрацыі вучэбных праграм для першай ступені вышэйшай адукацыі (зацверджана Міністэрствам адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 12.11.2008г.)
Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 355; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!