СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ НОВОГО ЗАВЕТА.



1. Рождество Пресвятой Девы Марии. Введение Ее во храм. Благовещение Божией Матери и посещение Ею праведной Елисаветы. Рождение святого Иоанна Предтечи. Лк. 1:24-56.

2. Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Мф. 1:18-25; Лк. 2:1-21.

3. Поклонение волхвов. Мф. 2:1-12.

4. Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Лук. 2, 22-39.

5. Проповедь святаго Иоанна Крестителя. Лк. 3:1-18; Мф. 3:1-12; Мк. 1:2-8.

6. Крещение Господа Иисуса Христа. Мф. 3, 13-17; Мк. 1:9-11; Лк. 3:21-22.

7. Первые ученики Господа и первое чудо. Ин. 1:35-51; 2:1-11.

8. Изгнание торгующих из храма. Ин. 2:13-25.

9. Исцеление расслабленного при овчей купели. Ин. 5:1-16.

10. Избрание апостолов. Лк. 6:13-16.

11. Заповеди блаженства. Мф. 5, 1-12.

12. Воскрешение сына вдовы Наинской. Лк. 7:11-17.

13. Притча о сеятеле. Мф. 13:1-23; Мк. 4:1-25; Лк. 8:4-15.

14. Укрощение бури. Мф. 8, 23-27; Мк. 4:35-41; Лк. 8:22-25.

15. Воскрешение дочери Иаира. Мф. 9:18-26; Мк. 5:21-43; Лк. 8:41-56.

16. Усекновение главы святаго Иоанна Предтечи. Мф. 14:1-12; Мк. 6:14-29; Лк. 9:7-9.

17. Чудесное насыщение 5000 человек пятью хлебами. Мф:14, 14-23; Мк. 6:34-46; Лк. 9:11-17, Ин. 6:3-15.

18. Исцеление дочери хананеянки. Мф. 15:21-28; Мк. 7:24-30.

19. Преображение Господне. Мф. 17:1-13; Лк. 9:28-36; Мк. 9:2-13.

20. Притча о милосердом самарянине. Лк. 10:25-37.

21. Притча о блудном сыне. Лк. 15:11-32.

22. Притча о богатом и Лазаре. Лк. 16:19-31.

23. Притча о мытаре и фарисее. Лк. 18:9-14.

24. Благословение детей. Мк. 10:13-16; Лк. 18:15-17; Мф. 19:13-15.

25. Воскрешение Лазаря. Ин. 11:17-57.

26. Вход Господень в Иерусалим. Мк. 11:1-11; Мф. 21:1-17; Ин. 12:12-15, 17-19; Лк. 19:29-46.

27. Изображение страшного суда. Мф. 25:31-46.

28. Предательство Иуды и Тайная вечера. Мф. 26:1-5, 14-16, 20-35; Мк. 14, 10-25; Лк. 22:1-30; Ин. 13:1-30.

29. Страдание, смерть и погребение Господа нашего Иисуса Христа. Мф. 26 и 27; Мк. 14 и 15; Лк. 22 и 23; Ин. 18 и 19.

30. Воскресение Христово. Мф. 28:1-15; Мк. 16:1-14; Лк. 24:1-48; Ин. 20:1-31.

31. Вознесение Господне. Марк. 16:19-20; Лук. 24:44-53; Деян. 1:1-11.

32. Сошествие Святаго Духа на апостолов. Деян. 2.

 

Объяснительная записка: преподавание Священной Истории.

Преподавание Закона Божия в естественном порядке постепенности начинается со Священной истории Ветхого Завета. Это - история детства человеческого рода, в особенности близкие сердцу детей и для них назидательная. Здесь они из живых примеров должны получить первые понятия о главных обязанностях, как семейных, так и общественных (как должно почитать родителей и дорожить их благословением, о братней и родственной любви, об обязанностях слуг и господ и т.п.). В то же самое время дети увидят здесь начало и возникновение многих обычаев, учреждений и обрядов, которые до сих пор сохраняются в семейном, общественном и церковном быту (семейные могилы, закрытие очей умершего ближайшим родственником, искание указаний свыше при выборе невесты, покрывало на голове ее и т.п.). Здесь открывается для наставника возможность ознакомить детей с некоторыми, и притом наиболее важными, сторонами человеческой жизни и дать взгляду их на все явления ее направление религиозное. Дети увидят, как Сам Господь Бог воздвигает власть вождя народного и первосвященника (пророки Моисей и Аарон) и строго карает противников этой власти (казнь Корея, Дафана и Авирона) и как наконец передает не иную, а Свою собственную власть над народом - особенному Своему избраннику Царю (история избрания на царство Саула), какое внушается к ней уважение, и как строго охраняется неприкосновенность помазанника Божия (отношение Давида к Саулу). В жизни избранников Божиих и вообще богоизбранного еврейского народа в особенности ясно и наглядно представляются пути Божия промысла: за преступлением большею частью сейчас же изрекается и неминуемо, рано или поздно, следует наказание, по молитве подается прощение и помилование; пророки указывают эти пути Божественного Промысла и вперед предрекают судьбы царств. Эта особенная очевидность путей Божия промысла в событиях Священной Истории воспитывает и утверждает в сердцах детей живую и твердую веру, что всем в мире правит воля Всевышнего. Вместе с сим наставник неуклонно должен обращать внимание детей ко временам Мессии: 1) по возможности твердо усвоять их вниманию и памяти важнейшие прообразы и пророчества (жертвоприношение Исаака, таинственная лествица, судьба Иосифа, неопалимая купина, медный змий, спасение пророка Ионы и предсказания пророка Моисея, Давида, Исайи, Даниила) и 2) уяснить им, сколько возможно, ту народную среду, в которой явился Спаситель мира.

Новозаветная Священная История представляет исполнение всех тех чаяний и надежд, которыми жили праведники ветхозаветные. Это - история спасения всех людей и каждого человека в особенности. Передавая детям учения Господа Спасителя, наставник должен внушат им, что слово Господа не имеет в виду только лиц, живших во время Его земной жизни, а обращено к каждому из нас и есть для нас непременная заповедь. И все праведные люди должны ясно и твердо пример добродетелей; но в особенности в сердцах детей должны ясно и твердо напечатлеться черты спасительной жизни Господа нашего Иисуса Христа (самоотвержение, смирение, кротость, милосердие, дружба, заботливость о матери, повиновение ей и мнимому отцу, любовь ко врагам и друг.), как образец и правило жизни христианской. Евангельские повествования о чудесах Господа Спасителя укрепляют в сердцах детей веру в Его всемогущую силу и надежду на Его милосердие. При изображении страданий Господа, наставник должен в особенности возвышать в мысли их истину Его Божества, внушая им, что Он добровольно ради нас смирил Себя, и указывая, как Божественная слава Его сияет среди самого крайнего уничижения. Наконец, Новозаветная Священная История должна объяснить детям, сколько возможно, происхождение христианской Церкви и Божественное установление ее иерархии, выяснить им в особенности содержание празднуемых в ней событий из истории спасения, указать самое начало праздников (в истории Воскресения Христова) и постов (пример Господа Спасителя и учение Его о посте), ею наблюдаемых, и таким образом предпослать некоторые данные для изучения Катехизиса и для объяснения богослужения.

Научение молитве.

Во второй год дети должны изучить молитвы: утреннюю: "К Тебе, Владыко Человеколюбче"; вечернюю: "Господи Боже наш, еже согреших..."; Божией Матери: "Милосердия двери"; Ангелу хранителю (вечернюю): "Ангеле Христов, хранителю мой святый", а также Символ веры и десять заповедей Закона Божия с краткими объяснениями.

Краткое объяснение Литургии.

 

Год третий.

Краткий катехизис.

Катехизис, изложенный в "Начатках христианского учения".

Объем и образец краткого Катехизиса представляет Катехизис, изложенный в "Начатках христианского учения". Руководствуясь им, наставник преподает катехизическое учение сообразно сделанным в Объяснительной записке указаниям.

Объяснительная записка: преподавание катехизиса.

Катехизис излагает в ясных и определенных чертах учение о вере, надежде и любви христианской. Здесь обобщаются и группируются сведения, преподанные детям из Священной истории, и представляются в связи и взаимном соотношении. Исторический рассказ имеет целью, по преимуществу, доброе впечатление на сердце детей. Катехизис должен приучить их к рассуждению о том, что они уже слышали и знают из истории. При преподавании истин, в особенности догматических, наставник должен строго держаться определений их, данных в руководстве, и требовать от детей, по возможности, точной передачи их. При изложении нравственного учения наставник должен пользоваться примерами, известными детям из Священной истории, и вообще должен заботиться о возможно большем согласовании священно-исторических сведений с катехизическими. Для облегчения детей введены в катехизическое преподавание вопросы; но пользуясь ими, наставник должен стараться, чтобы в мысли детей чрез эту вопросную дробность не терялась связь излагаемого учения. Надобно приучать детей к тому, чтобы они умели в связной форме передать заученное ими при помощи вопросов и отчетливо знали, какое учение содержится в том или другом члене Символа веры, или заповеди Господней.

Учение о богослужении

1. Что называется церковным богослужением, и чем оно отличается от молитвы домашней?

2. Храм. Внешний вид его и внутреннее устройство. Престол. Жертвенник.

3. Священные изображения. Иконостас.

4. Священные сосуды и другие вещи, употребляемые при богослужении.

5. Лица, совершающие богослужение. Священные облачения, усвоенные их сану.

6. Всенощное бдение.

7. О литургии. Главные ее части:

а) Проскомидия: в чем состоит, и какие воспоминания соединяются с нею?

б) Литургия оглашенных: начало, малый вход, чтение Апостола и Евангелия. Какие воспоминания соединяются с этой частью литургии?

в) Литургия верных: великий вход, приготовление к совершению таинства, освящение Даров, приготовление к причащению и причащение. Воспоминания, соединенные с литургией верных.

г) О литургии Преждеосвященных Даров и Василия Великого.

8. Важнейшие праздники.

9. Посты православной Церкви.

10. Важнейшие действия при совершении таинств.

Объяснительная записка: преподавание учения о богослужении.

 Учение о богослужении имеет целью ввести детей в ближайшее общение с Церковью. Церковь принимает младенца под свой кров при самом рождении и предваряет в своей заботе о нем школу. Учение в школе должно быть не иное, как по духу Церкви, и школа воспитывает детей под ее кровом. После школы воспитание их будет продолжаться чрез всю их жизнь в Церкви. Надобно, чтобы они понимали язык Церкви, значение церковных священнодействий, вошли, сколько возможно для них в качестве мирян и по степени полученного образования, в дух их и чувствовали потребность более и более усвоить своему сердцу назидание от храма Божия и всего, что в нем совершается, одним словом - приобрели навык жить под кровом и постоянным влиянием Церкви. Это составляет окончательную цель религиозного образования, получаемого детьми в школе. и к ней должно быть направлено преподавание всех предметов Закона Божия, в особенности же Учение о богослужении. В этих видах учение о богослужении отнесено к концу курса церковно-приходской школы и составляет его заключительную часть.

Научение молитве.

Изучение тропарей двунадесятых праздников, храма, святым Кириллу и Мефодию и соименному Святому, молитв пред причащением и св. Ефрема Сирина.

 

Год четвертый.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 240; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!