Пермякова Е., Шакирзянова А., Цаплина Е.,



студенты Колледжа олимпийского резерва Пермского края

Научный руководительКамышев К. Д.,

преподаватель Колледжа олимпийского резерва Пермского края

 

ОБРАЗ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В США НА ОСНОВЕ РОМАНА «УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ»

 

Нами была выбрана тема отражение гражданской войны в США в романе «Унесенные ветром», так как Соединенные Штаты Америки являются одной из господствующих держав мира, а натянутые отношения России и США (двух сверхдержав) обескураживает нас, и поэтому мы бы хотели получше узнать страну, с которой у нас конфликт и понять для себя: в чем же все таки причина?

Именно для того, чтобы понять историю США, мы обратились к гражданской войне в США, ведь эти события очень сильно повлияла на будущее Соединенных Штатов, а роман «Унесенные ветром» поможет нам понять культуры и менталитет американских граждан.

По выражению американского историка серединыXX века Шелби Фута «До войны о Соединённых Штатах говорили как о совокупности независимых штатов. А после войны и до сего дня стали говорить о Соединённых Штатах как о чём-то едином и целом».

Ведущий американский историк Гражданской войны Шелби Фут однажды сказал: «Любое понимание нашей нации должно основываться на изучении Гражданской войны. Она определила нас. Революция внесла свою лепту. Наше участие в европейских войнах, начиная с Первой мировой войны, также внесло свою лепту. Но Гражданская война сделала нас, такими, какие мы есть, определила наши хорошие и плохие стороны, и, если вы собираетесь постичь американский характер, вам совершенно необходимо изучить великую катастрофу середины XIX века. Это был перекресток нашего бытия, и этот перекресток был адским[84]».

Главной причиной распада Союза, из-за которого началась война: это экономические разногласия.На Севере экономика держалась на промышленности, так как исторически север считался промышленным регионом, а Юг – сельскохозяйственным регионом. У них в основном выращивался хлопок и табак для экспорта. На Севере было все стабильно, а вот на Юге – наоборот. На Юге было все гораздо сложнее, ведь их экономика была в подвешенном состоянии. Не каждый год мог быть удачным. Многое зависело от погодных условиях, ведь их экономика – это урожай. Да и плюс не всегда хватало рабов для сбора урожая, ведь всех эмигранты стремились на север, ради лучшей жизни.

Явной предпосылкой стало избрание нового президента от Республиканской партии – Авраама Линкольна. Южане боялись Линкольна, так как он хотел отменить рабство, а на рабстве держалась вся экономика Юга.

После того, как выставили кандидатуру Линкольна на пост президента, 20 декабря 1860 года Южная Каролина вышла из состава Союза и за ней последовали:Миссисипи (9 января 1861г);Флорида (10 января 1861г);Алабама (11 января 1861г);Джорджия (19 января 1861г);Луизиана (26 января 1861г). Эти штаты создали новое государство – Конфедерация Штатов Америки (КША). Позже к ним присоединились:Техас (2 марта 1861г); Вирджиния (7 мая 1861г);Арканзас (18 мая 1861г);Теннесси (2 июля 1861г);Северная Каролина (21 мая 1861г).

Эти 11 штатов приняли конституцию и избрали своим президентом бывшего сенатора от Миссисипи Джефферсона Дэвиса, который вместе с другими руководителями страны заявил, что на их территории рабство будет существовать «вечно».

После создания КША президент Линкольн призывал конфедератов покончить дело миром и вернуться в состав Союза. Но мятежники, собираясь сохранить рабовладение в своих штатах и понимая, что президент-республиканец рано или поздно его отменит, выбрали раскол. В апреле 1861 года ополчения конфедеративных штатов заняли несколько фортов и арсеналов, начав тем самым гражданскую войну.

Но многие исследователи упускают извнимание социально-психологические причины и предпосылки. В США в тот период складывается на основе экономических систем две цивилизации Севера и Юга, две кваз-этнические группы «янки» и «джонни».

В 1785 г. Т. Джефферсон писал: «На Севере люди хладнокровные‚ трезвые, трудолюбивые, настойчивые, ...на Юге — пылкие‚ сластолюбивые‚ ленивые, непостоянные...». А француз А. де Токвиль, побывавший в США в 1830-е гг., обратил внимание на «две ветви англо-американского семейства‚ которые существуют и развиваются‚ так и не слившись окончательно: одна — на юге‚ другая — на севере страны» Различия, следовательно, углублялись. В пору Токвиля бытовало представление о Севере как земле предпринимательства и Юге — земле рыцарства. Сложился стереотип северянина — алчного, грубого, необразованного янки и южанина — аристократа, джентльмена. Ходила даже поговорка: северянин умеет делать деньги, южанин — тратить их. Эдгар По, разбирая творчество своего коллеги У.Г. Симмса, заметил: «Будь он янки, его талант был бы оценен соотечественниками, но, к несчастью (может быть), он южанин и сочетает южную гордость, южную нелюбовь к торгашеству с южной пассивностью и неумелостью во всем, что касается наживания денег»[85].

Северяне, да и весь мир, представляли Юг исключительно плантаторским, рабовладельческим, каким он выглядит в романе Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». Между тем рабовладельцы составляли на Юге четверть белого населения, а в обществе, как и на Севере, преобладали фермеры, поэтому регион точнее было бы называть фермерско-плантаторским.

Честь и достоинство в качестве кастовой этики порой оказывались сильнее денег в поведении южанина, однако все-таки не затмевали характерного для всех американцев стремления к материальному преуспеванию. Только предпринимательская активность южан приняла другие формы, поскольку другими были хозяйство и собственность. На Юге экономически выгодными и престижными являлись плантации и рабы, а не промышленность и торговля‚ как на Севере. Но и плантаторы остались типичными предпринимателями и мыслили в категориях рыночного хозяйства.

В рабе они видели, прежде всего, рабочие руки‚ рассматривая его как дорогую собственность, поэтому стремились эффективнее использовать, подобно мулам или машинам. Забота о прибыльности хозяйства заставляла плантатора не только руководить работой в поле, но вмешиваться в личную жизнь рабов. Современный американский писатель У. Стайрон назвал рабство Юга «системой психологического гнета, хуже которого не знает история»

Поскольку рабы были дороги, а работорговля с 1808 г. запрещена, чрезмерно жестокое обращение с рабами, тем более их убийство, не могли носить массового характера на Юге. Поэтому случай, описанный Г. Бичер-Стоу в романе «Хижина дяди Тома», — убийство полевого раба, каким был Том, да еще во время уборки урожая, маловероятен. Ф. Кэмбл‚ поддержав антирабовладельческую позицию писательницы, признала, что история смерти Тома не является «правдоподобной, поскольку цена раба как собственности защищает его жизнь от страстей хозяина». Роман Бичер-Стоу можно было бы назвать северной версией легенды о Юге. Она провела лишь несколько лет на границе с Югом, в г. Цинциннати, штат Огайо, и не знала подробностей его жизни[86].

Рассказ Ф. С. Фицджеральда «Ледяной дворец», где героиня-южанка после долгих раздумий все-таки отказывается выйти замуж за янки. «Тут все не свое, все чужое» – подумала она и вернулась на столь любезный ей Юг.

Враждебность, отчужденность между северянами и южанами стали слабеть лишь после Второй мировой войны с «бульдозерной революцией», модернизацией Юга, бывшего до войны самым бедным аграрным регионом Америки, «экономической проблемой № 1», по словам Ф. Д. Рузвельта. Постепенно стирались социально-экономические различия между двумя регионами. В наши дни Юг преобразился, войдя в «солнечный пояс» страны, наиболее интенсивно развивающейся, где проживает более половины населения.

Американский историк Дж. Рейнолдс, исследуя состояние южной прессы в период сецессии Юга, весьма красноречиво озаглавил свою книгу: «Редакторы создали войну». В качестве доказательства своей правоты он приводит мнение виргинской газеты, высказанное в 1861 г., когда Гражданская война Севера и Юга уже началась: «Пресса и телеграф разрушили страну. Подчинение их цензуре могло бы сохранить Союз». Это утверждение представляется парадоксальным и, разумеется, во многом преувеличенным. Но нельзя не признать, что в возникновении и обострении конфликтных ситуаций в обществе, которые ведут к противостоянию, конфронтации и даже к Гражданской войне, роль прессы, формирующей общественное мнение, чрезвычайно велика[87].

В романе «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл описывается довоенное и послевоенное время с позиции богатой плантаторской знати. Лейтмотив этого произведения может быть вложен во фразу «Америка, которую мы потеряли!». Отвергая легенды Севера о Юге, Митчелл сама оказалась во власти легенды южан о своем крае. В южной интерпретации даны образы женщин-аристократок, проблема рабства, персонажи северян-янки — людей сомнительного прошлого, стяжателей, прибывших на Юг за легкой добычей.

Американская гражданская война проявляется в книге через судьбы людей.На одном полюсе оказались те южане, кто не мог либо не хотел принять изменения, кто сопротивлялся истории. Символической фигурой этих некогда живых, ко обреченных сил Юга стал под пером Митчелл Эшли Уилкс, Образованный, начитанный, обладающий тонким, аналитическим умом, он превосходно понимал историческую обреченность старого Юга. В романе Эшли остался жить, но душа его мертва, потому что отдана уходящему Югу, она — одна из унесенных ветром.Эшли не хотел побеждать, как Скарлетт, любой ценой, предпочитая умереть вместе с тем, что ему дорого. Он выжил, не стремясь к этому, и просто доживал свой срок. Будучи противником рабства, он все же пошел на войну, но отстаивал не «правое дело» рабовладельцев, а дорогой ему с детства мир.

Наиболее противоречивый персонаж книги — РеттБатлер, во многом антипод Эшли. Еще в юности он порвал с плантаторским обществом, и оно является предметом его постоянных злых насмешек. Ретт — преуспевающий бизнесмен—торговец, спекулянт— самые непрестижные профессии на Юге. По взглядам он близок южному реформаторскому движению 1840—1860-х годов, выступавшему за всестороннее экономическое развитие региона, каковое могло бы обеспечить полную независимость от Севера и Европы. Его представители ясно видели временный характер процветания Юга, связанный с хлопковым бумом. Ретт хорошо понимал, что слабая индустрия не может обеспечить перевеса в грядущей войне против Севера, и открыто смеялся над бахвальными речами своих соотечественников.

В образе главной героини, Скарлет О`Хара многие читатели романа и зрители фильма увидели символ бездумно-прекрасной Америки, за душу и сердце которой сражаются Север и Юг. Под давлением обстоятельств Скарлетт по сути сама становится янки: в ней просыпаются заложенные от природы расчетливость, хитрость и корысть. Но ее голова по-прежнему занята наваждением – идеальной романтической любовью к Принцу (Эшли). «В уме ее, как в американском подсознании, причудливо перемешаны южные сословные предрассудки и собственные мифы, почти никак не соотносящиеся с реальностью: Скарлетт и ей подобные видят только то, что хотят. Скарлетт теряет и Эшли, и Ретта, и уважение соседей». Роман и фильм «Унесенные ветром» по сути хроники двух великих поражений, с которыми герои отказываются смириться. Поражение Юга в Гражданской войне зарифмовано с поражением Скарлетт в финале: американский Юг терпит крах военный и политический, Скарлетт О'Хара – личный[88].

Экранизация романа в 1939 г., происходит в Атланте, штат Джорджия –главном промышленном центре Юга. Необходимо указать, что именно там происходит значительная часть событий романа. Кинематограф в тот период становился основным «властителем дум». В условиях Великой Американской депрессии и начавшейся Второй мировой войны данный фильм, обладающий несомненной самостоятельной художественной ценностью, оказал огромное влияние на формирование представлений американцев на Гражданскую войну.

В Штатах знают, что такое ураганы, а на Юге это известно особенно хорошо. Но этот ветер был рукотворным. И унес он слишком многое и многих. Ветер, щедро раздуваемый политикой, популизмом и амбициями, как торнадо пронесся по этой щедрой, цветущей, напоенной солнцем земле.

Роман "Унесенные ветром" есть не что иное, как энциклопедия плантаторской жизни и "южной легенды", впервые в целом виде изложенной Маргарет Митчелл, причем изложенной со всеми ее подробностями и эпизодами, "со всеми ее характерами и со всеми ее сценическими декорациями". Несмотря на тот факт, что легенда эта фальшива и оказала дурное влияние на жизнь Юга в целом, она сохраняет свою притягательность; поскольку Маргарет Митчелл сумела рассказать ее так, что легенда усиливается, хотя рассказана она путем смешения изрядной доли реализма с романтизмом.

Гражданская война — катастрофа более страшная, чем война с внешним врагом. Она разводит по разные стороны баррикад единый народ, раскалывает семьи и даже личность человека. Она носит тотальный характер и оставляет тяжелые душевные травмы, которые долго влияют на жизнь общества.

Существует представление о том, что историю пишут победители. Произведение «Унесенные ветром» показывает войну глазами проигравшей стороны. Благодаря ему «Южный миф» приобрел в США общенациональные масштабы и превратился в один из столпов американской идентичности.

 

Ради Умейма, Лахлу Брахим,

студенты ГБОУ ВО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Министерства здравоохранения РФ


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 413; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!