Научный руководитель Пискунов А.И.,



   начальник кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России,

кандидат экономических наук,

подполковник внутренней службы

 

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ В РОССИИ

Право на жизнь является главной ценностью. Но, к сожалению, эта ценность потеряла своё значение, в результате чего убийства превратились в обычные преступления. Долгое время в России практиковался такой вид уголовного наказания, как смертная казнь. Проблема смертной казни является достаточно трудноразрешимой, до сих пор ведутся дискуссии по поводу её необходимости. Для решения данной проблемы необходимо рассмотреть исторический аспект данного явления. Начало применения смертной казни сложно выявить на конкретном временном отрезке, поскольку данный вид наказания применялся достаточно широко. Так, например, в различных религиозных источниках говорится о “побивании” камнями за такие преступления как прелюбодеяние, воровство. Несомненно, данный вид наказания начал существовать еще до письменного оформления в периоды племенного строя. Но рассмотрим данное явление в более поздний период. Широкое письменное оформление смертная казнь получает в древнерусский период. Данный вид наказания можно увидеть в Двинской грамоте 1397 г., который выражался в смертной казни через повешение. Позже возрастает число применения смертной казни в судебниках, но наибольшее количество применения она получает в семнадцатом и восемнадцатом веке. Так, в уложении царя Алексея Михайловича количество применения смертной казни возрастает до пятидесяти четырёх. В данный период смертная казнь применялась преимущественно для устрашения населения, чтобы люди боялись нарушать установленные государем правила и положения. В период русской империи в Воинском уставе Петра Великого наказание смертной казнью закрепляется в двухстах артикулах. В семнадцатом веке смертная казнь существовала в виде простой и квалифицированной. В уложении 1649 года указывается только такой вид простой смертной казни, как повешение. На практике же осуществлялось и обезглавливание. Что касается квалифицированной смертной казни, то она существовала в трех видах: Сожжение; Залитие горла свинцом; Окопание живого человека в земле.

В этот период смертная казнь продолжает выступать в устрашающей роли, она начинает носить нравственно-религиозный характер. Приговор осуществлялся не сразу, преступнику давалось время осознать тяжесть содеянного им преступления. При всем этом, смертная казнь могла быть и отменена.Так, например, если при повешении человека обрывалась веревка, то считалось, что на это воля Бога и осуждённый объявлялся помилованным.

Во времена правления императрицы Елизаветы смертная казнь была заменена на битьё плетьми и нанесение физических увечий. Считалось, что смертная казнь отменилась для общих и мелких преступлений, но она не была отменена для общегосударственных преступлений.Был отменен простой вид смертной казни, но оставлен такой тяжкий вид, как засечение. Данный вид наказания еще имеет факт применения, но наблюдаются предпосылки к его вымиранию.Елизавета Петровна была противницей смертной казни, и зачастую, приговоренные к смертной казни отправлялись на каторгу или были подвержены телесным наказаниям.Обратимся уже к двадцатому веку. В период с двадцатых по сороковые года смертная казнь проявляет себя в несколько новом свете. Пополняется перечень наказуемых ей деяний, функции по назначению и осуществлению смертной казни получают несудебные и чрезвычайные государственные органы. В результате чего десятки миллионов были убиты, а по некоторым заявлениям 95 миллионов человек было расстреляно. Неизвестно, сколько человек получило данное наказание “заслуженно”. На сегодняшний день в Российской Федерации установлен мораторий на смертную казнь. Это означает, что государство полностью отказывается от данного вида наказания вне зависимости от степени тяжести преступления. Принятие моратория связано с тем, что достаточно велика вероятность судебной ошибки, вследствие чего жизни будет лишён невиновный человек.Но при этом, все же ведутся споры о том, необходимо ли уничтожить смертную казнь как явление или же оставить данный вид наказания. Существуют два основных мнения по этому поводу: некоторые специалисты считают, что смертную казнь необходимо ликвидировать, как таковую, поскольку она является аморальной, нарушает права человека на жизнь; другие же специалисты считают, что данный вид наказания следует сохранить, поскольку он обеспечивает полную ликвидацию преступника, что обеспечит общественную безопасность от совершений очередных преступлений лицом.

Два данных противоположных мнения достаточно обоснованны, но при этом хочется сказать о том, что нельзя переоценивать роль смертной казни как ограничителя, поскольку довольно часто она бывает недостаточно эффективной, а сдерживающий эффект она оказывает только на небольшую категорию людей. Поэтому, всё же, разумнее исключить данный институт и подходить к наказанию преступников с другой стороны, поскольку анализируя исторический аспект, можно предположить, что как за всю историю, так и сегодня среди органов государственной власти и должностных лиц имеется достаточная неопределенность, вследствие чего институт смертной казни не может существовать и работать так, чтобы из-за его деятельности не страдали невиновные люди.

 

Малкова М. А.,

студент Филиал образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Перми


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 338; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!