Научный руководитель Пискунов А.И.,



   начальник кафедры гуанитарных и социально-экономических дисциплин

ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России,

кандидат экономических наук,

подполковник внутренней службы

 

Криминальная культура и влияние её на общество

В последние десятилетия произошли существенные перемены в отношении общества к преступности и ее проявлениям. Криминальная субкультура, о которой раньше предпочитали не говорить, в настоящее время получила легальный статус наряду с общей культурой. Некоторые сравнивают её как часть общей культуры, забывая о том, что она является «антиподом» общей культуры. Кроме того, криминальная культура является агрессивной, её представители не жалеют ни сил, ни средств для её развития, внедрения и распространения среди молодёжи, осуществляют подмену общей культуры на криминальную. Из-за усиленной борьбы с преступными элементами в 30-х годах ХХ века, усилившиеся в связи с коллективизацией и голодом 30-х годов, в это время стали сплачиваться преступные группировки в наиболее организованные группы. Основой сплочения преступного мира стала тенденция неполитического противодействия и неподчинения власти, а его элитой стали «воры в законе», которые называли себя хранителями криминальных традиций дореволюционной России. В связи с этим, так называемые «воры в законе» создали свой кодекс поведения, традиции и обычаи, в который вошло полное отрицание общественных норм и правил, в том числе семейных (вору в законе запрещалось иметь постоянную связь с одной женщиной), запрещалось какое-либо сотрудничество с органами государственной власти, как в общественных мероприятиях, так и в содействии следственным органам[37].В 40-х годах эти традиции привели почти к полному уничтожению «воров в законе». Когда началась вторая мировая война многие «воры в законе»пошли на соглашение с властью о вступлении в ряды красной армии ради защиты страны от общего врага (на их жаргоне таких назвали «ссученными»). Затем после захвата Германии «ссучные воры» в законе отправились обратно в лагеря, где содержались так называемые «несгибаемые воры» которые не отступили от своей воровской веры, и между ними разгорелась «ссучная война», в которой обе стороны понесли значительные потери.

Воровской закон имеет 7 основных положений, которые обязаны соблюдать «правильные» люди:

1. Соблюдение и поддержка «воровской идеи»;

2. Быть честными по отношению друг к другу;

3. Вовлечение в свою среду новых людей, предпочтительно молодежи;

4. Недопустимость сотрудничества с правоохранительными органами;

5. Запрет на занятия политической деятельностью;

6. Устанавливать власть воров в законе в ИТУ и СИЗО;

7. Обязательное умение играть в карты;

В случае отступления вора в законе от «воровской веры», «воровского закона» полагалось наказание. Отступление от «воровского закона» карается сурово, жестко и неотвратимо, что лежит в основе хорошей организации и сплоченности преступной группировки. Вынесение приговора на сходе воров не может быть отклонено и должно быть исполнено в любом случае, более того, даже каждый соблюдающий закон («воровской закон») вор, при встрече увиливающего от наказания, должен это наказание исполнить. Для воров в законе существует три вида санкций, которые они могут предъявить на воровской сходке, на которой будет решаться нарушены ли воровские законы или нет:За мелкие провинности может быть присуждена пощёчина, которую может дать только равный, то есть вор в законе.

1. За сильные провинности, такие как нецелевое использование общага, допущение беспорядка на территории и т.д., может быть «разворован», «раскоронован» то есть лишение статуса «вора в законе» и переведен в более низкий ранг «мужики».

2. За особые проступки, вор в законе мог быть лишен жизни.

Если же заключенный относится к другой касте, то наказания могут быть более разнообразные (наиболее жесткими): простое избиение, дать «по ушам», то есть лишить занимаемого статуса и перевести в статус «мужики», так же может быть подвергнут «остракизму», что означало изгнание из касты, ломание пальцев заключенным которые не могут отдать карточный долг, за самые жесткие проступки могла быть смертная казнь, которую могли определить местные воры в законе, авторитеты или смотрящие[38].

К настоящему времени воровские законе не окостенели, с каждым приходом новой воровской «элиты» они дополнялись в зависимости от изменения законов, социальных процессов, работы правоохранительных органов. При этом авторитеты чётко учитывают потребности современной молодежи, её психологии. В этом и заключалась сущность её модернизации, однако и наблюдается деградация, так как происходит ограничение преступных проявлений личности. Так дававшееся ранее звание «вора в законе» за определённые испытания и заслуги, теперь же можно получить при наличии больших денег, так называемые «воры в законе» - «лаврушники» и «апельсины»[39].

Криминальная культура потихоньку проникает и в нашу жизнь. С экранов телевизора постоянно показывают фильмы о преступных группировках, в радиоэфире часто играет «блатная» (уголовная) музыка, которая в нынешние время считается «бытовой». Криминальная элита организовала выход в эфир и постоянную работу специфической радиостанции «Шансон». Само название радиостанции выглядит некорректно и мало у кого возникает вопрос, почему именно «шансон», откуда взялось это слово? Шансон (от франц. chanson) – французская народная песня XV-XVI вв., профессионально полифоническая, которая исполнялась хором и как правило из числа ремесленников, во время выполнения работы. Полифония – вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии голосов. В XV-XVI вв. распространенной стала хоровая полифония строгого стиля, основанная на диатонике простых по интонациям и ритмике темах. На её смену пришла полифония свободного стиля, зачастую инструментальная, с применением главным образом мажора и минора, сложных по интонациям и ритмике тем. В современном французском языке под «шансоном» понимается как современная эстрадная, авторская музыка. В современном российском обществе такая музыка называется авторской и никакого отношения не имеет к «блатной». Исходя из этого, радиостанции следовало бы назвать «Шансонеткой». Шансонетка (от франц. chansonnette) – песни «игривого», фривольного содержания, обычно исполнялось дамой лёгкого поведения. Исполнительниц таких песен в барах и кафе называли шансонетками. Возможно, для организаторов радиостанции название «шансонетка» показалось легкомысленным и двусмысленным. Проявляется некое лицемерие со стороны криминальной культуры, обвиняя всех в лживости, они сами действуют по принципу обмана и двуличия[40].Так называемые татуировки в преступном обществе могут много рассказать о человеке, и являются так называемым «нательным паспортом». Воровские тату в преступном мире подчиняются общепринятому закону в преступной среде. Этот неофициальный закон определяет, что, где и кому можно или нужно изображать на теле. Какую делать татуировку, это зависит от занимаемого статуса, видом и сложностью преступления за которое осудили. Во многих странах мира тату изначально использовали как способ обозначения каторжников и бандитов, так называемого своего рода тавро – отметка на всю жизнь. Одним из распространенных видов тату является «перстни», которые набиваются в зависимости от количества судимостей, месту отбывания наказания, сколько отбывал сок наказания и за что. Любые криминальные тату нужно заслужить, и набивают их либо за заслуги, либо за совершенные проступки. Вторые, как правило, набивают насильно как знак позора и на всю жизнь.Блатные татуировки могут рассказать многое о жизни своего хозяина. У каждой фразы или символа есть определенное значение. Некоторые из них направлены на выражение протеста или пропаганды, как правило антиправительственной. В любом случае уголовные татуировки набиваются не для красоты, а несут некий смысл, глубокий символизм и загадочную суть.[41]Самое отрицательное проявление криминальной культуры состоит в том, что она внедряется в интересы молодежи. Нормы и ценности криминальной культуры являются мощным регулятором поведения их поведения, обладают высшей степенью референтности в силу действия механизмов психического заражения. Референтная группа является эталоном для современной молодежи, и является главным ориентиром, в соответствие с которым он организует свою жизнь. Данная группа для подростка является делинквентной. Представители этих групп как правило одобряют противоправный тип поведения и отрицают социально полезный. Как правило 60% представителей этих групп готовы к употреблению алкоголя, 8% к употреблению алкоголя, 5% к употреблению токсических веществ, из которых только 36% имеют заработок.

Таким образом, рассмотрев влияние на общество криминальной культуры, можно сделать вывод о том, что данная культура действительно является антиподом современной культуры. Она отрицает законное поведение и наставляет противоправное, как нормальное явление в обществе.

Кирушев Ф.С.,

студент Колледжа олимпийского резерва Пермского края


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 387; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!