Иерархия и церковное управление. Выдающиеся патриархи



В период турецкого владычества среди греческой иерархии было немало выдающихся лиц. Прежде всего это Геннадий Схоларий (1454-1456) первый Константинопольский патриарх при турецком владычестве. Он правил недолго, но с ним связано становление православия. До избрания на патриарший престол он занимал должности вселенского учителя, т.е. начальника высшей Константинопольской школы, затем, члена Верховного Совета и государственного судьи. В 1437 году участвовал в работе Ферраро-флорентийского собора. Но когда его заботы о примирении оказались напрасными, Геннадий тайно уехал в Венецию чтобы не подписывать акт унии. По возвращении на Восток, он вместе со свт. Марком Ефесским выступал против унии, а после смер­ти Марка стал во главе ревнителей православия. Оставив госу­дарственную службу и приняв монашество, он посвятил всего себя на борьбу с латинянами: писал в опровержение их сочине­ния, распространял также их в народе и т.п. Ученость, бла­гочестие и ревность к вере Геннадия обратили на него внима­ние всех греков в тяжелое для них время. Мехмет II не только одобрил избрание Геннадия и признал его в сане патриарха, но оказывал ему и своё рас­положение и даже уважал его за личные достоинства. О церковно-администра­тивной деятельности Геннадия сохранилось немного сведений. Известно, что заботясь об изыскании сред­ств на благоустройство разоренных храмов, исходатайствовал от Русского правительства денежную помощь. Он устроил новую патриаршую резиденцию ближе к центру города, при храме Всеблаженной, куда и переселился со своим клиром. Для просвещения народа Геннадий основал при своей патриархии "патриаршую школу", которая готовила будущих пастырей. Ревностно боролся с симонией.

Патриаршество Геннадия продолжалось только два года. В 1456г. он отказался от патриаршей кафедры по болезни, поселившись сначала на Афоне, потом перешел в другой монастырь, где в скором времени умер. Причислен к лику святых.

Максим (1476-1482 гг.).Он отличался замечательным даром красноречия, и был прозван современниками за образованность философом. Вмес­те с тем, был глубоко-благочестивым пастырем. В его прав­ление Церковь наслаждалась спокойствием, поэтому всю свою заботу он обратил на нравственное просвещение своих пасомых через про­поведь. Каждый воскресный и праздничный день Максим говорил проповеди в патриархии и в других церквах, и завое­вал любовь паствы. Мехмет II относился к этому патриарху, как некогда к Геннадию, с уважением. По его предложению Мак­сим перевел на турецкий язык символ веры и написал к нему комментарий. Так же причислен к лику святых.

Иеремия I (1520-1545 гг.).Мудрый архипастырь, пользовался большим уважением и любовью паствы. Но ему пришлось испытать и много огорчений от про­исков клириков. В 1522 году Иеремия отправился в Иерусалим на богомолье. На пути некоторые из клириков восста­ли на своего патриарха, возвратились в Константинополь и прив­лекли на свою сторону некоторых епископов и знатных греков. Иеремия, узнав о мятеже, собрал в Иерусалиме вместе с патри­архами Иерусалимским, Антиохийским и Александрийским собор, на котором отлучили от Церкви мятежников. Затем он возвратился в Константинополь при ликовании народа. При поддержке султана Сулеймана I, он восстановил свой патриарший престол.

Визирь по­требовал за его восстановление крупную взятку, и он отказался от патриаршества совсем, и только после нас­тоятельных просьб народа позволил внести за себя требуемую сумму. В патриаршество Иеремии были истреблены пожаром султанские фирманы, которыми определялись права Церкви под турецким владычеством. Как полагают, пожар уничтожил и самый важный фирман, данный Мехметом II патриарху Геннадию. Благодаря его энергии и большим суммам денег, розданным приближенным султана, был выдан новый фирман, подтверждающий все права, которые ранее были предоставлены христианам.

Иеремия II по прозванию Транос (светлый), с которым связана и история Русской Православной Церкви. Тоже борец с симонией, ревнитель просвещения и патриарх, которому пришлось защищать православие от латинской и протестантской пропаганды.

Трижды был первосвятителем. Первый раз он был избран на патриаршую кафедру соборно в 1572г. При предшественнике Иеремии, корыстолюбивом Митрофане, симо­ния проводилась открыто. Иеремия созвал собор, на котором, на основании древ­них канонов, было решено лишать сана рукополагавших и рукополагаемых за деньги. Будучи чужд корыстолюбия, он все средства, стекавшиеся в патриархию, обращал на поль­зу Церкви. Храм Всеблаженной он украсил так великолепно, что современники назы­вали его земным небом. В 1579 году он был низложен по приказанию султана, и его место занял бывший патриарх Митрофан, подготовивший его низложение. Но через девять месяцев он умер, и в 1580 году Иеремия снова был восстановлен. Митрофан после себя оставил многочисленные дол­ги. Для их уплаты Иеремия вынужден был провести кампанию де­нежных сборов с архиереев, которые этим были крайне недоволь­ны. Родственники Митрофана, воспользовавшись этим недоволь­ством, образовали сильную партию из клириков и архиереев с целью низложения Иеремии. На него писались самые наглые доносы, будто он завлекает янычар в мо­нашество, турчанок в христианство, переписывается с папой против султана и т.п. Травля Иеремии кончилась тем, что султан приказал схватить его и заключить в тюрьму. Это было в 1584г. Затем Иеремия был возвращен, и в третий раз вступил на патриар­шую кафедру. В его отсутствие храм Всеблаженной был ограблен и отнят турками, патриархия оказалась в неоплатных долгах. Для сбора средств на устройство патриархии при храме Богоро­дицы Утешительницы и на уплату долгов Иеремия в 1588 году отправился в Россию, откуда возвратился в 1590 году со зна­чительной суммой пожертвований. В 1593 году при участии Александрийского патриарха Мелетия Пигаса, он собрал в Константинополе собор, на котором было вновь подтверждено правило о подчинении монахов своим епархиальным архиереям и исключении взяток за рукоположение и т.п. В 1594 году Иеремия умер правящим патриархом.

В 1588-1590 годах он был в России, и учредил у нас патриаршество. Это блестящая интрига, проведенная Борисом Годуновым. Сначала патриарха хорошо принимали, всячески предлагали идею патриаршества на Руси, подразумевая, что патриархом будет он сам. Патриарх колебался. Самое главное, что он сделал – он дал принципиальное согласие, что «да, это возможно». Потом ему сказали, что «вы-то будете жить, во Владимире, на древней кафедре, государи будут в Москве, там и митрополит Московский есть». Он говорит: «я не хочу на этих условиях; как же так, государь здесь, а я там?». Т.е. он понял, что он будет не главным, но слово уже было сказано. Патриархом избрали святителя Иова.

В 1593 году собор восточных патриархов подтвердил установление в Русской Церкви патриаршества и прислал об этом грамоту, согласно которой наши патриархи поминаются на пятом месте и на Руси так этим были оскорблены, что грамота долго пролежала под сукном, ее долго никому не показывали. Все это связано с патриархом Иеремией II. Он же очень поддерживал деятельность православных братств в юго-западной Руси на территории Речи Посполитой, которые боролись против попыток ввести унию.

Кирилл Лукарис (1621-1638 гг.) был воспитанником Александрийского патриарха Мелетия Пигаса. Получил образование в Венецианском Греческом коллегиуме и затем Падуанском университете. По окончании образования, Лукарис принял монашество. Став экзархом, по поручению Мелетия он ездил в Западную Россию и поддерживал здесь православное населе­ние в борьбе с латинянами, которые вели борьбу за унию.

На Брестском соборе (1596г.), провозгласившем унию, Кирилл был в числе главных защитников православия, подверг­шись преследованиям со стороны латинян и униатов, и был вы­нужден бежать. Позже Кирилл предпринял путешествие в западно-европейские страны для изучения иност­ранных вероисповедании. В 1600 году, по поручению того же Мелетия, Кирилл во второй раз отправился в Западную Россию для устройства церковных дел. После смерти Мелетия, согласно его завещанию, Кирилл в 1602 году был возведен на патриаршую Александрийскую кафедру. Около двадцати лет он был Алексан­дрийским патриархом и приобрёл большой авторитет. В Константинопольской Церкви без его участия не решался ни один важный вопрос (например, избрание патриархов). В 1612 году Константинопольская Цер­ковь, оставаясь без патриарха, предложила ему даже управле­ние патриархатом, и Кирилл более года управлял им в звании местоблюстителя. В 1621 году после смерти Константинопольско­го патриарха Тимофея II он единодушно был избран на Констан­тинопольскую кафедру. В борьбе с иезуитами он провел все свое патриаршество, пять раз возводился на патриарший престол и четыре раза низ­водился и, наконец, в 1638 году был казнён турецким правительством.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 249; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!