Протестантская смута в Восточной Православной Церкви



После богословско-литературных споров с Восточной Цер­ковью при патриархе Иеремии II, протестанты очень скоро выс­тупили на путь прямой пропаганды своего вероучения среди пра­вославного населения Востока. Для достижения своих целей про­тестанты входили в близкие отношения с православными греками, завоевывая их расположение, как враги ненавистных им латинян, и распространяли между ними свои проповеди и катехизисы. Но пропаганда их имела мало успеха, протестантскими воззрениями увлекались, глав­ным образом, те немногие греки, которые получали образова­ние в протестантских университетах.

Знаменитый Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис (1621-1638 гг.), еще до своего патриаршества путешествовал по протестантским странам, ознакомился там с протестантскими учениями, и затем, как до патриаршества в Кон­стантинополе, так и во время патриаршества вел переписку с протестантскими богословами. Во время патриар­шества в Константинополе он находился в дружеских отношениях с посланниками протестантских государств, особенно с голланд­скими и английскими, и пользовался их покровительством и помощью в борьбе с иезуитами, противопоставляя политическому влиянию католических послов такое же влияние послов протес­тантских. Зная все это, злейшие враги Кирилла Лукариса, ие­зуиты, вскоре же после вступления его на патриаршую кафедру, стали обвинять его в протестантизме. Как бы в подтверждение этого обвинения в 1629 году в Женеве, появилась на латинском языке наполненная протестантско-кальвинискими мнениями кни­га под названием "Исповедание веры достопочтеннейшего гос­подина Кирилла, патриарха Константинопольского, написанное от имени и с согласия патриархов Александрийского и Иерусалимского и предстоятелей прочих Восточных Церквей". В 1638 году то же "Исповедание" издано было в Женеве еще и на гре­ческом языке, только под сокращенным названием "Исповедание Христианской веры Кирилла, патриарха Константинопольского". Иезуиты, указывая на Кирилла, как на автора Женевского "Ис­поведания", теперь уже прямо заявляли православному населе­нию, что их патриарх-еретик и кальвинист, а вместе с ним кальвинизмом заражена и вся Восточная Церковь. Оба издания этого "Исповедания" скоро появились и в Константинополе и произвели здесь взрыв негодования среди православного насе­ления, но и они должны были признать, что женевское "Испо­ведание" не только свидетельствует о приверженности Кирилла к кальвинизму, но и бросает тень и на Православную Церковь. Как следствие этого, православное население Константинополя стало относиться к Кириллу неприязненно: против него появи­лись особого рода обличительные сочинения в форме писем, ко­торые, расходясь, возбуждали горящие споры и толки о женев­ском “Исповедании" и ещё более усиливали волнение и смуту. Кирилл придерживался выгодной тактики держаться в стороне, не опровергая возводимых на него обвинений в кальвинизме и не подтверждая принадлежности к этому течению. Это обстоя­тельство только усиливало волнения и смуты. В таком положе­нии были дела Константинопольской Церкви до самой смерти Кирилла Лукариса (1638 г.).

Смута, произведенная в Восточной Православной Церкви женевским "Исповеданием", со смертью Кирилла Лукариса не окончилась. Чтобы успокоить массы и оградить Церковь от об­винения в кальвинизме, со стороны последней требовалось тор­жественное засвидетельствование того, что упомянутое кальвинистское "Исповедание" не относится к учению Восточной Пра­вославной Церкви. Это и было сделано в 1638 году на Констан­тинопольском соборе.

Подвергнув рассмотрению женевское "Исповедание", собор признал его кальвинистским, противным православному вероучению, и осудил его, равно осудил и всех, принимавших это "Исповедание" как православное. Осуждению собора подвергся и Ки­рилл Лукарис, с именем которого связано издание "Исповедания". Уже позже Иерусалимский собор объяснил, что Кирилл Лукарис был осужден в 1638 году за то, что не написал опровержения на женевское "Исповедание". Но и после собора 1638 года толки о женевском "Исповедании" не прекращались; их теперь под­держивали главным образом кальвинисты. Они твердили всему Востоку, что Восточная Православная Церковь согласна о ними с учении веры, что патриарх Лукарис придерживался кальвинистс­кого учения, доказательством чего служит упомянутое "Исповеда­ние", что и второй преемник Лукариса, патриарх Парфений 1 (1639-1644 гг.), не осуждает ни своего предшественника Лука­риса, ни его "Исповедание". Для прекращения этих толков и для преграды кальвинизму в 1643 году в Яссах был созван собор. В числе членов был также и Киевский митрополит, знаменитый Петр Мо­гила. Рассмотрев вое главы женевского "Исповедания", отцы собора нашли, что все они, за исключением седьмой, наполне­ны кальвинистским содержанием, которого Восточная Церковь никогда не разделяла и не разделяет. Так, признаны были кальвинистическими мнения о предопределении, о таинствах, о Свя­щенном Предании и проч. Поэтому эти мнения были осуждены со­бором, а все принимающие их отлучались от Церкви. Лично Ки­рилла Лукариса собор не подвергал осуждению. На этом же со­боре рассматривалось "Изложение веры руссов", составленное Петром Могилой и направленное против всех латинских и протес­тантских заблуждений. Впоследствии, в 1672 г. это "Изложение", рассмотренное и одобренное всеми восточными патриархами, из­дано под названием "Исповедание веры соборной и апостольской Восточной Церкви". Наконец, по поводу того же женевского "Ис­поведания веры" в 1672 году состоялся третий собор, так на­зываемый Иерусалимский. В третий раз оно было рассмотрено, и в третий раз осуждено как противное учение Православной Церкви.

Но кроме осуждения, собор изложил православное учение по всем тем проблемам, относительно которых заблуждались протестанты и кальвинисты: о Священном Писании и Священном Предании как источниках христианского учения, о "Церкви; об иерархии; об оправдании; о таинствах; о почитании святых икон и мощей и проч. Это изложение, как сказано в соборном определении, сос­тавляет не только обличение клеветы врагов, но и "правило веры, обличающез новые догматы”. Относительно Кирилла Лу­кариса собор вновь не решал вопроса, был ли он автором женев­ского "Исповедания", заметив, что он "публично, ни частно", ничего противного вере никогда не говорил "ни многим, ни не­которым из православных" т.е. что Церковь знает только пра­вославного патриарха Кирилла Лукариса и никогда не знала его кальвинистом.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 256; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!