Видные духовные писатели Восточной Церкви (XV - XIX вв.)



Упадок просвещения в Греко-Восточной Церкви не помешал появлению в ней замечательных цер­ковных писателей. Защита православия от латинской и протес­тантской пропаганды побуждала православных к богословской деятельности. Направление их сочине­ний обуславливалось временем, т.е. было по преимуществу по­лемическим против католиков и протестантов. Из таких писа­телей более замечательны следующие:

Геннадий Схоларий (†1456г.), первый Константинополь­ский патриарх при турецком владычестве. По своему всестороннему образованию он примы­кает к церковным писателям лучших времен Византийской империи. От него осталось много сочинений по всем отраслям богословско­го познания: догматических, богословско-полемических, богословс­ко-философских, нравственных, канонических, множество бесед, поучений и писем, и даже несколько церковных песнопений. Но сочинения его, большей частью, остаются в рукописях.

Из догматических сочинений Геннадия замечательно: "Ис­тория веры". Оно составляет ответ на вопрос Мехмета II о пред­мете христианского вероучения. В нем Геннадий излагает учение о едином Боге и Его свойствах, о Св.Троице, о воплощении Сына Божия, о воскресе­нии мертвых и будущей жизни. Особенно много он написал со­чинений полемических против латинян. Таковы, например, четы­ре его сочинения по вопросу об исхождении Святого Духа. В них Геннадий представил всесторонний разбор латинского уче­ния об исхождении Св. Духа "и от Сына", излагает причины появления этого учения у латинян, приводит доказательства, почему Восточная Церковь отвергает это учение, и т.п. Кроме того, против латинян Геннадий написал несколько сочинений по вопросу о чистилище. Из сочинений богословско-философских замечательны: о душе человеческой, о состоянии души после смерти, а из сочинений нравственного содержания - о служе­нии Богу, или Евангельском законе.

Мелетий Пигас (†1601г.), патриарх Александрийский. Из его сочинений замечательны: поучительные беседы, катехизис в виде разгово­ра, т.е. в вопросах и ответах, строматы, против мнения о чистилище.

В своем катехизисе, излагая православное учение, Мелетий касается и латинских заблуждений. Но особенно много от Мелетия осталось посланий к частным лицам и целым наро­дам, между прочим, и к западно-русским христианам. В них он излагает и православное учение и опровергает латинские нововведения.

Нектарий (†1667г.), патриарх Иерусалимский. Он оста­вил замечательное полемическое сочинение против латинян о главенстве папы, в котором собрал все сказанное восточными церковными писателями в опровержение этого главенства. Оно издано в Яссах его преемником Досифеем в 1682 году.

Досифей (†1707г.), патриарх Иерусалимский. Он написал "Историю Иерусалимских патриархов", которая составляет почти единственный источник для истории Иерусалимского патриархата. Здесь Досифей касается событий и в других патриархатах, а также латинской и протестантской пропаганды, не везде, впро­чем, отличаясь точностью.

Мелетий (†1714г.), митрополит Афинский. Он первый на­писал на греческом языке историю христианской Церкви (3 тома), которая и до ХХ-го столетия служила руководством духовно-учебных заведениях (греческих).

Илья Минятий (†1714 г.), епископ Кернинский (в Морее), был образованный богослов и замечательный проповедник; его книга "Камень соблазна или историческое пояснение о начале и причине разделения между Восточной и Западной Церквами" была переведена в конце XVIII века на русский язык.

Константин Икономос (†1857г.), греческий священник, бывший во времена патриаршества Григория V ритором Констан­тинопольской патриархии. Из его сочинений особенно замечатель­но " 0 семидесяти толковниках", в котором он доказывает пре­восходство перевода семидесяти пред всеми другими переводами, особенно протестантскими, "Священный катихизис" Икономоса несколько раз был издан и до настоящего времени пользуется известностью. Замечатель­но полемическое исследование "О трех церковных степенях иерархии", направ­ленное против протестантов, в частности против пресвитериан. Кроме того, Икономос составил исторический каталог Константи­нопольских епископов и патриархов.

Констанций I (†1859г.), Константинопольский патриарх. Получил образование в Киевской духовной академии, где изучал классические языки, и полюбил археологичес­кие исследования. Его "Историческое и этнографическое опи­сание Константинополя" приобрело известность не только на Востоке, но и на Западе. Констанций писал сочинения против латинян и против протестантов. Например, против иезуита Боре, автора книги "Вопрос о святых местах”. Боре доказывал, что Восточная Церковь утратила право на свя­тые места в Палестине со времен патриарха Фотия ввиду того, что она отделилась от Западной Церкви. Опровергая его, Констанций доказывал, что святые места оста­ются достоянием христиан всего мира, несмотря на церковную разобщенность. Против протестантов Констанций написал сочи­нение "О секте анабаптистистов".


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 259; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!