Восточные православные патриархаты: история и современность.



Константинопольский Патриархат.

История образования Патриархата относится к 330 году, когда император Константин 1 решил переместить правительствен­ную администрацию из Рима в восточную провинцию своей империи и выбрал этот небольшой город Византии, расположенный на бере­гу Босфора. Решением Второго Вселенского Собора (381 г.) епис­копу Константинополя, как епископу "Нового Рима", было представлено по чести второе место. А IV Вселенский Собор уравнял Константинополь в правах с Римом. В начале VI века Констан­тинопольский Патриарх Иоанн Постник был наименован Вселенс­ким. Этот титул окончательно закрепил за ним VII Вселенский Собор. Со времени 1 Вселенского Собора Константинопольская Церковь заняла первенствующее положение среди восточных Пат­риархатов. После разгрома арабами в VII столетии Церквей Вос­тока Константинопольскому Патриархату стало принадлежать и руководящее значение в церковных делах. В истории Церкви Константинополь известен как место нескольких Вселенских Со­боров. Здесь находится самый величественный храм св.Софии. При постройке этого храма работало 10.000 рабочих, и стоимость его достигла 324 миллиона драхм. Император Юстиниан при освящении его в 537 году патриархом Миной сказал: "Я победил те­бя, Соломон". 700 лет восхищал храм взоры византийцев и их гостей. Здесь наши предки восприняли святыню и красоту Пра­вославия. Но в начале XIII века храм был ограблен крестоносца­ми. В связи с окончательным завоеванием турками в 1453 году Византии Константинопольская Церковь оказалась в мусульман­ском окружении. На протяжении последующих столетий она посто­янно подвергалась различным притеснениям со стороны мусульман.

В 1923 г, в Константинополе состоялся Поместный собор, который определил, каким должно быть управление Вселенского патриарха при новых условиях государственной жизни Турции (республики). Собор упразднил Смешанный совет, т.к. патриарх переслал быть главой народа, и определил, что во главе цер­ковного управления должен стоять патриарх и при нем священ­ный Синод. В 1923 г. правительство Турции потребовало уда­ления Патриархии из Стамбула. Тогда же оно стало угрожать и полным изгнанием греков из Турции. Только благодаря настоя­нию западных государств Патриархия осталась в Турции, а дого­вор о греко - турецкой дружбе от 1930 года способствовал созда­нию здоровой атмосферы для деятельности Патриархата. Кон­стантинопольской Церковью управляет как и прежде Патриарх с Священным Синодом из 12 митрополитов. При Синоде функционируют 23 общецерковные комиссии. Резиденция Патриарха находится в Стамбуле (бывший Константинополь).В настоящее время Константинопольская Церковь в пределах Турции состоит из пяти епархий, в ведении которых, согласно сведениям Всемирной Хрис­тианской Энциклопедии на 1982 год, находится 88 церковно - при­ходских общин численностью 65 тысяч верующих[103].

За пределами Турции к юрисдикции Константинопольской Церкви принадлежат православные верующие, проживающие в стра­нах Западной Европы Азии, Северной и Южной Америки и Австра­лии, где она имеет 23 епархии и ряд учреждений. Кроме того, в юрисдикции Константинополя находятся Святая Гора Афон и Финляндская Православная Церковь. Общая численность верующих Константинопольского Патриархата за рубежом, включая Турцию по данным на 1982 год составляло 4.700.000 человек. Патриар­хат издает журналы "Ортодоксия" и "Апостолос Андреос".

 

Александрийский Патриархат.

Египет-страна одной из старейших цивилизаций мира, она не раз упоминается в священном Писании. Здесь, спасаясь бег­ством от жестокого Ирода, провел младенческие годы Спаситель мира с Пречистой Своей Матерью и нареченным старцем Иосифом.

Семена христианской веры на территорию современной Арабской Республики Египет были принесены св.Апостолом и евангелистом Марком, который принял здесь мученическую кончину в 68 году. Согласно преданию апостол Марк основал в Александрии катехи­зическую икону, ставшую впоследствии крупным научным центром.

Во II веке в Египте была уже епископская кафедра. Александрий­ская Церковь считается колыбелью христианского монашества. Здесь подвизались отцы монашества Антоний, Пахомий и Макарий Великие, преп. Мария Египетская. Тут трудились великие учите­ли Александрийского училища: Пантен, Климент, Ориген, Диони­сий и Дидим. В борьбе с ересями прославились великие светиль­ники Александрийской Церкви - Афанасий Великий и Кирилл. В связи с образованием церковно-административной структуры Александрийская Церковь заняла одно из ведущих мест среди Православных Церквей. Её предстоятелю в ряду Патриархов было отведено второе место после Константинопольского. В V веке среди христиан Египта произошел раскол на православных и монофизитов (коптов).

В первой половине VII века Египет был завоеван арабами и в стране началась исламизация населения. Особенно массовое обращение христиан в ислам наблюдалось в VIII и IX веках. В начале XIII века в пределах Египта распространяется католицизм. Его принесли сюда западные христиане в 1219 году во время крестового похода. В начале XVI столетия Египет был завоеван турками-османами. С этого времени Александрийская Церковь вплоть до 1920 года находилась в трудном положении. Она пос­тоянно испытывала ограничение в своих действиях со стороны государственных властей. Положение Церкви усугублялось и тем, что в этот период иерархия не могла самостоятельно избирать Предстоятеля. На патриарший престол в основном восходили ставленники Константинопольской Церкви.

Наиболее известны Александрийские патриархи: Мелетий Пичас (1588-1801 гг.), Иерофей 1 (1818-1845 гг.) и Иерофей II (1847-1858 гг.), которые возглавляли свою немногочисленную паству в трудные времена. Александрийской Православной Цер­ковью управляет Патриарх, резиденция которого находится в г.Александрии. При Патриархе существует Священный Синод, состоящий из 14 правящих архиереев. В пределах Египта Алексан­дрийский Патриархат состоит из 5 епархий. Паства Церкви на 1982 год насчитывала 30.000 верующих, объединявшихся в 55 приходах. В ведении Церкви имеются 3 монастыря. Патриаршая библиотека (основанная в 1952г.), Институт восточных исследований.

 

Антиохийская патриархия.

В V-VII вв. от Церкви откололись несториане, яковиты и марониты. В VII веке Антиохийская Церковь была порабощена мусуль­манами, в ХII—XIII вв. - крестоносцами-латинянами. Двенадцать веков рабства, деспотизма и преследований привели Антиохийскую Церковь в состояние крайнего упадка. Православие приходилось отстаивать в борьбе как с колониальным игом турок, так и с католичеством. Антиохийский патриархат знал т.н. Сирий­скую унию. В начале ХУII в. иезуиты склонили на унию с Римом митрополита Сидонского Евфимия 1. В 1720 г. была попытка воз­вести на Сидонскую кафедру его племянника Серафима. Началась борьба, с которой связаны имена Антиохийских патриархов Афа­насия III и Сильвестра, которая увенчалась успехом. Позже, в 1847 г. Антиохийский патриарх Мефодий (+ 1851) присоединил к православию амидского митрополита со всей его паствой и многих униатов в Сидоне. В 1860 г. при патриархе Иерофее (+ 1880 г.) было присоединено ещё пять тысяч униатов.

Положение патриархата ухудшила Наполеоновская экспедиция. В 1883 г. Сирия была завоевана египетскими войсками. По­ложение христиан несколько ухудшилось. Однако, магометанский фанатизм способствовал истреблению христианства. Особенно много христиан погибло в 1860 г., когда население Ливана -друзы (магометане) подняли войну против христианства. Исто­рия знает гибель библиотеки в Дамаске, разграбление церквей. Уцелевшие христиане скитались без крова и пищи. В течение лишь одного месяца арабы друзы умертвили 17 тыс. мужчин, сожг­ли 10 тыс. детей, мясо которых заставляли есть их родителей, изрубили в куски 7 тыс. женщин. Вся Европа ужаснулась от этой резни; по соглашению между европейскими госудаствами, в Сирию были отправлены французские войска, которые оккупировали её в течение одного года, и в патриархате водворилось спокойст­вие. Позже Порта принимала меры к тому, чтобы не допускались кровавые вспышки религиозной вражды мусульман к христианам, которые давали повод к вмешательству европейских держав, Антиохийскому патриарху было предоставлено право представитель­ства в Порте. Немало было внесено беспорядка во внутреннюю жизнь патриархата и вмешательством в его дела Константинополь­ской и Иерусалимской иерархии. Константинопольский Синод в XVIII веке присвоил себе право назначать на Антиохийскую ка­федру лиц из состава Константинополъской иерархии, а Иерусалимская иерархия в конце XIX века сделала попытку превратить Антиохийский патриархат в свою епархию. На архиерейские ка­федры в пределах патриархата стали ставиться исключительно греки. Это вызвало недовольство среди арабов. Арабское насе­ление желало иметь туземную иерархию во главе с патриархом. Законное желание арабов осуществилось только в 1899 году, когда на Антиохийскую кафедру был избран патриарх из арабов -Мелетий Лаодикийский. С этого времени патриархами являются иерархи арабской народности.

По окончании первой мировой войны Сирия, на территории которой находится Антиохийский Патриархат, оказалась под про­текторатом Франции, в Бейруте водворился французский военный комиссар, имеющий права военного диктатора. Однако, местное население поднято борьбу против иностранного протектората. В 1941 г. Франция формально провозгласила независимость Си­рии и Ливана и к 1947 году вывела из этих стран свои войска. Резиденция Антиохийского Патриарха находится в Дамаске. Дамаск разделен на две части: Восточную - древнюю и Западную,-постро­енную в новейший времена. Все исторические достопримечатель­ности города находятся на его Восточной Стороне. Здесь пока­зывают дом св. Дамаскина, в котором он жил и был чудесно ис­целен Богоматерью после отсечения десницы. Тут есть в подзе­мелье древняя церковь, в которой, по преданию, был крещен Апостол языков Павел. Патриаршая резиденция также находится в восточной части города. Патриарх избирается Синодом и представителями от народа. Низшее духовенство избирается народом из свой среды. В Антиохийском патриархате 18 епархий и 3 эк­зархата: Австралийский, Мексиканский и Чилийский. Верующих - 1 миллион 370 тысяч человек. Антиохийская Православная Цер­ковь также имеет в Советском Союзе церковное подворье, кото­рое было образовано в 1848 году. Первоначальной целью учреж­дения подворья являлся сбор материальных средств и церковной утвари на поддержание бедствовавших храмов и монастырей в Ан­тиохийском патриархате. С указанного года подворье просущест­вовало до 1929 года. В июле 1948 года подворье было возобновлено.

При Патриархе существует Синод. Состоящий из 15 правя­щих архиереев. При Синоде функционируют 5 общецерковных ко­миссий. Всех монастырей в Антиохийском Патриархате 20. Из них 5 ставропигиальных. Одним из наиболее достопримечатель­ных древних монастырей является Седнайский женский Рождествено-Богородичный монастырь с чудотворной иконой Божией Ма­тери в Сирии, При Патриархе Александре III эта великая святыня Патриархата была капитально отремонтирована. Монастыри сос­тавляют опору православия в Сирии и служат центрами духовно­го просвещения. Православных церквей в Ливане и Сирии до 400. Сирийское православное духовенство отличается стойкостью в вере, честностью и скромностью. Паства Антиохийского патриарха­та в настоящее время разбросана на территории нескольких го­сударств: в Сирии, Ливане, Турции, Ираке, Иране, Северной и Южной Америке. В патриархате имеется 13 колледжей, одна гре­ческая гимназия, школа и ряд благотворительных учреждений. При патриархе Александре III (1931-1958 гг.) была вновь откры­та старинная пастырская школа в Бельменте. С 1975 года здесь действует православная Богословская академия имени св.Иоан­на Дамаскина. Кроме того, студенты посылаются для учебы в Афины и на о.Халки. Около трети иерархов Антиохийской Церкви принадлежат к числу питомцев русских духовных школ. Антиохийская Церковь издает на арабском языке ежемесячный журнал (офи­циальный) "Бюллетин". Всемирная организация движения правос­лавной молодёжи Синдесмос издает журнал "Свет" (она находит­ся на территории Антиохийского Патриархата). Богослужение совершается на древнегреческом и арабском языках.

 

Иерусалимский Патриархат.

Иерусалимская Церковь является колыбелью христианства, матерью всех Церквей. Первым епископом Иерусалимским был св. ап. Иаков, брат Господень, который здесь же закончил свою жизнь мученической смертью. Но исключительно тяжелое положение Иеру­салима и бедствия, постигающие этот город с первых веков хрис­тианства, были причиной того, что Иерусалимская Церковью за­нимает среди других Церквей подобающего ей места. Первый Вселенский Собор признал за Иерусалимским епископом права област­ного митрополита. Четвертый Вселенский собор (451 г.) увенчал Иерусалимского епископа саном патриарха, называя Иерусалим "Митрополией Царя веков и колыбелью христианства". Шестой Вселенский Собор признал за патриархом Иерусалимским пятое место среди других патриархов, а после разделения Церквей Иерусалимский Патриархат занял четвертое место. История Иеру­салимского Патриархата имеет много общего с историей Антиохийского Патриархата. Цветущие времена Иерусалимской Церкви миновали также в VII в., когда она была разгромлена арабами-мусульманами. Ее бедствия довершили турки-сельджуки (1076 г.), а потом крестоносцы насильственным насаждением здесь латин­ства и вытеснением православия. Господство турок-сельджуков сменилось в XV в. владычеством турок-османов. Турецкая адми­нистрация, как и везде, обременяла христианское население раз­ного рода поборами. Христианские святыни Иерусалима и его ок­рестностей, посещавшиеся сотнями тысяч паломников со всех кон­цов христианского мира, сделались золотым рудником для турец­кой администрации. Только одна администрация Иерусалимского патриарха в начале ХIХ в. должна была уплачивать местной ту­рецкой администрации я разным влиятельным лицам до 300 тысяч рублей. Особенно трудные времена Иерусалимский Патриархат пе­режил во время восстания морейских греков (1821 г.). На хрис­тиан было организовано гонение со всеми его последствиями. Епископы и монахи обложены были такими контрибуциями, что для их уплаты должны были обращать церковное серебро в слитки. Са­мо руководство патриархата обратило в слитки до двух тысяч пу­дов церковного серебра и до сорока пудов золота, в том числе лампады и сосуды, подаренные Гробу Господню ещё византийски­ми императорами и, кроме того, оказалось в громаднейших дол­гах (свыше двух млн. руб.), на покрытие которых не находилось средств. Ее кредиторы - мусульмане и иноверцы - требовали, чтобы здания, принадлежащие патриархии, и ее святыни были проданы на уплату долгов. Оскудение патриархии было в такой степени серьезным, что ее духовенство - епископы и монахи одевались в лохмотья и питались одним хлебом и маслинами.

Положение патриархата и вообще христианского населения Палестины изменилось к лучшему, когда в Палестине установи­лось египетское господство (1833 г.). Новый властелин Палес­тины Ибрагим - пата проявил великодушие и справедливость и христианам. Он отменил незаконные налоги и поборы с христиан и различных церковных учреждений, а исполнение его распоря­жения осуществилось с необыкновенной строгостью и суровостью по отношению к ослушникам. Такие порядки остались в Палести­не и после восстановления здесь власти султана (1841 г.) бла­годаря ходатайству перед Портой русского посольства.

Развитие церковной жизни тормозила в патриархате и за­висимость Иерусалима от Константинопольской патриархии. С половины XVI в. Иерусалимские патриархи не только избирались из греков, но и само избрание происходило в Константинополе. После смерти в 1534 году Иерусалимского патриарха Дорофея, по национальности араба, патриаршую и епископские кафедры занимали и греки и арабы. С избранием же в 1534 году на пат­риарший престол грека Германа все кафедры стали замещаться греками, патриарх Герман узаконил порядок замещения кафедр греческим духовенством. Греки-патриархи не стали пастырями Иерусалимской Церкви и предпочитали жить в Константинополе. В течение двух веков Иерусалим редко видел в своих стенах патриархов. Пользуясь таким положением, Константинопольс­кий патриархат намеревался совсем уничтожить самостоятель­ность Иерусалимской Церкви и превратить ее в одну из. своих епархий. Но в 1845 году под влиянием России Патриархом Иеру­салима был избран Кирилл II и здесь же стал жить. С этого вре­мени по сей день Иерусалим сделался действительным, а не но­минальным, кафедральным городом своих патриархов. Вместе с тем и церковная жизнь в патриархате пошла по более спокой­ному руслу, в мрачной истории Восточной Церкви обращает на себя внимание широкая пропагандистская деятельность протестан­тизма и особенно папства, которое не теряло надежд подчинить себе православный Восток и после падения Константинополя. В 1577 году в Риме была открыта греческая коллегия, целью ко­торой было готовить миссионеров для католической пропаганды на греческом Востоке.

Характерным моментом в истории деятельности папства на православном Востоке является его борьба за обладание ов.мес­тами. Борьба с латинянами из-за св.мест стоила Иерусалимскому патриарху огромных денег, т.к. давала туркам возможность сде­лать эти места предметом торга. Однако Греческая Церковь стой­ко отбивала атаки властолюбивого Рима, но католичество суме­ло добиться некоторого успеха в Палестине. К середине XIX в. римо-католиков насчитывалось в Святой Земле уже тысячи. В 1846 году была здесь восстановлена, существовавшая при крес­тоносцах, Латинская Иерусалимская патриархия, располагающая большими средствами. В 1900 году латиняне имели в Палестине 23 монастыря, 62 храма, 71 низшую школу, 21 среднюю и 2 выс­ших.Большую деятельность развернула в Святой Земле и уния. Одновременно с латинством усиленной миссионерской деятель­ностью занималось протестанство. До 300 различных протестант­ских общин работало на этом поприще в Палестине. Располагая большими средствами, инославие все время стремилось отобрать у Иерусалимской Церкви право на владение Святыми Местами. Осо­бенно добивались этого католики. Благодаря корыстолюбию ту­рецких чиновников, эти домогательства имели успех. Например, в начале XVII века латиняне, получив доступ, с разрешения Ие­русалимской патриархии, в храм Воскресения, без совершения там богослужения, сумели добиться не только этого права, но путем подкупа турецких властей захватили Голгофу, часть Виф­леемского храма и получили разрешение совершать богослужение в пещере Рождества. Много усилий пришлось приложить правящему патриарху Софронию V (1579-1608 гг.), чтобы получить от султа­на фирман, который гласил, что "Голгофа есть собственность ромеев".

В XIX веке в эту борьбу вмешалась даже дипломатия ев­ропейских стран, которая вопреки защите прав Иерусалимской Церкви со стороны России, добилась некоторых привилегий на Святые Места для инославия. Иерусалимская Церковь в лице сво­их патриархов и святогробского братства, не жалея ни средств, ни сил, неуклонно отстаивала для всей Православной Церкви ее права на владение Евангельскими местами. История Иерусалимских патриархов в описываемый период представляет нам историю борьбы с латинянами и другими иноверцами за обладание св.мес­тами в Палестине, жизнь их проходила в постоянных путешестви­ях из Иерусалима в Константинополь и обратно, а также по всем православным странам. В Иерусалиме и Константинополе они с большей энергией и настойчивостью перед турецким пра­вительством отстаивали права православия на владение св.мес­тами, пресекая происки иноверцев, преимущественно латинян, а в православных странах - России, Молдавии, Валахии, Грузии -неутомимо собирали средства для поддержания этого владения.

Особенно трудными и частыми путешествиями в этих целях отличались патриархи Феофан (1607-1644 гг.), Паисий (1644-1661 гг.) и Досифей (1669-1707 гг.). Из Иерусалимских патри­архов второй половины XIX века обращает на себя внимание Патриарх Кирилл II (1845-1872 гг.), как образованный и дея­тельный на пользу православия архипастырь. Сделав Иерусалим своим постоянным местопребыванием, он обратил всё своё вни­мание на благоустройство своего патриархата - возобновлял церкви в своем патриаршем округе, отстроил вновь древние раз­рушенные храмы в Лидде и на горе Фаворе, основал богословс­кое училище для подготовки священников и народных учителей из туземцев открыл несколько народных школ, устроил в Ие­русалиме госпиталь, типографию и т.п.

Во время трагической распри Константинопольского пат­риарха с болгарами Кирилл II в 1872 году отказался подписать отлучение на Болгарских епископов, и за это, под влиянием Константинопольской Патриархии, в том же году своими Иеруса-лимскими архиереями был низложен с кафедры.

В 1917 году всю Палестину заняла Англия, протекторат которой над всей Палестиной был признан в 1920 году Лигой Наций. В 1947 году английское правительство заявило о своем согласии передать палестинский вопрос на рассмотрение Органи-зации Объединенных Наций. Делегация Советского Союза предло­жила ликвидировать британский мандат над Палестиной и создать в Палестине двунациональное арабо-еврейское демократическое государство. В соответствии с решением Генеральной ассамблеи ООН в 1948 году на части территории Палестины было образова­но еврейское государство Израиль. Правда, оно не было госу­дарством демократическим. Сразу же после образования нового государства началась война между Израилем, с одной стороны, и семью арабскими государствами членами Арабской Лиги - Егип­том, Ираком, Саудовской Аравией, Сирией, Ливаном, Трансиор­данией и Йеменом,- с другой. В 1949 году было заключено пе­ремирие между войсками Израиля и арабских государств. Араб­ская часть Палестины была занята войсками Трансиордании и тогда же объявлено было присоединение в Трансиордании окку­пированной ею части Палестины. От города Иерусалима не хоте­ли отказаться ни арабы, ни израильтяне, а поэтому большая часть т.н. Нового города Иерусалима осталась в руках госу­дарства Израиль, т.н. Старый город - в руках Иордании, где находится теперь резиденция патриарха. В 1967 году часть города была аннексирована Израилем. В настоящее время Иерусалимский патриархат состоит из 2 митрополий и 1 архиепископии с паствой около 80 тысяч человек - арабов и греков, жи­вущих в Иордании и Израиле, где насчитывается 55 приходов. К юрисдикции иерусалимского патриархата относится также св. гора Синай с архиепископией. Прежде епархиальные архиереи почти все жили при резиденции Патриарха и редко видели свою паству, а иные даже не знали ни объема, ни границ своих епар­хий. Это было следствием крайней бедности епархий, которые не могли содержать своих архиереев и их небольшой штат. В настоящее время положение их изменилось к лучшему. Они стали часто посещать свои епархии, а многие даже постоянно живут в своих епархиальных городах, как например, митрополиты Пто-лемаидский и Назаретский.

Управление патриархатом сосредоточено в руках патри­арха и существующего при нем Синода, состоящего из 14 архи­ереев[104]. Иерусалимской Церкви и старейших членов архимандритов братства монастыря св. Гроба Избирается патриарх Синодом.

Иерусалимский патриарх имеет большие денежные доходы от име­ний, приписанных к св.Гробу, подворий и паломников. Из сво­их сумм Церковь содержит не только патриарха, но и митропо­литов, монастыри, школы, больницы, приходское духовенство, бедных и сирот. В Палестине, вместе с монастырскими насчиты­валось около 100 храмов. Всех монастырей в Патриархате око­ло 22 (17 мужских и 5 женских). Большое значение имеет Святогробский монастырь, игуменом которого является Патриарх. Святогробский монастырь имеет вид городка с улицами, сада­ми, домами и храмами. Здесь находится резиденция Патриарха, где помещаются он сам с членами Синода, учреждения Патриархата, Святогробское братство и где находятся главные святыни Иеру­салима - Голгофа, Храм Гроба Господня и Храм Воскресения. В состав братства принимаются только лица, которые всецело посвящают себя служению Иерусалимской Церкви и готовят себя здесь к высшему иерархическому служению. Святогробское брат­ство, основанное в IV веке, представляет из себя громадную духовно-нравственную силу и принимает участие в церковном управлении, подчиняя своему влиянию и самого патриарха. Оно насчитывает до 200 насельников. Братство издает журнал "Но­вый Сион".

Великие бедствия не позволяли Иерусалимской Патриархии сосредоточить внимание на духовном просвещении. Не было и материальных средств. Паства воспитывала свой дух и выковывала свою веру, главным образом, в тяжелых испытаниях. Од­нако Иерусалимские патриархи по мере сил заботились о прос­вещении духовенства и народа, приглашая из Византии дидаскалов (учителей) и открывая школы. В настоящее время в ве­дении Церкви имеются 9 благотворительных обществ и учрежде­ний, 6 начальных школ и гимназий. За пределами Израиля Иерусалимская Церковь распространяет свою юрисдикцию на Иорданию и Синайский полуостров (Египет). В Афинах (Греция), Стамбуле (Турция) и Никозии (Кипр) в подчинении Церкви находятся не­сколько храмов, которыми управляют Патриаршие эпитропы. Чле­ны клира Святой Земли, желающие получить высшее богословское образование, пользуются богословскими школами Константинополь­ской патриархии. Иерусалимский Патриархат - Святая Земля. Здесь находятся величайшие святыни всего христианского Мира -Гроб Господень и место, где родился, жил и проповедовал, страдал и вознесся на небо основатель христианства Иисус Христос. Гроб Господень - это пещера около 2-х метров длины и ширины, а самое место, где возлежал Христос, - это камен­ный выступ из скалы длиной 2 м, шириной около 70 см. На этой каменной глыбе было положено повитое плащаницей Тело Иисусово. Теперь этот камень сверху обложен мрамором, разделен на три части, служащие престолами при совершении Литургии: средняя часть для православных, правая для армян и левая, западная, для католиков. Вход в гробовую пещеру очень тесен и низок, вышина его 1 м и 25 см, ширина немного более полкилометра. Над пещерой возвышается пятиугольная часовня, которая нахо­дится внутри храма Воскресения Христова. Недалеко от храма Воскресения находится Голгофа, возвывающаяся над всей запад­ной частью Иерусалима. Здесь красуется Голгофская церковь. Над местом, где был водружен Животворящий Крест, имеется открытый престол, принадлежащий православным.

 

 


[1] Мф. 5, 13-14.

[2] См. архим. Софроний (Сахаров). Старец Силуан. М., 2001, с. 311.

[3] 1 Ин. 5,19.

[4] Русь Святая. Календарь на 2002 год с житиями подвижников ХХ столетия. Том 2. М., 2002.

[5] Дворкин, 4, с.13.

[6] Лосский В.Н. Боговидение. М., 2003, с. 682.

[7] Дворкин, 4, сс.15-16.

[8] Там же.

[9] Ср. 2 Кор. 12, 9.

[10] Синкретизм – смешение, неорганичное слияние разнородных элементов, например, различных культов религиозных систем в поздней античности.

[11] Дворкин, 4, с. 21.

[12] Постернак, 7, с.169.

[13] Асмус В., прот. История Церкви: курс лекций. М., 1998, с.15.

[14] Карева, 5, с. 6.

[15] См. Православная энциклопедия. Т.8. Чичуров И.С. «Византийская империя» СС. 128-130

[16] Карева, 5, сс.13-14.

[17] Пиетет – глубокое уважение, благоговение /Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986, с.445/.

[18] Постернак с.167

[19] Постернак с. 167

[20] «Это сочинение, где Августин рассматривает всю человеческую историю, как историю человеческого спасения. Эта книга явилась ответом на вопрос о том, как Бог допустил падение Рима под ударами варваров. Для современников это было катастрофическое событие. С одной стороны, это событие привело в великое уныние христиан, потому что еще с дохристианских времен Рим рассматривался, как гарант стояния мира (вспомним знаменитое учение об "удерживающем" во втором Послании ап. Павла Фессалоникийцам, 2:7). С самых первых времен христианства, еще задолго до св. Константина Великого толкователи Священного Писания понимали под этим "удерживающим" римского Императора. А тут падает, если не Империя, то главный город Империи. С другой стороны, торжествовали язычники, указывая христианам на то, что их Бог не помог им сохранить Рим; Рим стоял, покуда был языческим, а когда стал христианским, то очень скоро пал. На эти жгучие вопросы Августин отвечает своей книгой». /Асмус, 1, лекция 18/.

 

[21] Карева, 5, с.15.

[22] Прецедент – случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев этого же рода /Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986, с.506/.

[23] Карева, 5, сс. 19-20.

[24] Сюзерен – в Западной Европе в средневековье: крупный земельный собственник-феодал, являвшийся государем по отношению к зависевшим от него вассалам /Ожегов/.

[25] Карева, 5, сс.28-29.

[26] Дворкин, 4, с.322.

[27] Карева, 5, с.16.

[28] Постернак, 7, с. 168.

[29] Карева, 5, с.17.

[30] Карева, 5, с.17-18.

[31] Карева, 5, с.18-19.

[32] Карева, 5, сс. 16-19.

[33] Карева, 5, с.21-23: глава 4 приводится в сокращении, с незначительной редакторской правкой.

[34] См. Карева, 5, с. 31.

[35] Карева, 5, с.34.

[36] там же.

[37] Асмус, 1, лекция 6.

[38] Асмус, 1, лекция 5.

[39] Здесь и далее жизнеописания и характеристики представителей богословских школ цитируются с сокращениями по: Конспект, 6, сс. 3-48. Другие цитаты оговариваются отдельно.

 

[40] Цит. по: Киприан (Керн), архим. Патрология. Киев, 2003, с. 269.

[41] Асмус, 1, лекция 7.

[42] Заглавными буквами напечатаны имена святых, обязательные для изучения.

[43] Асмус, 1, лекция 12.

[44] См. там же.

[45] Соответствующая лекция (12) прот. В. Асмуса в сокращении.

[46] Там же.

[47] См. Асмус, 1, лекция 13.

[48] См. Асмус, 1, лекция 14.

[49] Цит. по.: Мейендорф Иоанн, прот. Иисус Христос в Восточном православном богословии. М., 2000, с.18.

[50] Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие. Ч.3. М., 1997, сс. 113-114.

[51] Мейндорф Иоанн, прот. Цит. соч., с.20.

[52] Мейндорф Иоанн, прот. Цит. соч., с.24.

[53] Успенский Ф.И. История Византийской Империи. Т.1. СПб., 1913, с.60-62.

[54] Асмус, 1, лекция 15.

[55] Там же.

[56] Там же.

[57] Асмус, 1, лекция 25.

[58] См. Мейндорф Иоанн, прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2001, с.356.

[59] Исследователи сомневаются в авторской принадлежности "Номоканона" Фотию – прим. прот. С.Соколова .

[60] Подробнее см. Мейндорф Иоанн, прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2001, сс. 385-393.

[61] Испанский епископ VII в., церковный педагог; написал труд «Начала, или Этимология», в котором изложил основную школьную программу, преподававшуюся в учебных заведениях того времени.

[62] Лега В.П. Лекции по истории философии. М., 1999, сс. 106-107.

[63] Подробнее см. Болотов, 2, сс.97-101.

[64] Варсануфий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. М., 1998. С. 386-388. Ответ 610.

[65] См. Болотов, 2, с.103.

[66] Подробнее см. Дворкин, 4, с.31-32.

[67] Асмус, 1, лекция 28.

[68] подробнее см. Руфин. Жизнь пустынных отцев.http://beseda.mscom.ru/library

[69] рекомендуем прочитать его житие, написанное свт. Афанасием Великим, его другом.

[70] Асмус, 1, лекция 29.

[71] Там же.

[72] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. т. VII, 1901г., с.715. (Беседа на евангелие от Матфея LXX).

[73] Там же.

[74] Бриллиантов А.И. Император Константин Великий и Миланский эдикт. Пг., 1916, с.167.

[75] Асмус, 1, лекция 13.

[76] Подробнее см. Дворкин, 4, сс. 373-385.

[77] См. также: Болотов, 2, сс. 97-101.

[78] Подробнее – см. Болотов, 2, сс. 201-236.

[79] Дионисий первый ввел летоисчисление от Рождества Христова.

[80] Данный раздел является компиляцией лекций А.К.Светозарского и соответствующих глав книги А.Л. Дворкина, (4).

[81] См. Дворкин с.331-338.

[82] Дворкин, с.553

[83] Рекомендуем познакомиться с мнением Ф. М. Достоевского о духовных корнях папского примата: см. роман «Братья Карамазовы», Ч.2, Кн.5, V «Великий инквизитор».

[84] Этот и следующие разделы составлены на основе «Конспекта...» (6).

[85] Дворкин, с.549.

[86] Там же, с.556.

[87] Там же, с. 558.

[88] Император Константин X Дука, преемник Исаака Комнина (которого поставил п. Михаил Керулларий), сократил численность войск из-за недостатка средств в казне и угрозы военных бунтов (см. Дворкин, сс. 566-567.).

[89] См. Дворкин, сс. 567-572.

[90] Эта глава является сокращением соответствующих глав учебника Каревой В.В. (см. 5, сс. 56-90). Она не входит в обязательную программу лекций, но помогает лучше понять обязательный для изучения материал.

 

[91] Начиная с Григория УП до Александра III (1159-1181 гг.), папы именовались "викариями св.Петра".

[92] Иннокентий III ввел сохранившийся до настоящего времени титул "викария Иисуса Христа".

[93] Орден Тамплиеров, или рыцарей Храмовников, был основан в ХЙ веке в Палестине, для защиты паломников и храма Гроба Господня. Утвержден папой Гонорием II (1124-1130 гг.).

[94] Основатель "Общества Иисуса" был испанский офицер Игнатий Лойола Папа Павел III (1534-1549 гг.) утвердил буллой этот "воинствующий орден". Папа Климент IV в 1773 г запретил орден иезуитов, который был восстановлен папой Пием VII (1800-1823 гг.)

[95] Приводятся соответствующие главы «Конспекта...» (6) с незначительными сокращениями.

[96] Ересь павликиан появилась во второй половине VII столетия в Сирии в связи с гностико-манихейскими воззрениями основа­теля этой ереси Константина, толковавшего учение алостола иавла о Боге и мире, о духе и плоти в дуалистическом смысле.

[97] Исихазм происходит от греческого слова исихия, что оз­начает покой, тишину, безмолвие. Это одно из направлений православного подвижничества, состоящего удалении от внешней деятельности и сосредоточении внима­ния на своем внутреннем состоянии.

[98] Эта глава является компиляцией лекции А.К.Светозарского от06.04.2006 и «Конспекта…» (6).

[99] ФЕСКА (фес) (от названия г. Фес в Марокко), мужская шапочка из красного фетра или шерсти в форме усеченного конуса, обычно с кисточкой, в странах Сев. Африки и Передней Азии, в некоторых районах Албании и Греции.

В Турции сейчас фески запрещены. Турция – светское государство и это считается равносильным как в Германии пройти со свастикой.

[100] Люди простые и бедные платили один дукат, более состоя­тельные два, богатые четыре дуката. Купцы платили харадж применительно к стоимости их товаров. Дукат равняется на­шим трём рублям (если имеется в виду советский рубль 70-х гг., то дукат ≈ 4 - 5 долл. США (прим. Ред.)).

[101] Эта глава является компиляцией лекции А.К.Светозарского от 13.04.2006 и «Конспекта…» (6).

[102] Здесь и далее приводится текст «Конспекта…» (6) с сокращениями и незначительными исправлениями.

[103] Согласно решению Священного Синода Константинопольской Церкви от 1922 года "Об обязательном и исключительном подчи­нении всей православной диаспоры, находящейся вне границ го­сударств, в которых существуют Православные Церкви". Констинтинополь считает, что все верующие православного исповедования; проживающие за пределами своих Церквей, должны находиться исключительно в юрисдикции Константинопольского Патриархата.

[104] За исключением трех, все епископы Иерусалимской Церкви титулярные т.е. не имеют фактических кафедр и паствы.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1205; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!