Политическое состояние Вязантии.



Предпосылки униатской политики Византии.

 

Мы видели какое политическое влияние в Европе приобрели папы, и Римская Церковь в целом, в 11-13 вв. Католический епископ, действуя от имени папы, мог поставить на колени любого европейского монарха, имевшего многотысячную армию. Но, и подвластные папе, эти монархи увеличивают свою власть, т.е. это время усиления и расцвета новых варварских государств, в т.ч. Руси.

В Византии, наоборот, начинается необратимый упадок государства и общества. Прежде могущественные ромеи (греки) вынуждены теперь искать помощи у молодых воинственных варваров. Но варварами командует папа. Поэтому в переговорах с ними всегда встаёт вопрос о соединении Церквей, т.е. о подчинении папе. Позиция латинян здесь ясна: «вы, греки, – схизматики, т.е. не настоящие христиане, и мы поможем вам, только если вы подчинитесь папе, будете как мы». Подчинения жаждали не только сами папы, но и народ. Такова была идеология. Но для пап речь шла о большем, чем просто церковная власть.

Это, конечно, унизительно для греков – заискивать перед папой. Но Византия всё более разваливается, и греки решаются идти на компромиссы. Для ромеев это обычная «военная» хитрость – поговорить о соединении Церквей, получить варварские войска, их руками разбить своих врагов, и дальше жить, как жили, забыв о папе.

При этих расчётах искренности в переговорах не было ни со стороны латинян, ни со стороны греков - и те, и дру­гие, под предлогом соединения Церквей, преследовали свои цели. Со стороны греков хлопотали о соединении Церквей, глав­ным образом, императоры; гре­ческая иерархия, в своём большинстве, и народ, были против сое­динения, так как видели в нём подчинение Восточной Церкви па­пе. Многочисленно число неудачных попыток к соединению Церквей, но две, доведен­ные всевозможными хитростями и насилиями до конца, сопровож­дались печальными последствиями для Греко-Восточной Церкви. Это так называемые унии: Лионская (1274 г.) и Ферраро-Флорентийская (1439 г.).

Подробнее со слов А. К. Светозарского.

Крестовые походы как ответ на турецкое завоевание.

В середине XI века у границ Византии появляются турки-сельджуки – кочевой тюркский народ, вышедший с берегов Каспия. Под предводительством султана Тогругбека они ведут захватнические походы, начинают с Персии и забирают под свою власть багдадский халифат. Император Роман Диоген выступил против них весной1071 г. и был разбит в Армении. В результате сельджуки занимают Каппадокию, Киликию, Исаврию и Иконию, т.е. почти всю Малую Азию. И здесь устанавливается Иконийское сельджукское царство.

При турках положение христиан резко ухудшается. Если при сарацинах все же сохранялась определенная автономия христианских общин, а завоеватели были заинтересованы в сохранении цивилизации (им нужны были носители культуры), то теперь у завоевателей более низкая ступень развития, и положение христиан становится очень тяжелым.

В это время императоры заняты борьбой за власть и чувствуют себя настолько слабыми, что ожидают помощи от крестоносцев, и в Европе начинается мощное крестоносное движение.

В результате появляются латиняне. Два мира, Восток и Запад, друг друга не узнают. Латиняне смотрят на местных людей с удивлением: им казалось, что они будут освобождать христиан от мусульманского ига, а тут какие-то непонятные хитроватые греки, какие-то бородатые священники, и никто их не ждет как освободителей. Ну а греки дивились на европейских варваров, которые пришли наводить свои порядки, и очень болезненно к этому относились. Так что возникает взаимная неприязнь с обеих сторон, взаимное непонимание. Тем более, что в крестоносном воинстве люди разные, и они допускают часто грабежи и бесчинства.

В Сирии и Палестине в результате крестовых походов устанавливается господство латинянин. Они ставят свою иерархию, подчинив ей православное духовенство. Такой уродливый симбиоз: православный народ и православное духовенство подчинены латинской иерархии. Латинский патриарх Антиохийский и латинский патриарх Иерусалимский. Православные патриархи Иоанн и Симеон бегут в Константинополь и на Кипр. Это продолжается некоторое время.

Затем следует Четвертый Крестовый поход. Тогда уже бедствия коснулись непосредственно Константинопольской Церкви. Конечно, не следует думать, что крестоносцы изначально стремились утвердить здесь свое господство, что это было запланировано, тем более, совершалось с подачи папского престола – ни в коем случае.

Дело в том, что крестоносцы потеряли Иерусалим, которым они владели. В 1187 году знаменитый султан Саладин забрал город у крестоносцев и также ряд других городов в Палестине. И по просьбе византийского императора, Исаака Ангела, восстановил православную иерархию в Иерусалиме. Так, руками правителя-мусульманина удалось восстановить православное возглавление.

Иннокентий III очень хотел устроить новый поход. В европейском обществе утрата Иерусалима воспринималась болезненно. Три государства: Франция, Лотарингия и Германия начали 4-й поход в 1201 году под началом маркиза Бонифация Монферратского.

Корабли крестоносцы наняли у венецианцев на очень тяжелых условиях. Венецианцы решили подзаработать, а крестоносцы спешили, поэтому наделали больших долгов. Чтобы этот долг оплатить, они отбили у венгров город Зару, и вернули его прежней хозяйке - Венеции. Т.е. христианское войско напало на христианский город, чтобы расплатиться с долгом – конечно папа был возмущен, и отлучил участников крестового похода и венецианские отряды от церкви. Но, затем, он простил крестоносцев – некуда было деваться.

К крестоносцам присоединился византийский принц Алексий, сын императора Исаака Ангела. Дело в том, что Исаак Ангел в 1195 году был низвергнут своим братом (Алексием III-м), ослеплен (по византийской традиции), и сослан в монастырь. Он был жив, и Алексий-сын надеялся вернуть престол. Исаак бежал из заточения и отправился к своей тетке, которая была замужем за Филиппом Швабским.

Соответственно, Филипп Швабский и Бонифаций Монферраттский решают выступить против Алексия III, дабы вернуть Алексию-сыну отцовский престол. Конечно, не бесплатно. Ведь поход подготовлен недостаточно, а Алексий обещает дать денег и войско, как только он займет престол.

Папа был очень недоволен таким уклонением от цели похода, потому что с ним не посоветовались. И часть крестоносцев послушалась папу, и пошла в Святую Землю, а часть осадила Константинополь 24 июня 1203 года. Оборону держали наемники – англичане и датчане, т.к. Алексий III не доверял своему войску (и не без основания). Это были опытные воины, которые город отстаивали. Но 27 июля венецианцам удалось пробить брешь в стене, и Алексий III вынужден был бежать, потому что не чувствовал себя уверенно. Когда же отец вернулся в Константинополь, Алексий-сын снял осаду. Решено было заключить перемирие для окончательного решения вопроса. Крестоносцы говорили: «пусть правят отец и сын как соправители (что было возможным), а греческое духовенство должно признать превосходство Рима». Т.е. впервые выступает здесь такой фактор.

Алексий занимает престол под именем Алексия IV. Он, конечно, не может гарантировать, что греческое духовенство подчинится папе, признает его главенство. Денег он тоже не дает, потому что денег в казне нет.

Духовенство бойкотирует все его требования в отношении папы. Крестоносцы и венецианцы ждут – для них ситуация непонятная. Дож Дон Доло настаивает на том, чтобы обещание было выполнено непременно. И тут греки начинают возмущаться. В результате они разрывают на куски прибывших в Константинополь послов крестоносцев и Венеции. Затем, собравшись в храме св. Софии, толпа объявляет низвергнутым Алексия IV. Его заключают в темницу, и вскоре он был задушен.

Новый император, Алексий V Мурчуфл восходит на престол. Тем временем венецианский дож подстрекает крестоносцев, чтобы те установили латинскую империю. Он говорит: «Посмотрите какие здесь беспорядки, непонятно, что происходит. Надо установить в этом великом священном городе латинскую империю».

Опять с папой не советуются, действуют на свой страх и риск, и 6 апреля 1204 года крестоносцы атакуют Константинополь. 12 апреля венецианцы врываются в город. В городе начинается пожар. Защитники сдаются, а Алексий V бежит, во Франции присоединяется к своему тестю, бывшему императору Алексию III.

Другой зять Алексия III – Феодор Ласкарис – проявляет себя мужественным человеком, патриотом, он защищает город. Но, в конце концов, он тоже вынужден бежать вместе с патриархом Иоанном Каматиром.

Начинается разграбление города. По обычаю город отдается на 3 дня на разграбление – каждый берет себе что хочет. Основную добычу берут себе венецианцы, потому что они ворвались в город первыми.

Грабеж сопровождается сожжением библиотек, омерзительными сценами в храмах, насилием над жителями, скверную девку вводят в алтарь св. Софии, другую сажают на патриаршем месте. Солдаты разрушают серебряный иконостас, делят его просто как драгоценный металл. Срывают шелковые завесы. Один из участников похода, аббат Мартин, из Парижа, специализируется на ограблении монастырей. Добычи хватает на всех.

Папа, конечно, выразил порицание, осудил и насилие и святотатство, и одновременно благословил создание латинской империи. Греки были убеждены, что он ко всему этому приложил руку, не верили папе, хотя в действительности этого не было. Императором становится Балдуин Фландрский. С этого момента в Европе начинается массовый наплыв, разного рода реликвий, святынь, которые потом фабрикуются.

Греческие епископы папу не признали (многие) и отправились в изгнание. Причем папа не хотел замещать их кафедры – ждал, пока они одумаются. А одумаются на основании компромисса, который заключался в следующем: каждый греческий епископ должен был подписать такую хартию: «отныне я обязуюсь быть верным, повиноваться святому Петру, святой римской церкви, апостольскому престолу и моему господину Иннокентию, и его католическим приемникам. Я буду защищать пассивно, насколько хватит моих сил, всякого римского папу, его честь, достоинство и имущество. Я прибуду на собор, как только потребуется мое присутствие. Я нанесу визит ad limina (т.е. к его двору) папы или лично папе или через его представителя для встречи с ним. Наконец, я с почетом приму легата апостольского престола и во всем окажу ему помощь». Надо было признать главенство папы, и епископ остается на кафедре. Конечно, большинство епископов этого не сделало, и этот компромисс не состоялся.

На самом деле, полностью греческое государство ликвидировать крестоносцы не могли, и образуется три царства:

1. Православное царство – это государство Феодора Ласкаря и его приемников в Никее. Так называемое Никейское царство, куда перебрался патриарх. И мы видим в византийской истории линию никейских патриархов, православных, которые, в частности, ставили митрополитов на Русь.

2. Государство предшествующей династии Комниновв Трапезунде.

3. Государство династии Ангелов в Эпире.

Большинство иерархов прибывают в Никейское царство. Латинской Империи нужен огромный государственный аппарат. И некоторые латиняне понимают, что они здесь ненадолго, и настраивают греческое духовенство против пап. Говорят: «не подчиняйтесь, живите своей жизнью», тайным образом. В частности, так поступал Бонифаций Монферраттский, у которого отношения с папой были плохими. Кроме того, он был женат на вдове Исаака Ангела, Маргарите. Сам Бонифаций становится королем Фессалоник.

А на престоле латинских византийских патриархов находился некто Моразини. Венецианец, которого греки считали незаконным, и признать, конечно, не могли.

В 1206 году патр. Иоанн Каматир умирает. Балдуин (латинский император Константинопольский) попадает в плен, и исчезает где-то в Болгарии. И императором решают избрать его брата Генриха.

Что касается греков, то они Генриха уважали. Понимали, что их государство потерпело крах. И были даже готовы пойти на унию с Римом. Единственное, что они хотели себе оставить – это обычаи и патриарха-грека. Все. Вот это условия унии, вполне возможной после 1206 года. Но папа на это не пошел. Ему казалось, что это много уступок. Кроме того, патриарх поставленный им, латинский патриарх, окажется тогда захватчиком патриаршего престола, что принесло бы ущерб авторитету папства.

Тогда греки избирают патриарха в Никее. И провозглашают императором Феодора Ласкаря. И он уже ведет переговоры с папой и требует вселенского собора. Папа согласен. Но говорит, что на собор должны прибыть те представители, которых назначит латинский патриарх Константинопольский. Кроме того, он не признает титула Ласкаря как избранного императора. Именует его официально «благородный господин».

Наследник Ласкаря, его зять Иоанн Ватацесс принуждает никейского патриарха Германа II вступить в переписку с папой. В1234 году собирается собор, который не получил со стороны папы Григория IX одобрения. И вменен был как не бывший.

Нам все-таки важно выяснить какова была позиция сторон. Григорий IX готов был признать никейского патриарха, а Ватацесс говорил, что потребление квасного хлеба в Евхаристии – верно, но употребление опресноков – более символично. За это он требовал от латинян отказа от filioque. Но никто не пошел на уступки. Назвали друг друга еретиками, и разошлись.

Лионская уния

После взятия греками Константинополя в 1261 г. никейский им­ператор Михаил VIII Палеолог восстанавливает византийскую империю. Помогают ему генуэзцы, люди авантюрного склада. И папа Урбан IV генуэзцев отлучает вместе с греками в очередной раз, и объявляет о начале крестового похода против Константинополя. Участниками похода могут быть Карл Анжуйский, самый опасный враг грекам, латинские правители Ахайи и Пелопонесса, а также болгары, которые тоже были готовы напасть на Византию. Михаил предполагает остановить Карла Анжуйского с помощью пап. Начинаются переговоры с Урбаном IV, потом с Климентом IV. В Рим посылают посольства с богатыми подарками и предложениями относи­тельно соединения Церквей, но папа не доверяет Палеологу.

Лишь папа Григорий X, особенно сильно желавший объединения Церквей под главенством Рима, в 1271 году эту идею поддерживает. Направляет послания Михаилу, приглашая его на собор в Леоне, который должен состоятся в 1274 году. И выдвигает сразу условия участия в соборе: признание filioque и главенства папы.

Михаил так боялся Карла Анжуйского, что решил эти условия принять. Он решил, но греческое духовенство главе с патриархом Ио­сифом, выступает против. Михаил говорит, что надо спасать империю, которая была с таким трудом, с такими жертвами восстановлена.

Палеолог считал, что условия, предложенные папой, легко ис­полнимы: поминать папу в богослужении не унизительно для Вос­точной Церкви, как и признавать его братом и первым лицом во Вселенской Церкви; что же касается права апелляции к папе, то оно практически существовать не будет, т.к. в "сомнительных случаях едва ли кому захочется плыть для этого за море". Вообще, он старался представить греческому духовенству дело унии, как дело, имеющее характер политический.

Патриарший хартофилакс, учёный Иоанн Векк, возразил императору, что латиняне, не названные ещё Цер­ковью еретиками, на самом деле - тайные еретики. Такое проти­водействие раздражало императора, он заключил Векка в тюрьму. С ним там провели «разъяснительную работу», и Векк превратился в горячего приверженца унии.

Императора затрудняло и противодействие патриарха Иосифа, который успел разослать к вос­точным епископам окружное послание против соединения с латиня­нами. Палеолог предложил Иосифу удалиться на время в монастырь на следующих условиях: если дело унии не состоится, он опять займет свою кафедру, если же состоится,- он совсем откажется от патриаршества. Иосиф согласился.

Палеолог направил посольство на Лионский собор. В числе послов были бывший патриарх Герман и великий логофет Георгий Акрополит. Папа за­явил собору, что греки добровольно переходят в юрисдикцию Рим­ской Церкви. Затем были прочитаны письма к папе Михаила Палеолога, его сына Андроника, и грамота от греческого духовен­ства (епископов, согласных на унию, а таких немало). В письмах и грамоте выражалась полная покор­ность папе, император только просил папу оста­вить грекам символ без filioque . Великой логофет дал от имени Михаила присягу в том, что он обещает нерушимо сохранять исповедание Римской Церкви и признавать её первенство. Такую же присягу дали от лица греческого народа представители духовенства. В заключение всего пропели дружно "Тебе Бога хвалим" и Сим­вол веры с filioque. Греческие послы по­лучили богатые подарки, и возвратились в Константинополь. Палеолог был доволен исходом дела, так как папа распорядился, чтобы между ним и Карлом Анжуйским, был заключен мир. Ос­тавалось лишь ввести унию в Греческой Церкви.

Он объявил разделение между Церква­ми несуществующим и потребовал, чтобы все признали это делом совершившимся. Патриарх Иосиф объявлен низложенным, а на его место возведен Иоанн Векк. Но унию приняли только император и его партия. Духовенство и миряне не хотели иметь никакого общения с латинянами. С униатами не хотели иметь ни­каких отношений, считали за осквернение прикосновение к ним и разговор с ними. Палеолог развернул волну репрессий: начались ссылки, заключения в тюрьму, ослепления, отсечения рук, и т.п. Преследованиям подвергалось, прежде всего, духовенство. Импера­тор даже не щадил своих родственников. В то же время Векк старал­ся привлечь народ к унии своими посланиями и сочинениями. Но ни насильственные меры императора, ни сочинения Векка не приносили пользы - греки не принимали унии.

Между тем, в Риме узнали, что в Греческой Церкви практи­чески унии не существует. Папа Григорий и его сторонники не тревожили Палеолога. Но Николай III желал реального осуществле­ния унии. Он направил в Константинополь легатов, которым по­ручил настоять на полном введении унии с принятием латинско­го символа веры и с подчинением папе. Послов великолепно приняли, оказывая им почести, импе­ратор уверял их в своей преданности папе и унии. Палеолог показал легатам грамоту от греческого духовенства (подписи епископов были подделаны), в которой излагалось учение Римской Церк­ви. Им показывали тюрьмы, в которых зак­лючены были противники унии, и, наконец, двух противников унии отослали к папе на суд, но папа возвратил их без наказания. Так Палеолог успокоил Николая III, а последний заключил с ним тайный союз против Карла Анжуйского.

В 1281 году на папский престол вступил Мартин IV, который не был таким простодушным. Он выяснил реальное положение дел, выгнал послов Палеолога, а его самого отлучил. В ответ император отменил поминовение папы. Однако самой унии не расторг. Карл Анжуйский, не связан­ный более запрещением папы, начал войну с Палеологом, в кото­рой последний одержал победу. За поражение Карла папа ещё раз в 1232 году отлучил Палеолога. В том же году Палеолог умер. С его смертью окончилась и Лионская уния. Его сын и преемник Андроник II (1283-1328 гг.) был сторонником православия. В 1283 году в Константинополе состоялся собор, на котором об­суждался главный вопрос - учение об исхождении Святого Духа и от Сына. На нем судили и униатов, и прежде всего Векка, ко­торый был низложен и сослан в заточение. Церкви, в которых совершалось униатское богослужение, были освящены вновь как оскверненные. Через несколько десятилетий никаких следов от Лионской унии на Востоке не осталось.

Ферраро-Флорентийская уния

К началу XV столетия Византийская империя была сжата с Востока за­воеваниями османских турок. Византийское правительство, сле­дуя прежней политике, искало помощи на Западе. С этой целью греческие императоры последних вре­мен империи часто сами лично ездили на Запад, как например, Иоанн V Палеолог (1341-1391 гг.) и Мануил II Палеолог (1391-1425 гг.). Но Запад не торопился с помощью.

В 1420 году император Мануил II Палеолог и папа Мартин V начинают переговоры о соединении. Условия следующие: созыв вселенского собора, который решит спорные вопросы.

10 июня 1420 года (видимо папа был достаточно уверен в успехе своего дела), появляется папская булла, призывающая к крестовому походу против турок.

На сей раз это уже турки-османы – главная угроза империи. Положение её совершенно трагическое, потому что речь идет уже не о каких-то провинциях или частях империи, речь идет о том последнем остатке территории, грубо говоря – о Константинополе с огородами. Вот-вот великий город исчезнет. Турки могли его взять давно, но очень долго не решаются. Они понимали, что это один из таких мистических центров, испытывали священный ужас перед этим городом. И греки ещё предпринимают отчаянные попытки спасти его. Но Мануил умер, и булла не имела действия, всё это дело прекратилось.

Преемник Мануила Иоанн VI Палеолог (1425-1448 гг.), предвидя скорое и неизбеж­нее падение империи под оружием турок, для её спасения начал переговоры с папой Евгением IV о соединении Церквей. Предлагается соборное обсуждение условий (представитель православной традиции настаивает на соборном обсуждении спорных вопросов) в обмен на военную помощь. Повторяется известная ситуация: император предлагает поговорить о соединении, но так, чтобы папа сразу прислал войска, иначе может быть поздно. У папы другой подход: сначала подчинитесь мне и примите наше вероучение, тогда мы станем братьями, и мы вам поможем. Но турки всё ближе и Палеолог во всём уступает папе. Однако, первоначально намеченный собор в Павии не состоялся.

Фактор, который помешал соединению, кроме всего прочего – это разгоравшаяся на Западе реформация. Преддверие реформации, когда уже скептически относятся к разного рода «лжеисидоровым декреталиям», громким заявлениям, что власть папы не только на земле, но и на небо простирается, о чистилище, где томятся души, состояние которых должно измениться, чтобы они попали в рай и т.д. Поэтому Евгений IV, папа римский, занят реформацией и не хочет вмешиваться в греческие дела. В Европе идёт великая церковная смута. Опять много пап, раскол, и Базельский собор (который принимал достаточно здравые решения в здоровом христианском духе) обсуждает эту ситуацию. И он происходит параллельно с Ферраро-Флорентийским. Так получается, что всех этих базельских отцов, всех этих пап, которые были объявлены анти-папами, пересидел Евгений IV. Волею судеб он стал законным папой, и решения собора были признаны обязательными для всей католической церкви. А пока Базельский собор тоже входит в контакт с греками, и даже на более выгодных условиях: не требует немедленных подчинений. И, может быть, исход был бы иной, если бы греки обратились в Базель.

Поэтому Евгений спешно пытается созвать свой собор. Это уже не папа эпохи папского могущества. Ему надо скорее искать себе сторонников, искать поддержку среди европейских государей. Он очень боится вселенского авторитета Базельского собора, где действительно серьезно обсуждались церковные вопросы, вопросы положения западной церкви.

И, в конце концов, он направляет легата в Константинополь с тем, что он согласен на проведение собора с греками. Отцы из Базеля тем временем соглашаются оплатить собор, где бы он не проходил. И соглашение подписывается в 1436 году.

После этого в Базель отправляется делегация с представителями трех восточных апостольских кафедр:

1. Александрийская (митрополит Антоний Ираклийский),

2. Антиохийская (духовник императора Григорий Мамма и митрополит Исидор Русский). Мамма станет сторонником папы. Исидор, предстоятель нашей Церкви, последний митрополит-грек;

3. Иерусалимская (митрополит Марк Ефесский и митрополит Дионисий Лаодикийский);

4. Виссарион, митрополит Никейский;

5. А также представители Грузии, Молдовлахии и других православных народов, всего 22 человека. Во главе – император Иоанн Палеолог и престарелый патриарх Иосиф II (годы правления 1416-1439). Главные богословы в посольстве – Марк, Исидор и Виссарион были возведены в архиерейский сан непосредственно перед отплытием на собор, для большего авторитета.

Представители православных предлагают исследовать вопрос об исхождении Святого Духа – это требование не только духовенства, но и людей, которые склонны с духовной точки зрения на это смотреть. А император категорически требует немедленно уступить все без прений. Потому что уже «земля горит».

7 мая 1437 года разделение произошло между самими базельскими отцами. Как-то получилось, что не договорились. А тем временем приходят папские галеры, и 27 ноября 1437 года уже гораздо более представительная делегация направляется в город Феррару. Где в Великую Среду, 3 апреля 1438 годаоткрывается собор.

Здесь на делегатов начинают оказывать давление. Сначала их кормили-поили, ублажали, поселили их в роскошных апартаментах полагая, что скоро они так убаюкаются. Потом, видя, что это не работает, начинают урезывать финансирование, под предлогом начавшейся чумы переносят собор во Флоренцию. На участников собора давят и император и латиняне.

Собор очень представительный. Со стороны западной церкви:

1)сам папа Евгений IV,

2)11 кардиналов,

3)1500 епископов и клириков. Уже это подавляло, но у греков тоже представительная делегация.

Главные деятели Запада:

1)Кардинал Джулиано Чезарини;

2) ИоаннЧерногорский, архиеп. Ломбардский;

3)Николо Альбергатти;

4)Родосский епископ Андрей;

5)Доктор Иоанн де Торквемада, испанский богослов. Оба Иоанна и Андрей – доминиканцы, профессиональные философы и богословы.

Основной вопрос прений – об исхождении Святого Духа и о прибавлении в Символ Веры. Т.е. это догматический пункт. Если на все остальное можно закрыть глаза, то его никак не обойдешь.

Попутно обсуждались вопросы:

1)о хлебе в Евхаристии;

2)о чистилище;

3)о первенстве папы.

Свобода дискуссии была сильно ограничена тем, что греки были заинтересованы в соединении. Заинтересованы в том, чтобы сдаться. Вопрос был, какой ценой.

Очень уповали на митрополита Русского Исидора, потому что он слыл глубоким знатоком богословия, и оратором. А он молчал. Сидел и ждал, когда все это кончится, потому что для себя он этот вопрос уже решил – он был сторонником соединения с Западом, т.е. подчинения папе.

8 октября 1438 года после бесконечных и бесполезных прений о чистилище, встал вопрос об исхождении Святого Духа. Сначала он разбирался с канонической точки зрения, т.е. как вопрос о прибавлении в Символ Веры – на каком основании на Западе это прибавление сделано. С греческой стороны выступали святой Марк Ефесский и Виссарион. От латинян Чезарини и Альбергатти. А также Андрей Родосский. Греческие отцы поставили этот вопрос на каноническую основу и доказывали, что Латинская Церковь поступила неправильно, когда внесла filioque в Никейский символ вопреки запрещению 3-го Вселенского собора (7 правило) делать какие-либо к нему прибавления. Латиняне утверждали, что Латинская Церковь в этом случае не исказила символ, а только раскрыла его. В такого рода спорах прошло 15 заседаний. Греческие от­цы, особенно Марк Ефесский, не отступали. Ссылались на:

1)послания свт. Кирилла Александрийского Иоанну Антиохийскому, где сказано, что «мы запрещаем всякому изменять Символ Веры, изданный отцами Никейскими, переменять или упускать ни одного слова, ни даже слога».

2)Пятое деяние 4-го Вселенского Собора. Там говорится, что «Никео-Цареградский Символ содержит совершенное учение об Отце и Сыне и Святом Духе». Т.е. не требующее никаких дополнений, ни пояснений (западная точка зрения, что это не прибавление к Символу, а его разъяснение).

3)Константинопольский собор 518 года о том же.

4)Послания патриарха Евтихия.

5)Определения Шестого и Седьмого Соборов.

Латиняне, устами епископа Андрея Родосского, говорили: «это не прибавление, это разъяснение Символа, а изъяснение соборными правилами не запрещено». Прибавлять, мы не прибавляем, но поясняем. Римская церковь не имеет права вносить какие-то изменения в Символ. Собственно говоря, и не вносит.

10 января 1439 года собор переместили во Флоренцию, потому что в Ферраре началась чума. 26 февраля создали комиссию для установления способов примирения, потому что уже разошлись слишком далеко.

Со 2 марта начались прения о filioque как догмате. Выступал доминиканский провинциал (т.е. начальник провинции) Иоанн де Монтенегро (Черногорский) против Марка Ефесского. Решение он предложил на основе прп. Максима Исповедника: «Римляне не утверждают того, что Сын причина Духа, ибо знают, что причина Сына и Духа – Отец. Одного по рождению, другого по исхождению. Но показывают только, что Дух через Сына посылается. Таким образом, filioque означает родство и безразличие их сущности». Но латиняне не согласились с толкованием Максима Исповедника: «мы так не учим».

Затем, 21 и 24 марта говорят только западные, а греки молчат, потому что император запретил грекам говорить. Тем временем, еды становится все меньше… И с накидками плохо, одежда поизносилась. Это серьёзное искушение, ведь они оказались в отрыве от страны, от родины, без финансирования. Одно платье. И неизвестно, что впереди.

Важно понять, что православные, в т.ч. св. Марк Эфесский, искренно желали соединения, подлинного примирения с западными христианами. Иначе у императора не было бы вообще никаких шансов на заключение унии. Раскол всё ещё воспринимался как поправимая ошибка. С другой стороны, на Западе была эпоха Возрождения, время интереса к эллинской культуре, которую восточные интеллектуалы очень хотели спасти, передать западным. Поэтому на соборе шли столь долгие и драматические споры.

Наконец папа говорит, что если к Пасхе не согласимся, то все, возвращайтесь домой, я уже устал, давайте назовем дату, потому что эти прения бесконечны. Появляется формула единения:

1. Дух Святой присно и существенно есть от Отца и Сына. Присно и существенно Он исходит от Отца и Сына и т.д. Формулу приняли 8 июня.

2. Папа должен быть принят как наместник и местоблюститель Иисуса Христа, пастырь и учитель всех христиан, который управляет церковью с сохранением прав и преимуществ восточных патриархов (далее автономий).

27 июня 1439 года была принята эта формула, и составлено затем определение о соединении церквей. Был устроен торжественный акт о соединении. Это и получило название Ферраро-Флорентийской унии с восточными епископами. Подписали и император, и наместники восточных патриархов, и все епископы. Всего 33 подписи. Не подписали:

1)Патриарх Иосиф (умер до подписания, был противником унии);

2)Антоний Ираклийский (болел);

3)Марк Эфесский, принципиально.

Ещё два епископа бежали, чтобы в этом не участвовать. Конечно, епископов очень много на востоке, а здесь всего 5 человек, но важен факт неединогласия. Существует 10 списков имен, в каких-то есть имена кого-то, в других нет. Достоверно, что Марк Эфесский принципиально не подписал, и папа сказал по этому поводу: «мы ничего не достигли, если Марк не подписал».

С латинской стороны подписали 8 кардиналов, два латинских патриарха (Иерусалимский и Родосский), 61 архиепископ и епископ, 43 аббата и генерала орденов. Всего 115 подписей. Папа скромно подписался: «Я, Евгений, епископ кафолической церкви».

6 июля была провозглашена уния в кафедральной церкви Флоренции, отслужен благодарственный молебен. Чезарини и Виссарион Никейский прочли по латыни и по-гречески акт и вероопределительную формулу. Затем преподали друг другу братское целование, и совершили латинскую мессу.

Вот оно торжество – общая Евхаристия. Греки, совершивши такое, стоят по углам, надулись, не служат, и не приобщаются. Т.е. как-то непонятно. Они тем самым показывают действительные мотивы унии. Папа, в свою очередь, отказался совершать восточную Литургию. Представляете, с какой бы радостью нынешний папа это сделал, если бы такое предложили. Но тогда были другие представления, и он отказался. Почувствовав победу, он требует признать латинские обычаи Евхаристии. Также миропомазание во взрослом возрасте, абсолютную нерасторжимость брака, признать латинского патриарха Константинополя вместо умершего Иосифа.

Как из мешка начинают сыпаться предложения-требования. Предлагает отлучить Марка Эфесского. Но его обличают. Марк Эфесский говорит: «докажите мне мою вину». Доказать не могут. Все совершается таким образом, что, в конце концов, Евгений IV терпит поражение от базельских отцов, что подрывает его авторитет.

Единственный, кто был всем доволен, это Виссарион. Он идейный сторонник унии. Получил титул кардинала. Кстати, он воспитывал нашу будущую великую княгиню Софью Палеолог. Она была, как вы знаете, униаткой, ее назвали Зоей в униатстве. Исидор получил титул легата ребра апостольского в Польше, Литве, Ливонии и России.

1 февраля 1440 года в Константинополе при протестах народа было объявлено об унии. Народ унию не принял. Греческие епископы, которые сог­ласились на унию во Флоренции, сойдя на родной берег отреклись от нее, не скрывая факта принудительного сое­динения с латинянами. Духовенство и народ униатов объявили еретиками. Вокруг Марка Ефесского сгруппировались все защитники православия. В 1443 году Ферраро-Флорентийский собор был объявлен разбойничьим в соборном послании патриархов Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского, которые императору не подчинялись, а подчинялись султану. Терять им было нечего, они уже все потеряли. Поэтому они открыто исповедовали свой взгляд на разбойничий собор, и в Константинополе начались бурные события. Активную роль в них играли Марк Ефесский и Геннадий Схоларий (тогда он был Георгий, мирянин, впоследствии первый восстановленный, православный патриарх после падения Константинополя). Уния осталась в Константинополе, но протест против нее был настолько сильным, что поминали папу только в св. Софии и в дворцовом храме, в домовой церкви византийских императоров.

Это очень трагическое время для греков. Палеолог, возводивший последова­тельно на патриарший престол одного униата за другим, среди которых был его духовник Григорий Мамма, не смог привить унию народу. Да и сам император, не получив с Запада ожидаемой помощи, относился к унии холодно. После его смерти в 1448 г., незадолго до падения Константинополя, восточные патриархи еще раз произнесли осуждение унии на соборе в Константинополе (1450г). Здесь же они низложили униата Григория Маму, и возвели на пат­риарший престол приверженца православия Афанасия. В 1453 году Константинополь был взят турками.

 

Уния и Русь

 

На Руси, конечно, попытка унии была пресечена. Исидор торжественно прибыл в Москву в конце Поста. Он отслужил в Успенском соборе, помянул папу Евгения как положено, полной формулировкой. Древняя Русь не знала всех этих титулований - «верховного» и всякого прочего, «вселенского»… И все замерли, был шок. Потом вышел архидиакон на амвон, зачитал акт унии. Духовенство никак не отреагировало. Это был такой шок… – самое страшное, когда начальство уже предало – уже вообще непонятно как быть.

И отреагировал Великий князь Василий III, светская власть. Он назвал Исидора «латинским еретиком и прелестником», и посадил его в тюрьму. Но дело было настолько трудным, настолько были завязаны политические отношения, что когда Исидор сбежал, его никто не преследовал.

Все закончилось печально, падением Константинополя. Это событие вселенского масштаба трактовалось и как измена православию, потому что вся греческая церковь отпала, учителя-греки на Руси считали так, это один из аргументов в пользу Третьего Рима. Действительно факт. Несмотря на то, что потом возродили, но кто теперь уже поверит в искренность намерений.

На западе всё объяснили по-своему. Говорили: «Вот, греки колебались, то «да», то «нет», то будет уния, то не нужна, а надо было верить в папу несомненно. Вот за это Господь и наказал – попустил турок.

Это настолько серьезное событие, что в мировой истории оно очень сильно аукнулось. Константинополь турки по традиции не воспринимают как свой город. И зовут его прежним именем. Хотя он и звучит Истамбул, мы можем смело называть его Константинополем, потому что Истамбул означает «город Константина», то же самое. И столица у них в другом городе – в Анкаре. Старые турки даже хоронят покойников на другом берегу Босфора – они говорят: «это не наш город».

У греков есть трогательное предание о великой миссии русского народа: «Россия должна быть сильной православной державой, чтобы освободить Константинополь и отдать его нам». Россия всегда была неравнодушна к этому вопросу. И запомните, теория «Москва – Третий Рим» - это не националистическая теория, это теория ответственности за то царство, о котором говорили греки, оно не прекратилось, просто его центр перенесся на Русь. Потому что Московская Русь – единственное православное государство. Остальные православные народы утратили свою государственность. Пала Византия. Отпадение греков – это один из главных аргументов в пользу теории. Не просто Константинополь пал как город (как в 1204 г.), а пал в ересь, в унию с еретиками.

В контекст этой теории входит и женитьба на Софье Палеолог. Не просто приехала какая-то принцесса, племянница последнего византийского императора. Императоры эти меняются как перчатки в истории постоянно. Но она юридически законная наследница византийского престола. Потому что ее брат в пользу сестры отрекся от своих прав на византийское наследие. Это юридическая сделка, признанная самим папой – тогда еще гарантом       в Европе. Папа сказал: «да, конечно, теперь Иоанн III, Великий князь московский (которого можно иногда полусерьезно именовать царем, келейно) – он обладает всеми правами, если он захватит эти земли у султана.

Европа была «за», потому что турки настолько надоели всем, что они были рады: «пусть бы скорее пришли русские и завоевали». Но Ивану надо было сначала с татарами справиться, и было не до Греции. Мысль эта, тем не менее, жила. Тем более, что скоро конец света. Был назначен конец света официально на1492 год. Даже не составляли пасхалию. Книжник писал: «зде плачь, зде скорбь, чаяние народов Его скорого пришествия».

Люди серьезно ждали конца света, потому что исполнились «семьдесят седьмин», предсказанных пророком Даниилом. Земное время скончалось (по старому летоисчислению, от сотворения мира). И все ждали, когда последний православный правитель свой венец отдаст Небесному Царю, когда Он придет на землю. Вот какая глубокая теория.

И Екатерина II назвала старшего внука Константином, который так и не стал императором Российским, хотя после смерти Александра он имел на это право. Она его предназначала для Константинополя. Ведь последний император, погибший при штурме в 1453 году, был Константин. И первый в возрожденной империи – должен был стать великий князь Константин, император греческий. Конечно, Екатерина не любила просто так разбрасываться, она имела виды на эти земли и на Константинополь тоже. Далее, война за освобождение балканских славян, но цель не только эта. Русские войска подошли к Константинополю в 1878 году. Военные действия прекратились и начались переговоры. Но, как это у нас часто бывает, дипломатия проиграла, в отличие от армии.

Затем, один из лозунгов Первой Мировой войны – «крест на св. Софию!». 20-й век: основание государства Израиль. Через это – восстановление русского присутствия в Палестине. Патриарх Алексий в 1945 году поехал туда. Еще война шла, пули свистели. Они остановились в отеле с митрополитом Николаем, их там обстреляли повстанцы. При этом, их встречали восторженные толпы арабов, потому что они помнили русский хлеб бесплатный, русское образование бесплатное, русскую медицину.

Дальнейшее продвижение греки саботировали. Они испугались, когда в Москве должен был состояться Вселенский Собор в 1948 году. Должно было быть выстроено здание патриархии в сталинском стиле. Наша академия в этом здании должна была находиться. Сталин мог стать Константином Великим. Планы были грандиозными. В духе идеи патр. Никона: «престол Московского патриарха выше всех престолов». Маленьких, карликовых, но очень древних Церквей. Получился бы восточный Ватикан. И Красная Армия могла пройти до Испании. Но, видимо, Господь не судил. Потому что, наверное, была бы уже гордыня.

 

 

Христианское просвещение и ереси[95]

Общая характеристика

При Комнинах и Палеологах духовное просвещение в Гре­ко-Восточной Церкви набирало новые силы. Многие из Комнинов и Палеологов имели богословское образование, любили занимать­ся богословскими вопросами сами и оказывали покровительство научной богословской деятельности других.

Средоточием просвещения как светского так и духовного являлся Константинополь, где был университет и высшая патри­аршая школа, и Фессалоники, или Солуни. По своему характеру научно-богословская и литературная деятельность состояла, как и в IX в., в основном в изучении древних творений греческих отцов и учителей Церкви.

Изучение древних отеческих творений вызывалось также попытками к соединению Церквей. Одни хотели найти в творени­ях отцов оправдание особенностям в учении Римской Церкви, другие, и большинство, напротив, искали и находили в них опровержение этим особенностям. Кроме того, изучались антич­ная философия и сочинения языческих писателей. Результатом такого стремления к духовному просвещению в века Комнинов и Палеологов было обилие богословской литературы.

Мы видим много писателей, замечательных и посредствен­ных, которые в своих сочинениях касаются всех отраслей богос­ловского знания. Так, они излагают догматическое учение, ве­дут полемику с латинянами и еретиками, опровергают магометян, иудеев и язычников; составляют толкования на Священное Писа­ние,.изъясняют каноны Церкви; пишут нравоучительные сочинения и т.п. Но произведения писателей этого времени отличаются ком­пиляцией наследия прошлого.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 318; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!