Иерархия и церковное управление



Патриаршее управление

Управление Греко-Восточной Церковью, как и в прежние века, сосредоточивалось в руках четырех православных пат­риархов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского.

Константинопольский патриарх, занявший ещё с VII века первенствующее положение по чести среди прочих патриархов, продолжал сохранять это положение. Он стоял во главе всех важнейших событий церковно-исторической жизни, принимал ак­тивное участие в разрешении общецерковных вопросов и своим авторитетом давал силу тем или другим решениям. Остальные три патриарха Востока, находясь под игом магометан и латинян и имея в своем управлении небольшие паствы, принимали мень­шее участие в общецерковных делах и пользовались меньшим ав­торитетом сравнительно с патриархом Константинопольским. Но авторитет его не был таким подавляющим на Востоке, как авто­ритет римского папы на Западе. Патриархи Александрийский, Ан­тиохийский и Иерусалимский не были в подчиненном отношении к патриарху Константинопольскому. Взаимоотношения всех вос­точных патриархов представляли собой союз равных по достоин­ству и власти иерархов. Константинопольский патриарх, вслед­ствие чисто исторического стечения обстоятельств, был только первым между равными. История попыток к соединению Церквей вполне подтверждает это. Константинопольские императоры и пат­риархи, как скоро переговоры о соединении Церквей принимали серьезный характер, всегда приглашали к участию других вос­точных патриархов.

Так, когда в первой половине XIII века, шли переговоры латинян с Никейским императором Иоанном Дукой (1222-1255 гг.) и патриархом Германом, последний определенно сказал папским легатам, что без консультации восточных патриархов не может принимать окончательное решение.

Во время Лионской унии (1274 г.) император Михаил Палеолог направлял дипломатические усилия на то, чтобы получить согласие на унию от Александрийского патриарха Афанасия III, проживавшего в то время в Константинополе, а на Флорентийском соборе восточные патриархи, в лице своих уполномоченных, при­нимали самое живое участие во всех совещаниях по вопросу о соединении Церквей. Каждый патриарх, при содействии разных должностных лиц и учреждений, находившихся в его ведении, управ­лял своей Церковью вполне самостоятельно и независимо один от другого, соблюдая одновременно принцип соборного управле­ния Церковью. Для III периода истории характерен созыв помест­ных соборов, т.к. вопросы веры, были уже определены на Все­ленских соборах. Поместные соборы были двоякого рода: соборы частные, состоявшие из одного какого-либо патриарха с подчи­ненными ему митрополитами и епископами, и соборы общие, в ко­торых принимали участие все или некоторые патриархи сами лич­но или через своих уполномоченных. Соборы частные, или иначе синоды, действовали постоянно в каждом патриархате. Круг их действий был весьма обширен: вместе с патриархом они осущест­вляли надзор за всеми сторонами церковного управления, разбирало дела о ересях и еретиках (например, по поводу ереси богомильской имели право суда над епископами и митрополитами, и даже иног­да над патриархами, и избирали кандидатов на епископские и патриаршие кафедры и тому подобное.

Соборы же общие собирали весьма редко: политические об­стоятельства препятствовали восточным патриархам собираться на них. Только особенно важные дела, касавшиеся всех Церквей Востока, требовали созыва поместных соборов. К такого рода делам относится, например, попытка олатинить Восточную Цер­ковь при посредстве Флорентийской унии; тогда как было упо­мянуто выше, состоялось два собора в Иерусалиме (1443 г.) и Константинополе (1450 г.).

 

Взаимоотношения императорской и патриаршей властей

В Византии государственная власть издавна оказывала влияние на церковную. Третий период не был исключением.

Восточные патриархи, занимавшие свои кафедры в странах, не входивших в состав Византии, не зависели от государствен­ной власти, кроме случаев, когда они проживали в Константи­нополе. Избрание и низложение Константинопольских патриархов зависело от императора. Духовенство в этом случае имело вто­ростепенное значение. Порядок избрания патриархов был такой. Епископы, составлявшие поместные соборы, избирали трех кан­дидатов, писали их имена на бюллетенях, а затем по жребию избирали из трех кандидатов патриарха. Но так как в синоде во время избрания патриарха председательствовал император или находился его уполномоченный, то выборы направлялись так, чтобы жребий падал на лицо, которое бы отвечало их ин­тересам. Императоры не обращали внимания на достоинства и способности избираемых, им нужно было иметь на патриаршей кафедре своих людей.

Один византийский историк, говоря об избрании преем­ника патриарху Мануилу в половине XIII века, делает такое за­мечание: "Цари вообще хотят, чтобы патриархами были люди сми­ренные, недалекие по уму, которые бы легко уступали их жела­ниям, как признанным постановлениям".

Другой историк XIV века дает такое же точно свидетель­ство. Говоря об избрании на патриарший престол императором Андроником II Палеологом (около 1320 г.) Герасима, человека покрытого сединой, но простого и почти потерявшего от ста­рости слух, который "даже когтем не касался эллинской уче­ности", он замечает, что тот, по своей скромности и простоте, был послушным оружием царя. Цари, продолжает он, на такие высокие места и выбирают людей, чтобы те беспрекословно вы­полняли и подчинялись их приказаниям, как рабы".

Император Иоанн Кантакузен, соправитель Андроника III младшего, пошел на следующую хитрость при избрании в патри­архи священника своей домашней церкви Иоанна Калекаса, ког­да члены Синода не соглашались на его кандидатуру. Кантакузен уговорил их избрать Иоанна архиепископом, а потом он потребовал, чтобы избрали его и в патриархи, так как он, как и все епископы, имеет право на занятие патриаршей ка­федры. Низложение патриархов совершалось с соблюдением всех установленных законами формальностей, хотя бывали случаи, когда императоры обходились даже и без этого.

Михаил VIII Палеолог, низложив благочестивого патриарха Арсения, поставил на его место Германа, когда этот оставил кафедру,-поставил Иосифа, низвергнув его за противодействие унии, поставил Иоанна Векка, даже и этого удалил было с ка­федры и возвратил только в угоду папским легатам.

По поводу низложения Арсения и постановления Иосифа в Константинопольской Церкви образовался даже целый раскол, так называемый арсенианский, который прекратился только в 1312 году.

Следует поэтому назвать константинопольских патриар­хов, которые по достоинству занимали патриарший престол: Николай Грамматик, известный своей любовью к просвещению и любимый народом - Михаил Каракуа, благочестивый и просвещен­ный патриарх; Козьма Аттик, отличившийся святой жизнью и благотворительностью, Михаил Анхиал (1169-1177), решительный противник унии, боровшийся против различных суеверий и за дисциплину духовенства; Арсений - человек строгой и благо­честивой жизни; Афанасий, строгий отшельник и ревностный исправитель нравов клира, обличения которого были направ­лены против императорского двора.

Из александрийских патриархов следует назвать Нико­лая 1 (около 1200 г.), переписывавшегося с папой Иннокенти­ем III об освобождении Египта от турок при помощи крестоносцев. Из иерусалимских патриархов - Лазаря (около половины XIV в.), подвергавшегося истязаниям за веру от турок в Егип­те; Иоакима, осудившего Флорентийскую унию и др. Большинство патриархов этого времени не имели выше среднего богословско­го образования и не отличались административными способнос­тями.

Частая смена патриархов сказывалась отрицательно и на приходской жизни. По сведениям историков, священнослужи­тели по своему образованию и духовной подготовке не всегда находились на соответствующем уровне, а также недостаточно строго относились к своим пастырским обязанностям.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 282; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!