Функции шумов в звуковой конструкции фильма



Шумы в кинематографе играют важную роль для достижения реальности художественного произведения.

Шумовое оформление любой сцены или эпизодов в фильме - одно из важнейших средств достижение динамичности произведения, приближение его к реальной обстановке, наблюдаемой нами в жизни.

Почти никогда шумы не играют смысловую роль, если они привязаны к видимому на экране предметом. Чтобы звук был художественным элементом воздействия, звуковой фактуры, так же, как и зрительные образы, нужно осмысленно отбирать и оформлять.

За основу деления звуков в кино по их функции возьмём классификацию шумов Соколова. Так как Соколов говорит о звуке в связи с проблемами монтажа, то в связи с этим, данная классификация будет несколько трансформироваться и модифицироваться с учётом необходимости более дробного и подробного рассмотрения отдельных аспектов.

Создание звуковой атмосферы экранного действия

«Когда мы видим на экране говорящего человека и слышим произносимые им слова это — прямой синхрон»[1]. Но надо сказать, что для создания звуковой атмосферы необходимо правильно и точно выбрать характер шумов. Пример (Положили ручку на деревянный стол).

«Шумы одного и того же рода могут быть бодрящими или раздражающими, тревожными или успокаивающими»[2].

а) Функция выражения состояния среды.

Пример, героиня остается одна в кромешной темноте и в абсолютной тишине (как, казалось бы) но прислушиваясь можно услышать тихое падание капли. Следующий шаг героиня вступает в лужу.

b) Функция обозначения времени и места.

С помощью шумов, да и музыки тоже можно определить время и место действия, время суток, времена года. Пример, «тройка и бубенцы - принадлежность русского быта XVII и XVIII веков, кондукторский рожок - конца XIX века, а электрическая трещотка — начала XX века, можно понять, на каком виде транспорта и когда едет герой поэмы, повести или фильма

Одни и те же часы, например, тикали, били, «хрипели» и играли в различные времена по-разному. Услышав их, можно узнать об эпохе, которой посвящен фильм. Скрип флюгеров, половиц и дверей говорит о доме, в котором происходит действие. Шуршание ткани, звон шпор и т. п.— о платье и обуви, в которых ходят герои. Колокольный звон или «завывание» муэдзина, бубенцы тройки или висящие на верблюжьей шее колокольчики расскажут о стране, в которой живут герои фильм.

Прислушиваясь к улицам города или села, легко заметить, что их звучание в утренние часы отлично от дневного и ночного. Одни и те же автомашины днем слышны не так, как ночью»[3].

Создание звукового образа

Или по-другому – трансформация звука естественного для видимого с целью изменения характера атмосферы, тех или иных элементов видимого на экране. В этом случаи шумы должны соответствовать характеру видимого.

Шумы могут рассказать о настроение героев, создать нужную атмосферу. Пример: Сцена в автобусе. Женщина сидит в начале автобуса, с другого конца к ней подходит мужчина. Допустим, нам надо сделать эту сцену радостной, счастливой будь то, героиня встречает своего давнего друга. Соответственно нами будут отобраны такие звуки, которые не вызовут у зрителя мрачные ассоциации. Но эту же сцену можно сделать «страшной». Добавить сильный дождь с грозой, шаги сделать шаркающими, вызовут чувство волнения, угроза.

 

 

Создание определенного настроения

 Настроение героев может быть по-разному выражено. (Пример): Хлопнуть дверью или прикрыть ее, положить на стол ручку или бросить ее.

Пример:

 - Сцена, где по лесу идут двое влюбленных. Слышно щебетание, каких-то птиц;

- Война. Солдаты перед боем. Слышно щебетание птиц;

- Писатель. Его мысли о новом рассказе. Слышно щебетание птиц.

В этих примерах сцены разные по настроению. Но их связывает один шум-щебетание птиц.

Драматургическая функция шумов

Когда именно шум становился причиной, источником, побудительным началом рождения новых столкновений и поворотов сюжета и действия. Драматургическая функция шумов можно наблюдать в фильмах ужаса. Пример фильм «Звонок» (рис 1).

Рис.1 Кадр из кинофильма «Звонок»

Функция символизации события

 Символизации события - процесс замещения одних образов другими.

«Василий Никитич Татищев — крупный государственный деятель Петровских времен, первый русский ученый историк. Его отношения с властью и императорским окружением то основывались на полном доверии, то по доносам завистников и недругов несколько. Возникла задача: как в звуке выразить угрозу неправого суда над честным, умным и неподкупным человеком. Как зрителю дать почувствовать это и заставить его сопережить с героем несправедливость обвинений? Суд каждый раз проходил в помещении за массивной дверью. Это было известно. Зал на экране выглядел внушительно. В последних двух случаях без прямой связи с изображением (открывающейся дверью). Даже текст о том, что снова готовится гнусная расправа, был исключен, а зритель и без этого понимал, что над Татищевым вновь состоится неправый суд»[4].

Скрежет открывающейся двери вырос из образа в символ.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 726; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!