Тенденции и принципы гуманистического воспитания



Среди гуманистических тенденций функционирования и раз­вития воспитания в целостном гуманистическом процессе необ­ходимо выделить главную — ориентацию на развитие личности. При этом чем гармоничнее будет общекультурное, социальнонравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции. Данная закономерность, в свою очередь, позволяет сформулировать ведущий в системе гумани­стических принципов воспитания — принцип непрерывного об­щего и профессионального развития личности. Ведущий он по­тому, что все остальные принципы, имея в своей основе эту за­кономерность, подчинены ему, обеспечивая внутренние и внеш­ние условия его осуществления. Именно в этом смысле гумани­зация образования и рассматривается как фактор гармоничного развития личности. Таким воспитание становится в том случае, если, согласно Л.С.Выготскому, ориентировано на "зону ближай­шего развития". Данная ориентация требует выдвижения целей образования, которые обеспечивали бы не обязательно универсальные, но обязательно объективно необходимые базисные каче­ства для развития личности в том или ином возрастном периоде.

Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбо­ру содержания образования. Он требует повышения статуса гу­манитарных дисциплин, их обновления, освобождения от прими­тивной назидательности и схематизма, выявления их духовности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой — важнейшее условие конструирования новых учебных планов и программ.

Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе: философско – мировоззренческий аспект.

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения детей. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Воплощая в себе достижения мировой цивилизации, научное мировоззрение вооружает человека научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества.

 В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Субъективная сторона мировоззрения состоит в том, что у человека формируется не только целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, складывающееся в понимании и переживании своего "Я", своей индивидуальности, своей личности.

Убеждения — это не нечто "знаемое " и "понимаемое ", это знания, перешедшие во внутреннюю позицию личности.

В юношеском возрасте школьники достигают физической и духовной зрелости, определяющей их готовность к усвоению научного мировоззрения во всем его объеме и полноте. Философская направленность мышления, познавательное отношение к действительности, потребность проникнуть в систему "вещей и знаний" создают прочную основу для формирования у старшеклассников фундаментальных методологических идей высокого уровня обобщенности, твердых взглядов и убеждений.

 

16. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности.

Основная цель гражданского воспитания состоит в формиро­вании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государ­ственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармониче­ское проявление патриотических чувств и культуры межнацио­нального общения. Становление гражданственности как качест­ва личности определяется как субъективными усилиями педаго­гов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества — особенностями госу­дарственного устройства, уровнем правовой, политической, нрав­ственной культуры в нем.

Гражданское воспитание предполагает формирование консти­туционных, правовых позиций личности. Выработанные в обще­стве идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, однако для достижения их гармонии необходима целенаправленная воспитательная работа. При этом утвердившиеся идеалы общества принимаются лично­стью как свои собственные. Сформированное гражданское соз­нание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов об­щества. В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах А.Н.Радищева, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена и других. Идея народности в воспитании, сформулированная К.Д.Ушинским, основывалась на учете особенностей русского менталитета, раз­витии национального самосознания, воспитания гражданина.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 980; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!