Воспитание в целостном педагогическом процессе: сущность, цель и задачи.
Воспитание и обучение – две взаимосвязанные его части. При этом педагогами установлено, что воспитывать сложнее, чем обучать.
Задачи воспитания более широкие. Они связаны с выработкой у человека глубоких убеждений, чувств, привычек, качеств, потребностей и т.п.
Результаты воспитания не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживаются, как в обучении.
Проверить степень воспитанности того или иного качества гораздо труднее, чем степень усвоения знаний: об уровне воспитанности судят не только по внешнему поведению, необходимо выявить мотивы поступков. Сложность в том, что мотивы составляют внутреннюю сущность человека, и не каждому захочется рассказывать, почему он поступил так, а не иначе.
Воспитание – всегда целенаправленный процесс или процесс целенаправленного формирования личности.
Воспитание - один из факторов формирования личности. Это – проявление действия социальной среды на личность. Но среда может влиять на личность как стихийно, так и целенаправленно. Целенаправленные воздействия осуществляются посредством воспитания.
Главная, глобальная цель воспитания – формирование личности, нужной и полезной обществу, всесторонне и гармонично развитой личности.
В концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в республике Беларусь цель воспитания определена как: формирование социально, духовно и морально зрелой личности, субъекта своей жизнедеятельности.
|
|
Эта цель достигается посредством достижения ряда частных целей или задач воспитания.
Личность в концепции гуманистического воспитания
Признавая личность и развитие ее сущностных сил в качестве ведущей ценности, гуманистическая педагогика в своих теоретических построениях и технологических разработках опирается на ее аксиологические характеристики. В многообразных действиях и деятельностях личности проявляются ее специфические оценочные отношения к предметному и социальному миру, а также к самой себе. Благодаря оценочным отношениям личности происходит создание новых ценностей либо распространение ранее открытых и признаваемых (например, социальных норм, точек зрения, мнений, правил, заповедей и законов совместной жизни и др.). Для различения признаваемых (субъективно-объективных) и фактических (объективных) ценностей употребляется категория потребность. Именно потребности человека выступают основой его жизнедеятельности. По существу, вся культура человечества связана с историей возникновения, развития и усложнения потребностей людей. Их изучение - своеобразный ключ к пониманию истории человеческой культуры. Содержание потребностей находится в зависимости от совокупности условий развития конкретного общества.
|
|
Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей
Общественные нормы, требования, идеалы, ценности культуры воспринимаются и присваиваются личностью индивидуально и избирательно. Поэтому ценностные ориентации личности не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Общественные ценности становятся стимулами, побудителями к действию в том случае, если они осознаются и принимаются человеком, становясь его личностными ценностями, убеждениями, идеалами, целями.
Можно выделить два способа организации воспитания как целенаправленного процесса интериоризации общечеловеческих ценностей. Первый заключается в том, что стихийно сложившиеся и специально организованные условия избирательно актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые при систематической активизации постепенно упрочиваются и переходят в более устойчивые мотивационные образования. Такой способ организации процесса интериоризации общечеловеческих ценностей основывается на естественном усилении тех побуждений, которые по своему содержанию выступают как бы в качестве исходного момента (например, интерес к чтению). Это предполагает стимулирование деятельности в основном изменением внешних условий воспитания.
|
|
Второй способ организации воспитания с целью интериоризации общечеловеческих ценностей состоит в усвоении воспитанником предъявленных ему в "готовом виде" побуждений, целей, идеалов, которые по замыслу педагога должны у него сформироваться и которые сам учащийся должен постепенно превратить из внешне воспринимаемых во внутренне принятые и реально действующие. В этом случае требуется объяснение смысла формируемых побуждений, их соотнесение с другими. Это облегчает воспитаннику внутреннюю смысловую работу и избавляет его от стихийного поиска, связанного нередко со множеством ошибок. Данный способ опирается на содержательно-смысловую переработку действующей системы мотивов. Он предполагает ее стимулирование изменением внутриличностной "среды" через сознательно-волевую работу по переосмыслению своего отношения к действительности.
Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 14350; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!