Эпистемологические концепции Д. Холтона, М. Полани, С. Тулмина



 Историк и философ науки Дж. Холтон о сквозных тематических структурах в истории науки, характеризуемых следующими чертами: постоянства и непрерывности, воспроизводимость, изменениях (эволюционные, революционные), несоизмеримые и конфронтирующие друг с другом теории.

Сущность критики неопозитивистских концепций научного познания М. Полани. Становление альтернативных направлений, связанных с историческим анализом науки, взятой в ее социальном контексте. Явное и неявное научное знание. Наличие неявного знания делает малоэффективными методологические экспликации норм и стандартов обоснования знания.

Подход к анализу науки как исторически развивающейся системы остро поставил проблему преемственности в развитии знаний. Дж. Холтон показал, что в истории науки мож­но обнаружить сквозные тематические структуры. Они характеризуются чертами постоянства и непрерывности, «которые воспроизводятся даже в изменениях, считающихся революционными, и которые подчас объединяют внешне несоизмеримые и конфронтирующие друг с другом теории«.

Тематические структуры выступают своеобразной траекторией исторического развития науки. Например, идея атомистического строения вещества, взятая в ее историческом развитии, является, по Холтону, ти­пичной тематической структурой. Она формируется еще в античной философии, а затем развивается в физике и химии. Тема атомизма была представлена в механике Ньютона, в концепции о неделимых корпуску­лах. Из механики она транслировалась в теорию электричества. Последующие разработки темы атомистики в электродинамике были представлены теорией электронов Г. Лоренца, экспериментами Р. Милликена, а затем новыми пониманиями природы электрона в квантовой механике. Эта тематическая траектория продолжается и в современной физике элементарных частиц. Таким образом, тема определяется не просто как некоторая устойчивая структура, а как структура уточняемая и исторически развивающаяся.

В этом подходе изменения и новации органично увязываются с преемственностью. Дж. Холтон особое внимание уделяет ситуациям в развитии тематических структур, которые выступают точками роста нового знания. Он выявляет три главные составляющие этих ситуа­ций, которые должен анализировать историк науки. Первую состав­ляющую он называет «частной наукой«. Она соответствует деятельно­сти отдельного ученого и выражает творческую активность его личности. Вторая — это «публичная наука«, которая фиксируется в публикуемых научных текстах и в которой как бы стираются индивидуальные особенности ученого, его мотивации, своеобразие его личностного поиска. Эта составляющая предстает как объективное со­стояние научного знания данной эпохи. Третья составляющая — это широкий социокультурный контекст, выступающий в качестве среды, и которой живет и развивается наука. Историко-научные реконструкции должны раскрыть взаимодействие этих трех аспектов.

В концепции Дж. Холтона констатируется, что в реальной деятельности ученого могут соединяться несколько тематических структур. Например, физики, развивающие идеи атомистики, и физики, приверженцы полевого подхода, одинаково исповедуют идею, согласно которой формулировки законов должны быть даны в языке математики. Эта идея может быть представлена как особая тематическая структура в ее историческом развитии. Но тогда возникают вопросы: какова типология тематических структур? Каково место каждой из них в системе развивающегося знания? Как они соотносятся друг с другом, имеется ли между ними отношение только координации или же есть и отношение субординации? Каковы их функции в науке? Ответ на эти вопросы Холтон не дает.

М. Полани (1891 — 1976), известный ученый, специалист в области физической химии, активно занимавшийся проблемами философии и методологии науки, обратил внимание на проблему преемственности в развитии науки. Преемственность не ограничивается только трансляцией в культуре понятий, представлений и методов науки, их развитием, но включает в этот процесс ценности и образцы деятель­ности по производству научного знания.

М. Полани справедливо полагал, что социальные факторы оказывают влияние на само содержание научной деятельности, что научная рациональность определяется особенностями не только исследуемых объектов, но и культурно-исторического контекста. Она может развиваться с изменениями этого контекста.

При анализе процесса человеческого познания Полани особо акцентирует наличие в нем невербальных и неконцептуализированных форм знания, которые Полани обозначает терминами «неявное знание« или «личностное знание«. Неявное знание связано с процессами понимания, оно включено в семантическую интерпретацию теоретических терминов.

М. Полани отмечает, что большое количество практических занятий студентов — химиков, физиков, биологов, медиков «свидетельствует о важной роли, которую в этих дисциплинах имеет передача практических знаний и умений от учителя к ученику«. Полани справедливо отмечает роль не вербализуемых традиций в функционировании и развитии научного знания.

Проблема исторического изменения идеалов и норм объяснения и обоснования была одной из центральных в концепции С. Тулмина (1922—1997). Он анализировал ее с позиций эволюционизма. Это направление в теории познания сформировалось как распространение эволюционных идей, возникших в биологии, на область человеческого познания и знания. С. Тулмин стремился выделить с позиций концепции языковых игр связь науки с концептуальным мышлением эпохи, с культурной традицией. Философия науки, с его точки зрения, должна изучать структуру и функционирование научных понятий и познавательных процедур в том или ином историческом контексте, и проследить их историческое изменение.

Изменение концептуальных структур С. Тулмин описывает в терминах динамики популяций (мутаций и естественного отбора). Понятия изменяются не каждое отдельно, а как индивиды, включенные в «концептуальную популяцию«. Научные теории, согласно Тулмину, представляют собой популяции понятий. Но в качестве популяций могут рассматриваться и научные дисциплины, и отдельные науки. Инновации аналогичны мутациям, которые должны пройти через процедуры отбора. Роль таких процедур играют критика и самокритика. Тулмин подчеркивает, что процедуры отбора определяются принятыми в науке идеалами и нормами объяснения, которые складываются под влиянием культурного климата соответствующей исторической эпохи. Эти идеалы и нормы задают некоторую традицию. Тулмин называет их также программами, которые составляют ядро научной рациональности.

Тулмин фиксирует, что новации в системе идеалов и норм понимания и объяснения также проходят через процедуры селекции. Они принимаются, если вносят вклад в улучшение понимания и если вписыва­ются в более широкую социокультурную среду своей эпохи.

15. Отечественная философия науки во второй половине ХХ века

Особенности становления отечественной философии науки в 60-х гг. XX в. Вклад трудов Б.М. Кедрова, П.В.Копнина, М.Э. Омельяновского в преодолении догматического марксизма сталинской эпохи.

Модификация Б.М. Кедровым концепции Ф. Энгельса о формах движения материи. Механическое движение лишь как аспект физических процессов. Анализ структуры научного знания в отечественной философии и методологии науки 70-х гг. ХХ в. Научная картина мира как предмет философских исследований. Компаративный анализ концепций позитивизма и отечественного философского дискурса о теоретических основаниях и методологии науки.

В 60-х гг. XX в. в нашей стране философия науки постепенно стала превращаться в одну из наиболее престижных форм деятельности. В этой области был значительно меньший идеологический контроль, чем, например, в социально философии. К концу 60-х гг. в стране сложилось довольно многочисленное сообщество философов науки. Труды Б.М. Кедрова, П.В. Копнина, М.Э. Омельяновского сыграли важную роль в преодолении догматического марксизма сталинской эпохи.

Б.М. Кедров, опираясь на предложенную Ф. Энгельсом концепцию форм движения материи, модифицировал ее с учетом открытий XX в. Он посчитал, что представление о механическом движении как одной из форм развивающейся материи было пережитком механических представлений о мире. Механическое движение выступает аспектом физических процессов. Кедров особо выделил также геологическую форму движения, соответствующую формированию планет в ходе космической эволюции.

В исследованиях 70-х гг. более детально, чем в аналогичных западных работах, проанализирована структура научного знания. Особое внимание уделялось научной картине мира. Эта форма знания в западной философской литературе длительное время вообще отсутствовала. Доминирование позитивистских концепций в западной философии длительное время исключало эту проблематику из историко-научных и философско-методологических исследований. Напротив, критическое отношение к позитивизму активизировало отечественную разработку данной тематики.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 453; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!