Конфликтный функционализм Г. Зиммеля.



Конфликтный функционализм Георга Зиммеля большинство ученых относит к основателям теоретической конфликтологии. Он считал, что конфликт в обществе неизбежен и неотвратим. Г.Зиммель социальную структуру общества представил в виде неразрывно взаимосвязанных процессов ассоциации и диссоциации ее элементов. Конфликт является естественной составляющей этих процессов, а так как конфликт присущ и диссоциации и ассоциации то он необязательно приводит к разрушению системы или социальным изменениям.

Г. Зиммель отмечает положительные последствия конфликтов: сохранение и укрепление социальной системы как целостности, сплочение и унификация социального организма.

В качестве источников конфликта Г. Зиммель называет не только столкновение интересов, но и проявление людьми, так называемых, им "инстинктов враждебности". Инстинкт враждебности может усилить остроту конфликта. Смягчить же конфликт возможно благодаря гармонии отношений между людьми и инстинкту любви.

Г. Зиммель выделяет своеобразные факторы влияющие на характер протекания конфликта - инстинкты любви и ненависти.

Г. Зиммель рассматривает конфликт в качестве изменчивой переменной, которая проявляет различные степени интенсивности или силы. Крайними точками шкалы интенсивности являются конкуренция и борьба. Борьбу Зиммель определил как беспорядочную непосредственную битву сторон. Конкуренция − это более упорядоченная взаимная борьба сторон, приводящая к их взаимному обособлению.

Зиммель чаще анализировал менее интенсивные и острые конфликты, которые укрепляют прочность и интеграцию социальной системы. Однако Зиммель высказал несколько значимых для общей конфликтологии суждений об остроте и силе конфликта. Эти суждения были формализованы и сведены Тернером:

1. Чем больше группы вовлечены в конфликт эмоциональное, тем острее конфликт.

2. Чем лучше "сгруппированы" группы, втянутые в конфликт, тем он острее.

3 . Чем выше относительная сплоченность участвующих в конфликте групп, тем острее конфликт.

4. Чем крепче было раньше согласие участвующих в конфликте, тем острее конфликт.

5. Чем менее изолированы и обострены конфликтующие группы благодаря широкой социальной структуре, тем острее конфликт.

6. Чем больше конфликт становится самоцелью, тем он острее.

7. Чем большее по представлению его участников конфликт выходит за пределы индивидуальных целей и интересов, тем он острее.

Из высказываний следует, что более сильные эмоции, вызванные конфликтом с большей вероятностью ведут к применению насилия. В межличностных конфликтах чувствам вызванные прежней близостью, враждой или ревностью усилят остроту конфликта. В межгрупповых конфликтах внутренняя сплоченность групп, внутренняя гармоничность отношений участвующих в конфликте групп с большей вероятностью вызывает насилие.

 

Конфликт и девиантное поведение (по трудам Э. Дюркгейма).

Значительный вклад в развитие социологии конфликтов внес вы­дающийся французский социолог и философ Эмиль Дюркгейм. В  его социологической концепции центральную роль играет категория соци­ального факта, не сводимого ни к экономическим, ни к политическим, ни к психологическим, ни к физическим фактам действительности и обладающего рядом самостоятельных, только ему присущих характеристик. Поэтому социальные факты составляют объектив­ную реальность, то есть независимую от индивида, но объективную в чисто Дюркгеймовском смысле, — как независимую от индивиду­ального сознания. Эти социальные факты по своему содержанию «составляют способы мышления, деятельности и чувствования, на­ходящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются», оказывая на него «внешнее принуждение».

Вот здесь-то, считал Дюркгейм, и кроется как основная при­чина возникновения социальных конфликтов, так и решающее сред­ство их разрешения. Процесс развития общества, по его представле­ниям, реализуется через формирование и упрочение социальных групп и возникающую в их взаимодействии общественную солидар­ность, не позволяющую отдельным индивидам погрязнуть в ожесто­ченной борьбе друг с другом. Социальная группа и возникающая в ней солидарность «является единственным арбитром для разрешения конфликтующих интересов в определении каждому соответствую­щих границ».

Сами же эти границы устанавливаются социальными фактами, прежде всего правовыми и нравственными нормами, которые надол­го связывают людей друг с другом.

Однако существующий в обществе экономический, техноло­гический и другие виды прогресса неизбежно приводят к такому состоянию, когда общественные преобразования совершаются чрез­вычайно быстро, привычные нормы права и морали устаревают, а конфликтующие интересы различных индивидов не успевают прий­ти в равновесие. На пересечении ослабевающего влияния принятых в данном обществе норм-регуляторов и возрастающей значимости для индивидов их личностных, нередко конфликтующих с другими индивидами интересов и возникает конфликтное взаимодействие.

В обществах, где складывается социальная дифференциация индивидов, в большинстве случаев каждый волен думать, желать и действовать по своим собственным предпочтениям. Здесь происхо­дит ослабление коллективных реакций на нарушение запретов, и в особенности расширение зоны индивидуальной интерпретации социальных императивов, а это, в свою очередь, сопровождается конфликтами.

В современном индивидуалистическом обществе, считает Дюркгейм, основная проблема состоит в поддержании минимума коллективного сознания, коллективных ценностей и объектов по­клонения, привязывающих личность к социальному целому. Если же эти коллективные социальные феномены ослаблены или же вообще отсутствуют, то органическая солидарность деформируется, разру­шается, а это влечет за собой общественную дезинтеграцию. В такой ситуации и возникает пресловутая аномия − термин, который ввел в социологию Дюркгейм для обозначения состояния ценностно­нормативного вакуума, характерного для кризисных и переходных состояний в развитии общества, когда старые социальные нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились. Аномия, в его понимании, порождена переходным кризисным ха­рактером современной эпохи и представляет собой продукт непол­ноты перехода от механической к органической солидарности, ибо объективная база последней общественное разделение труда прогрессирует быстрее, чем находит моральную опору в коллективном сознании, а правовую − в системе законоположений. Ее главная предпосылка − расхождение между двумя рядами социально порож­даемых явлений: потребностями и интересами индивидов и возмож­ностями их удовлетворения. «Именно с этим аномическим состояни­ем, − пишет Дюркгейм, и связаны непрерывно возрождающиеся конфликты и всякого рода беспорядки, грустное зрелище которых разворачивается перед нами в экономическом мире».

Поэтому главная задача −  снизить уровень аномии в обществе, а еще лучше − вообще устранить ее из общественной жизни, создав тем самым благоприятное пространство для действия социальной нормы. Согласно Дюркгейму, социальная норма, влияние которой следует усилить, не только позволяет индивиду свободно проявлять себя, но и обязывает каждого использовать свой здравый смысл и утверждать свою автономию не в ущерб другим. В этом и заключе­но, по его мнению, основное противоядие социальному злу, соци­альной патологии, выступающей в форме конфликта. Поскольку ин­дивидуальная детерминированность всякого действия, в том числе и конфликтного, вторична по отношению к коллективной, обществен­ной, а потому и подвластна ей, постольку, считает он, общество, ес­ли оно не поражено социальной болезнью, может и должно находить эффективные способы не только разрешения конфликтов, но и уст­ранения их из своей жизни.

 

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 2596; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!