Конфликт и консенсус в социологии О. Конта



Первую социологическую трактовку социальных конфликтов дал родоначальник социологии как науки, французский философ и социолог Огюст Конт(1798-1857). В его концепции социология трактовалась как единая общественная наука, призванная выявить особенности социального организма как целостности, глобального общества как развивающейся системы. Поэтому в центре его внима­ния - достижение социального консенсуса, возникающего на основе преодоления конфликтов в процессе синтезирования диахронного и синхронного компонентов исторического процесса. Второй из этих компонентов Конт называет "социальной ситуацией" и утверждает, что она выявляет элементы - семью, собственность, разделение тру­да, государство, а также язык и религию, которые, при стечении бла­гоприятных условий и возможностей, становятся участниками дос­тижения социального консенсуса. Среди этих элементов важнейшее значение приобретает разделение труда, приводящее к внутренней дифференциации общества на различные группы и классы, между которыми возможно возникновение конфликтов. Что же касается «социальной динамики», то она, по мысли Конта, позволяет понять, каким образом эти конфликты возникают и какими путями их мож­но преодолеть. С его точки зрения, политический и моральный кри­зис общества, сотрясаемого конфликтами, есть результат несовершен­ства и анархии мысли. Драматические ситуации, постигшие Францию во времена наполеоновских войн, считает Конт, возникли вследствие того, что Наполеон бросил страну на завоевание Европы, увеличил число конфликтов, натравил против французской революции народы Европы, а в конечном счете из этого временного заблуждения не вышло ничего».

Однако из такой оценки отнюдь не следует, будто Конт был поборником французской революции, как и любой другой револю­ции. Он, напротив, всеми возможными аргументами развенчивал революцию как способ разрешения конфликтов, проповедовал та­кую реализацию общественно-политического устройства общества, которое бы обеспечивало социальную стабилизацию без стагнации и социальную эволюцию без революции. Разделив различные виды обществ на два основных типа - "военные" и" промышленные", Конт считал конфликты неотъемлемой принадлежностью первого типа социальных систем, но полагал, что промышленные общества, опираясь на приоритет разума, способны смягчать возможные кон­фликты, а в перспективе вовсе изжить их.

 

Теория классовой борьбы К. Маркса.

Одна из наиболее известных и достаточно высоко ценимых в мировой социологической литературе теоретических концепций социального конфликта связана с деятельностью К. Маркса. По­скольку в основе общественной системы находятся экономические интересы и органически взаимосвязанные с ними производственные отношения, составляющие базис общества, а эти коренные интересы у главных субъектов капиталистического производства — рабочих и капиталистов — диаметрально противоположны, более того — анта­гонистичны, непримиримы, то конфликтность данного общества, коренящаяся в его экономической основе, является, согласно К. Марксу, не только всеобщей, но и неустранимой в рамках данного общества. Раз классовая структура, социально-политическая систе­ма, культура, идеология, религиозные догмы, философские идеи и другие элементы общественного сознания являются в конечном сче­те отражением экономического базиса и воспроизводят в специфи­ческой форме свойственные ему противоречия, они тоже пронизаны социальными конфликтами.

Раскрывая панораму возникновения и развития основного конфликта капиталистического общества, К. Маркс рисует следую­щую картину. На определенной ступени своего развития материаль­ные производительные силы приходят в противоречие, в состояние конфликта с существующими производственными отношениями, прежде всего с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха соци­альной революции. При рассмотрении таких переворотов необходи­мо отличать переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, философских, короче, от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение.

По мере развития капиталистического производства, считал К. Маркс, происходит не только обострение коренного противо­речия, конфликта между производительными силами и производ­ственными отношениями, что составляет экономическую основу революционного ниспровержения капитализма, но и формируется субъект такого ниспровержения, могильщик капитализма - рабочий класс. Начиная развиваться в этом обществе как «класс в себе», не осознающий своих глубинных интересов и не понимающий причи­ны, масштабы и последствия своего угнетенного положения в капи­талистическом обществе, рабочий класс, по мысли Маркса, начинает реализовывать свое противостояние с буржуазией посредством раз­розненных, локальных, частичных конфликтов. Сами же эти конфликты суть не что иное как проявление и следствие противоположности интересов двух враждебных классов − буржуазии и пролетариата. Таким образом, в марксистском понимании социальный конфликт всегда связан, во-первых, с противоположностью  интересов, которыми руководствуются противоборствующие социальные субъекты. Во-вторых, он является наиболее резкой и открытой формой проявления социального противоречия.

Применяя такое истолкование социального конфликта к анализу внутренних противоречий капиталистического воспроизводст­ва, К. Маркс устанавливает, что основное средство получения капиталистической прибыли − безграничное развитие общественных производительных сил − вступает в постоянный конфликт с ограниченной целью − увеличением стоимости существующего капитала.

Поэтому капиталистический способ производства внутренне противоречив, а создаваемые им же самим производительные силы и прежде всего главная из них рабочий класс, − находятся в постоянном, неуклонно воспроизводящемся противоречии со свойст­венными данному способу производства общественными отношениями. По мере нарастания данного противоречия и осознания своих коренных интересов рабочий класс постепенно от частичных конфликтов доходит до понимания неизбежности своего всеобщего конфликта с буржуазией в рамках существующего буржуазного об­щества и необходимости революционного ниспровержения последнего. А отсюда следует, что, в Марксовом понимании, социальный конфликт является не только повсеместно распространенным, но и неизбежным свойством антагонистической социальной системщик вследствие чего он должен стать одним из основных объектов ее социального анализа. Более того, такие конфликты имеют тенденцию к возрастанию и обострению, а высшим их средоточием и воплощением становится социальная революция, которая разрешает все антагонистические противоречия и конфликты и представляет собой главное социально-политическое орудие перехода к новому социальному устройству. Такой переход, по мысли Маркса, совершится очень нескоро, в отдаленной исторической перспективе, когда объединенными усилиями всех народов или, по крайней мере, передовых, наиболее развитых в экономическом, социально-политическом и духовном.  В отношении стран будет сделан реальный шаг к гармоничному социальному развитию, в котором свободное развитие каждого станет условием свободного развития всех и тем самым будут созданы предпосылки для устранения социальных конфликтов из жизни общества.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 2769; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!