Конфликтологический идеи в христианской философии (А. Августин, Ф. Аквинский)



ТЕМА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КОНФЛИКТА

1. Возникновение и развитие конфликтологических идей в эпоху античности и средневековья.
2. Конфликтологическиеидеи в западноевропейской философии (от Н. Макиавелли до О. Конта).
3. К. Маркс как основатель социологии конфликта.
4. Развитие социологии конфликта в конце XIX - начале ХХ век:
а) «Конфликтный функционализм» Г. Зиммеля.
б) Э. Дюркгейм: Конфликт и девиантное поведение.
в) Аналитическая теория конфликта. Л. Гумплович о природе конфликта.
г) Проблематика конфликта в социологии М. Вебера.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Конфликтологическая мысль в эпоху античности
2. Конфликтологический идеи в христианской философии (А. Августин, Ф. Аквинский)
3. Труд Н. Макиавелли «Государь» и развитие конфликтологической мысли Европы и мира.
4. Теория общественного договора Т. Гоббса.
5. Проблема борьбы и революции в философии Г.Гегеля.
6. Конфликт и консенсус в социологии О. Конта.
7. Теория классовой борьбы К. Маркса.
8. Конфликтный функционализм Г. Зиммеля.
9. Конфликт и девиантное поведение (по трудам Э. Дюркгейма).
10. Л. Гумплович о природе конфликта.
11. Проблема конфликта в понимающей социологии М.Вебера.

Вопросы для обсуждения:

1. На какие социологические теории оказала влияние античная конфликтологическая мысль?
2. Актуален ли в наше время труд Н. Макиавелли «Государь»
3. Можно ли анализировать конфликты современного общества с позиции марксистского подхода. Дайте обоснование.

 

Конфликтологическая мысль в эпоху античности

Древние философы осуждали распри, хотя утверждали, что «в споре рождается истина». Они считали, что конфликт — это не плохо и не хорошо, конфликты существуют независимо от того, как к ним относиться. Весь мир полон противоречий: жизнь природы, жизнь Богов, жизнь людей. Термин «конфликт» древ­ние греки не употребляли, хотя считали, что противоречия есть, но они — не вся жизнь.

В Древней Греции возникает философское учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей. Анаксимандр утверждал, что вещи возникают из постоянного движения «апейрона» — единого материального нача­ла, приводящего к выделению из него противоположностей. Гераклит (кон. VI — нач. V вв. до н. э.) сделал попытку вскрыть причину движения, представить движение вещей и явлений как необходимый, закономерный процесс, порождае­мый борьбой противоположностей. Борьба всеобща и «все проис­ходит через борьбу и по необходимости, — писал он. Древнегре­ческий философ Гераклит считал, что в мире все рождается че­рез вражду и распри. Конфликты представлялись ему как важ­ное свойство, непременное условие общественной жизни, ибо противоборство, в том числе и война, есть «отец всего и царь все­го». Гераклит считал, что «источник конфликта — в сущности мира; конфликты — это универсальное свойство мира, но кроме противоречий в мире есть и согласие. Война — отец всех вещей, а мир — их мать. Все сущее сложено в гармонию через противообращенность». Но и среди древних, как и среди современных философов, нет полного единства в понимании роли и природы конфликта. Некоторые из древних философов высказывали уто­пические надежды на возможность создания общества, в котором будут устранены все противоречия и конфликты. К этому периоду относятся первые обобщения, касающиеся роли такого социального конфликта, как война, Гераклит счи­тал войну отцом и царем всего сущего, а Платон (ок. 428—348 до н. э.) рассматривал ее как величайшее зло. По его мнению, не­когда существовал «золотой век», когда «люди любили друг друга и относились друг к другу доброжелательно». Тем не ме­нее, в «идеальном государстве» Платона имеются воины, гото­вые выступить в поход в любое время. Гераклиту противоречил и Геродот (ок. 490—425 до н. э.). Он утверждал, что «никто настолько не безрассуден, чтобы предпо­честь войну миру. Ведь во время войны отцы хоронят детей, во время же мира — дети отцов». Философ-материалист Эпикур (341-270 до н. э.) также считал, что негативные последствия столкновений вынудят когда-то людей жить в состоянии мира. Он считал, что «бедствия, связанные с бесконечными войнами, вынудят людей жить в состоянии постоянного мира». Подобные утопии обнаружили притягательную силу и привлекали внимания вновь и вновь. Конфликтам уделяли внимание и такие выдающиеся умы античности, как Платон и Аристотель (V—IV вв. до н. э.). Они полагали: человек по природе своей существо общественное; от­дельный человек представляет собой лишь часть более широко­го целого — общества; заложенное в человеке начало придает ему способность к взаимопониманию и сотрудничеству с други­ми людьми. Не исключалась при этом и склонность к вражде, ненависти и насилию. По мнению Аристотеля, источники рас­прей состоят в неравенстве людей по обладанию имуществом и получению почестей, а также в наглости, страхе, пренебреже­нии, происках, несходстве характеров, чрезмерном возвышении одних и унижении других. Мыслители прошлого, осознавая неизбежность конфронтации в общественной жизни, уже тогда пытались определить крите­рии справедливого» и «несправедливого» насилия. В частно­сти, Цицерон (106—43 до н. э.) выдвинул тезис о «справедливой и благочестивой войне», которая могла вестись для отмщения за причиненное зло, для изгнания из страны вторгшегося врага («О государстве»).

 

Конфликтологический идеи в христианской философии (А. Августин, Ф. Аквинский)

Христианской традиции истоки и причины противоречий, конфликтов, войн между людьми связываются с грехопадением человека, его земной природой и происками дьявола. В то же время отношение отцов церкви, таких, как Августин Блаженный, Фома Аквинский и др. к насилию и войнам было весьма амбивалентным: с одной стороны – войны осуждались, а с другой – борьба с еретиками и врагами веры рассматривалась как необходимость. Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Дело в том, что анализ любого феномена или явления социальной жизни Средневековья нельзя проводить без учета доминантных (преобладающих) мировоззренческих установок того периода. Как известно, более чем тысячелетняя история Средневековья пропитана христианским духом. В связи с этим все сферы общественной жизни находятся как бы в подчинении у церковных догматов. Таким образом, любое явление социальной жизни, в том числе и конфликт, следует рассматривать через призму христианского мировосприятия. Надо отметить, что проблема добра и зла в христианстве получает специфическую трактовку. Христианство, стремясь оправдать наличие зла в мире, утверждает, что зло не имеет онтологического статуса, то есть не существует в том смысле, в каком существует реальный (сотворенный богом) мир. Таким образом, Аврелий Августин в работе «О граде божьем» высказался вполне современно: «...Те, которые нарушают мир, не ненавидят его как таковой, а хотят лишь другого мира, который отвечал бы их желаниям». Тем самым философ определил, что решающим является не сам процесс конфликта, а цель. То есть гипотетически, в случае удовлетворения всех потребностей индивида, он не должен конфликтовать. А Фома Аквинский (1225-1274) выдвинул тезис о необходимости «авторизованной компетенции», т.е. санкции государства для ведения войны. И все же насилие для него ─ всегда грех.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 2727; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!