Л. Гумплович о природе конфликта.



Новые мотивы в теоретическом анализе конфликта появляются в творчестве польско-австрийского представителя социального дарвинизма, юриста Л ю д в и г а Г у м п л о в и ч а (1838-1909). Признавая, что всемирная история это постоянная борьба рас за существование, он выводит сущность расовых различий не из биологии, а из особенностей культуры. Источники конфликтов следует искать не только в природе человека, но и в социальных феноменах различных по своему типу культур. Отсюда и сам конфликт может приобретать различную окраску от жесточайшей резни до парламентских дебатов, соответствуя особым потребностям конкретных культурных форм жизни.

По мнению Л. Гумпловича, конфликты не являются единственно важным социальным процессом. Не менее значим процесс социального единения, на основе которого возникают более широкие социальные общности и государство. Однако конфликт и здесь играет решающую роль, так как социальные группы объединяются именно в результате конфликта. Единство новых укладов становится возможным лишь как результат борьбы между отдельными группами.

Взгляды Гумпловича на природу социального конфликта можно свести к трем основным тезисам: 1) конфликты составляют сущность исторического процесса; у них различный характер, но они являются фактором прогресса; 2)дифференциация общества на господствующих и подчиненных - явление вечное, следовательно, конфликт тоже вечен; 3) конфликты способствуют единству общества, а также возникновению более широких объединений.

В настоящее время у идей социального дарвинизма мало последователей. В целом они скорее достояние истории, чем живой материал для построения современных теорий общественного развития. Но отдельные из этих идей представляются продуктивными, поскольку представители этого направления дали описание разнообразных конфликтов, отстаивали их позитивное значение для совершенствования социальных систем, указывали на закономерность постоянной смены в обществе состояний конфликта и стабильности, войны и мира.

Проблема конфликта в понимающей социологии М.Вебера.

Своеобразную трактовку проблема конфликта подучила в концепции одного из классиков социологии Макса Вебера. Опираясь на спенсеровское и зиммелевское понимание конфликта как неиз­бежного явления в развитии социальных организмов, М. Вебер рас­сматривал его преимущественно применительно к анализу полити­ческой сферы и отождествлял с политической борьбой. Справедливо подчеркивая, что «политика... означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает», знаменитый немец­кий социолог столь же справедливо полагал, что сфера политики го­раздо интенсивнее, чем все остальные сферы социальной системы, пронизана различного рода коллизиями, конфликтами, борьбой. Причем диапазон всех этих конфликтных столкновений чрезвычай­но обширен, поскольку «главными фигурами в механизме политиче­ской борьбы не были одни только политики в силу их «призвания» в собственном смысле этого слова», но и гораздо более ши­рокие социальные слои, группы и общественные классы. Сами же классы, по его мнению, детерминированы в своих различиях, а следовательно и в различных целеустановках, приводящих к их противостоянию не только экономическими (как у К. Маркса), но и культурными, а также политическими факторами. Последнее об­стоятельство как раз и придает их конфликтным столкновениям характер политической борьбы. Сама же эта борьба вытекает из существующих в обществе отношений господства и подчинения, которым господствующие классы, слои, группы, политические пар­тии стремятся придать характер легитимности, законности


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!