Труд Н. Макиавелли «Государь» и развитие конфликтологической мысли Европы и мира.



 

Серьезное внимание проблеме конфликта уделял классик по­литической мысли Нового времени Николо Макиавелли (1469-1527). Он исходил из того, что всегда была и будет существовать угроза конфликта между властителем и народом, между различными госу­дарствами. Поэтому Макиавелли выдвинул в своем знаменитом «Го­сударе» не менее знаменитый тезис, согласно которому политик должен соединять в себе черты лисицы и льва: лисицы, чтобы из­бежать расставленных капканов, а льва — чтобы сокрушать против­ников в открытом бою. Против законов, которые ведут к внутриго­сударственным конфликтам, у государя есть сильнейшее средство, состоящее в том, чтобы «не быть ненавистным народу». Государю очень важно завоевать расположение народа, ибо только тогда он может не опасаться заговоров, если пользуется благоволением на­рода, и наоборот, должен бояться всех и каждого, если народ пита­ет к нему вражду и ненависть. «Благоустроенные государства и мудрые государи принимают все меры к тому, чтобы не ожесто­чить знать и быть угодным народу, ибо это принадлежит к числу важнейших забот тех, кто правит».

В своих произведениях Н. Макиавелли уделял значительное внимание проблемам возникновения, предупреждения и разрешения различного рода социальных и политических конфликтов. По его мнению, не следует избегать войны, когда она уже назрела, война является наиболее рациональным средством политики. В целом же стабильные или конфликтные периоды в обществе возникают в результате тех или иных отношений между людьми, между правителями и подданными. Цель этих отношений — обеспечение порядка, незыблемости частной собственности и безопасности личности. Для этого «мудрые государи принимают все меры к тому, чтобы не ожесточать знать и быть угодными народу». Н. Макиавелли одним из первых предпринял попытку теоретического обоснования целесообразности применения в политическом конфликте для достижения цели любых средств, в том числе и аморальных (цель оправдывает средства). Тем самым он вошел в историю как апологет (защитник, приверженец) беспринципной политики. В причинах войны и мира этот мыслитель отдавал приоритет мудрости и воли правителей.

 

Теория общественного договора Т. Гоббса.

Развивая теорию светского происхождения государства, выдающийся английский философ Томас Гоббс (1588—1679) описывал состояние хаоса и всеобщего конфликта («войны всех против всех»), в котором пребывали люди в догосударственном (естественном) состоянии. В качестве основных причин возникновения конфликтов, характерных для естественного состояния людей, он называл следующие: соперничество, недоверие, жажда славы.

По мнению Т. Гоббса, во-первых, хищность и жестокость человека превосходит даже хищность и жестокость волков и медведей, ибо человек «голоден, даже будучи сытым». Во-вторых, «причина взаимного страха лежит отчасти в природном равенстве людей, отчасти в их желании вредить друг другу». В-третьих, все люди стремятся к славе и из-за этого также конфликтуют.

Каждая их трех указанных причин порождает определенного рода конфликты. «Люди, движимые первой причиной, употребляют насилие, чтобы сделаться хозяевами личности, жен, детей и скота других людей; люди, движимые второй причиной, употребляют насилие в целях самозащиты; третья же категория людей прибегает к насилию из-за пустяков, из-за славы, улыбки, из-за несогласия во мнениях и из-за других проявлений неуважения непосредственно ли по их адресу или по адресу их родни, друзей, их нации, их сословия или их имени».

Итак, Т. Гоббс видел основные причины социальных конфликтов преимущественно в субъективных свойствах и качествах человека, а не в объективно складывающихся отношениях. Естественным состоянием людей (по Гоббсу) является война.

В поисках выхода из всеобщей войны люди заключали общественный договор, отказавшись от части своих естественных прав и передав их в ведение государства. Отныне государство становится главным арбитром и судьей, разрешающим конфликты и определяющим, кто прав, а кто виноват в том или ином конфликте. Таким образом, по мнению Т. Гоббса, люди нашли универсальный способ (механизм), разрешения существовавшего в догосударственном состоянии всеобщего конфликта. Впервые идея общественного договора была выдвинута и ясно сформулирована Томасом Гоббсом в труде Левиафан. Гоббс полагал, что жизнь людей в «естественном состоянии» была бы «одинокой, бедной, неприятной, жестокой и короткой». Это было общество, где личный интерес каждого, отсутствие прав и договорных обязательств препятствовали развитию такого общества. Жизнь в таких обществах была «анархичной» — без органов управления и суверенности каждого. Люди в «естественном состоянии» были далеки от политики и не социализированы. Следствием такого состояния общества, которое не устраивало его членов стало появление общественного договора.

Общественный договор – это объединение людей и их отказ от некоторых из своих прав в обмен на то, что и другие члены общества откажутся от этих прав. Схема теории общественного договора Гоббса проста: гражданин «А» отказывается от права убить гражданина «Б», если гражданин «Б» также отказывается от своего права на убийство гражданина «А».

Такой договор об общественном согласии привел к созданию общества и государства, которое должно было защищать новые права своих граждан и регулировать их взаимодействие.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1677; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!