Методика музыкального развития
· Формирование навыка певческого дыхания у старших дошкольников
· Формирование навыка игры в шумовом оркестре у детей среднего дошкольного возраста
· Педагогические условия использования музыки в театрализованной игре старших дошкольников
· Музыка Н.А. Римского-Корсакова в процессе восприятия старшими дошкольниками «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина
· Педагогические условия использования музыки на физкультурных занятиях в средней группе детского сада
· Педагогическая технология развития песенного творчества старших дошкольников
Приложение № 2
Примеры формулировки методологического аппарата во Введении
Пример 1
Понятие, его содержание | Пример формулирования понятия |
| Музыкально-дидактические игры в развитии тембрового слуха старших дошкольников. |
| Способность дифференцированного восприятия музыкальных произведений формируется у дошкольников на основе развития у них сенсорных способностей (умения различать тембр, высоту звуков, их силу и длительность). Умение дифференцировать движущиеся музыкальные звуки способствует более глубокому восприятию произведений музыкального искусства. Педпрактика в ДОУ показала, что, к сожалению, такое действенное средство, как дидактические игры, практически не используются педагогами в работе с дошкольниками или проводятся формально. Разнообразие тембров, умение их различать и будет способствовать развитию у детей дифференцированного музыкального восприятия.. |
| У большинства детей вызывает сложность различение тембра в музыкальных произведениях, определение значения тембровой окраски для создания характера музыки, ее образов, что является важным для развития у детей углубленного, дифференцированного восприятия. |
| Проверить эффективность использования музыкально-дидактических игр для развития тембрового слуха у детей старшего дошкольного возраста. |
| Развитие тембрового слуха детей старшего дошкольного возраста как компонент музыкальности. |
| Дидактические игры для развития тембрового слуха детей старшего дошкольного возраста. |
| Музыкально-дидактические игры будут способствовать развитию тембрового слуха старших дошкольников, если: 1. в играх использовать «естественные», «натуральные» звуки живой и неживой природы, музыкальные звуки, имеющие различные тембры; 2. во время игры включать в активный словарь детей слова-характеристики тембров. |
| 1. Дать характеристику тембровому слуху как компоненту музыкальности детей дошкольного возраста. 2. Выявить возможности музыкально-дидактических игр для развития тембрового слуха у детей старшего дошкольного возраста. 3. Разработать показатели и исследовать уровень развития тембрового слуха у старших дошкольников. 4. Провести комплекс музыкально-дидактических игр для развития тембрового слуха и экспериментально проверить эффективность проведенной работы. |
Пример 2
|
|
|
|
|
|
Понятие, его содержание | Пример формулирования понятия |
| Формирование навыков декоративной лепки у старших дошкольников с нарушением зрения (по мотивам дымковской игрушки. |
| Приобщение дошкольников к народному искусству осуществляется посредством создания красивого интерьера детского сада, групповой комнаты, в оформлении которых включают произведения народного творчества. Немаловажное место отводится и занятиям декоративной лепкой. Воспитатель рассказывает детям о предметах народного искусства, обучает приемам декоративной лепки . Для успешного овладения навыками декоративной лепки воспитатель должен использовать предметы декоративно-прикладного искусства , и в частности художественные изделия народных умельцев . И чем раньше будут знакомить детей с народным творчеством , тем свободнее они смогут применять элементы декоративного оформления в своих работах . |
| Необходимость и важность формирования навыков декоративной лепки у детей старшего дошкольного возраста, связывая эту работу с декоративно-прикладным искусством ( на примере дымковской игрушки). |
| Определить условия, необходимые для формирования навыков декоративной лепки у старших дошкольников с нарушением зрения. |
| Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста. |
| Формирование навыков декоративной лепки у старших дошкольников с нарушением зрения. |
| Формирование навыков декоративной лепки у старших дошкольников с нарушением зрения возможно при создании следующих условий: проведении предварительной работы; систематическом обучении на занятиях; использовании разнообразных методов обучения с учетом особенностей развития детей с нарушением зрения; создании благоприятных условий для творчества детей. |
| 1. Дать характеристику вопросу формирования навыков декоративной лепки у старших дошкольников. 2. Выявить особенности лепки у старших дошкольников с нарушением зрения. 3. Разработать содержание занятий по декоративной лепке со старшими дошкольниками, имеющими нарушения зрения. 4. Опытным путем определить эффективность проведенной экспериментальной работы по формированию навыков декоративной лепки. |
|
|
Пример 3
Понятие, его содержание | Пример формулирования Понятия |
1.Тема В названии темы должна быть выражена проблема исследования: что будет исследоваться, в каких условиях, возрастная категория. | Использование нетрадиционных техник рисования в обучении старших дошкольников |
2.Актуальность исследования Актуальность показывает насколько изучение данного вопроса важно и почему именно сейчас. Актуальность необходимо обосновать, т. е. показать, что данный вопрос (на каком-то уровне) важен, но недостаточно раскрыт и нет его решения в практике. | Традиционные виды детской художественной деятельности – в предметном их выражении не дают возможности в полной мере реализовать задачи развития художественной деятельности ребенка. Интеграция видов художественной деятельности наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого свободно проявлять свои способности и выражать интересы.Содной стороны, дает более многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой стороны, менее привязана к стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что привносит в деятельность детей разнообразие и новизну. Эффективным в работе с детьми по изобразительному искусству является нетрадиционное рисование, которое позволяет развивать у дошкольников мелкую моторику, фантазию, творчество, мышление, воображение, самостоятельность, уверенность. |
3.Проблема Это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Поставить вопрос – значит выйти на эту границу. Проблема - это противоречивая ситуация, требующая разрешения. | Любой предмет, даже совершенно неприметный в обычной жизни, в руках у ребенка оживает, преображается и несет смысловую нагрузку. Детская работа не должна быть только живописной или графической. Она может и должна включать в себя и другие изобразительные материалы. Практический аспект использования нетрадиционных техник рисования с дошкольниками остается недостаточно раскрытым. |
4.Цель Цель исследования ставится с учетом предмета и направлена на решение поставленной проблемы. | Разработка системы занятий со старшими дошкольниками с использованием нетрадиционных техник рисования. |
5.Объект исследования Это та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Объект исследования всегда лежит в области целенаправленного учебно-воспитательного процесса. | Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста. |
6.Предмет исследования Предмет исследования – это та сторона, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные признаки объекта. Предмет исследования чаще всего совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию. | Овладение старшими дошкольниками нетрадиционными техниками рисования. |
7.Гипотеза Гипотеза – это предположение, предварительное суждение о закономерной связи явлений. Гипотеза строится по логике: «Если … то, …». Гипотезы могут состоять из одного предложения или из нескольких. При формулировке гипотезы следует исходить из проблемы исследования, поскольку гипотеза есть предположение о возможном решении данной проблемы. | Внедрение нетрадиционной техники рисования расширяет технический диапазон возможностей детей, а также обеспечивает высокий уровень эмоциональности и творческой активности. Применение нетрадиционных техник способствует развитию самостоятельности в выборе материалов и техники рисования. |
8.Задачи Задачи позволяют уточнить и конкретизировать цель исследования. Они определяют алгоритм поэтапных действий для достижения цели. | 1. Дать характеристику нетрадиционным приемам рисования, теоретически обосновать необходимость их использования в изобразительной деятельности дошкольников. 2. Выявить уровень владения навыками нетрадиционного рисования у старших дошкольников. 3. Разработать систему занятий по рисованию в нетрадиционной технике со старшими дошкольниками. 4. Выявить изменения, которые произошли в процессе опытной работы. |
Пример 4
Понятие, его содержание | Пример формулирования Понятия |
1.Тема В названии темы должна быть выражена проблема исследования: что будет исследоваться, в каких условиях, возрастная категория. | Формирование навыков импровизации в музыкально-ритмической деятельности старших дошкольников. |
2.Актуальность исследования Актуальность показывает насколько изучение данного вопроса важно и почему именно сейчас. Актуальность необходимо обосновать, т. е. показать, что данный вопрос (на каком-то уровне) важен, но недостаточно раскрыт и нет его решения в практике. | Творческие проявления детей старшего дошкольного возраста в ритмике являются важным показателем их музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается развитое в соответствии с возрастом восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками. Формирование навыков импровизации в музыкально-ритмической деятельности старших дошкольников предполагает развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей, их веры в необычайную ситуацию, умений выполнять движения с воображаемыми предметами, свободного общения с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций. |
3.Проблема Это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Поставить вопрос – значит выйти на эту границу. Проблема - это противоречивая ситуация, требующая разрешения. | Программой воспитания и обучения в детском саду предусматривается музыкально-игровое и танцевальное творчество детей, что выражается в следующих требованиях: импровизировать под музыку различного характера, придумывать движения к пляскам, хороводам, составлять композицию танца, импровизировать движения разных персонажей, придумывать движения, отражающие содержание песен, вариации элементов плясовых движений и другие. Однако практика детского сада показывает на недостаточное внимание к формированию музыкально-ритмического творчества дошкольников. |
4.Цель Цель исследования ставится с учетом предмета и направлена на решение поставленной проблемы. | Проверить условия формирования навыков импровизации в музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников. |
5.Объект исследования Это та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Объект исследования всегда лежит в области целенаправленного учебно-воспитательного процесса. | Музыкально-ритмическая деятельность детей старшего дошкольного возраста. |
6.Предмет исследования Предмет исследования – это та сторона, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные признаки объекта. Предмет исследования чаще всего совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию. | Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков музыкально-ритмической импровизации. |
7.Гипотеза Гипотеза – это предположение, предварительное суждение о закономерной связи явлений. Гипотеза строится по логике: «Если … то, …». Гипотезы могут состоять из одного предложения или из нескольких. При формулировке гипотезы следует исходить из проблемы исследования, поскольку гипотеза есть предположение о возможном решении данной проблемы. | Формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков музыкально-ритмической импровизации будет способствовать: 1. развитие восприятия музыкальных произведений; 2. накопление опыта музыкально-ритмической исполнительской деятельности. |
8.Задачи Задачи позволяют уточнить и конкретизировать цель исследования. Они определяют алгоритм поэтапных действий для достижения цели. | 1. Дать характеристику импровизации как виду музыкально-ритмической деятельности детей старшего дошкольного возраста. 2. Выявить условия и методику формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков музыкально-ритмической импровизации. 3. Разработать показатели и исследовать уровень сформированности у дошкольников музыкально-ритмической импровизации. 4. Провести комплекс занятий по формированию импровизационных навыков в музыкально-ритмической деятельности и экспериментально проверить эффективность проведенной работы. |
Пример 5
Понятие, его содержание | Пример формулирования Понятия |
1.Тема В названии темы должна быть выражена проблема исследования: что будет исследоваться, в каких условиях, возрастная категория. | Развитие быстроты у детей средней группы в подвижных играх с бегом |
2.Актуальность исследования Актуальность показывает насколько изучение данного вопроса важно и почему именно сейчас. Актуальность необходимо обосновать, т. е. показать, что данный вопрос (на каком-то уровне) важен, но недостаточно раскрыт и нет его решения в практике. | Движение - естественный стимул жизнедеятельности организма, тренировка всех его систем и органов. Благодаря движению повышается общий жизненный тонус, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням. Это является наиболее актуальным для развития младших дошкольников. Социальные преобразования, связанные с изменением статуса человека в обществе, требуют от него проявление такого качества, как быстрота. Движения дошкольников быстрые, разнообразные, и эту особенность надо использовать. Формировать ловкость, силу и быстроту в таких видах деятельности, которые сообразны возрасту детей, их потребностям. К таким видам деятельности можно отнести подвижную игру. Подвижные игры с бегом следует рассматривать как особый вид двигательной деятельности, который способствует развитию быстроты у детей средней группы. |
3.Проблема Это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Поставить вопрос – значит выйти на эту границу. Проблема - это противоречивая ситуация, требующая разрешения. | Исследования последних лет показали, что увеличение объема и интенсивности двигательной активности детей в режиме дня способствует совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма, физическому и нервно-психическому развитию. Как показывает практика работы в ДОУ, развитию быстроты у детей среднего дошкольного возраста не уде ляется достаточного внимания ( особенно в процессе проведения подвижных игр с бегом). |
4.Цель Цель исследования ставится с учетом предмета и направлена на решение поставленной проблемы. | Проверить эффективность подвижных игр с бегом в развитии быстроты у детей младшего дошкольного возраста. |
5.Объект исследования Это та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Объект исследования всегда лежит в области целенаправленного учебно-воспитательного процесса. | Развитие быстроты у детей средней группы. |
6.Предмет исследования Предмет исследования – это та сторона, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные признаки объекта. Предмет исследования чаще всего совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию. | Процесс развития быстроты у детей средней группы с помощью подвижных игр с бегом. |
7.Гипотеза Гипотеза – это предположение, предварительное суждение о закономерной связи явлений. Гипотеза строится по логике: «Если … то, …». Гипотезы могут состоять из одного предложения или из нескольких. При формулировке гипотезы следует исходить из проблемы исследования, поскольку гипотеза есть предположение о возможном решении данной проблемы. | Подвижные игры с бегом могут являться средством развития быстроты у детей дошкольного возраста, если: - они направлены на развитие быстроты у детей; - условия позволяют проводить подвижные игры с бегом; - от игры к игре происходит постепенное увеличение двигательной нагрузки; - развитие быстроты у детей в подвижных играх осуществляется систематически. |
8.Задачи Задачи позволяют уточнить и конкретизировать цель исследования. Они определяют алгоритм поэтапных действий для достижения цели. | 1. Дать характеристику развитию быстроты у детей дошкольного возраста. 2. Определить уровень развития быстроты у детей средней группы. 3. Подобрать и провести подвижные игры с бегом. 4. Выявить динамику развития быстроты у детей средней группы. |
Пример 6
Понятие, его содержание | Пример формулирования Понятия |
1.Тема В названии темы должна быть выражена проблема исследования: что будет исследоваться, в каких условиях, возрастная категория. | Воспитание гуманности у старших дошкольников средствами музыкального искусства |
2.Актуальность исследования Актуальность показывает насколько изучение данного вопроса важно и почему именно сейчас. Актуальность необходимо обосновать, т. е. показать, что данный вопрос (на каком-то уровне) важен, но недостаточно раскрыт и нет его решения в практике. | Воспитание у детей гуманного отношения к окружающему миру – одна из важных сторон развития дошкольников. Умения сочувствовать, сопереживать, искренне и охотно делать добро закладываются в дошкольном возрасте. Педагоги-исследователи выделяют средства нравственного воспитания, в том числе – воспитания гуманности у детей дошкольного возраста. Это прежде всего природа, собственная деятельность детей, общение ,окружающая ребенка обстановка. Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и другие средства можно объединить в группу художественных средств. |
3.Проблема Это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Поставить вопрос – значит выйти на эту границу. Проблема - это противоречивая ситуация, требующая разрешения. | Музыкальное искусство может быть ярким средством нравственного воспитания, т.к. музыка является искусством чувств, эмоций и настроений. Воздействия на ребенка средствами музыкального искусства будут носить не прямой, а опосредованный характер, что очень важно при воспитании такого нравственного качества, как гуманность. |
4.Цель Цель исследования ставится с учетом предмета и направлена на решение поставленной проблемы. | Проверить условия воспитания гуманности у старших дошкольников средствами музыки. |
5.Объект исследования Это та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Объект исследования всегда лежит в области целенаправленного учебно-воспитательного процесса. | Процесс воспитания у дошкольников гуманных качеств. |
6.Предмет исследования Предмет исследования – это та сторона, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные признаки объекта. Предмет исследования чаще всего совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию. | Воспитание гуманности у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального искусства. |
7.Гипотеза Гипотеза – это предположение, предварительное суждение о закономерной связи явлений. Гипотеза строится по логике: «Если … то, …». Гипотезы могут состоять из одного предложения или из нескольких. При формулировке гипотезы следует исходить из проблемы исследования, поскольку гипотеза есть предположение о возможном решении данной проблемы. | Музыка будет являться средством воспитания гуманности у старших дошкольников, если: 1. в содержании музыкальных произведений будут отражены представления о сущности гуманности; 2. в процессе приобщения к музыке будут использованы все компоненты механизма нравственного становления личности дошкольника. |
8.Задачи Задачи позволяют уточнить и конкретизировать цель исследования. Они определяют алгоритм поэтапных действий для достижения цели. | 1. Дать характеристику гуманности как нравственного качества личности ребенка-дошкольника. 2. Выявить методы и приемы воспитания гуманности у старших дошкольников средствами музыкального искусства. 3. Разработать показатели развития нравственного качества гуманности у старших дошкольников средствами музыкального искусства. Проанализировать музыкальные произведения для детей старшего дошкольного возраста, в содержании которых отражены представления о сущности гуманности, и подобрать методику проведения бесед о них. 4. Провести беседы о музыкальных произведениях и экспериментально проверить эффективность проведенной работы по воспитанию гуманности у старших дошкольников средствами музыкального искусства. |
Приложение № 3
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
Педагогический колледж № 18 «Митино»
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1100; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!