Структура и содержание театрализованных игр, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста



Психологи и педагоги, занимающиеся анализом программ дошкольного воспитания, давно говорят о том, что в них фактически не содержатся специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие детского воображения. В этих условиях оно развивается в основном лишь стихийно и в результате часто не достигает даже среднего уровня своего развития. Из всего вышесказанного следует, что в существующих условиях в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более что дошкольный возраст - сензитивный период для развития этого процесса.

Говоря о проблеме творческих способностей детей, нам бы хотелось подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалась бы специальная литература по этой проблеме.

Мы считаем, что предложенные нами методы и приёмы будут способствовать более эффективному развитию творческих способностей в дошкольном возрасте.

Важнейшими условиями в осуществлении игровых форм работы являются:

1. Использование речевых упражнений.

2. Выбор упражнений или заданий в зависимости от индивидуальности детей.

3. Обеспечение психологического комфорта на занятиях и в свободной деятельности детей.

4. Побуждение детей активно участвовать в театральной игре, упражнениях, этюдах.

Методика театрализованных игр и условия их осуществления.

I. Игры с элементами театрализации.

Игры с элементами театрализации включают в себя: речевые упражнения; этюды на выражение основных эмоций; этюды на воспроизведение основных черт характера; игры на развитие внимания и памяти; этюды на выразительность жестов; ролевые игры.

1. Речевые упражнения влияют на эмоционально-личностную сферу ребёнка; развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса. Для выполнения этих упражнений необходимо предварительное разучивание текстов. Упражнение может быть коллективным или индивидуальным. Важно, чтобы дети делали это осмысленно, эмоционально, с интересом. Например, такие игры как; «Эхо», «Подскажи словечко», «Чистоговорки»- развивают выразительность речи, память, воображение.

2. Этюды на выражение основных эмоций развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. Содержание этюдов не читается детям. Эмоциональный пересказ предложенной ситуации является условием для создания множества игровых вариантов на заданную тему. Этюды должны быть коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. Так, в этюде «Превращения в животных», дети через определённую позу и мимику учатся передавать эмоциональное состояние и характер животного.

3. В этюдах на воспроизведение черт характера дети учатся понимать, какое поведение какой черте характера соответствует. Акцент делается на модель положительного поведения. Так, в эпизодах «Бывает – не бывает», «Фраза по кругу», «Король» через мимику, жест, позу дети передают отдельные черты характера (жадность, замкнутость, трусость, смелость).

4. Игры на развитие внимания и памяти развивают умение быстро сосредоточиться; активизируют память и наблюдательность. В этих играх дети выполняют различные движения по сигналу, повторяют заданные движения и упражнения. Так, в игре «Что мы делали – не скажем…» дети выполняют различные движения и развивают внимание, воображение.

5. Целью этюдов на выразительность жестов является развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жеста. Содержание этюдов активизирует выразительность движений, творческое воображение.

6. Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол развивают творческое воображение, фантазию, коммуникативность. Дети вместе с педагогом мастерят маски, реквизит, элементы костюмов и декораций. В процессе подготовки могут участвовать родители.

II. Занятие-игра.

Эта форма организации педагогической работы может включать в себя: этюды, фрагменты сказок, игры с элементами театрализации. На занятии в импровизированной форме исполняются фрагменты сказки. Такая методика ведения занятия помогает увлекательно решать различные педагогические задачи; положительно влияет на формирование эмоционально-нравственной среды ребёнка. На комплексном занятии-игре по русской народной сказке «Волк и семеро козлят», дети выполняют задания педагога по развитию связной речи, развивают математические способности, память, внимание.                                                          

III. Театрализованный рассказ.

Приёмы и методы театрализованного рассказа можно использовать во время занятия и в свободной деятельности детей. Во время чтения или рассказывания литературного произведения, педагог сам озвучивает персонажей, использует интонационную, эмоциональную окраску речи. Через выразительное чтение, разыгрывание эпизодов, через иллюстративный материал, дети погружаются в атмосферу литературного произведения. Примером такой театрализованной формы может быть занятие по ознакомлению с художественной литературой: русская народная сказка «Крошечка -Хаврошечка», драматизация произведений К. И. Чуковского и др.

IV. Викторина – развлечение.

Театрализованная форма литературной викторины-развлечения способствует расширению кругозора детей; активизирует эмоциональный и творческий потенциал. Проводится работа по изготовлению костюмов и реквизита, готовится музыкальное оформление, записывается фонограмма, разучиваются тексты, проводятся репетиции отрывков из литературных произведений. Сценический вариант занятия-игры по произведениям А.С.Пушкина «Лукоморье» ведёт детей в сказочное путешествие. В этой викторине дети участвуют в коротких инсценировках, отвечают на вопросы, отгадывают загадки. Дошкольники с интересом и удовольствием участвуют в познавательной театральной игре. 

V. Спектакль-игра.

Эта форма работы требует длительной и тщательной подготовки: пишется специальная инсценировка с учётом возрастных индивидуальных особенностей детей. В игровой форме проводятся репетиции. Готовятся декорации и костюмы, выпускается афиша и театральные программки. В процессе подготовки к спектаклю могут привлекаться родители.

 

В современной методической литературе существует большое количество театрализованных игр, способствующих развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.                         Для развития детей пятого года жизни в театрализованной игры необходимо предоставить всем детям равные возможности для участия в инсценировке. Это значит, что дети должны действовать в одинаковых или равных ролях, независимо от их способностей.                                                 На начальном этапе работы по театрализованной игры мы предлагаем педагогам включать в инсценировку упражнения на развитие памяти, внимания и других психических функции. Необходимость в этом связана с особенностями методики, направленной на развитие у детей способности преодолевать сценическое волнение. Очень важен подбор репертуара для театральной постановки, т.к. не каждое художественное произведение подходит для решения задач, связанных с особенностями возраста и спецификой театрализованной деятельности. Наиболее оптимальным вариантом для начала являются фольклор народов мира, русская и мировая классическая поэзия, стихи современных отечественных и зарубежных авторов.                                                                                               В старшем дошкольном возрасте подходы к развитию детей в театрализованной игры меняются. Для развития и эмоционального благополучия детей необходимо, чтобы театрализованная игра носила творческий характер, а знания ребенка о жизни, его желания и интересы должны естественно войти в ее содержание. Для этого каждый ребенок должен получить возможность воплотить в своей творческой работе близкое и интересное ему содержание, а педагоги - обеспечить ему свободу действий.    Поэтому в работе с детьми старшего дошкольного возраста Дронова Т.Н. настоятельно рекомендует педагогам создавать спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми. И предлагает педагогам второй театральный сезон построить на репертуаре, в который, наряду с традиционными постановками, войдут спектакли, содержание для которых придумают сами дети. театрализованный игра режиссерский детский      Кроме того, в работе с детьми старшего дошкольного возраста она рекомендует использовать: инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют разные роли; спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми («Новогодняя сказка», «В подарок деду Морозу» и мамам ко дню 8 Марта); инсценировки с использованием кукол-марионеток и плоскостных фигурок, которые приводятся в движение с помощью папочки, закрепленной в их нижней части.                                                                                                           Для правильной организации театральных занятий с дошкольниками рекомендуется учитывать следующие принципы (Э.Г.Чурилова).      1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.                                                                                              2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.                               3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.                                                                                          4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.               5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.                  

Всего в течение трех недель было проведено 19 игр. Продолжительность каждой игры составляла около 30 минут (приложение Ж)

 

 

Вывод по второй главе

Игра - важное средство воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным.

Театральные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым и безынициативным, если он лишен увлекательной игры.                                                           Проанализировав свою работу, можно сделать следующий вывод: поставленная задача развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованную игру.
Детей с высоким уровнем развития творческих способностей 9%, а детей с низким уровнем развития творческих способностей 60%.                Поэтому нами был подобран комплекс театрализованных игр, которые способствуют развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.                                                                                 Дети активно участвовать в театрализованных играх, качественно изменилось отношение детей к театрализованной деятельности. Театрализованные игры детей обогащались за счёт введения в игру многообразия театров и творческих заданий.                                                   Таким образом, данная система работы оказывает положительное влияние на раскрытие творческих способностей ребёнка, воспитания творческой личности. Дети замечают в окружающем мире интересные идеи, воплощают их, создавая свой художественный образ персонажа.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе мы решили первую и вторую задачу нашего исследования проанализировали анализа научную и методическую литературы, уточнили понятия: «творческие способности», «компоненты театрализованной игры». В контексте данной работы под творческими способностями мы понимаем индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в своеобразном, неповторимом мировосприятии, порождении ценных в культуре и обществе продуктов, новых способах осуществления привычной деятельности. Театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным: роль, игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения.

Решая третью задачу, определили  условия организации театрализованных игр и особенности их проведения в ДОУ:

1. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.

2. Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.

3. При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения.

4. Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.

5. Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных – умение считаться с мнением коллектива.

6. Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты.

Решая четвертую задачу, нашего исследования нами было проведено исследование уровня развития творческих способностей испытуемых. Исследование проводилось на базе МДОУ №4 «Колосок», п. Новочернореченский. В исследовании приняло участие 22 воспитанника в возрасте 5-6 лет. Диагностика творческих способностей старших дошкольников осуществлялась с использованием методики диагностики универсальных творческих способностей для детей
4-5 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)

Результаты диагностики свидетельствуют об общем низком уровне развития творческих способностей испытуемых. 9% испытуемых продемонстрировали высокий уровень развития творческих способностей. Эта группа испытуемых быстро справилась с тестовыми заданиями, нарисовав разнообразные, оригинальные рисунки с большим количеством деталей и дав им оригинальные, логичные названия. 44- 55% испытуемых продемонстрировали результаты, соответствующие их возрасту. Они смогли нарисовать рисунки в соответствии с заданием, использовав нужные элементы, поименовав каждый рисунок в соответствии с изображенным сюжетом. 60-64%% испытуемых не справились с заданием. Они не нарисовали необходимого количества рисунков, не смогли задействовать все элементы, часто повторялись, использовали неоригинальные изображения, названия их рисунков не соответствовало изображенному сюжету. После проведения формирующего эксперимента, мы вновь провели диагностики и по результатам исследования, детей с уровнем низких творческих способностей стало меньше 46%.

Таким образом, нам удалось достичь целиисследования, мы разработали и апробировали  комплекс театрализованных игр, развивающих творческие способности детей старшего дошкольного возраста и доказали гипотезу о том, что использование театрализованных игр в учебно-воспитательном процессе способствует развитию творческих способностей старших дошкольников.

 

 


 


 


 

                         

Список используемой литературы

1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2003. 176 с.

2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., 2004. 124 с.

3. Бурманский Г. В., Слуцкий В. М. Одаренные дети. М., 2001. 203 с.

4. Ветлугина Н. А. О теории и практике художественного творчества детей.// Дошкольное воспитание. – 2005. - №5. – С. 36-38.

5. Вечканова И. Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб., 2006. 240 с.

6. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. Сада / Под ред. Т. А. Марковой. М., 2001. 287 с.

7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2007. 486 с.

8.  Давыдов В. Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям// Театр и образование: сб. научных трудов. М., 2003. 369 с.

9.  Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2005. - №2. – С. 28.

10.  Дьяченко О. М. Пути активизации воображения дошкольников// Вопр. Психологии. – 2001 - №1. – С. 44-51.

11.  Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста.// Вопр. Психологии. – 2006. -№2. – С. 107-114.

12.  Ерофеева Т. И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. М., 2008. 382 с.

13.  Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. М., 2009. 156 с.

14.  Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником. // Избранные психологические труды: в 2 т. М., 2004. Т. 1. 413 с.

15.  Зимина И. Н. Театр и театрализованные игры в детском саду// Дошк. Восп. – 2005. - №4. – С.41-47.

16. Косенко Н. Т. Формирование творческой активности в игре// Дошк. Восп. – 2002. - №12. – С. 41-43.

17.  Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., 2002. 263 с.

18.  Менджерицкая Д. В. Творчество игры в детском саду. Минск, 2008. 172 с.

19.  Михайленко Н. Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте. Екатеринбург, 2000. 294 с.

20.  Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре// Дошкольное воспитание. – 2003. - №4. - С. 18-21.

21.  Неменова Т. В. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр// Дошкольное воспитание. – 2009. - №1. – С. 53-55.

22.  Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.,  2003. 218 с.

23.  Николаичева А. П. Инсценирование литературных произведений// Дошкольное воспитание. – 2005. - №10.- С. 47-49.

24.  Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу/ Под ред. Т. С. Комаровой. Ярославль, 2006. 144 с.

25.  Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 2007. 387 с .

26.  Поздняков Н. А., Менджерицкая Д. В. Исследование игры детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2001. - №12. - С. 41.

27.  Пчелкина В. Книга – источник детского творчества // Дошкольное воспитание. – 2007. - №6. – С. 28-32.

28.  Роль искусства в развитии способностей дошкольников / Под ред. Е. К. Чукман. М., 2007. 250 с.

29.  Рубенок Е. В. Игры-драматизации в воспитании дошкольника// Дошкольное воспитание. – 2004. - №12. - С. 61-65.

30.  Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М. А. Васильевой. М., 2008. 212 с.

31.  Сигуткина С. В. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание. – 2005. - №8.- С. 73-74.

32. Сластенин М. И. Педагогика. М., 2006. 264 с.

33.  Силивон В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций // Дошкольное воспитание. – 2007. - №4. – С. 83-87.

34.  Терский В. Н.  Игра. Творчество. Жизнь. М., 2009. 316 с.

35.  Ушинский К. Д. Собрание сочинений. М., 2004. Т.5. 445 с.

36.  Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх // Художественное творчество и ребенок. М., 2001. 267 с.

37. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001. 152 с.

38.  Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 2002. 391 с.   

39.  Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка-дошкольника// Труды всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. М., 2003. 167 с.

40.  Эльконин Д. Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей// Дошкольное воспитание. – 2007. - №5. – С. 44-46.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫдобавить

 

Приложение А

 

Списки детей старших групп

Список детей Контрольная  группы                                       

1 Даша А.          5 лет 2 месяца                                 

2 Артем Б.       5 лет 8 месяцев                            

3 Катя Б.          5 лет 4 месяца                                

4 Ксюша В.      6 лет 1 месяц                     

5 Андрей Г.     5 лет 4 месяца                           

6 Артем И.      5 лет 10 месяцев                               

 

 

Список детей экспериментальная группы                        

1 Игорь Ч.     5 лет 2 месяца                     

2 Вика Я.       5 лет 2 месяца                          

3 Саша Я.      5 лет 3 месяца                         

4 Ангелина Я. 5 лет 7 месяцев

5 Даниил Ш. 5 лет 2 месяца

6 Диана К.     5 лет 10 месяцев

 

Приложение Б

1. Методика " Солнце в комнате"

Цель: Выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.                                                        Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.                                                     Инструкция к проведению. Показывая ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». По перечисленным деталям изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.), психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной".                  Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для «исправления» картинки.

Выводы об уровне развития:

5 баллов – высокий уровень;

3-4 баллов – средний уровень;

0-2 балла – низкий уровень.

  
    2. Методика "Как спасти зайку"

Основание. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.                                                                                                          Цель: Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.                                                                                        Материал. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.                                  Инструкция к проведению. Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов), психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"                                                                    Обработка данных. В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе. Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл. Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла. Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование предметного наличного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.

 

                                                                                                        

 

 

                                                                                                       Приложение В

Таблица 1. Результаты выявления способности реализации воображения в контрольной группе

 

Ф. И. ребенка Реализация воображения
1 1 Даша А.        5 лет 2 месяца                                  2
2 2 Артем Б.       5 лет 8 месяцев                             4
3 3 Катя Б.          5 лет 4 месяца                                 1
4 4 Ксюша В.      6 лет 1 месяц                          2
5 5 Андрей Г.     5 лет 4 месяца                            5
6 6 Артем И.      5 лет 10 месяцев                                2

 

Приложение Г

Таблица 2. Результаты выявления способности реализации воображения в экспериментальной группе

 

Ф. И. ребенка Реализация воображения
1 1 Игорь Ч.     5 лет 2 месяца                          2
2 2 Вика Я.       5 лет 2 месяца                           4
3 3 Саша Я.      5 лет 3 месяца                          1
4 4 Ангелина Я. 5 лет 7 месяцев 1
5 5 Даниил Ш. 5 лет 2 месяца 1
6 6 Диана К.     5 лет 10 месяцев 2

 


Приложение Д

Таблица 1. Результаты выявления способности реализации воображения в контрольной группе

Ф. И. ребенка Реализация воображения
1 1 Даша А.        5 лет 2 месяца                                  2
2 2 Артем Б.       5 лет 8 месяцев                         2
3 3 Катя Б.          5 лет 4 месяца                                 1
4 4 Ксюша В.      6 лет 1 месяц                          1
5 5 Андрей Г.     5 лет 4 месяца                            2
6 6 Артем И.        5 лет 10 месяцев                                1

 

Приложение Е

Таблица 4. Результаты выявления способности реализации воображения в экспериментальной группе

 

Ф. И. ребенка Реализация воображения
1 1 Игорь Ч.     5 лет 2 месяца                      2
2 2 Вика Я.       5 лет 2 месяца                           4
3 3 Саша Я.      5 лет 3 месяца                          1
4 4 Ангелина Я. 5 лет 7 месяцев 1
5 5 Даниил Ш. 5 лет 2 месяца 1
6 6 Диана К.     5 лет 10 месяцев 2

 

 

Приложение Ж

Комплекс игр и упражнений на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

 

1Режиссёрские игры

1.Какой сказочный персонаж на что похож

Цель: развивать воображение, логическое мышление, творческие способности детей.

Несколько, трое или четверо, человек (отгадывающие) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой сказочный герой будет сравниваться, и выдвигают версии, на что он похож. Отгадывающие входят, и ведущий начинает: «Тот сказочный персонаж, которого я загадал, похож на. » и дает слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: например, Колобок может ассоциироваться с шариком, луной, цыпленком и т. д. Отгадавший выбирает новых отгадывающих и предлагает следующего персонажа для ассоциации. Эту игру можно предложить детям осуществить на фланелеграфе, объединив всех героев в одну сказку.

2.Ассоциации

Цель:

Вариант I. Берется любое слово, связанное со сказкой. Например, великан. Оно может ассоциироваться с горой, подъемным краном и т. п.

Вариант II. Гуляя с детьми, можно вместе подумать, на каких сказочных персонажей похожи облака, лужи на асфальте, камешки на берегу и т. п.

3.Анализируем характер

Задача — проанализировать характер героя того или иного произведения:

А. Назвать черты характера героя. Б. Выбрать основную, главную черту.

4.На что это похоже?

Ребенку показывают фигуру. Например: желтый кружок. Нужно придумать как можно больше вариантов, на что он похож. Например: колобок, солнышко, лимон, мяч, можно дорисовать лицо.

Примеры фигур: красный кружок, белая палочка, синий прямоугольник и т. д.

Такое задание можно выполнять очень долго. Главное — результат.

5.Придумай сказочных героев на заданную букву

Дети выбирают карточку, на которой написана буква, и придумывают сказку или сказочного героя, которые начинаются с этой буквы, предложить детям найти сказочных героев в групповом помещении. Например:

А — Айболит, Аленький цветочек;

Б — Бармалей, Баба Яга, Буратино;

В — Василиса Прекрасная, Волк, Водяной;

Г — Гадкий утенок;

Д — Дюймовочка, Домовенок;

Е — Емеля-дурак;

Е — «Еж и заяц»;

Ж — Женя из сказки «Цветик-семицветик»;

3 — Заяц-хваста, Змей Горыныч;

И — Иван-царевич, Иван-дурак;

К — Красная Шапочка и т. д.

6. «Превращение предмета»

Цель: развивать воображение, фантазию детей.

Педагог поясняет детям: «В театре зритель верит в то, во что верит актёр. Сейчас мы с вами будем великими актёрами и будем фантазировать, представлять, что обычный предмет стал необычным!» Педагог берёт какой-либо предмет и кладёт его на стол или передаёт по кругу от одного ребёнка к другому. Каждый ребёнок должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения.

Варианты превращения различных предметов: карандаш или палочка (ключ, отвёртка, вилка, ложка, градусник, зубная щётка, кисть для рисования, дудочка, расчёска и др.); маленький мячик (яблоко, ракушка, снежный комок, камень, ёжик, колобок, картофель и др.); записная книжка (зеркало, мыло, фонарик, плитка шоколада, обувная щётка, пейджер и др.); стул (пенёк, трон, памятник, домик, т. д.).

 

1.  Игры-драматизации

1. Сказочный мяч

Дети стоят в кругу. У ведущего - воспитателя в руках мяч. Он бросает мяч любому ребенку и даёт описательную характеристику сказочного героя. Например: «Этот герой похож на солнце»- ребёнок, который поймал мяч, если узнал героя, отвечает Колобок и возвращает мяч ведущему, после этого ребёнок должен изобразить героя так, как в его представлении ведёт себя Колобок. Если с первой характеристикой героя не узнали, мяч бросают другим детям.

2. Скажи и покажи

Детям предлагается закончить предложения и изобразить:

— Винни-Пух любит.

— Карлсону весело, когда.

— Баба Яга сердится, когда.

— Снегурочка грустит, когда.

— Колобок больше всего боится.

— Буратино больше всего нравится.

— Незнайке больше всего хочется.

— Кощей Бессмертный обрадовался, когда.

— Красная Шапочка заплакала, когда.

— Снежная Королева плохо себя чувствует, когда.

— Змей Горыныч удивился, когда.

— Чебурашка гордится тем, что.

— Когда Дюймовочку обижают, она.

— Однажды Кощей Бессмертный испугался.

3.Заколдованный царевич

Педагог рассказывает: «Один царевич странствовал по свету. Забрел он однажды в замок, который принадлежал злому колдуну. Попросил его царевич воды напиться. Подал злой колдун царевичу воды, да только не простой, а волшебной. Выпил царевич воды и не мог больше слова сказать. Так с той поры никто и никогда не слышал его голоса. Он не может говорить, но может отвечать вам жестами и мимикой, а вы попробуйте догадаться, что хочет сказать герой». Все дети по очереди играют роль «заколдованного царевича», отвечая жестами на вопросы детей.

4.Заколдованные шары

Все дети стоят врассыпную по комнате. Это лесная поляна. У каждого ребенка в руках надутый шарик. Педагог объясняет правила игры: «Ребята, у каждого из вас в руках шары, они заколдованные, нужно помочь их расколдовать, только пользоваться словами нельзя. Можно разговаривать жестами и мимикой, действиями после того, как вас попросят показать, что вы будете делать. Чтобы игра у нас была интересной, нужно каждому придумать, о каком герое вы хотите рассказать и показать.» По считалке выбирается ведущий. Он свободно ходит по комнате, затем подходит к любому ребенку и спрашивает: «Ты кто? » Ребенок должен назвать имя любого сказочного персонажа. Ведущий опять спрашивает: «Зачем пришел? Покажи, что ты будешь делать?» Ребенок должен найти объяснение своему присутствию на лесной поляне и с помощью жестов и мимики показать действия. Например, пришёл встретить ласковое солнышко, накормить зайчат (оленят и др.), помочь поросятам построить домик, пришел в гости к Бабе Яге и т. д.

Ответив, ребенок становится за ведущим так, чтобы шарик находился между его животом и спиной впередистоящего (становится «заколдованным»). Теперь они вдвоем подходят к следующему ребенку, и ведущий опять спрашивает: «Ты кто? Зачем пришел? » Ответив и показав, следующий ребенок присоединяется к ним и т. д., пока все дети не станут «заколдованными». По сигналу ведущего дети «лопают» шарики любым способом и таким образом «расколдовываются».

В следующий раз место может меняться. Например, не лесная поляна, а синее море, пустыня, солнышко, замок короля и т. д.

5.Бал сказочных героев

Взрослый рассказывает, что в одном королевстве был объявлен бал, на который пришли многие сказочные герои. Дети по очереди называют имена тех сказочных персонажей, которых они будут изображать на этом балу. Затем один из «сказочных персонажей» выходит в центр круга и начинает танцевать, представляя себя выбранным сказочным персонажем. Затем он садится и выбирает того «сказочного персонажа», который заменит его. Тот после выполнения упражнения выбирает следующего, и так продолжается, пока все «сказочные герои, не исполнят свой танец. После танцевальных действий всех детей, можно провести игру «Самый лучший танец повтори», когда дети выбирают самого лучшего танцора и повторяют за ним его танцевальные движения.

6.Игра «Что мы делали – не скажем, а что сделали - покажем».

 Цель: развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

    Ход игры. Комната делится пополам шнуром или чертой. С одной стороны находятся выбранные с помощью считалки «Дедушка и трое—пятеро внучат», с другой стороны — остальные дети и педагог, которые будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».

Дети: Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!

Дедушка: Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где вы побывали? Что вы повидали?

Дети: Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!

 Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумываю новую загадку. Если разгадка дана неправильно, дети говорят верный ответ и после слов «Раз, два, три – догони!» бегут за черту, в свой дом, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока те не пересекли спасательные линии. После двух загадок выбираются новые «дедушки» и «внуки». В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают пол, и т.п.

7.«Превращение детей».

Цель: развивать воображение детей, активизировать словарь, развивать коммуникативные качества.

Материал: шапочки (условные обозначения различных зверей), музыка П. И. Чайковского «Зимнее утро».

Ход игры: звучит музыкальное сопровождение, дети сидят на стульчиках. Воспитатель: «Представьте себе, что мы зайчики, мишки и другие звери. Для этого закроем глаза, и попробуем представить себя каким-то животным». Далее детям предлагается рассказать, что могло с ними произойти в сказочном лесу утром.

Вариант игры: - Вообрази, что ты превратился в тигра, который пробирается в джунглях; робота; парящего над скалами орла; королеву. Франции; инопланетянина; кипящую кастрюлю; авторучку, в которой кончились чернила. Изобрази все это в движении.

8.«Потешки» с инсценированием.

Материал: шапочка для Ворона; Козлика

1.Ой, ребята, та-ра-ра! На горе стоит гора,

А на той горе дубок, а на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах, позолоченных серьгах,

Черный ворон на дубу, он играет во трубу.

Труба точеная, позолоченная, труба ладная, песня складная!

2. Вышел козлик погулять, свои ножки поразмять.

Козлик ножками стучит, по-козлинному кричит: «Бе-е-е, бе-е-е!»

9.«Фраза по кругу».

Цель: развивать творческие способности детей, закреплять умение рассказывать знакомое стихотворение выразительно, учить менять интонации.

Ребенку предлагается передать содержание фразы, интонационно показать, что указывает данный текст (вопросительно, жалобно, скучно, радостно и т.д.):

 Ход игры: дети, сидя по кругу, произносят одну и ту же фразу с различной интонацией.

 Педагог: Киска, как тебя зовут?

 Ребенок: Мяу! (Нежно)

 Педагог: Стережешь ты мышку тут?

 Ребенок: Мяу! (Утвердительно) Педагог. Киска, хочешь молока?

 Ребенок: Мяу! (С удовлетворением)

 Педагог: А в товарищи щенка?

 Ребенок: Мяу! Ффф-ррр! (Изобразить: трусливо, пугливо...)

Можно использовать стихи: «Наша Таня громко плачет», «Идет бычок качается», «Грузовик» А. Барто, «Кораблик» Д. Хармса и др.

10.Игра-драматизация «Козлята и волк».

Цель: учить детей продолжать сказку самостоятельно, придумывать оригинальный сюжет, развивать воображение, активизировать речь.

Материал: фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик (мягкая игрушка).

Ход: Воспитатель начинает рассказывать сказку, демонстрируя фигурки персонажей.

- Слушайте, что было дальше: Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький /показ/…(Дети договаривают: зайчик)

Воспитатель: зайчик говорит….

Дети: не бойтесь меня, это я – маленький зайчик.

Воспитатель: Козлята угостили его….

Дети: морковкой, капустой…

Воспитатель: потом они стали…И т.д.

11.«Представьте себе»

Цель: развивать импровизацию, внимание.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, солнышко нужно всем – цветам, муравьям, лягушкам. А кому ещё нужно солнце? (Дети перечисляют). Сейчас вы придумаете, в кого превратиться и под музыку изобразите то, что загадали. А я попытаюсь отгадать. Подсказывать нельзя, изображаем задуманное только с помощью мимики, позы, жестов и движений. (Звучит музыка, дети имитируют движения задуманного персонажа. Это могут быть цветы, животные, деревья, люди и т. д.). Педагог отгадывает, уточняет изображаемое детьми. После слов воспитателя: «Солнышко спряталось за тучку, начался дождь. Все под зонт!», дети подбегают к воспитателю и становятся под воображаемый зонт.

12. «Доктор Айболит»(по произведению К. И. Чуковского).

Цель: развивать мышление, творческие способности, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, развивать импровизационные навыки, артикуляционный аппарат.

Ход игры. Роль доктора берёт на себя педагог (при хорошем освоении игры роль доктора может брать на себя ребёнок). На нём белый халат, шапочка, в кармане трубка. Дети выбирают куклы пальчикового театра и подходят к доктору, по очереди голосом выбранного персонажа просят Айболита полечить лапку, носик, животик и т. д. По ходу игры педагог задаёт вопросы, побуждая детей живо и эмоционально включаться в игру. По окончании игры дети могут вместе спеть песенку о дружбе, здоровье и т. д.

13. «Король».

Цель: развивать умение детей действовать с воображаемыми предметами, творческие способности, воспитывать эмоциональность.

Ход игры. На роль Короля выбирается ребёнок по считалке, знакомой детям. Король садится на «трон», у него корона на голове. Дети делятся на несколько групп. Каждая группа представляет Королю свою профессию, действуя с воображаемыми предметами (повара, швеи, прачка, косари, рыбаки и др.). Первая группа подходит к Королю со словами:

- Здравствуй, Король!

- Здравствуйте!

- Нужны Вам работники?

- А что вы умеете делать?

- А Вы отгадайте, Король!

Король должен отгадать по движениям изображаемую профессию. Если он отгадал верно, дети разбегаются в разные стороны, а Король их догоняет. Первый пойманный ребёнок становится Королём. В процессе игры педагог усложняет характер Короля – то он жадный, то злой, то трусливый (характер изображается мимикой, жестами). Если роль играет девочка, то она становится Королевой. Она может быть сварливой, доброй, легкомысленной и т. д.

 

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 9196; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!