Глава I. Теоретические основы исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Бурятский республиканский педагогический колледж»
Кафедра дошкольного образования
Допустить к защите
Зам. директора по УР
___________ Хабинова С.А.
«_____» _______20___г.
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выпускная квалификационная работа
Выполнил(а): студент(ка) Бобкова Анастасия Олеговна
_____курса_____группы ________ (подпись)
Специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Научный руководитель: Копейко.С.К
|
|
____________(подпись)
Работа защищена Оценка__________
« » апреля 2018
Председатель ГАК: Малахова Г.И
Зав. Кафедрой дошкольного
и начального образования ___________(подпись)
ГАУ ДПО «БРИОП»
Улан-Удэ
2018
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава I. Теоретические основы исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. 8
1.1. Определение творческих способностей в психологических и педагогических исследованиях. 8
1.2. Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возрастапосредствам театрализованной игры.. 13
Выводы по первой главе……………...................................................................31
Глава II. Эмпирическое исследование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. 35
2.1. Выявление уровня свормированности у детей стершего дошкольного возраста 35
|
|
2.2 Структура и содержание театрализованных игр, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………43
Вывод по второй главе……...............................................................................49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 50
Список используемой литературы.. 53
Приложение . 56
ВВЕДЕНИЕ
Для дошкольного возраста особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Однако разработка научно обоснованных рекомендаций по организации эстетического воспитания и развития творческой активности детей дошкольного возраста в игре возможна лишь на основе изучения особенностей и возможностей данного возраста. Как и все качества личности, творческая активность возникает и развивается в процессе творческой деятельности.
Театрализованная деятельность – это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Каждому ребенку свойственно стремление к актёрству, а мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка» Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОО, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:
|
|
• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
|
|
• развитие воображения;
• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
• создание выразительного художественного образа;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
В трудах отечественных психологов креативность выступает как наиболее характерная, специфическая черта мышления, отличающая его от других психических процессов, и в то же время рассматривается противоречивая связь её с репродукцией. Идеи о творческом характере мышления разрабатывались в трудах Б. Г. Ананьева, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Н. А. Менчинской и многих других.
«Творчество» и «социализация» выступают здесь как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. В. Менджерицкая, Д. Б. Эльконин и др.). Развитие креативности рассматривается исследователями как основное направление развития личности. Креативность в игре связывается со способностью к замыслу, его реализации; с созданием сюжета, его реализации в роли; комбинированием (Л. С. Выготский). Известный ученый-психолог Л. С. Выготский в своих работах отмечал, что творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития. Его результатом является инициативность и самостоятельность мышления, способность к самовыражению в творческом акте. В связи с этим одним из важнейших вопросов детской педагогики и психологии Л. С. Выготский считал вопрос о развитии творчества у дошкольников, его значимость для общего развития и формирования личности ребенка [9].
Проблема детского творчества остается актуальной на протяжении длительного времени. Все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности, и то, насколько продвинется вперёд человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения (Л. А. Венгер, Н. Е. Веракса и др.). Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды творческой деятельности. Именно в таких видах деятельности каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.
В отечественной психологии богатые традиции изучения игры, опирающиеся на работу Р. И. Жуковской, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконина. Сегодня научный уровень исследования творческих способностей в игре характеризуется наличием сложившейся теории игры, возможности дальнейшего развития которой обусловлены разрешить исходные противоречия, заложенные в фундаментальных основаниях этой теории (Т. А. Маркова, Д. Б. Эльконин). Некоторые исследователи подчеркивают возможность педагогического руководства игровой деятельностью в целях развития творчества ребенка (Р. И. Жуковская, Н. Я. Михайленко и другие). Для этой цели в психолого-педагогической литературе разработаны методики Р. И. Жуковской, Н. Я. Михайленко, Т. С. Комаровой, Д. В. Менджерицкой, О. М. Дьяченко и других.
На значимость вопроса об особенностях педагогического руководства игрой указывают многие авторы, констатируя, что в дошкольных учреждениях творческая деятельность детей в игре либо пускается на самотек, либо недопустимо регламентируется (Т. А. Маркова, Н. Я. Михайленко и др.) [23; 24]. Организация процесса развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на этих основаниях способствует «…восприятию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления» (С. Л. Рубинштейн), [19] т. К. развитие творческого потенциала ребёнка может осуществляться в творческой деятельности, специально организованной педагогом. Именно поэтому развитию творческих качеств у детей в процессе игровой деятельности уделяется большое внимание. В игре у детей проявляются скрытые таланты, они учатся замечать в обыденной жизни что-то необычное и воплощать это в творческой деятельности.
Для развития полноценной творческой личности ребенка необходимо в детских садах включать разнообразные виды деятельности, для того, чтобы каждый дошкольник мог проявить свои способности и развить творческую активность. Дети играют по-своему, но каждый копирует в игре взрослого, по играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество. В практике дошкольных учреждений воспитатели часто не знают, как развивать творчество ребенка в игре, они опираются на свой опыт и интуицию и часто делают ошибки. Это обусловливает актуальность темы нашего исследования.
Тема:Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать и апробировать комплекс театрализованных игр, развивающих творческие способности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предметисследования: театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: если в работе с детьми старшего дошкольного возраста в творческих способностей использовать театрализованную деятельность, то формирование способностей произойдет быстрее и эффективнее.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую, методическую литературу по данной теме.
2. Уточнить понятия: «творческие способности», «компоненты театрализованной игры».
3. Определить условия организации театрализованных игр и особенности их проведения в ДОУ.
4. Провести диагностическое исследование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической, методической литературы), эмпирические (тестирование).
Исследование проводилось в ДОУ «Хрусталик» в старшей группе, с детьми 5-6 лет. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Глава I. Теоретические основы исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 887; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!