Определение творческих способностей в психологических и педагогических исследованиях.



 

Творческие способности относятся к специфическим человеческим способностям. Б.М. Теплов под творческими способностями понимал «определенные индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, уже имеющемуся у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают легкость и быстроту их приобретения».

В.Д. Шадриков творческие способности определял, как «свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности».

Л.А. Большакова под творческими способностями понимала «сложное личное качество, отражающее способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности».

О.И. Мотков под творческими способностями понимал «способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях».

Суммируя данные определения, можно сделать вывод, что творческие способности – это индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в своеобразном, неповторимом мировосприятии, порождении ценных в культуре и обществе продуктов, новых способах осуществления привычной деятельности.

Известный отечественный психолог А.Н. Лук выделил следующие виды творческих способностей:

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки. 

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний. 

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Нет единства и в определении структуры творческих способностей. Е.Н. Туник таковыми называл любознательность, воображение, сложность и склонность к риску. В.Н. Дружинин компонентами творческих способностей называл интеллект, обучаемость, способность к преобразованию знаний. А.М. Матюшкин в структуре творческих способностей выделял высокий уровень познавательной мотивации, высокий уровень исследовательской творческой активности, гибкость мышления, беглость мышления, способность к прогнозированию, способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

Л.Г. Карпова выделяла в структуре творческих способностей когнитивный, эмоциональный, мотивационный компонент. Г.В. Терехова отмечала такие компоненты, как творческое мышление, творческое воображение, творческая деятельность.

По мнению Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева именно в старшем дошкольном возрасте появляется новый для ребенка вид деятельности – творческий. Обусловлено это с одной стороны развитием произвольности воображения и расширением его возможностей, а с другой стороны – развитием мышления, позволяющего обрабатывать образы, рождаемые воображением. Своеобразие детского творчества состоит в том, что он дает возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот, как это было ранее. Особенностью творческой деятельности является то, что многие из компонентов творчества в этом возрасте только начинают развиваться. Н.Н. Поддьяков отмечал, что в детском возрасте творчество следует понимать, как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного роста. По мнению Л.С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его не в результате, а в самом процессе этой деятельности.

Н.А. Ветлугина выделила характерные черты творческих способностей старших дошкольников:

- способность воспринимать и переживать прекрасное в жизни и произведениях искусства, легко входить в воображаемую ситуацию, эмоционально откликаться на красоту;

- творить по законам красоты;

- оценивать прекрасное в окружающем, различать средства художественной выразительности в содержании литературных, изобразительных, музыкальных произведений и театральной деятельности;

- самостоятельно искать и находить оригинальные приемы решения творческих задач.

В.Т. Кудрявцев и В.И. Синельников выделяли следующие виды творческих способностей:

1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий. 

2. Умение видеть целое раньше частей – способность осмысленно синтезировать разнородные компоненты предметного материала воедино и «по существу», на основе общего принципа , прежде чем этот материал будет подвергнут анализу и детализации.

3. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу. 

4. Мысленно-практическое экспериментирование – способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях. 

Выделим ключевые условия развития творческих способностей старших дошкольников:

1. Расширение социокультурного опыта. Это условие подразумевает знакомство детей с теми видами деятельности, активности, в которые ранее они не были включены. Увеличение знаний о мире создаст почву для их дальнейшего творческого преобразования.

2. Развитие воображения ребенка. Это условие подразумевает включение в учебно-воспитательную работу задач, проблемных задач, ситуаций, для которых нет готового решения.

3. Расширение возможностей для двигательной активности, которая позволит ребенку чувствовать себя свободно, непринужденно и создаст условия для самовыражения, эмоциональной разрядки.

4. Развитие речевой активности, являющейся первоочередным инструментом мышления.

5. Создание возможностей для сенсорного и эмоционального развития, которые создают основу для развития воображения, творческого мышления.

Таким образом,  делая вывод по первому параграфу, мы можем сказать, что творческие способности – это индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в своеобразном, неповторимом мировосприятии, порождении ценных в культуре и обществе продуктов, новых способах осуществления привычной деятельности. Вслед за В.Т. Кудрявцевым мы выделяем следующие виды универсальных творческих способностей: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, мысленно-практическое экспериментирование.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1657; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!