О.Мандельштам. «Шум времени».



У меня впечатление, что мужчины были исключительно поглощены делом Дрейфуса, денно и нощно, а женщины, то есть дамы с буфами, нанимали и рассчитывали прислуг, что подавало неисчерпаемую пищу приятным и оживленным разговорам.

Конный памятник Николаю Первому против Государственного Совета неизменно, по кругу, обхаживал замшенный от старости гренадер, зиму и лето в нахлобученной мохнатой бараньей шапке. Головной убор, похожий на митру, величиной чуть ли не с целого барана.

Ко мне нанимали стольких француженок, что все их черты перепутались и слились в одно общее портретное пятно.

В тысяча девятьсот третьем-четвергом году Петербург был свидетелем концертов большого стиля. Я говорю о диком, с тех пор непревзойденном безумии великопостных концертов Гофмана и Кубелика в Дворянском собрании.

К полуночи по линиям Васильевского острова носились волны метели. Синие желатинные коробки номеров пылали на углах в подворотнях. Булочные, не стесненные часом торговли, сдобным паром дышали на улицу, но часовщики давно закрыли лавки, наполненные горячим лопотаньем и звоном цикад. Неуклюжие дворники, медведи в бляхах, дремали у ворот. Так было четверть века назад. И сейчас горят там зимой малиновые шары аптек.

 

Говоря об «атмосферизации» времени, трудно миновать экранные версии, поскольку именно в фильме атмосфера времени становится чрезвычайно важна. При этом её нельзя просто воспроизвести, скопировав в точнейших декорациях антураж времени. Зритель должен сам почувствовать его (см. работы Ю.Лотмана о семиотике кино). Так что художественную достоверность историческое время обретёт лишь тогда, когда уловлено нечто неуловимое – дух этого времени (всё-таки «атмосфера» – это не «анатомия»). И здесь можно было бы сделать электив (или организовать киноклуб), посвящённый фильмографии классической русской литературы (впрочем, почему не шире: например, историческим фильмам вообще?). «Другой» взгляд делает проблему «духа времени» острее, споры – жёстче. Р.Файнс говорил, что его «Онегину» европейская пресса не могла простить отсутствия «икры, водки и медведей». За последнее время вышло несколько зарубежных версий «Анны Карениной» (интересно отрефлексировать рефлексию русского XIX века – тем более, что мы сами нередко называем его «своим», но насколько этот «наш» XIX век является действительно нашим, насколько мы сами понимаем его?).

Попутно: в своём «Барри Линдоне» (Ирландия и Англия середины XVIII века) Стэнли Кубрик даже отказался использовать электрический свет (лишь свечи и дневной). Одна из немногих «накладок» кубриковского фильма – музыка Шуберта (хотя «стержень» – «Сарабанда» Генделя) позволяет нам так сформулировать вопрос о «духе времени». Шуберт (композитор начала XIX века) в фильме о сер. XVIII века «разрушает» аутентичность картины или, напротив, её создаёт? Может ли «цитата будущего» именно и делать прошлое время – «прошлым»? И что такое: «прошлое-как-если-бы-оно-было-сейчас»? См., например, «Барри Линдон» Стенли Кубрика.

Атмосфера культуры. К.Саура, «Фламенко»; О.Иоселиани, «Да будет свет»; А.Ван Вармердам, «Северяне»; А.Киаростами, «Вкус вишни»; Ким Ки Дук, «Весна, лето, осень, зима... и снова весна» и т.д. Передают ли атмосферу события и времени: «Страсти Христовы» М.Гибсона, «Жанна д'Арк» Л.Бессона (или «Страсти Жанны д'Арк» Т.Дрейера) и т.п. Какое произведение наиболее внятно даёт понять, что есть «душа народа»? Например, португальского? Может быть, «Луизиады» Камоэнса?

Ресурсы (о Петербурге): http://www.encspb.ru/.

А.Востриков. Книга о русской дуэли.

По каким же правилам жило дворянское общество? Кодекс чести был универсальным этическим законом.

Дворянин самостоятелен и свободен в своих поступках. Если он принял решение, ничто не должно ему препятствовать.

Как же был построен дуэльный ритуал? Схема знакома многим из художественной литературы: за нанесением оскорбления следовали вызов и его принятие противной стороной, затем происходил поединок (бой) и, наконец, примирение (прекращение дела). Центральной частью дела чести являлся поединок. ...все предшествующее поединку не менее значимо и ритуально, в не меньшей степени обусловлено сценарием, чем сам бой. Но бой, поединок — это действительно кульминация ритуала.

В средневековой Европе параллельно с турниром существовала еще одна форма ритуального поединка — карусель. ...В форме организации карусели также стали имитировать внешние приметы турнира. Именно такая имитация была блестяще проведена в 1766 году Екатериной И. Русские карусели чрезвычайно интересны сами по себе. Любопытно отметить, что эта форма очень легко была принята в никогда не знавшей турниров России...

В России существовал свой вариант судебного поединка — поле.

Конечно же, кулачный бой имел с дуэлью лишь поверхностное сходство. Описание поединка в лермонтовской «Песне о купце Калашникове…» — это в первую очередь стремление найти в прошлом истоки настоящего, и не случайно многие современники увидели в «Песне…» отражение дуэли Пушкина с Дантесом.

В России дуэли первоначально возникли в среде иностранцев, поступивших на русскую службу.

 

Первыми значительными законодательными актами собственно о дуэли в России стали принятый Петром I «Артикул воинский» (26 апреля 1715 года) и опубликованный год спустя «Устав воинский» (30 марта 1716 года), в который в качестве 69-й главы был включен «Патент о поединках и начинании ссор».

В повседневной церковной практике к дуэлянтам предписывалось относиться как к душегубам и самоубийцам. Убитый на дуэли должен быть похоронен, как самоубийца, за кладбищенской оградой.

Дуэль — не привилегия (которой можно лишиться), а неотъемлемый атрибут дворянства.

Существование дуэли было своеобразным „memento mori“, напоминанием о конечности карьеры, семейного счастья, жизни; вместе с парой дуэльных пистолетов дворянин готовил письма к близким и завещание.

Дуэль отняла у России Голицына, по свидетельству современников, действительно талантливого военного, обещавшего вырасти в настоящего полководца, отняла князя М. П. Долгорукого (если верить легенде), отняла Пушкина и Лермонтова...

Отрицание дуэли в провинции в XVIII веке было просто непониманием „столичной блажи“. Вспомним, как рассуждала о поединках Василиса Егоровна в „Капитанской дочке“: „Швабрин Алексей Иваныч вот уж пятый год как к нам переведен за смертоубийство. Бог знает, какой грех его попутал; он, изволишь видеть, поехал за город с одним поручиком, да взяли с собою шпаги, да и ну друг в друга пырять; а Алексей Иваныч и заколол поручика, да еще при двух свидетелях! Что прикажешь делать? На грех мастера нет“.

Своеобразным шедевром критики дуэли сталa басня А. Е. Измайлова „Поединок“. Осел и Лошак поссорились и решили драться на дуэли: пришли с секундантами, Бараном и Козлом, в чистое поле и ну друг друга лягать...

Вторая половина XVIII — первая половина XIX века были временем безусловного преобладания дворянства во всех сферах — политической, экономической, культурной и т. д. Дворянскому сознанию, дворянской морали, чести и дуэли как основному ее ритуалу практически ничего не противостояло.

Серьезное противостояние дуэли в общественном мнении усилилось в 1840-е годы, и особенно сильно распространилось к 1860-м. Это было связано с появлением на общественной сцене разночинцев. Идеи дворянского аристократизма оказались сильно потеснены. Само понятие чести перестало намертво связываться с дворянством. Развитие разнообразных форм публичной жизни сделало возможным разрешение дел чести различными способами, не связанными с дуэлью.

Одной из самых известных дуэльных историй начала XX века была ссора В. Я. Брюсова с А. Белым.

Дуэль была атрибутом молодости.

Л.Н. Толстой не случайно, говоря об Отечественной войне 1812 года, сравнивает ее с дуэлью — и противопоставляет их: «Представим себе двух людей, вышедших со шпагами на поединок по всем правилам фехтовального искусства: фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, почувствовав себя раненым — поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни, бросил шпагу и, взяв первую попавшуюся дубину, начал ворочать ею. <…> Фехтовальщик, требовавший борьбы по правилам искусства, были французы; его противник, бросивший шпагу и поднявший дубину, были русские».

Естественно, дуэли чаще возникали в частях, расквартированных в столицах, в первую очередь в гвардейских. Предполагалось, что служба гвардейского офицера должна сочетаться со светской жизнью. Гвардейцы были военными в салонах и на балах; и светскими людьми, аристократами — в казармах и на парадах.

На Кавказе сложился романтический ореол вокруг фигуры разжалованного. В «Геpoe нашего времени» княжна Мери долго считает Грушницкого разжалованным за дуэль, хотя на самом деле он юнкер из вольноопределяющихся.

«Промежуточное», «взвешенное» между солдатами и офицерами положение разжалованного послужило материалом для создания нескольких замечательных образов в литературе — от характерного Долохова в «Войне и мире» до трагического Бронина в «Ятагане» Н.Ф. Павлова или жалкого и опустившегося Гуськова из зарисовки Л.Н. Толстого «Из кавказских воспоминаний. Разжалованный».

Необходимо рассказать еще об одном явлении, имеющем отношение к дуэли, — о буршестве. Буршами называли членов студенческих корпораций в немецких университетах. Эти корпорации строились по национально-земляческому принципу. Унаследовав традиции вольных университетов средневековья, студенты вели весьма разгульный образ жизни.

Декабризм — это целый мир: быт, определенные стереотипы поведения, психология, культура — стиль жизни во всей ее полноте.

Защищать честь полка было почетно. Известна легенда о том, как Александр I заставил своего брата Константина извиняться перед кавалергардами за то, что тот незаслуженно резко о них отозвался. Константин выехал перед строем полка и насмешливо изъявил готовность предоставить сатисфакцию любому желающему, явно рассчитывая на смущение соперников. Однако из строя выехал известный своим бретерским поведением М.С. Лунин: «Ваше Высочество, честь так велика, что одного я только опасаюсь: никто из товарищей не согласится ее уступить мне». Константин сказал (по одной из версий), что Лунин для этого слишком молод, и дуэль, конечно же, не состоялась, но кавалергарды остались довольны тем, что не ударили лицом в грязь перед цесаревичем.

...командир 33-го егерского полка подполковник С.Н.Старое решил, что А.С.Пушкин нанес обиду его подчиненному. Дело было в Кишиневе в 1822 году; один из офицеров-егерей во время вечера заказал музыкантам кадриль, а Пушкин потребовал мазурку, и оркестранты исполнили его желание. Поскольку офицер смолчал, то «пятно» легло на честь всего полка — и командир потребовал удовлетворения.

Сама возможность возникновения слухов о поведении замужней женщины, выходящем за рамки приличий, была оскорбительным вмешательством в личную жизнь. Как говорил герой «Аптекарши» В.А. Соллогуба: «Я так уверен в своей жене, что не оскорблю ее подозрением; однако в маленьком городке злоумышленный слух может иметь самые неприятные последствия, и это-то я обязан отвратить».

...спустя полвека дуэль из-за женщины для многих стала символом живых и неиспорченных, «рыцарских» нравов. Об этом замечательно написал Л.Н. Толстой во вступлении к «Двум гусарам» — своеобразном эссе о русской культуре начала XIX века: «В 1800-х годах, в те времена, когда не было еще ни железных, ни шоссейных дорог, ни газового, ни стеаринового света, ни пружинных низких диванов, ни мебели без лаку, ни разочарованных юношей со стеклышками, ни либеральных философов-женщин, ни милых дам-камелий, которых так много развелось в наше время, — в те наивные времена <…>, когда в длинные осенние вечера нагорали сальные свечи, освещая семейные кружки из двадцати и тридцати человек, на балах в канделябры вставлялись восковые и спермацетовые свечи, когда мебель ставили симметрично, когда наши отцы были еще молоды не одним отсутствием морщин и седых волос, а стрелялись за женщин и из другого угла комнаты бросались поднимать нечаянно и не нечаянно уроненные платочки».

Ничтожность причины, в глазах многих дискредитировавшая сам институт дуэли, была только кажущейся. Дворянин, gentleman, l'homme d'honneur — это цельность, мелочей здесь не существует.

Существовали особые сферы жизни и быта, предрасполагавшие к ссорам и дуэлям и даже предполагавшие их. Эти сферы можно условно назвать «соревновательными». Мы имеем в виду все виды азартных игр, «лошадничество» (в том числе и бега), охоту (представлявшую собой смесь спорта и искусства), «театроманию» всех видов и т. п.

Часто возникали ссоры и вокруг бильярдного стола. Постоянно конфликтная, чреватая дуэлями обстановка бильярдной прекрасно описана в «Записках маркера» Л.Н. Толстого.

Если простолюдин совершал в отношении дворянина умышленно оскорбительный поступок, то практически не употреблялось даже слово «оскорбление» — говорили о «бунте». Простолюдин не мог оскорбиться поступком или словом дворянина. Дистанция была столь велика, что можно было позволить себе любые игры в равенство (очень любопытные в этом смысле пары образовали П.Я. Чаадаев и его камердинер, А.С. Грибоедов и его слуга Сашка Грибов), и слишком часто самое искреннее стремление к равенству превращалось в игру.

Дрались на дуэли только мужчины. Женщина едва ли могла оскорбить: ее слова, как правило, не принимались во внимание, как шалость ребенка или ворчание старика. Но даже если женщина нанесла оскорбление, ответственность за него ложилась на мужчину — мужа, брата, кавалера и т.п. Впрочем, бретерский вариант допускал и выяснение отношений с женщиной, но не оружием. «Вы знаете, что когда мужчина оскорбляет мужчину, тогда стреляются; а когда женщина оскорбляет мужчину, тогда что делают, знаете ли вы? <…> Женщину целуют при всех», — так говорил старший Турбин в «Двух гусарах» Л.Н. Толстого. Тем не менее каждое правило подтверждается исключениями — в Европе произошло несколько дуэлей с участием женщин. Известна даже женщина-бретер — певица Парижской оперы мадам Мопэн, урожденная д'Обиньи, послужившая прототипом героини романа Т. Готье «Мадемуазель де Мопэн». И еще, конечно же, на дуэлях дрались женщины, переодетые мужчинами.

...в России была своя «амазонка» — мы говорим о «кавалерист-девице» Надежде Александровне Дуровой, она же корнет Александров.

К дуэли не допускался больной. Во Франции, правда, известен случай, когда Бенжамен Констан был вынужден из-за болезни стреляться сидя в кресле, его соперник для уравнения шансов также стрелял сидя. На дуэли не мог драться душевнобольной. В этом суть трагедии Звездича в лермонтовском «Маскараде» — Арбенин сошел с ума прежде, чем дал ему удовлетворение, лишил его даже надежды на дуэль, и Звездич остался уже не оскорбленным, а обесчещенным, или, как тогда грубо шутили, «с битой рожей». Очень строго соблюдался запрет на дуэли между родственниками.

Еще одно ограничение: на дуэли не могли драться должник со своим взаимодавцем. Этот запрет выполнялся строго, но все-таки и здесь бывали исключения — если причина дуэли была важнее (намного важнее!) денег. Мать Долохова могла говорить о Пьере: «<…> вызвал на дуэль, полагая, что Федя не будет драться, потому, что он ему должен. Какая низость!» Но читатель понимает наивность этих слов: ни Долохов, ни Пьер о деньгах и не думали.

...вопросы — про старушку мать или «что дети будут жрать» — задавали многие литературные персонажи: чиновник Красинский в «Княгине Лиговской» М.Ю. Лермонтова, Арчаковский в «Поединке» А.И. Куприна, Снегирев в «Братьях Карамазовых» Ф.М. Достоевского и др. Эта причина отказа от дуэли могла быть по-человечески понятна, но человек таким поступком как бы признавал, что семейные обязанности для него важнее, чем обязанности светского человека, он как бы сам выключал себя из общества.

Известны случаи поединков, когда соперников разделяла значительная разница в возрасте: подполковник С.Н. Старов был почти на двадцать лет старше Пушкина; сам Пушкин был на тринадцать лет старше Дантеса; Кушелев был намного моложе генерала Бахметьева и т. д.

Практически никогда не мешали дуэли национальные различия.

Второй по значимости после самого дуэлянта в деле чести является фигура секунданта. В определенном смысле секундант воплощает в себе социальный смысл дуэли. Дуэль от убийства отличается тем, что она проводится по правилам. Именно соблюдение правил и гарантируют секунданты. Они выступают не столько как личности, сколько как представители общества, носители общественного мнения.

Для человека устойчивого быта, делающего карьеру или уже занимающего относительно высокое положение, приглашение секундантом на дуэль было в некотором смысле крахом. И согласиться нельзя, и отказаться нельзя — для отказа нужно искать благовидный повод.

Присутствие зрителей, обращавшее дуэль в спектакль, противоречило ритуальному значению дела чести. Поединок, на котором речь шла о чести и бесчестии, жизни и смерти, был актом по сути социально значимым, но по своей форме и психологически – частным, даже интимным, и посторонние любопытствующие на поле чести были не более уместны, чем в больнице или морге. Не было распространено и приглашение медиков к месту боя. В России XVIII – первой половины XIX века к врачу было отношение во многом как к ремесленнику, его место было у постели больного или в лечебнице, а не там, где вершится суд Божий.

«Подлец» и «негодяй» были оскорблениями потому, что они оскорбляли, а не потому, что обозначали нечто конкретное.

 

Первая половина XIX века

Деятельность Московского университета. «Просвещение любит город, где Шувалов основал университет по предначертанию Ломоносова. Ученость, любовь к искусству и таланты неоспоримо на стороне Москвы», – писал в 1834 году Пушкин.

Салоны и балы. Бальные платья не стирали (и практически не гладили – лишь отдельные его «элементы»), могли отпороть загрязнившуюся оборку и заменить её.

Мазурка «приехала» в Россию из Парижа в 1810 г. Это «рок-н-ролл» 19-го века (с лихим пристукиванием каблуками).

В большие сервизы входило множество предметов (тарелки, миски, блюда, лотки разных форм, сухарницы, корзины, соусники, сосуды для специй, солонки, чашки для крема и т.д.).

Театры. В конце XVIII – начале XIX века в России было 170 крепостных театров. Выпускались абонементы. Появились актёрские «фаны».

Крестьянская изба. Путешествие в историю русского быта (первая половина XIX века). Главным инструментом при постройке всех русских деревянных сооружений был топор. Пилу стали применять в конце XVIII в., а в некоторых местах с середины XIX в. Сундуки были главным местом хранения вещей в крестьянской избе. Исследователи относят появление стульев в крестьянской избе к середине XIX века. Ручки деревянных ложек были толстыми и круглыми. Интересный феномен – русские прялки.

«Мелочь». Перья. Почерк. Сургуч. Гербы и вензели. Тюря.

Славянофилы и западники. Среди идейных течений первой половины XIX века наиболее яркими и интересными были две системы историко-философских взглядов: учения «западников» (Белинский, Грановский, Кавелин) и «славянофилов» (Хомяков, Иван и Петр Киреевские, Константин и Иван Аксаковы, Самарин).

Даты. Основные события XIX века - Хронос. Выберем три даты (выбор – обосновать):

1805.12.02 (по юлианскому календарю – 20 ноября) – Австро-русские войска разбиты французами под Аустерлицем.

1825.12.14 – Восстание декабристов.

1848.02 – Вышел в свет труд К.Маркса и Ф.Энгельса «Манифест Коммунистической партии»

Война 1812 года.

Герои.Джордж Гордон Байрон – романтический герой эпохи, «Кларк Гейбл начала 19 века».

Жанры. Сатира и романтика. Опера.

«Щины». Аракчеевщина.

Изобретения. Inventions of the 19th Century Timeline Early Nineteenth Century Inventors and Inventions:

A metal can (or canister) for preserving food was invented in 1810 by a Peter Durand, of London, England. Metal cans (also called tins) could preserve food for a long period of time. To open a can, a person had to use a hammer and chisel; the can opener wasn't invented for another 50 years.
Sir Humphry Davy (1778-1829) was an English scientist who invented the first electric light in 1800. He experimented with electricity and invented an electric battery. When he connected wires from his battery to two pieces of carbon, electricity arced between the carbon pieces, producing an intense, hot, and short-lived light. This is called an electric arc. Davy also invented a miner's safety helmet and a process to desalinate sea water. Davy discovered the elements boron, sodium, aluminum (whose name he later changed to aluminium), and potassium.
Elias Howe (1819-1867) was American inventor who patented an improved sewing machine in 1846. His revolutionary machine used two separate threads, one threaded through the needle, and one in a shuttle; it was powered by a hand crank.
The first rubber band was made in 1845 by Stephen Perry of the rubber manufacturing company Messers Perry and Co., in London, England. This rubber band was made of vulcanized rubber. Perry invented the rubber band to hold papers or envelopes together.
The safety pin was invented by Walter Hunt in 1849. Hunt 1795-1859) patented the safety pin on April 10, 1849 (patent No. 6,281). Hunt's pin was made by twisting a length of wire. Hunt invented the safety pin in order to pay a debt of $15; he eventually sold the rights to his patent for $400.
Linus Yale Jr. (1821-1868) was an American mechanical engineer and manufacturer who developed the cylinder pin-tumbler lock (and other key and combination locks). Yale's father, Linus Yale, had invented an earlier pin-tumbler lock in 1848; the son's lock used a smaller, flat key with serrated edges (like the ones we still use today). There is no connection between Linus Yale and Yale University.

КВЕСТЫ

Как уже отмечалось, сквозные идеи, маршруты-метафоры могут реализовываться через квесты. Квест, связанный с наводнениями.

План наводнения в Петербурге 7 ноября 1824 года.

Наводнения в Петербурге. История Санкт-Петербурга. Вестовая пушка, установленная на Государевом бастионе Петропавловской крепости в 1703 году, выстрелом предупреждала о надвигающемся бедствии. С середины XVIII в. сигнал об опасном подъеме воды подавали пушки Адмиралтейства... В 1715 году в Петропавловской крепости была установлена водомерная рейка-футшток для измерения уровня воды в устье реки при штормовых нагонах... В 1720 году на Петербургский остров явился некий предсказатель, который пророчил: «Быть Питербурху пусту», на остров хлынет вода и затопит весь город до метки на верхушке высокого дерева, росшего на берегу. Многие горожане стали спешно переселяться из низин на более высокие места. Петр I, узнав об этом, велел срубить дерево, а «пророка» наказать кнутом... Очередное бедствие чуть навсегда не решило судьбу Петербурга: после наводнения 13 октября 1729 года император Петр II перенес столицу в Москву. Императрица Анна Иоанновна вернула С.-Петербургу его столичный статус в 1732 году... В 1764 году генерал-инженер И.М. Кутузов, отец великого полководца, представил проект «О проведении канала для предотвращения жителей столицы от гибельных последствий наводнения». На плане Петербурга, воспроизводящем градостроительный проект 1760-х годов, обозначен этот канал, названный Екатерининским (ныне – Грибоедова). Особенно бедственным было для столицы наводнение 1777 года: погибло около тысячи жителей, были разрушены многие деревянные дома и лавки, повреждена строившаяся гранитная Дворцовая набережная, уничтожены фонтаны Летнего сада. 10 сентября вода поднялась на 3,21 м и залила город. Императрица Екатерина II наблюдала разгул стихии из окон Зимнего дворца и так описала наводнение: «Порыв ветра разбудил меня в пять часов. Я позвонила, и мне доложили, что вода у моего крыльца и готова залить его. Я сказала: если так, отпустите часовых с внутренних дворов, а то пожалуй они вздумают бороться с напором воды и погубят себя...»... Наводнением 1777 года был разрушен острог, стоявший на берегу Невы. Все 300 заключенных погибли. Происшествие породило легенду о потоплении арестантов Петропавловской крепости, в том числе самозванки, выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны. В XIX веке ее отождествили с княжной Таракановой, другой авантюристкой, также жившей в екатерининскую эпоху. Предание послужило сюжетом нескольких романов и известной картины К.Д. Флавицкого. На самом деле узница умерла от чахотки двумя годами раньше – в 1775 году. Самое опустошительное наводнение, 79-е по счету, произошло 7 ноября 1824 года. Вода поднялась на 4,1 м выше ординара. Больше всего пострадали Галерная гавань, Васильевский остров и Петербургская сторона. На Невском проспекте вода доходила до Троицкого переулка (ныне улица Рубинштейна). Были залиты водой селения вокруг Екатерингофа и казенный чугунный завод. Погибло несколько сотен людей и тысячи голов домашнего скота, разрушены почти все деревянные строения на затопленной территории... Морской инженер и историк флота В.Н. Берх в 1826 году опубликовал «Подробное историческое известие о всех наводнениях, бывших в Санкт-Петербурге». Пушкин воспользовался также статьей «Письмо к приятелю о наводнении, бывшем в С.-Петербурге 7 ноября 1824 года» Ф.В. Булгарина, известного петербургского журналиста и издателя. Воспоминания о наводнении 1824 года оставили А.С. Грибоедов, И.И. Мартынов –ученый и журналист, актер Императорского театра В.А. Каратыгин и другие очевидцы... В феврале 1825 года Александр I объявил конкурс на лучший проект защиты Петербурга от наводнений. П.П. Базен, один из пяти участников конкурса, предлагал отделить Невскую губу от Финского залива каменной плотиной. Дамба должна была пересечь залив между Лисьим Носом и Ораниенбаумом через остров Котлин. Для прохода судов между заходящими друг за друга оконечностями плотины предполагалось оставить широкий канал, перпендикулярный направлению западных ветров. Проекты обсуждались почти 30 лет, но губительные наводнения в это время не повторялись, и интерес к защитным мерам постепенно угас. В 1890 году вновь произошел подъем невской воды. Считается, что именно тогда Обводный канал предохранил город от катастрофического разлива Невы... Руководство Ленинграда извлекло уроки из катастрофы 24 г. Институт коммунального хозяйства в 1932 г. представил проект защитных гидротехнических сооружений, основанный на разработках П.П. Базена. Строительство предполагалось завершить к 1938 году, но после убийства С.М. Кирова в 1934 году наступила пора тотальных репрессий, затем война, блокада. Строительство защитных сооружений в этот период перестало быть актуальным. К проекту дамбы вернулись в начале 1960-х годов после крупного наводнения 15 октября 1955 года (2,93 м выше ординара) и в связи с разработкой нового Генерального плана развития Ленинграда. (Также: Городской маршрут Петербурга и т.д.).

Петербургские наводнения XVIII века (П.Кошель). Почему в Петербурге бывают наводнения? Циклоны по земле идут обычно с запада на восток и сопровождаются сильными ветрами. Когда циклон пересекает Балтийское море с юго-запада на северо-восток, то его направление совпадает с осью, вдоль которой лежит море. Ветры циклона сгоняют воду к горлу Финского залива и на его поверхности образуется этакое большое вздутие, которое растекается в стороны в виде свободной волны высотой 40-60 см. Когда эта волна, идущая со скоростью 50 км в час, начинает проходить мелководную и узкую часть залива, ее скорость и высота возрастают. Тогда весь Финский залив волна проходит за 7;9 часов. И, наконец, уже достигая 5 метров, она врывается в Невскую губу и устье Невы, вызывая быстрый подъем воды... В 1877 г. Главная физическая обсерватория установила у Горного института прибор, который непрерывно записывал на ленте уровень воды в Неве. В 1971 г. на берегу Мойки поставлен гранитный обелиск с трезубцем Нептуна. На масштабной линейке можно видеть, насколько уровень воды повышается. Бронзовые пояски обозначают уровень самых сильных наводнений с 1824 г. Абсолютным уровнем воды в Неве принято считать 2,5 метров.

Пумпянский. "Медный всадник" и поэтическая традиция XVIII века. Наводнения 1723 и 1726 гг. призошли до установления петербургского Парнаса. Следующее большое наводнение (8, 5 фута) случилось в 1752 г. Но к концу бироновщины были наводнения из числа тех, которые в XVIII в. называли маловременными (4-5 футов выше ординара)... Почему большое наводнение 1752 г. не отозвалось в одах Ломоносова – мы не знаем. Возможно, что по политическим причинам: как было осмыслить его без нарушения прочно установившегося сравнения „Елисавета – тишина“? Вся официальная концепция елисаветинских од тишине была бы потревожена и смещена.

Река Нева | Наводнение, памятная надпись, уровень воды (http://www.nevariver.ru/flood.php). Адмиралтейский проезд (под аркой главного здания Адмиралтейства); Английская набережная, 2; Аптекарский проспект, 1 (в вестибюле для сбора экскурсий в Ботаническом саду); Большая Конюшенная улица, 9; Большая Морская улица, 33; Большая Пушкарская улица, 10; Васильевский остров, 7-я линия, 2/1; Васильевский остров, Большой проспект, 1; Васильевский остров, Университетская набережная, 5/2; Гороховая улица, 19; Гражданская улица, 19/5 (табличка на Доме Раскольникова); Гривцова переулок, 9/1; Гривцова переулок, 14/36; Гривцова переулок, 14/55; Дворцовая набережная, 34; Ждановская улица, 13; Летний сад. Дворец Петра I; Московский проспект, 9; Невский проспект, 33 (на парапете с правой стороны у первой лестничной площадки); Петропавловская крепость (под аркой Невских ворот); г.Кронштадт. Синий мост. Возле Кронштадтского футштока; Набережная р.Мойки, рядом с домом 89. Возле Синего моста.

Легенды и Мифы Санкт-Петербурга | ВКонтакте.

 

Как кажется, «онегинский» урок ясно демонстрирует опыт «двойного движения», когда есть линия «выскальзывания» из текста в иные культуры и времена (а текст оказывается толчком, поводом, намёком), и линия «врастания» в текст, в тему (и текст здесь становится той плодородной «десятиной» культуры, той «жирной» почвой, в которой ещё движется воздух эпохи). Материалы к «медленному» прочтению пушкинского романа имеются в блоках «Технологии» и «Русского языка». Их можно наращивать и дальше. Так, интересна и кропотлива книга А.В. Аникина «Муза и мамона. Социально-экономические мотивы у Пушкина» (М., 1989). (Кстати, книги этого автора «Золото» и «История финансовых потрясений» хорошо подойдут к соответствующим разделам из «Информатики»). Любопытны работы Устияна «Пушкин и политэкономия» («Скупой рыцарь» и тезауризация; экономическая программа Пугачёва; интерес Пушкина к петровскому указу «О торге табаком в Сибири на деньги, а не на товар»; мысли Пушкина о кредите и т.д.) и «Пушкин: политэкономия свободы». И т.д.

Кропотливые комментарии к роману:«Онегинская энциклопедия» (в 2-х тт.); В.В.Набоков, «Комментарий к роману 'Евгений Онегин'»;информативен ресурс http:// www.ruslibrary.ru/ и т.д.


Интегрированный урок. Русский язык. «Денежки и корешки»

 

На данном уроке предпринята попытка исследования развития одной лексической группы слов (предметно-тематической), связанной с торгово-экономической жизнью русской народности XI – XVII вв. – названий денег и денежных единиц, которые обширно представлены в древнерусских и русских памятниках деловой письменности.

Существовали следующие наименования денег и денежных единиц этого периода (XI-XIV вв.: ДИНАРИЙ, ДРАХМА, ГРИВНА, КУНА, ВЕКША, ЗЛАТО, СКОТ, СЕРЕБРО, РЕЗАНА, МОРДКА).

С другой стороны, это период народной борьбы с татаро-монголами, сплочение народных сил, задачи организации на севере и северо-востоке сильного централизованного великорусского государства. Это период формирования старорусского языка великорусской народности XIV-XVII вв., выразившийся в ряде новых явлений, в широком распространении новых слов, прежде всего, таких, которые фиксируются памятниками гораздо раньше этого периода. К таким словам относятся названия денежных единиц: РУБЛЬ, КОПЕЙКА, ПОЛТИНА.

К этому же периоду относится и ряд других названий денежных единиц, как исконно русских: ПОЛТИННИК, ПОЛУШКА, ДЕНЬГИ, ДЕНЕЖКА, так и заимствованных: АРТУГ, ГРОШ, ДЕНЬГА, АЛТЫН.

Слова ДЕНЬГИ, РУБЛЬ, КОПЕЙКА, ПОЛТИННИК очень употребительны, как в современном русском литературном языке, так в просторечии и говорах.

 

Цель работы на уроке:

- проследить происхождение, развитие каждого слова в этой группе, взаимодействие их значений, обусловленное их функционированием в системе языка на протяжении XI – XVII веков.

 

Методы работы:

- изучение предметно-тематической группы слов требует соответствующих методов исследования. В современной лингвистике в течение последних десятилетий популярностью пользуется описательный метод исследования, т.е. изучение отдельных слов и групп слов на уровне лексических значений. В данной работе используется этот метод, как основополагающий в исследовании развития и взаимодействия значений.

Кроме того, в работе применяется метод фронтального сопоставления данных различных словарей и сравнительно-исторический метод с целью установления, являются или нет слова данной группы родственными, т.е. ведущими свое начало от одного первоисточника. Иначе говоря, происходят ли данные слова из общего праязыка.

 

Все вышесказанное позволяет сформулировать конкретные задачи исследования, поставленные для достижения цели:

· Знакомство со словарными статьями, собранными из разных типов словарей для всех слов, входящих в группу.

· Составление таблицы исследуемых слов по времени их функционирования в языке.

· Исследование этимологии слов данной предметно-тематической группы и их исторического развития (семантика).

· Разграничение слов данной группы на общеславянские, собственно русские и заимствованные названия денег и денежных единиц.

· Классификация анализируемых слов по времени их возникновения и функционирования в древнерусском и русском языках XI-XVII вв.

· По возможности определение своеобразия исследуемой русской лексики по сравнению с лексикой других славянских языков.

· Установление судьбы данных названий денег и денежных единиц в дальнейшей истории русского языка (в современном русском литературном языке, в просторечии и говорах).

 

На столе находятся наглядные пособия и справочники: копилка в форме поросенка, старинные монеты, ракушки, шкурка меха, перья птицы, бусы и различные толковые и этимологические словари.

М.Ю.: – А давайте сегодня про деньги поговорим?

А.И.: – Что толку о них говорить. Сколь не говори «ХАЛВА», во рту слаще не станет.

М.Ю.: – Да нет, я не про сами деньги, а про слово. Странное оно, ни на что не похожее, никаких у него понятных корней. (История товаро-денежных отношений до возникновения понятия «деньги»…перо павлина, ракушки, пушнина)

А.И.: – Слово-то очень интересное! А корней нет, потому что оно пришло из восточных языков. Из какого точно, так сразу не скажу. А заглянем-ка в этимологический словарь, ребята.

Ну-ка, что там про деньги пишут? Ага – вот!

(УЧЕНИК читает словарную статью из этимологического словаря)

– Еще Афанасий Никитин в "Хождении за три моря" писал: "Хорасанцам (персам то есть) жалованье выдают по тенке в день". Тенка, точнее, тенгэ – старинная персидская монета. Торговые люди, вроде Никитина, и принесли это слово на Русь. Похожие слова есть в башкирском, чувашском, узбекском языках. В Бухаре, уже в то время, когда она входила в состав России, серебряная монета достоинством в 15 копеек называлась "таньга".

М.Ю.: – У нас почему-то это слово всегда во множественном числе. А была когда-нибудь одна деньга?

А.И.: – Представьте себе, была. Вот у Даля статья называется не деньги, как в современных словарях, а деньга. И это не просто любая монетка, а полкопейки, или две полушки. Даже пословицы были: Солдату три деньги в день, куда хочешь, туда и день. Без деньги копейки, а без копейки и рубля нет.

УЧЕНИК: – А я думал полкопейки – это грош.

М.Ю.: – Нет, грош полушки в четыре раза больше. (СКОЛЬКО ЭТО БУДЕТ?)

УЧЕНИК: – Две копейки, значит?

А.И.: – Правильно. Но все-таки, конечно, не бог весть какие великие деньги. Поэтому со временем слово грош стало употребляться в значении пустячной суммы. И вошло в разные пословицы и поговорки. Мы презрительно говорим про что–то никчемное: "Ломаного гроша не стоит!" И хотя сама монета давно исчезла, всем понятно, что значит "зарабатывать гроши" или "в кармане ни гроша".

М.Ю.: – А это слово, откуда взялось?

А.И.: – Вот уж никогда не задумывалась. Действительно, откуда? Ну-ка, что там этимологи говорят?.. Любопытно...

УЧЕНИК читает статью из словаря - «грош»…

- Если деньга пришла с Востока, то грош, наоборот, с Запада. В украинский и западнорусский говор оно попало из Польши, а туда – из Германии. "Грошем" называлась монета, которую чеканили в канцелярии германского императора и название которой восходит к латинскому "денариус гроссус" – большой денарий. Ишь, какого старинного рода оказался наш грошик!

А.И.: – Кстати, говорят ведь еще и так: "Не было ни гроша, да вдруг алтын". Как вы понимаете эту пословицу?

УЧЕНИК: - Пословицу я понимаю так: это значит, не было ничего, а потом вдруг откуда–то взялось много. Но что это за алтын? Тоже монета и, наверно, больше гроша?

М.Ю.: – Больше. И, если судить по названию, то намного: ведь "алтын" или "олтын" в тюркских языках означало "золото".

А.И.: – Почему, интересно, у нас так много денежных слов из других языков? Западных, восточных...

М.Ю.: – Ну, это как раз нетрудно объяснить! Ведь на деньги идет торговля, а где еще так тесно и мирно общаются народы, как не на базаре или ярмарке? Обмениваются товарами, монетами и словами тоже. Так вот, хоть предок у русского алтына знатный, вроде как у гроша – римский денарий, но сам он стоил всего-навсего три копейки, или шесть денег.

УЧЕНИК: – И полушек тоже шесть!

М.Ю.: – Молодец! А теперь догадайтесь, какую монету называли пятиалтынным?

УЧЕНИК: – Трижды пять – пятнадцать. Пятнадцать копеек? Разве есть такая монета?

А.И: – Еще совсем недавно, до последней денежной реформы, была. Я помню, пятнашкой звонили из телефона-автомата. А мой дед очень любил говорить "пятиалтынный", "двугривенный", "целковый", "червонец". Мне нравилось, как звучали эти названия, но что обозначают, неловко было спросить.

М.Ю.: – Двугривенный – это монетка в двадцать копеек. Была и такая.

А.И.: – Тогда, значит, десять копеек – это… ребята, скажите.

УЧЕНИК:– Гривенник.

М.Ю.: – А еще раньше – гривна. Вот это уже по-настоящему большие деньги. Десять копеек серебром. На это можно было целую корову купить! Вы спросите: а откуда слово произошло?

А.И: – Да, только хотела спросить. Оно как-то связано с гривой?

М.Ю.: – Напрямую! Первоначально гривной называли ожерелье или что-то вроде шейного медальона. А слово "грива" не изменилось с древнейших времен, оно еще в древнеиндийском, нашем языке-пра-прадедушке, означало шею. Костяк согласных г-р, ж-р мы слышим и в горле, и в жерле, и в гриве и гривне. А гривенник не всегда был монетой, монеты чеканить научились не так давно, в Древнем НОВГОРОДЕ, ПСКОВЕ, ТВЕРИ, МОСКВЕ. До этого расплачивались просто слитками серебра или золота определенного веса.

УЧЕНИК: – Ну, хорошо, а целковый?

М.Ю.: – Это было словечко скорее просторечное. Целковый, или целиковый – целый рубль! Сначала на Украине, а потом и в России так и называли рубль.

А.И.: – Вот здорово! Мы с вами от полкопейки до рубля дошли! Из всех грошей да алтынов только рубли с копейками остались. А про их корешки мы и не подумали!

М.Ю.: – Ладно, давайте сначала про копейку выясним. Ребята, вы ничего в корне этого слова не слышите?

УЧЕНИК: – Коп какой–то или копь...

Может, копьё? Только причем тут...

М.Ю.: – Очень даже причем! Читай вот в словаре!

УЧЕНИК: – Копейка – серебряная монета, чеканенная с 1535 года. Появилась в Москве после завоевания Новгорода в 1478 году. Она носит изображение царя, сидящего верхом на коне с копьем в руке. В новгородской летописи в 1535 году записано, что великий князь приказал "новыми деньгами торговати с копиём".

А.И: – Понятно про копейку? Теперь настройте ухо и послушайте: рубль! Что слышно?

УЧЕНИК: – Рубили его, что ли?

А.И: – Вот именно! В русском языке это слово появилось очень давно, причем в форме, над которой мы сейчас посмеялись бы – так неграмотные люди говорят: рубель. И сначала означало не денежную единицу, а просто обрубок. Рубили гривну пополам – получалось два обрубка, два рубля то есть. Ну, а позже и монету так назвали.

УЧЕНИК: – Надо же, какая, оказывается, интересная штука – деньги!

 

Ход урока сопровождается презентацией, в которой собраны иллюстрации, изображения монет, пословицы и поговорки, отражающие материал урока.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 393; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!