Американский Юг как рифма русскому усадебному барству. 12 страница



Банкет

В зале стоят столики, вокруг которых сидят участники. Участники в основном общаются между собой, позволительно только очень короткое выступление от организаторов (часть аудитории все равно окажется в положении «спиной к говорящему» и будет чувствовать себя неловко). Т.е. это своеобразный вариант большого количества небольших «круглых столов». Однако такой вариант рассадки гораздо чаще используется либо для серии презентаций, либо для банкетов, т.е. употребления еды, а не обсуждений. Столики можно пронумеровать и подобрать состав каждого столика так, чтобы людям было интересно общаться между собой.

Кабаре

В зале стоят столики, вокруг которых сидят участники, оставляя одну часть столика свободной. Свободная часть обращена к сцене или трибуне. Благодаря этому возможно выступление или шоу. Данная рассадка предполагает скорее неформальный стиль общения, так как на столах, скорее всего, со временем должны появиться закуски и напитки. Тем не менее, такая рассадка может быть удобна также при проведении презентации и обсуждения по небольшим группам.

Фуршет

Участники не сидят, они свободно перемещаются по залу и общаются между собой. По залу расставлены высокие барные столики, чтобы можно было оставить бокал. Вокруг этих столов могут возникнуть группы, связанные какими-то интересами и обсуждающие общие вопросы. Обычно где-то в углу у стен стоит барная стойка с напитками и линия столов с питанием. Линия с едой может стоять и посередине зала, чтобы участники подходили к ней с разных сторон. Поскольку каждый участник предоставлен сам себе, предполагается неформальное общение, светские беседы. Задача организаторов – максимально облегчить общение, чтобы каждый участник находил собеседника и включался в общение. Необходимо, чтобы по залу курсировали люди, которые активно поддерживали беседу, знакомили и представляли друг другу гостей.

И возможные конфигурации пространства мероприятия, и другие аспекты его организации могут стать кейсами для решения (командного или индивидуального).

Проект. Тексты к темам.

Борис Кутенков. Sergey Orobiy о книгах:

Обзор книжных новинок от 01. 10. 15. LITERRATURA.ORG:

Сухбат Афлатуни. Поклонение волхвов.«Поклонение волхвов» – масштабная (время действия – с середины XIX века по наши дни) сага: история семьи Триярских, родоначальник которой, молодой архитектор Николай, был осужден по делу петрашевцев и сослан в далекую Киргизию – география в этом повествовании играет не меньшую роль, чем собственно история.

Вадим Ярмолинец. Свинцовый дирижабль «Иерихон 86-89». СССР, Одесса, «перестройка». Молодой журналист работает в местной газете, увлекается западной музыкой и остро ощущает бессмысленность происходящего: уже можно потихоньку слушать «Led Zeppelin», но еще приходится писать скучные репортажи о передовиках производства.

Роман Сенчин. Зона затопления.Певец социального апокалипсиса Роман Сенчин написал очередной пронзительный роман – о том, как жителей сибирских деревень силой переселяют в город, «спасая» из зоны затопления (места будущей Богучанской ГЭС).

Что такое договор? Пространство договора. «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского, «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Стивенсона, «Пиковая Дама» Александра Пушкина, «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда, «Портрет» Николая Гоголя, «Петербург» Андрея Белого, «Чёрный Человек» Сергея Есенина, «Незнакомка» Александра Блока, «Собачье Сердце» Михаила Булгакова, «Плаха» Чингиза Айтматова, «Фауст» Гёте.


Приложение. Время и его Атмосфера

(См. урок-погружение в атмосферу первой половины 19-го века с Л.М. Людоговской).

Помимо комментариев к роману Ю.Лотмана, можно обратиться к серии «Былой Петербург» (изд. «Пушкинского фонда»). И не только к томам о пушкинском времени (которые здесь были использованы). А.Гордин и М.Гордин, «Пушкинский век». М.Гордин, «Екатерининский век». Я.Длуголенский, «Век Достоевского». И.Муравьёва, «Век модерна». Знатоков Петербурга немало (не только Д.Лихачёв, но и, например, М.Каган – см. «Град Петров в истории русской культуры»). Далее мы приведём из них некоторые цитаты и примеры, дав краткое описание уроков «погружения».

Их форма несколько напоминает испытанную нами в МХК (да и в Истории), но лишь только напоминает (с проведёнными уроками в существенно более подробном изложении можно будет ознакомиться на школьном сайте). Эти уроки предполагают, помимо владения определёнными историческими знаниями и механизмами рационального мышления, наличие культурной интуиции. Более того. Человек, способный уловить «состояние атмосферы» эпохи, может, даже не будучи исторически грамотным, вернее «узнавать» события и вещи этой эпохи, чем, казалось бы, гораздо более сведущий. Итак, «атмосферичность» и культурная интуиция – девизы уроков погружения. Заметим, что интуиция непременно требует доверия к своим ощущениям. Ты не можешь более полагаться на чьё-то мнение.

Первая часть таких уроков «создаёт атмосферу» места и времени. Как? Смотрите на сайте (это не должно быть «описание» или «перечисление»: несколько мощных сюжетов, несколько надёжных «вещдоков», а не хронология или опись). Затем участники (команды) получают материалы (цитаты, рисунки, чертежи, фотографии и т.д.), которые должны разобрать, отнеся к определённому времени (или, например, месту (стране, городу), пространству быта: дворянского, городского, военного (обратите внимание, что они могут пересекаться) и т.д.). И объяснить: почему они полагают, что это событие (вещь, смысл) могло бы прижиться в том времени, которое мы выбрали. Дабы не раскрывать здесь всего, ограничимся следующим: предположим, что нашим «временем» является начало (первая четверть) XIX века. Как вы думаете, прошли бы ваш «фейс-контроль» следующие примеры (а, возможно, некоторые из них вполне могут быть отнесены и к началу XIX века)?

Предварим прочие выдержки отрывками из М.Кагана, вводящими в атмосферу Петербурга (на уроке такое «введение» не годится, поскольку «открывает карты»). Курсивом – возможный иллюстративный материал (или цитаты), в скобках жирным выделены имена, события и даты-ключи.

М.С. Каган. Град Петров в истории русской культуры.

Хронологически «Петербург Достоевского» соотносится со второй половиной века, как «Пушкинский Петербург» – с первой его половиной, а 1840-е гг. по праву считают временем переходным в истории русской литературы XIX века, временем смены поколений, принципов, идей, художественных героев.

Изменялся образ города, в котором главным элементом становился не дворец, а «доходный дом» – многоэтажный и многоквартирный, сдававшийся в наём.

Естественно, что в столице по-прежнему пролегала магистральная дорога развития российской культуры: она была центром развития научной мысли, его промышленность развивалась на наиболее совершенной технико-технологической основе; здесь издавались «Отечественные записки» Некрасова и Панаева; здесь в 1863 году произошёл «бунт 14 студентов» Академии художеств, положивший начало движению передвижников, а в конце века родились объединение художников и журнал «Мир искусства»; здесь действовала «Могучая кучка» российских музыкантов; здесь расцвели русская опера и балет; здесь приобрели наиболее яркие формы новые функциональные, конструктивные и стилевые принципы в архитектуре и градостроительстве; здесь же образовался центр русской моды и появилось множество специальных журналов... К концу 1860-х гг. около десяти процентов населения города приходилось на представителей интеллигентных профессий, причём значительную часть составляло студенчество, пополнявшееся всё больше выходцами из низших социальных слоёв. Падение крепостничества сделало разночинца главным деятелем освободительного движения.

Новый тип женщины. Суриков, Боярыня Морозова (1887 г.).

Город рос, менялся его облик: строились фабрики, заводы, жилые районы, появлялись архитектурные сооружения нового типа...

(В 1893 г.) И.М.Сеченов в специальном докладе Обществу любителей естествознания поставил вопрос о «физиологических критериях для установки длины рабочего дня» и определил его продолжительность в 8 часов, в то время как на большинстве заводов он длился 12...

(Вторая половина XIX века) – время второго рождения Петербурга, ставшего не только художественно-эстетическим, но и научно-техническим центром страны: технически оснащались и переоснащались его фабрики и заводы, осваивались новейшие технологические системы в строительстве зданий, мостов, железных дорог.

(В 1890 г.) основан журнал «Электричество».

(В 1894 г.) в Петербурге вышло втрое больше книг и журналов, чем в Москве (по всем рубрикам – кроме богословия и философии).

Быстрый рост интереса к естествознанию.

Д.Менделеев: «Заводы сильны естествознанием...». А.Герцен: «Современное состояние физических наук... представляется самым блестящим».

Резкое изменение соотношения гуманитарного и научно-технического потенциала культуры... (культуры и цивилизации)...

Научно-популяризационная деятельность. (1890-1907 гг.) – 86-томный «Энциклопедический словарь» Ф.Брокгауза и И.Ефрона.

Популярность Г.Спенсера (в Петербурге в 1860-х и 1890-х гг. вышло семитомное собрание его сочинений).

...Разработка Д.И.Менделеевым периодической системы элементов была характерным порождением петербургской ментальности, в которой структурное мышление формировалось и под влиянием ставшего доминирующим в духовной культуре познания законов самоорганизации природы (вспомним, что спустя несколько десятилетий в Петербурге же А.А.Богданов разработал всеобщую организационную науку – тектологию), и под влиянием петербургской архитектуры, которая придала эстетическое значение симметрии как закону организации пластических форм.

Е.Н.Борисова так охарактеризовала отличия Петербурга Достоевского от Пушкинского Петербурга: «Всё большая затенённость улиц высокими домами, застройка или озеленение площадей, заполнение тротуаров пешеходами, мостовых – экипажами, стен домов – вывесками и объявлениями, обочин – фонарными столбами и афишными тумбами, – всё это создавало особую, насыщенную деталями динамическую городскую среду, всё более заслонявшую от глаз первоначальный классический образ Петербурга неузнаваемо изменившую его обширные площади, прямые улицы и проспекты».

Фотографии из монографии М.С.Штиглица:

Железоделательный завод в Ижорском комплексе – 70-е гг.

Завод Зигеля – 90-е гг.

Бумагопрядильная мануфактура – 70-90-е гг.

Высокий сатирический потенциал, характерный для петербургской культуры.

В журнале «Искра» работало более ста карикатуристов.

Гоголь, Салтыков-Щедрин, Козьма Прутков – Петербург. И: А.Аверченко и М.Зощенко. И: Е.Шварц, А.Райкин и полунинские «Лицедеи».

Фотография. Казаки у певческого моста задерживают шествие к Зимнему дворцу. 9 января 1905 года.

А.А.Иванов. Явление Христа народу, 1837-1857 гг.

К.П.Брюллов. Последний день Помпеи, 1830-1833 гг.

Пригласительный билет на маскарад к обер-шталмейстеру Л.А.Нарышкину.

М.Гордин. Екатерининский век.

Битьё по пятам было привычным элементом современной (Крылову) карательной системы.

За долги чуть было не угодил за решётку (Гаврила Романович Державин)... Правда, не по своей вине, а по вине приятеля, за которого неосторожно поручился в Дворянском банке.

Казачий разъезд у Полицейского моста. Гравюра начала XIX века.

Кабацкие мордобои. Герой поэмы Майкова «Елисей, или Раздражённый Вакх» забулдыга ямщик Елеся во хмелю для кабатчиков страшен.

Продажа винных откупов составляла одну из главных статей государственного бюджета.

(Екатерининский) Петербург – город барских усадеб, вельможных поместий.

Согласно тогдашней статистике, в начале (екатерининского) царствования в Петербурге было около 5000 строений. При этом каменных зданий – только 460.

Г.Г.Орлов в карусельном наряде. Миниатюра А.Чернова (около 1766 г.).

Живыми карпами в изрядном количестве снабжала Петербург соседняя Пруссия.

За пределами Франции нигде, можно полагать, не было такого множества французских парикмахеров, как в Петербурге. Отсюда и изящно убранные головы здешних дам.

Иностранцам бросалось в глаза, что в Петербурге совсем нет фиакров, то есть извозчичьих карет, а только открытые повозки...

Английские карикатуры с кэбами. Парижские сценки.

Привычка богатых русских бар окружать себя бессчётной дворней коробила иностранцев.

Даже самые гибкие рессоры лучших английских карет порою не избавляли их пассажиров от неприятных толчков.

Перед казёнными зданиями улицы мостили за счёт казны, тогда как домовладельцам следовало содержать в порядке мостовую «во всю длину своего двора до самой середины улицы». Из окрестностей города на барках привозили булыжник, который продавали по цене от 12 до 16 рублей за кубическую сажень. Устройством мостовых занимались обыкновенно артели мужиков, приходивших летом в Петербург на заработки. Работу оплачивали из расчёта 25-35 копеек за одну квадратную сажень.

В (1786 году) был издан указ, запрещающий в летнее время запускать монгольфьеры.

Помимо уличных фонарей и ночного светила петербуржцев выручали сполохи северного сияния.

Столичные обыватели ложились спать рано, тогда как люди светские, в особенности молодые, имели обыкновение допоздна засиживаться в весёлой компании, плясать на балах, повесничать в маскарадах.

Бумажные деньги, как объяснял указ (от 29 декабря 1768 года), понадобились для «улучшения обращения денег».

Бумажные деньги меняли только на медь.

(В ходе Второй турецкой войны) резко обострились российско-британские отношения.

В Петербурге можно было изрядно заработать контрабандой модных товаров.

Продавец лубков и шпажный мастер. Гравюра Х.Гейслера, 1780-е гг.

Шпалерная мануфактура (Мануфактура стенных гобеленов). Стекольная мануфактура, основанная (князем Потёмкиным). Фабрика бронзовых изделий.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 269; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!