В.Курбатов. «Петербург. Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы».



В конце царствования (Петра) и при его преемниках сказывается влияние Московского зодчества, а вместе с тем появляются лучшие мастера, как П. Трезини и М. Земцов.

«Эти пустые, широкие, серые улицы; эти серо-беловатые, желто-серые, серо-лиловые, оштукатуренные и облупленные дома, с их впалыми окнами, яркими вывесками, железными навесами над крыльцами и дрянными овощными лавчонками; эти фронтоны, надписи, будки, колоды; золотая шапка Исаакия; ненужная пестрая биржа...» («Призраки» Тургенева). Вот мнение писателя следующего за (Пушкиным) поколения.

... (Пётр) не строил для себя больших дворцов. Зато он начал грандиозный дворец в Стрельне и исключительные по размерам водопады в Петергофе, т. е. там, где высокие береговые откосы позволяли эффектно расположить здание.

Общий вид Петербурга при (Екатерине I) или (Анне Иоанновне) не был особенно блестящим, так как (Император Пётр II и Анна Иоанновна) подолгу проживали вне Петербурга. Немудрено, что улицы были запущены, хотя время от времени и отдавались указы об опрятном содержании их. Одним из таких указов (1734) было повелено устроить Невский проспект...

Громадное большинство построек было возведено из дерева и многое лишь начато, а иногда лишь намечено... Кроме Петербурга, (Елизавета и её придворные)строили очень много в Москве, в Киеве и других городах, а потому зодчих буквально не хватало.

Смольный монастырь (1744–1757) (Елизавета)строила для себя, собираясь удалиться в него под старость, но не дожила до окончания.

Картину (Елизаветинского) Петербурга не очень трудно представить себе, потому что в (1753) году был издан большой план столицы и изображение главнейших ее видов. Из этого плана видно, что площадь города была немного лишь меньше нынешней, население же гораздо менее скучено, и центр города был поделен на громадные усадьбы... Домики мещан и казармы были невелики и невзрачны, зато дворцы в усадьбах вельмож широко раскинуты, фасады их ярко раскрашены, а статуи и купола на кpышax раззолочены. Улицы были, вообще, грязны, пыльны и плохо устроены. По каналам и речкам, не заставленным барками, плыли красивые гондолы и лодки с палатками. Все мосты были подъемными со сложными приспособлениями, напоминавшими журавли деревенских колодцев.

Гранитные набережные Невы (1764–1784) по своим размерам иблагородству рисунка - единственные в мире. Они украшены только превосходными полукруглыми спусками пристаней и мостами.

Во времена (Екатерины) появилось представление об экономии, о практической пользе, были намечены грандиозные улучшения, составлены рациональные планы, но для применения их не хватало еще сил. С гранитной набережной Невы дисгармонировали топкие берега Мойки, с изумительной решеткой - запустение Летнего сада, с великолепным костелом Св. Екатерины - убогая церковь Рождества Богородицы (на месте Казанского собора). Петербург начинал быть столицей Третьего Рима, но еще не сделался ею.

Работы по приведению в порядок улиц и набережных продолжались в течении (первой половины 19-го) столетия. Одной из крупных поздних работ было сооружение Аничкова моста с четырьмя конными группами Клодта и тяжелыми чугунными перилами. Таким образом в (тридцатых-сороковых)годах Петербург представлялся единственным по выдержанности стиля городом. От Адмиралтейского шпиля до Московских ворот и от Горного Института до Уткиной дачи все строения были выдержаны в классическом стиле.

Уличное освещение началось в Петербурге едва ли не раньше, чем в других европейских городах, но до (начала XIX)века фонари прикреплялись к деревянным столбам. В (начале XIX) века появились железные фонари.

При (Петре) мебель чаще всего привозилась из Голландии и Англии, но часто готовили её и в России по английским и голландским образцам.

В (Екатерининскую) эпоху фонари делались в виде хрустальных ваз с хрустальными же подвесками или составляли большие, но лёгкие люстры из тонких бронзовых обручей, хрустальных подвесок и шаров цветного стекла.

В (Александровскую) эпоху люстры становятся тяжелее - в виде непрозрачных блюд чёрной бронзы с отличными чеканными орнаментами золочёной бронзы, а ещё позже вся люстра кажется состоящей из золочёных прорезных бронзовых орнаментов.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 339; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!