Американский Юг как рифма русскому усадебному барству. 6 страница



Восстать, пророк, и виждь, и внемли,

И обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Анненский называет это публичное чтение “жестоким актом”: “Достоевский останавливался у самого края, шага этак за три от входа, - как сейчас вижу его мешковатый сюртук, сутулую фигуру и скуластое лицо с редкой и светлой бородой и глубокими глазницами, - и голосом, которому самая осиплость придавала нутряной и зловещий оттенок, читал, немножко торопясь и как бы про себя (sic! – Г.А.), знаменитую оду” (Иннокентий Анненский. Книги отражений. М., 1979, с. 237). Пророк Достоевского - отнюдь не проповедник и не учитель, а трагический одиночка, сновидец и мученик, до которого действительность доходит лишь болезненно-острыми уколами. Он, по мысли Анненского, ближе всего подходит к представлению о поэзии. Он не властен, а отдан во власть. Как и библейский пророк, поэт – это пассивная форма гения, он одержим и жертвенен. И поэзия насыщена самым заправским и подлинным страданием. Потому что это – условие постижение истины. И Толстой, и Достоевский были того единого мнения, что только страданием и свершается человеческое существование. Поэт такой же жгучий глагол, как и Грант. Здесь, говоря языком средневековой теологии, замолкает человеческий vox, уступая свое право божественному Verbum.

Эссе

Интересные темы эссе в курсе проф. ВШЭ В.К. Кантора «Философия в мировой художественной литературе». Вот некоторые из них (связанные с романом «Братья Карамазовы»):

Назовите произведения мировой литературы, где появляется дьявол в том или ином виде. Как соотносится явление дьявола с философской проблемой добра и зла? Докажите свою мысль

Объясните фамилии Карамазовы и Смердяков. Каков их культурфилософский смысл? Вспомните другие говорящие фамилии русских авторов (Фамусов, Молчалин, Онегин, Ларины, Дубровский, Печорин, Рудин, Базаров, Ольга Ильинская, Безухов, Раскольников, Разумихин)

Все злые поступки (Смердякова; Мити; Ивана; Алеши)

Сходство в сюжете «Братьев Карамазовых» и «Разбойников» Шиллера. Где еще упоминается в романе Шиллер? Что символизирует имя Шиллера?

Сходство и упоминания в романе шекспировского «Гамлета»

«Легенда о Великом инквизиторе» В.В. Розанова

«Великий Инквизитор» у Н.А. Бердяева

«Как сложилась легенда о великом инквизиторе» И.И. Лапшина

Исследование Н. Вильмонта «Достоевский и Шиллер»

Место действия романа «Братья Карамазовы» (описание города, его название, тип города). Ср. с описанием города в «Чуме» Камю.

Строки русских поэтов в романах Достоевского (Тютчев, Пушкин и т.д.)

Упоминания об аде и о рае в романе «Карамазовы»: что есть ад и рай (ср. с «Отцом Горио»)

«Федор Павлович Карамазов как идеолог любви» Л.П. Карсавина

Трагедия добра в «Братьях Карамазовых» Достоевского, статья С.И. Гессена

Смердяков и «Крошка Цахес» Гофмана

Камю: можно ли стать святым без Бога?

В том же курсе есть и предлагаемые для размышления фразы (см. ниже). Поскольку именно таково задание из части С, то тренинги по написанию микроэссе весьма актуальны.

Аристотель: «Задача поэта – говорить не о том, что было, а о том, что могло бы быть, будучи возможно в силу вероятности или необходимости. Ибо историк и поэт различаются не тем, что один пишет стихами, а другой прозою (ведь и Геродота можно переложить в стихи, но сочинение его все равно останется историей, в стихах ли, в прозе ли), - нет, различаются они тем, что один говорит о том, что было, а другой о том, что могло бы быть. Поэтому поэзия философичнее и серьезнее истории, ибо поэзия больше говорит об общем, история – о единичном» («Поэтика», 1451 b, 1 – 10)

Иоахим Флорский: Как вы понимаете идею Третьего Завета и Царства Духа? Какие исторические реминисценции она у вас вызывает?

Т. Гоббс: «Пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно войной всех против всех. <…> Все, что характерно для времени войны, характерно также для того времени, когда люди живут без всякой другой гарантии безопасности, кроме той, которую им дают их собственная физическая сила и изобретательность. В таком состоянии нет места для трудолюбия, так как никому не гарантированы плоды его труда, и потому нет земледелия, судоходства, морской торговли, удобных зданий, нет средств движения и передвижения вещей, требующих большой силы, нет знания земной поверхности, исчисления времени, ремесла, литературы, нет общества, а, что хуже всего, есть вечный страх и постоянная опасность насильственной смерти, и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна»

Дж. Вико: «Но в этой густой ночной тьме, покрывающей первую, наиболее удаленную от нас Древность, появляется вечный, незаходящий свет, свет той Истины, которую нельзя подвергнуть какому бы то ни было сомнению, а именно, что первый Мир Гражданственности был, несомненно, сделан людьми. Поэтому соответствующие Основания могут быть найдены (так как они должны быть найдены) в модификациях нашего собственного человеческого ума. Всякого, кто об этом подумает, должно удивить, как все Философы совершенно серьезно пытаясь изучать Науку о Мире Природы, который был сделан Богом и который поэтому Он один может познать, и пренебрегали размышлением о Мире Наций, т.е. о Мире Гражданственности, который был сделан людьми; и Наука о котором поэтому может быть доступна людям»

И.Г. Гердер: «Ни в одной части света народы не перемешались так между собою, как в Европе, ни в одной они не переменились так сильно, переменив место жительства, а вместе с тем и образ жизни, нравы и обычаи. Жителям многих стран было бы теперь трудно сказать, особенно отдельным семьям и лицам, к какому роду, к какому племени они принадлежат, происходят ли они от готов, мавров, евреев, карфагенян, римлян, происходят ли они от гэлов, кимвров, бургундов, франков, норманнов, саксов, славян, финнов, иллирийцев и в каком порядке смешивалась кровь у их предков. Тысяча причин размыла и изменила на протяжении веков прежний племенной состав многих европейских наций, а без этого слияния едва ли мог бы пробудиться к жизни общий дух Европы». Как вы относитесь к этому наблюдению Гердера? Какими примерами можете его проиллюстрировать? Как обстоит дело в этом контексте с Россией?

И. Кант: О роли Европы в мировой истории: «Если начать с греческой истории как такой, благодаря которой всякая другая, более древняя или современная ей, сохранилась для нас или, по крайней мере, может быть засвидетельствована, - если проследить влияние греков на образование и разложение государственного устройства римского народа, поглотившего греческое государство, и влияние римлян на варваров, которые в свою очередь разрушили римскую империю, и так далее вплоть до нашего времени, и к этому в качестве эпизодов присоединять государственную историю других народов, в той мере, в какой сведения о них постепенно доходили до нас через эти просвещенные нации, — то в нашей части света (которая, вероятно, станет законодательницей для всех других) будет открыт закономерный ход улучшения государственного устройства»

Фр. Шлегель: «Историк – это пророк, обращенный в прошлое»

Гегель: «Внедрение и проникновение принципа свободы в мирские отношения является длительным процессом, который составляет самую историю. <…> Всемирная история есть прогресс в сознании свободы, - прогресс, который мы должны познать в его необходимости». Как Вы расцениваете известную Вам историю России в свете этих слов Гегеля?

Гегель: «Всемирная история не есть арена счастья. Периоды счастья являются в ней пустыми листами»

Фр. Ницше: «Всякий деятель <…> всегда бессовестен, так же он и чужд знанию, он забывает все остальное, чтобы достигнуть одного, он несправедлив к тому, что лежит позади его, и знает только одно право – право того, что в данную минуту должно совершиться»

Фр. Ницше: «Тем не менее жизнь нуждается в услугах истории». Что в данном случае имеет в виду Ницше? О каких услугах истории (и для кого) вы можете вспомнить (в политике, в науке и т.п.)?

Фр. Шлегель: «Революционное стремление осуществить Царство Божие на земле – пружинящий центр прогрессивной культуры и начало современной истории. Все, что не связано с Царством Божием, представляется ей чем-то второстепенным»

Р.Дж. Коллингвуд: «Эсхатология всегда является чужеродным элементом в истории. Дело историка - знать прошлое, а не будущее. Если же историки претендуют на то, чтобы определить будущие события до того, как они произошли, то это верный признак, на основании которого мы можем с уверенностью сделать вывод о какой-то порочности самой их концепции истории как таковой»

Ф.И. Тютчев: «Блажен, кто посетил сей мир / В его минуты роковые, / Его призвали всеблагие, / Как собеседника на пир».

Как вы понимаете это четверостишие?

В.С. Соловьев: «Современный человек в охоте за беглыми минутными благами и летучими фантазиями потерял правый путь жизни. Перед ним темный и неудержимый поток жизни. <...> Но за ним стоит священная старина предания - о! в каких непривлекательных формах - но что же из этого? <...> Вместо того, чтобы праздно высматривать призрачных фей за облаками, пусть он потрудится перенести это священное бремя прошедшего через действительный поток истории. Ведь это единственный для него исход из его блужданий... <...> Дело одно: идти вперед взяв на себя всю тяжесть старины. <...> Вот тайна прогресса, - другой нет и не будет»

О. Шпенглер: «У "человечества" нет никакой цели, никакой идеи, никакого плана, как нет цели и у вида бабочек или орхидей». Как вы понимаете эту мысль Шпенглера? Противоречит ли она гегелевской идее философии истории?

С.Л. Франк: «История человечества есть история последовательного крушения его надежд, опытное изобличение его заблуждений». Ср. с выражением, которое следом за Шиллером любил повторять

Гегель: «Всемирная история есть всемирный суд».

Добавим ещё фраз:

Сантаяна: «Народ, забывший свою историю, вынужден будет пережить ее вновь».

А.Пятигорский: «Нам нет смысла говорить о том, что знаешь, не интересно. Это долдонить. Нет смысла говорить о том, чего не знаешь – не ясно, о чем ты говоришь. Есть смысл говорить только о том, что случается в момент перехода от незнания к знанию. Или от одного знания к другому знанию». (А ещё: от знания к незнанию)

Шопенгауэр: «Убогий человечек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит».

Петр Щедровицкий. «Tвopчecтвo Дocтоeвcкoгo ecть pyccкoe cлoвo o вceчeлoвeчecкoм. И пoтoмy из вcex pyccкиx пиcaтeлeй oн нaибoлee интepeceн для зaпaднoeвpoпeйcкиx людeй. Oни ищyт в нeм oткpoвeний o тoм вceoбщeм, чтo и иx мyчит, нo oткpoвeний инoгo, зaгaдoчнoгo для ниx миpa pyccкoгo Bocтoкa» (Н.А. Бердяев). Любимым писателем Н.А. Бердяева был Достоевский. Под его влиянием Бердяев находился с самого детства, а в 1923 году выпустил книгу «Миросозерцание Достоевского».

Генрик Ибсен: «Самый могущественный человек тот, кто стоит на жизненном пути одиноко». Это высказывание Ибсена Н.А. Бердяев сделал эпиграфом к своей работе «Я и мир объектов», вышедшей в 1934 году.

Рубрика. Мысль часа - Позднее утро Новости для сов (http://pozdneeutro.com/?cat=17).

Правила жизни Виктора Голышева – Журнал Esquire.АПДАЙК СКАЗАЛ, ЧТО ТЫ ПРОЧЕЛ ВСЕ, ЧТО ПРОЧЕЛ, ДО 26 ЛЕТ. Потом трудно в чужое воображение переселяться. В ПЕРЕВОДЕ ЕДИНСТВЕННАЯ ВЫГОДА, что ты сам что-то делаешь и сам за это отвечаешь. Далеко не загадываешь, не строишь свою биографию, ничего от нее не ожидаешь, ни о чем не мечтаешь. ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ОЧЕНЬ СИЛЬНО ЗАВИСЯТ ОТ ПРОШЛОГО, а для меня прошлое роли не играет. Оно сидит в тебе, ты кое-что помнишь, но не очень много. И насчет будущего никаких планов нет. В ДЕТСТВЕ Я ЧИТАЛ ДЖЕКА ЛОНДОНА. Там есть какая-то моральная линейка. Там не зависишь от чужого мнения, а зависишь только от того, справится с тобой мороз или нет.

Меир Шалев, Секреты обманчивых чудес. Беседы о литературе:

Хaим-Нaхмaн Бялик: «…кaртины мирa моих детских дней, волшебные кaртины, исполненные мягкого спокойствия, подернутые легкой прозрaчной дымкой, нaполовину – зaгaдки, нaполовину – мечты, хоть и нет нa свете ничего столь светлого и ясного, кaк они, и ничего более реaльного, чем их реaльность, – это те сaмые обрaзы, что лежaт в основaнии моей души, те первичные формы, что были дaны мне небесaми зaдaром, кaк Божья щедрость и Его милость»; «С той поры, кaк мы уехaли из деревни – a мне было тогдa лет пять, – мир изрядно потускнел для меня и его сияние поблекло. Тaм эти первичные формы, эти божественные кaртины мирa не перестaвaли открывaться мне всякий рaз, кaк только обнaруживaли меня в одиночестве».

Лекторий Прямая Речь. Дмитрий Быков – «Анна Каренина» как политический роман (и другие литературные лекции Быкова).

Записи лекций|А.Аствацатуров (http://aast.rpod.ru/). Андрей Аствацатуров | ВКонтакте.

Алексей Машевский | Лекториум:

Гомеровский эпос. «Илиада» и проблема противостояния варварства и цивилизации. «Одиссея» и проблема творческого поиска человека. Греки знали предлагаемый сюжет досконально. Они смотрели не сюжет, а интерпретацию сюжета. Рабство – становой хребет античного общества, и причина его гибели. Рабство – тормоз развития. Мы же – заложники НТП. А этот прогресс не заинтересован во вложении в человека... Почти треть «Илиады» – повторы. Почему так много? Боги Гомера – своего рода «тумблеры», они переключают состояния героя. Гомер никогда не высказывает своего мнения. Почему русский эпос («Россиада» Хераскова) кажется столь натужным?

Открытая лекция | РИА Новости.

Открытая лекция Виктора Голышева: «Язык в тупике»:

«"Котлован" Платонова написан так, будто это первое литературное произведение на русском языке. – объясняет Голышев. – Это смесь Библии, бюрократического новояза двадцатых и чистой поэзии, где слова сопрягаются без предлогов там, где они должны быть. Поэтому перевести повесть технически очень просто, но англоязычному читателю она, скорее всего, ничего не скажет».

В.Голышев отмечает в Андрее Платонове:

Много пустого пространства; детский (наивный) взгляд на людей и вещи (они видятся как бы впервые); наличие спрямлений и сжатий (смысловых, грамматических и т.д.); наличие избытка (ветвления событий и смыслов, пояснения и так понятного или естественно подразумеваемого); телеологичность (всё упоминаемое имеет какой-то смысл).

Саша Соколов: «Сколько можно на полном серьезе мусолить внешние признаки бытия?» – OpenSpace.ru. OS.COLTA.RU|BY ИРИНА ВРУБЕЛЬ-ГОЛУБКИНА

Arzamas: Идеальный телевизор (http://arzamas.academy/special/idealtv).

ISSUU - Источники и составные части Что Делать by ...

Истр (о М.Хайдеггере и Ф.Гёльдерлине) / The Ister.

Pawel Lwowich Tselan, russkij poet - OpenSpace.ru - Colta.ru.

На смерть поэта. Памяти Драгомощенко - Нескучный сад.

«Величие смерти и ее же ничтожность» | Colta.ru.

Reading a Poem: 20 Strategies - The Atlantic.

Полина Барскова: «Мне нужно переключение ... - Colta.ru.

Ъ-Авторы - Григорий Дашевский - Коммерсантъ. Ъ-Weekend - Умер Григорий Дашевский - Коммерсантъ.

Григорий Дашевский о «Жизни и судьбе» Василия Гроссмана.

Д.Калугин, ПРОЗА ЖИЗНИ русские биографии XVIII–XIX вв.

Осип Мандельштам: чужие языки в стихии русского ...

Фильм Андрея Загданского «Костя и Мышь» о поэте и издателе антологии русской поэзии «У голубой лагуны» Константине Кузьминском https://vimeo.com/82958994.

русский литературный канон. материалы и таблицы - Ruthenia (http://ruthenia.ru/canon/index.html). Сборник «Хрестоматийные тексты: русская педагогическая практика XIX в. и поэтический канон. Тарту, 2013». (PDF, 2,7 MБ). База данных по русским хрестоматиям и книгам для чтения. Сост. А. Вдовин. (XLS, 1,4 MБ).

The 10 Most Unlikely Things That Were Influenced by J.R.R. Tolkien.

Интервью с О.Седаковой. «Покаяние» и «Левиафан». Интервью для «Гефтера» (вопросы Александра Маркова и Ирины Чечель). Своекорыстие времени или «полнота времен»? GEFTER.RU

Top of Form

Bottom of Form

Чаепитие с Харольдом Блумом по поводу его 45-й книги. Интеллектуальная история въяве: апологетика литературной эпохи. GEFTER.RU

Top of Form

Bottom of Form

Роман КАПЛАН: «Я и сейчас живу стихами - Новая Газета.

Байтов, Ковальджи, Полякова, Егоров в передаче Гаврилова. К.Ковальджи, Н.Байтов, А.Егоров, Н.Полякова в передаче Александра Гаврилова «Вслух», канал «Культура», 16.09.13. YOUTUBE.COM

Top of Form

Все обещало мне его – Ахматова Анна :: Режим чтения.

Дитя человеческое: две версии – Вордсворта и Элиота | Colta.ru. Новогоднее чтение: новый перевод Григория Кружкова из Т.С. Элиота. COLTA.RU

К ВОПРОСУ О РЕГУЛЯРНОМ СТИХЕ И ВЕРЛИБРЕ / СЕРГЕЙ АВЕРИНЦЕВ. СЕРГЕЙ АВЕРИНЦЕВ РАССУЖДАЕТ О РЕГУЛЯРНОМ СТИХЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ АВТОНОМНОГО МАЛОГО «Я» РИТМ КАК ТЕОДИЦЕЯ. RUSSGULLIVER.LIVEJOURNAL.COM.

Linor Goralik. Короткие израильские мультфильмы про войну из серии «Лица. День. Память» (http://booknik.ru/today/facies-day-memory/; я не первый год пишу к каждому из этих мультфильмов маленькие эссе).

УберШпиль - Лекция с пирожками. Александр Гаврилов (см. https://www.facebook.com/events/407611559424292/). YOUTUBE.COM

Mikhail Kvadratov – много поэтических «читок». Пример:

Николай Звягинцев, выступление в Stella Art Foundation. Николай Звягинцев, чтения в мастерской Бориса Орлова, выездное выступление в Stella Art Foundation, Москва, 2015 г. YOUTUBE.COM

Год литературы 2015 в России (https://www.facebook.com/groups/god.literatury/).

Евгений Солонович представил сонеты Белли. NOVYMIRJOURNAL.RU|BY ГУБАЙЛОВСКИЙ ВЛАДИМИР.

«Отсутствие меня» (поэт Лев Лосев). фильм Константина Гадаева о поэте Льве Лосеве. YOUTUBE.COM.

Мифы и репутации. Владислав Ходасевич в звуковом архиве Свободы. К 75-летию со смерти поэта. О Ходасевиче говорят друзья и поклонники. SVOBODA.ORG|BY ИВАН ТОЛСТОЙ

Top of Form

Bottom of Form

Top of Form

Bottom of Form

Гуманитаристика будущего: к чему мы идем? Гуманность к гуманитаристике: о последних публичных выступлениях Ильи Смирнова. GEFTER.RU

Гандлевский читает и комментирует Ходасевича. ARZAMAS.ACADEMY

Top of Form

Bottom of Form


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 254; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!