ФРОММ (Fromm) Эрих (1900—1980) — немецко-американский философ, психолог, социолог. 15 страница



Поэтому для современной философии столь важно по­нимание сути распада "центрированной" формы единства. Точно так же понятной становится важнейшая заслуга пост­модернизма, состоящая в констатации самого факта "децентрации" и в явной рефлексии над "децентрированной" куль­турой. Существенно, однако, что остаточным фоном пост­модернистских умонастроений оказывается противополож-

1245

ная им тенденция, все еще сохраняющая верность традиции модерна и позитивно оценивающая "Ц." в качестве порож­дающей структуры различных уровней культуры. В соот­ветствии с этой тенденцией должно быть пересмотрено лишь понимание сути "центра". Это — продолжение поис­ков эмпирического коррелята "центра" в качестве воплоще­ния абсолютной субъективности, которые были начаты еще Фихте, в отрицании "вещи в себе" просто отождествившим, вопреки кантовскому запрету, эмпирический субъект с трансцендентальным. С самыми значимыми результатами поиски были продолжены Гегелем и Марксом: этим корре­лятом стали, соответственно, "спекулятивный мыслитель" и "рабочий класс". В современной ситуации наиболее содер­жательными и влиятельными оказались результаты раннего Адорно, Маркузе, Хоркхаймера, абсолютизировавших силы "критически мыслящего индивида", который, впрочем, так­же может быть понят по-разному. Однако после опыта осу­ществившихся утопий продолжение подобных поисков на­чинает выглядеть все более подозрительно, указывая на ар­хаизм, упрямо не желающий считаться с новыми реалиями, наивность и опасный инфантилизм. Сюда же следует отне­сти и традицию русской софиологии, поскольку в тех ее па­радигматических вариантах, которые наиболее откровенно указывают на ее социокультурный контекст (B.C. Соловьев, С.Н. Булгаков) также воспроизводится схема поисков эмпи­рического коррелята трансцендентального субъекта. Прав­да, в софиологии сперва речь идет о чисто теоретической за­мене последнего, и лишь затем открывается, что интерес к Софии оказывается проявлением пристрастия к особому ти­пу онтологической и социокультурной целостности ("все­единству" и "богочеловечеству" соответственно). При этом София выступает в качестве претендента на роль замены трансцендентального субъекта в качестве "центра" при со­хранении общей парадигмы "Ц.". Далее необходимо упомя­нуть более радикальные попытки вообще отказаться от "Ц", как основания культуры и обрести "нетождественное", поз­волить ему затронуть нас напрямую, без опосредования "понятиями". Сюда следует отнести настойчивое стремле­ние позднего Хайдеггера пробиться к "aletheia", истине как "несокрытости", не приведенной к насильственному тожде­ству и именно эту ненасильственную "распахнутость" объ­явить подлинным бытием, которое никогда не может быть отождествлено с сущим. Хайдеггеровский проект послужил основой приобретшей популярность постмодернистской критики европейской культуры со стороны Деррида, на­правленной на ее основания как "бытие-присутствие", как "фоноцентризм", "логоцентризм". Аналогичный смысл имеет постмодернистский проект "децентрации" культуры Делеза и Гваттари, равно как и сформулированные ими кон­цепции "ризомы" и "шизоанализа". Сюда же примыкает концепция "негативной диалектики" позднего Адорно именно как "опыт нетождественного", предполагающий пе-

рестройку не только мышления, но и культуры в целом. И, наконец, самые радикальные попытки преодоления М. со­держатся в различных вариантах диалогического принципа, представленных М.Бахтиным, Бубером, Э.Михелем, Розенцвейгом, Розенштоком-Хюсси, Ф.Эбнером, Эренбергом и др. Названные мыслители, предлагая реальную альтернати­ву постмодернистским проектам деконструкции и реконст­рукции культуры, в реальном времени даже опережая их, попытались освободить язык из монологического плена "Ц.", предоставить слово Другому во всей его нетождест­венности, не превращать его в несамостоятельного Двойни­ка и тем самым активизировать живую диалогическую сущ­ность речи. В результате у некоторых "диалогистов" налицо акцентирование теистической (иудаистской и христиан­ской) модели оснований социокультурной целостности, что привело к возрождению старой проблематики "Афин и Ие­русалима". (См. также Ацентризм.)

AM. Пигалев


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!