ЛЕКЦИЯ № 4. Религия и культура



Язычество как феномен истории культуры

Что такое язычество? Понятное на первый взгляд слово «язы­чество»имеет очень неопределенное значеие. Термин имеет цер­ковнославянские корни (от слова «языпи» — «иноземцы») и по­явился в эпоху Киевской Руси уже после принятия христианства. Ввод этого термина позволил подразделить развитие религиоз­ных взглядов на Руси на два этапа: до принятия христианства (языческие воззрения) и после принятия христианства. Но суще­ствует и более широкое, мировое определение язычества, согласно которому язычество — это система представлений, верований, обрядов, взглядов людей, которая существовала до принятия миро­вых религий. К мировым религиям относятся христианство, ислам и буддизм. Язычество послужило основой для этих верований.

Трудно представить, насколько обширно понятие язычества. Во-первых, оно очень разнонародное: здесь и верования перво­бытных племен, и античные религиозные воззрения, и религия древних славян и т. д. Во-вторых, существовало неограниченное количество явлений, предметов, с которыми были связаны те или иные религиозные представления. Язычество включает в себя фе­тишизм— вера в сверхъестественные способности каких-либо предметов (поклонение камням, деревьям и т. д.), анимизм— ве­ра в существование души, а также духов (различным явлениями приписывались человеческие черты), тотемизм— вера в родство человека и животных (поклонение животным и растениям) и др.

Каковы же корни язычества, зачем древнему человеку понадо­билось искать себе объекты поклонения и почитания?

Все дело в том, что на протяжении своей истории человек по­стоянно развивается, у него появляются все новые и новые заня­тия (охота, рыболовство, земледелие и т. д.). Эти занятия требовали новых знаний и умений, но древний человек, очень примитивно

111


понимающий законы природы, не мог объяснить их, не придавая им какого-то сверхъестественного начала. Запас знаний, накоп­ленный им, был настолько мал, что даже очень очевидным на се­годняшний день явлениям древний человек приписывал какую-то божественную сущность. Земледельцы молились на солнце и дождь, веря, что ими распоряжаются силы свыше. Охотников волновали такие явления, как ветер и наличие звезд на небе, для них был свойственен фетишизм относительно орудий добычи пропитания. То есть люди, занимающиеся разным делом, по-раз­ному оценивали явления природы, создавая себе разные объекты для почитания. Здесь стоит отметить такое важное качество языч­ников, как терпимость по отношению друг к другу. Люди верили и в своих богов, и в чужих. Постепенное развитие отношений между древними людьми приводит к образованию государствен­ности. Происходит объединение всех богов и воззрений, появ­ляется пантеон богов. Теперь язычество является не только по­мощником древнего человека, не только помогает объяснить ему окружающий мир и сделать его ближе и понятнее. С появлением государственности язычество становится важным политическим фактором. Во-первых, потому что общие воззрения и верования людей являются важной составляющей в деле объединения их для создания единого государства. Во-вторых, зачастую язычество выступало неким оправдывающим фактором для правителей го­сударств, поскольку во многих странах религиозные взгляды на­деляли правителей авторитетом богов. Ярким примером служит Древний Египет, где фараон считался сыном бога. Такое сужде­ние наделяло фараона почти безграничной властью. То есть рели­гия заметным образом укрепляла позиции правителей. На протя­жении всей истории человечества менялись взгляды и верования, одна религия сменяла другую, при этом менялись и отношения между государством и религией. Стоит отметить, что именно во времена языческих убеждений государственная власть выступала как центр религии, что заметным образом, в силу важности рели­гии для древних людей, сказывалось на авторитете государства.

Постепенно язычество начинает себя изживать, на смену ему приходят новые религии. Но интерес к его изучению не пропадает. Во-первых, нельзя, изучая историю, отмести религиозные взгля­ды людей тех или иных эпох как важную составляющую истори-112


ческого развития человека. Во-вторых, язычество не исчезло бес­следно, оно очень сильно повлияло на сменившие его религии и продолжает прослеживаться во многих обычаях и взглядах лю­дей, в создаваемых ими культурных памятниках.


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 321; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!