Эпоха Возрождения (Ренессанс)



Первые тенденции к приходу новой культурной эпохи наме­тились в Италии еще в тринадцатом веке, тогда как в остальные западноевропейские страны Возрождение пришло только в че­тырнадцатом веке.

На начальном своем этапе Ренессанс представлялся как воз­вращение к достижениям античности. В Италии стали подни­маться забытые литературные произведения и другие культурные памятники античности. Но не стоит считать, что Возрождение — это всего лишь пересказ культуры античного мира. Вбирая в себя все лучшее из античных культурных ценностей, Возрождение создало свое видение мира, в центре которого стоит человек. В отличие от мнений античного мира, согласно которым челове­ку следует учиться у природы, по мнению мыслителей Возрожде­ния, человек сам творец своей судьбы, он способен делать то, что хочет, даже отделившись от природы. Этим Возрождение проти­воречит учениям средневековья, согласно которым во главе мира стоит не человек, а Бог, Создатель.

Новое направление взглядов получило название гуманизма(от лат. humanus — «человечный»). Эта идея, ставящая человека в центре всего, повлияла на стремление людей к личному успеху, который возможен при постоянном развитии, обогащении своих научных и культурных знаний, развитии творческой энергии. Как следствие такого подхода — огромное культурное наследие, которое оставила нам эпоха Возрождения. И прежде всего, это Вы­сокое Возрождение, к которому относится культурный период в Италии.

Итальянское Возрождение

Как уже говорилось, период Ренессанса начался в Италии еще в тринадцатом веке. Этот начальный период, длившийся с три­надцатого до начала четырнадцатого века, получил название Про-

66


торенессанса. Основу для итальянского Возрождения дали такие деятели культуры, как живописцы Пьетро Каваллини (ок. 1240/1250—1330)— автор мозаики в церкви Санта-Мария в Трасте-вере, фрески церкви Санта-Чечилия в Трастевере; Джотто ди Бон-доне (1266/1267—1337)— его фрески находятся в капелле дель Арена в Падуе и в церкви Санта-Кроче во Флоренции; поэт и соз­датель итальянского литературного языка Данте Алигьери (1265— 1321)(повесть «Новая жизнь», поэма «Божественная комедия» и др.); скульптор и архитектор Арнольфо Ди Камбио (ок. 1245— 1310)(церковь Сан-Доменико в Орвието); скульптор Никколо Пи-зано (ок. 1220—1278/1284)— ему принадлежит кафедра баптисте­рия в Пизе.

Саму эпоху Возрождения в Италии принято делить на три этапа:

1) ранний Ренессанс (триченто и кватриченто)(середина XIV—

XV вв.);

2) высокий Ренессанс (чинквеченто)(конец XV — середина

XVI вв.);

3) поздний Ренессанс(вторая треть XVI — первая половина

XVII вв.).
Литературное творчество раннего Ренессанса прежде всего

связано с такими именами, как Джованни Боккаччо (1313—1357)и Франческо Петрарка (1304—1374).

Главное достижение Петрарки состоит в том, что он был пер­вым гуманистом, который поставил человека в центр всего. Наи­более известное его произведение — «Канцоньере» («Книга пе­сен»), состоящее из сонетов, баллад и мадригалов на жизнь и смерть мадонны Лауры.

Произведение Джованни Боккаччо «Декамерон», состоящее из нескольких новелл, пронизано гуманистическими идеями, оно и на сегодняшний день остается очень поучительным, хотя и соз­дано более шестисот лет назад.

В изобразительном искусстве раннего Ренессанса стоит отме­тить выдающегося итальянского живописца Сандро Боттичел­ли (1445—1510). Большинство его произведений носили рели­гиозный и мифологический характер, были пронизаны одухо­творенной грустью, легкостью, отличались тонким колоритом. Наиболее известные его шедевры: «Весна» (1477—1478 гг.), «Рож­дение Венеры» (ок. 1483—1484 гг.), «Оплакивание Христа» (ок. 1500 г.), «Венера и Марс» (1483 г.), «Святой Себастьян» (1474 г.), «Паллада и Кентавр» (1480 г.) и др.

67


Среди скульпторов раннего Возрождения в Италии наиболее известен представитель Флоренской школы Донато ди Никколо Бетто Барди, более известный как Донателло (1386—1466 гг.). Он создал новые формы скульптуры: тип круглой статуи и скульп­турной группы. Примером могут быть такие его работы, как «Да­вид» (1430 г.), «Юдифь и Олоферн» (1456—1457 гг.).

Другой талантливый скульптор и архитектор раннего Ренес­санса Филиппо Брунеллески (1377—1446). Он был создателем тео­рии линейной перспективы. Основываясь на архитектуре антич­ности, он постоянно использовал достижения современности, привносил новаторские идеи в свои произведения. Вот почему его архитектурные сооружения (капелла Пацци во дворе церкви Санта-Кроче, купол собора Санта-Мария дель Фьоре и др.) могут по праву называться эталоном инженерно-строительной мысли.

Высокий Ренессанс связан с именами трех великих деятелей искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело Буонарроти.

Леонардо да Винчи (1452—1519)был живописцем, архитекто­ром, скульптором, ученым и инженером. Мало найдется деятелей культуры, которых можно было бы сравнить с гениальным твор­цом и мыслителем. Никого не может оставить равнодушным наз­вание его картины «Джоконда», все сразу понимают, о каком произведении идет речь. Этот портрет стал самым известным портретом не только эпохи Возрождения, но, пожалуй, и всей ис­тории культуры.

Образ человека в работах Леонардо да Винчи полностью отве­чает идеям гуманизма, несет высокое этическое содержание. Стоит взглянуть хотя бы на знаменитую роспись в монастыре Санта-Мария делла Грацие в Милане «Тайная вечеря», где все персона­жи имеют очень ясную и отчетливую мимику, понятные жесты. Известны этюды художника («Головы воинов», «Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем», «Жен­ские руки» и «Женская голова»), в которых он очень удачно пере­дает эмоции, чувства героев, их внутренний мир. Сохранились запи­си Леонардо да Винчи, в которых он сам рассказывает о своих многосторонних дарованиях и возможности их применения.

Другой выдающийся художник высокого Ренессанса Рафа­эль Санти (1483—1520). Его огромный талант открылся уже на раннем этапе его творчества. Пример этому — его картина «Ма-68


донна Конестабиле» (ок. 1502—1503 гг.). Работы Рафаэля являют­ся воплощением гуманистического идеала, силы человека, его красоты и одухотворенности. Пожалуй, самая известная работа мастера «Сикстинская Мадонна», написанная в 1513 г.

Замыкает тройку легендарных итальянских живописцев Ми-келанджело Буонарроти (1475—1564). Наиболее известное его ху­дожественное произведение — росписи свода Сикстинской ка­пеллы в Ватиканском дворце (1508—1512 гг.). Но Микеланджело Буонарроти был не только талантливым живописцем. Извест­ность скульптора мастер получил после своей работы «Давид». В ней он, как истинный гуманист, преклоняется перед человече­ской красотой.

В литературе высокого Ренессанса стоит выделить итальян­ского поэта Лудовико Ариосто (1474—1533), автора проникнутой идеями гуманизма героической рыцарской поэмы «Неистовый Роланд» (1516 г.), комедий «Чернокнижник» (1520 г.) и «Сводня» (1528 г.), пронизанных тонкой иронией и легкостью.

Дальнейшему развитию гуманистических идей мешала цер­ковь, которая всячески пыталась восстановить свои права, кото­рые были у нее в эпоху средневековья. Проводились различные репрессивные меры, которые были направлены против деятелей культуры. Это не могло не сказаться на дальнейшем развитии культуры Возрождения. Как результат, многие творческие люди стали уходить от идей гуманизма, оставив только навыки, кото­рых добились мастера раннего и высокого Возрождения. Эта за­программированность, с которой стали работать деятели культу­ры, получила название маньеризма. И конечно же ни к чему хорошему привести она не может, ведь теряется весь творческий смысл. Но несмотря на лидирующие позиции маньеризма, оста­лись мастера, которые по-прежнему следовали гуманистическим идеалам. Среди них были художники Паоло Веронезе (1528— 1588), Якопо Тинторетто (1518—1594), Микеланджело да Каравад­жо (1573—1610), скульптор Бенвенуто Челлини (1500—1571).

Конец эпохи Возрождения ознаменовался выходом «Списка запрещенных книг» в 1559 г. по приказу Папы Павла IV. Этот список постоянно пополнялся, а неподчинение этому предписа­нию наказывалось отлучением от церкви. В «Список запрещен­ных книг» попали и произведения Возрождения, например книги Джованни Боккаччо.

69


Итак, к сороковым годам семнадцатого века закончился по­следний этап итальянского Возрождения, поздний Ренессанс.

Но Возрождение коснулось не только Италии, существовало и так называемое Северное Возрождение, которое относилось к таким странам, как Англия, Нидерланды, Франция, Германия, Швейцария, Испания и др. Нельзя оставить эти страны без вни­мания, так как культура их на данном этапе не менее значима, чем культура Италии, а даже наоборот, очень интересна хотя бы тем фактом, что не имела под собой такого богатого античного культурного пласта, какой имела Италия, и формировалась в слож­ный период Реформации.

Северное Возрождение

Больших высот достигла литература Северного Возрождения. В Нидерландах расцвет литературы связан прежде всего с именем Эразма Роттердамского (1469—1536). Наиболее известные про­изведения этого гуманиста — «Похвала глупости» (1509 г.) и «До­машние беседы». В них он высмеивает многие пороки и призы­вает людей к свободомыслию и стремлению к знаниям. Во Фран­ции идеи гуманизма в своих литературных произведениях разви­вали Франсуа Рабле (1494—1553)(его выдающееся произведение «Гаргантюа и Пантагрюэль») и Мишель де Монтень (1533—1592), утверждавший идеи рационализма в своем основном творении «Опыты».

Огромное влияние на мировую литературу оказало творчество испанского писателя Мигеля де Сервантеса (1547—1616). Особен­но стоит отметить его главное произведение — роман «Дон-Ки­хот». Он является эталонным для гуманистической литературы. Соотечественник Сервантеса, другой испанский писатель Лопе де Вега (1562—1635)благодаря своим произведениям «Собака на се­не», «Кровь невинных», «Звезда Севильи», «Учитель танцев» и др. остается актуальным и в наши дни. Подняв важные для каждого человека вопросы, он не теряет своей новизны и значимости и се­годня.

И наконец в Англии литература Ренессанса связана с именем выдающегося автора Уильяма Шекспира (1564—1616). Ему при­надлежат тридцать семь пьес («Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Ричард III», «Ромео и Джульетта» и многие др.), постановки ко­торых и по сей день не сходят с театральных сцен во всем мире.

70


Именно благодаря У. Шекспиру театральное искусство в Англии получило огромное развитие в эпоху Возрождения.

Выдающиеся творцы были не только в литературной среде. Большой толчок получила живопись. Крупными живописцами в Нидерландах были Ян Ван Эйка (ок. 1390—1441)— автор новой на тот момент техники рисования маслом, Хиеронимус (ок. 1460— 1516), Франс Халс (1581/1585—1666)— живописец-виртуоз, Питер Брейгель (1525—1569). И пожалуй, наиболее значительные имена в мире живописи — Питер Пауль Рубенс (1577—1640)и Хар-менс Ван Рейн Рембрандт (1606—1669). Для работ Рубенса харак­терна пышность, приподнятость настроения, множество деко­раций и украшений. Основной темой его работ были религиоз­ные и мифологические сюжеты («Союз Земли и Воды» (1618 г.), «Персей и Андромеда» (начало 1620 г.), «Суд Париса» (1638—1639 гг.)), а также портреты («Портрет Елены Фаурмент с детьми» (око­ло 1636 г.), «Камеристка» (около 1625 г.)). Рембрандт в основном писал портреты, для которых была характерна предельная точ­ность и жизненность образов. Так, например, стоит отметить его портреты «Портрет Флориса Соопа», «Философ», «Мать Рем­брандта» и др. Также Рембрандт писал картины на религиозные («Возвращение блудного сына») и исторические («Заговор Юлия Цивилиса») темы.

Среди немецких живописцев стоит отметить мастера реа­листического портрета Ганса Гольбейна Младшего (1497/1498— 1543), гуманиста Грюневальда (1470/1475—1528), а также живо­писца-графика Лукаса Кранаха Старшего (1427—1553).

Испанская живопись достигла больших высот благодаря твор­честву великих художников Эль Греко (1541—1614)(«Снятие пя­той печати», «Спаситель мира», «Христос изгоняет торговцев на холме», «Сошествие святого духа» и др.) и Диего Веласкеса (1599— 1660)(«Сдача Бреды», «Завтрак», «Портрет принца Карлоса Бал-тазара на пони»).

Ренессанс, зародившийся в Италии, имел настолько огромное значение для культуры всего мира, что не мог оставаться на тер­ритории одного государства и распространился по всей Западной Европе. В каждой стране Ренессанс имел свои национальные черты, но было и много общего. Во-первых, характерная для Воз­рождения во всех странах идея гуманизма, которая прослеживается в большинстве произведений искусства. И хотя церковь и пыта-

71


лась всячески остановить развитие этого нового мышления лю­дей, прибегая подчас к самым крайним мерам, эпоха Возрожде­ния явилась основой для всех дальнейших культур западноевро­пейских цивилизаций и даже во многом повлияла на культуры стран Востока.

Культура Нового времени

Новое время охватывает период конца XVII—XIX вв. Его при­нято подразделять на два этапа:

1) эпоха Просвещения («век Разума»), относящаяся к XVII— XVIII вв.;

2) культура XIX в. Остановимся более подробно на одной из самых ярких эпох

в культурной истории европейских стран.

Эпоха Просвещения

Толчком к переходу к эпохе Просвещения во всех странах яв­ляется отказ от феодального образа жизни, переход к более демо­кратичному строю. В чем же проявляется его демократичность? Во-первых, культура Просвещения предназначена не для какого-то выбранного слоя общества, не для богатой его верхушки, а для всего народа.

Цель Просвещения — сделать весь народ более образованным. Вот почему значение эпохи Просвещения в целом для всего куль­турного процесса в мире очень велико. Благодаря ему заметно расширились культурные рамки, которые до этого охватывали лишь незначительный слой общества. Именно благодаря такому понятию, как Просвещение, определения «культурный» и «обра­зованный» могли относиться к любому человеку, стремящемуся к обогащению своего внутреннего мира, даже если этот человек обладал малыми средствами.

Равенство — вот что привнесло Просвещение в жизнь. Как раз понятие равенства и стало ключевым для дальнейшего культур­ного развития. Тот факт, что все люди изначально равны между собой и имеют одинаковые права на свое дальнейшее развитие как личностей, и послужил основой для создания идеалов эпохи Просвещения. Кто же был идеалом данной эпохи, которую часто называют «веком Разума»? Конечно же человек, которого и отли­чает от животного способность разумно мыслить. Именно он об­ладает не только физической, но и духовной мощью.

72


По мнению многих мыслителей, Просвещение — это главный двигатель общественного прогресса.

К примеру, немецкий философ Иммануил Кант (1724—1804)писал, что «Просвещение — это выход человека из состояния его несовершеннолетия…». А «несовершеннолетие» же «есть неспо­собность пользоваться своим рассудком без руководства со сторо­ны кого-то другого». По мнению И. Канта, в этом несовершенно­летии человек «находится по собственной вине», исключительно из-за «недостатка решимости и мужества пользоваться» само­стоятельно собственным рассудком.

Это стремление к самостоятельности, участию каждого чело­века в переустройстве окружающего мира посредством возмож­ностей своего разума и привело к тому, что кардинально измени­лись религиозное представление и мышление народа. Одна из крайностей этих изменений — появление просветителей-атеистов, которые отрицали религиозные представления и культы и во­преки этим представлениям превыше всего ставили человека. Как следствие — появление в эпоху Просвещения новой формы веры — деизма. Просветители-деисты не отрицали существование Бога как мирового разума, а также того, что именно он есть пер­вопричина мира. То есть, по мнению деистов, Бог является созда­телем мира как некой «машины», которой он определил законы ее движения. Всякое дальнейшее вмешательство Бога в устрой­ство этой «машины» деистами отклоняется, здесь на первый план выходит человек, который и вносит свои коррективы.

Стоит отметить, что эпохе Просвещения были свойственны оптимистические настроения, связанные с верой в то, что челове­ка можно изменить в лучшую сторону. Недаром существовало еще одно определение эпохи Просвещения как «золотого века утопии». Эта утопия относилась прежде всего к изменению в по­литическом и социальном устоях. Гармоническое общество, жи­вущее по разуму, с чувством ответственности за каждого отдель­ного человека, — это и есть идеальное общественное устройство просветителей-утопистов. Но несмотря на огромное желание по­лучить такое общество, многие утописты, например Жан Жак Руссо (1712—1778), мало верили в его возможность.

Феодальный строй уступил место новому буржуазному виду экономических отношений. Но переход этот был не очень глад­ким. Ему предшествовали не просто постепенные прогрессивные

73


преобразования, а настоящие перевороты, коснувшиеся различ­ных сторон человеческой жизни.

Эпоха Просвещения, начавшаяся с последней революции в Англии (1689 г.), вместила в себя впоследствии сразу три рево­люции:

1) промышленную в Англии;

2) политическую во Франции;

3)    философско-эстетическую в Германии.
Но Просвещение сказалось не только на социальном устрой­
стве общества, но и на культурном развитии.

В философии наметилось лидерство рационализма, который пришел на смену метафизике. То есть именно разум стал поч-таться основой познания и поведения людей. Только за разумом признавалось решающее слово, как в жизни, так и в науке, и даже в религии.

Хотя эпоха Просвещения и охватила множество стран, для каждой из них были характерны свои черты, связанные прежде всего с национальной самобытностью.

Родиной Просвещения считается Англия. Даже церковь здесь шла не вопреки Просвещению, а принимая его ценности и идеа­лы. Переустройство общества после революции и гражданских войн, укрепление правового государства с его стремлением к ра­венству сделало Англию неким эталоном, к которому стремились и остальные государства.

Первым сформулировал программу английского Просвеще­ния, которой придерживались и во Франции, философ Джон Локк (1632—1704). В своем произведении «Опыт о человеческом разумении», написанном в 1689 г., он выделил три основных пра­ва человека, которые относятся к «неотчуждаемым правам»:

1) право человека на жизнь;

2) право человека на свободу;

3) право на собственность. Результат принятия этих трех прав Д. Локк видел в «правовом

равенстве индивидов».

Большое значение Д. Локк приписывал человеческому труду. По его мнению, именно труд и определяет, какой собствен­ностью будет обладать человек.

Идеи равенства придерживался и другой английский просве­титель, философ Томас Гоббс (1588—1679). Он верил в то, что все люди равны от природы, а неравенство есть причина многих бед,

74


таких как конфликты, войны и т. д. А чтобы избежать этих бед, считал Т. Гоббс, каждому человеку нужно избавиться от его эгоистических страстей.

Но были мыслители, которые придерживались абсолютно противоположного мнения. Так родилось новое направление в фи­лософии, названное этикой самолюбияили разумным эгоизмом. Его последователями были английский мыслитель и писатель Бернард Мандевиль (1670—1733), а также английский философ и социолог Иеремия Бентам (1748—1832). По мнению сторонни­ков этики самолюбия, эгоизм есть движущая сила культурной и нравственной жизни людей.

Среди шотландских просветителей стоит выделить эконо­миста и философа Адама Смита (1723—1790). Он выдвинул свою новаторскую идею гражданского поведения и социальных отно­шений, в которой большую роль отводил рынку. Именно благо­даря рынку, по мнению А. Смита, человек и смог скинуть с себя оковы феодализма. Свобода же человека определяется прежде всего его ролью в экономических отношениях.

Именами великих мыслителей прославилась эпоха Просвеще­ния во Франции. Прежде всего — Вольтер, Жан Жак Руссо, Де-ни Дидро и Шарль Луи Монтескье.

Одним из сторонников деизма во Франции был писатель и просветитель Вольтер (1694—1778), настоящее имя которого Мари Франсуа Аруэ. Уже в ранних его произведениях прослежива­лось его негодование относительно абсолютизма, он всячески высмеивал феодальное общество с его принципами и моральны­ми ценностями. Критике феодально-абсолютистской системы посвящены такие произведения, как «Философские письма», на­писанные в 1733 г., и «Философский словарь», написанный в пе­риод с 1764 по 1769 гг. Но творчество Вольтера охватывало не только философско-политические темы. Его проза была посвя­щена весьма разнообразным темам, написана в различных жан­рах: от трагедии и комедии до стихов и романов. Идеи Вольтера сыграли не последнюю роль в развитии мировой мысли. В част­ности, в России очень большое распространение получило воль­терьянство, которое ассоциировалось со свободомыслием, рели­гиозным скептицизмом, ниспровержением авторитетов.

Еще одним критиком абсолютизма был современник и сооте­чественник Вольтера правовед и философ Шарль Луи Мон­тескье (1689—1755). Его основные произведения — «Персидские

75


письма», написанные в 1721 г., и книга «О Духе законов», напи­санная 1748 г. В них Ш. Л. Монтескье рассуждает о причинности возникновения той или иной формы государственности, видит решение проблем, связанных с законностью, в разделении властей.

Непримиримым с религиозными идеями, а также абсолютиз­мом во власти на протяжении всей жизни оставался великий фран­цузский писатель и философ Дени Дидро (1713—1784). Он был ма­териалистом, т. е. сторонником той идеи, что именно материя первична, а всякое мышление и сознание являются лишь свойст­вами этой материи. Одно из наибольших достижений Д. Дидро — идея создания «Энциклопедии» (1751—1780 гг.). Он был не только ее вдохновителем, но и создателем и редактором. «Энциклопе­дия» состояла из тридцати пяти томов.

Жан Жак Руссо (1712—1778),французский писатель и фило­соф, который, как и остальные просветители, с недоверием и даже с негодованием относился к официальной церкви. В его произве­дениях прослеживается основная идея эпохи Просвещения — идея всеобщего равенства. Эта тематика характерна для таких его произведений, как «Рассуждение о начале и основаниях неравен­ства» (1755 г.), «Об общественном договоре» (1762 г.). В них он критикует абсолютизм и крайний деспотизм власти.

По мнению Ж. Ж. Руссо, многие проблемы человека являют­ся следствием его испорченных нравов. Эта испорченность шла от плохого воспитания и неравенства. Поэтому выход виделся Руссо в искоренении всякого неравенства, в правильном воспи­тании людей, которые бы могли служить на благо общества. Вот почему одним из известнейших произведений Ж. Ж. Руссо является его роман «Эмиль, или о Воспитании», посвященный педагогическим проблемам в системе воспитания. Главная цель образования, по мнению Руссо, — развитие в человеке внутрен­него сознания добра и защита его нравственных чувств от разла­гающего влияния общества.

Не стояло на месте и Просвещение. Сложное положение, в ко­тором находилась Германия, ее раздробленность и экономиче­ская нестабильность наложили свой характерный национальный отпечаток на немецкое Просвещение.

Среди немецких философов-просветителей стоит выделить Иммануила Канта и его современников: Готхольда Эфраима Лес-синга и Иоганна Готфрида Гердера.

76


Основной идеей немецкого философа, теоретика искусства и драматурга Готхольда Эфраима Лессинга (1729—1781)было поли­тическое обновление, которое он видел в единстве человеческого рода. Цель этого обновления — завершающий этап развития че­ловеческой цивилизации, «эпоха нового, вечного Евангелия».

Сторонником гуманистических идей был другой немецкий философ-просветитель, критик и эстетик Иоганн Готфрид Гер-дер (1744—1803). Он выступал за самобытность в искусстве, за на­циональные различия и разнообразие. Одними из наиболее зна­чимых его произведений, пронизанных идеями гуманизма, были сочинение «Еще одна философия истории для воспитания чело­вечества», а также «Письма для поощрения гуманности» (1793— 1797 гг.).

И. Канту принадлежала своя концепция Просвещения, со­гласно которой Просвещение есть освобождение человека от мо­ральной и интеллектуальной зависимости. В этом плане стоит от­метить такое произведение И. Канта, как «Наблюдение над чувством прекрасного и возвышенного». Прекрасное и возвы­шенное — две главные категории согласно И. Канту. Все чувства человека И. Кант наблюдает только через призму этих категорий.

И если прекрасное и возвышенное, скорее, относится к миру искусства и творчества, то существовали и другие темы, которых касался И. Кант в своих сочинениях. Его волнуют многие со­циальные вопросы. К примеру, такие близкие к искусству вопро­сы, как развитие культуры, созданной человеком, законы этого развития. Причиной всякого развития И. Кант видит естествен­ную конкуренцию людей в стремлении к их личной свободе, са­мореализации, достижению значимости своей личности.

Важным понятием в философии И. Канта является понятие «вещь в себе». Это понятие означает вещь, рассмотренную со сто­роны таких ее качеств, которые от человека никак не зависят. Ин­тересно, что в первом издании своего произведения «Критика чистого разума», написанного в 1781 г., И. Кант отрицает всякое существование «вещи в себе». А уже во втором переиздании дока­зывает обратное, что «вещь в себе» может быть реальной.

Значение философии И. Канта для последующего развития философской мысли огромно. Именно И. Кант являлся основа­телем немецкой классической философии.

77


Для искусства Просвещения были характерны свои стилевые и жанровые особенности. Можно выделить три основных направ­ления, характерных для европейского искусства.

1. Классицизм,от латинского слова classicus, что значит «образ­цовый».

2. Романтизм,от французского слова romantisme.

3. Сентиментализм,от французского слова sentiment, что зна­чит «чувство».

Именно сентименталисты создали характерный для эпохи Про­свещения культ природы. По их мнению такие природные зоны, как сады и парки, являются наиболее благоприятными местами для человека, который стремится к своему развитию и совершен­ствованию.

Здесь парки не просто места с естественной или посаженной растительностью. Они включают в себя различные культурные здания, такие как музеи, библиотеки, театры, картинные галереи и храмы и т. п. Отсюда можно сделать вывод, что искусство эпо­хи Просвещения достигло огромных высот.

Искусство во Франции связано прежде всего с таким новым понятием, как рококо. Для него характерна асимметрия, игри­вость и вычурность, роскошь и манерность.

Примером рококо являются работы французского живописца Франсуа Буше (1703—1770), такие как «Венера, утешающая Аму­ра» (1751 г.), «Завтрак» (1750 г.), «Купание Дианы» (1742 г.), «Утро» (1745 г.), «Отдыхающая девушка» (1752 г.), «Туалет Вене­ры» (1751 г.) и др.

Родоначальником же стиля рококо по праву считается фран­цузский рисовальщик и живописец Антуан Ватто (1684—1721). Его работы, от бытовых сцен до галантных празднеств, выделяют­ся своей яркостью, изысканностью, красочностью. Наиболее из­вестные его картины: «Общество в парке» (1716—1719 гг.), «Та­нец» (1710—1720 гг.), «Меццетен» (1717—1719 гг.), «Влюбленные на отдыхе», «Паломничество на остров Киферу» (1717—1718 гг.).

Но самым первым живописцем-просветителем являлся анг­личанин Уильям Хогарт (1697—1764). Именно он стал первым внедрять светские темы в живопись, тогда как раньше преоблада­ли произведения искусства с религиозной тематикой. Для картин У. Хогарта была характерна сатира, он с помощью живописи вы-78


смеивал пороки аристократии. Примером тому могут послужить его картины «Карьера проститутки» (1730—1731 гг.), «Карьера мота» (1732—1735 гг.), «Брачный контракт», «Выборы» (ок. 1754 г.) и др.

Его соотечественник, живописец эпохи Просвещения То­мас Гейнсборо (1727—1888)был одним из наиболее выдающихся портретистов. Его портреты («Автопортрет» (1754 и 1758 гг.), «Портрет дамы в голубом» (1770 г.), «Девочка с поросятами» (1782 г.), «Утренняя прогулка» (1785 г.) и др.) одухотворены, поэтичны, полны лиризма и душевной утонченности.

В Италии, а именно в Венеции, в XVIII в. зародилось новое направление живописи — ведута.

Ведута (от итальянского слова veduta) — это городской архи­тектурный пейзаж. Представителями этого направления были ве­нецианские живописцы-просветители Джованни Каналетто (1697—1768) («Портелло и канал Брента в Падуе», «Двор камено­теса», «Площадь святых Иоанна и Павла в Венеции», «Церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции», «Площадь Сан-Марко в Венеции»), Франческо Гварди (1712—1793) («Вид площади с дворцом», «Каприччо на набережной Венецианской лагуны», «Отплытие дожа на «Бученторо» в церковь Сан-Николо на Лидо», «Вид на Венецианскую лагуну с башней Мальгера»).

Не стояло на месте и литературное искусство эпохи Просве­щения. Во многом это связано с расцветом театрального искус­ства. Ведь недаром эпоху Просвещения называют «золотым ве­ком театра».

В Англии это связывают с именем драматурга Ричарда Бринс-ли Шеридана (1751—1816). Он прославился своими сатирическими комедиями: «Соперники» (1775 г.), «Поездки в Скарборо» (1777 г.), «Школа злословия».

Высокое развитие получило театральное искусство в Венеции. Здесь, в небольшом по размеру городе, существовало семь теат­ров. Венецианские театры существовали во многом благодаря за­слугам выдающихся драматургов: Карло Гольдони и Карло Гоцци.

Наиболее известные произведения Карло Гольдони (1707— 1793)— «Хитрая вдова» (1748 г.), «Трактирщица» (1753 г.), «Слуга двух господ» (1745—1753 гг.). Благодаря своему остроумию и искрометному юмору К. Гольдони получил широкую извест­ность во всем мире.

79


Его современник Карло Гоцци (1720—1806)писал сказки (фья-бы)для театра, которые основывались на фольклоре: «Любовь к трем апельсинам» (1761 г.), «Король — олень» (1762 г.), «Туран­дот» (1762 г.) и др. И если К. Гольдони отказался от метода коме­дии дель арте (импровизации на основе сценария), то К. Гоцци, наоборот, продолжал широко использовать этот метод.

Больших высот комедии нравов достигли в творчестве фран­цузского драматурга эпохи Просвещения Пьера Огюстена Бомар­ше (1732—1799). Герои его произведений пытались всячески про­тестовать и высмеивать существующий режим. («Севильский цирюльник» (1775 г.) и «Женитьба Фигаро» (1784 г.)).

В эпоху Просвещения в Германии появился «универсаль­ный гений», основоположник немецкой литературы, писатель Иоганн Вольфганг Гете (1749—1832). Его произведения проник­нуты антифеодальными настроениями, в них описываются проб­лемы человеческих взаимоотношений, поиск смыла жизни (пьеса «Эгмонт» (1788 г.), трагедия «Фауст» (1803—1832 гг.), автобиогра­фическая книга «Поэзия и правда» и др.). И. Гете был не только та­лантливым писателем, но и блестящим естествоиспытателем («Опыт о метаморфозе растений» (1790 г.), «Учение о цве­те» (1810 г.)).

Музыкальное искусство можно поставить наравне с театром и литературным искусством. На темы сочинений великих писате­лей, драматургов писались оперы и другие музыкальные произве­дения.

Развитие музыкального искусства прежде всего связано с име­нами таких великих композиторов, как И.-С. Бах, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. В. Бетховен и др.

Непревзойденным мастером полифонии был немецкий ком­позитор, органист и клавесинист Иоганн Себастьян Бах (1685— 1750). Его произведения были пронизаны глубоким философ­ским смыслом, высокой этикой. Он смог обобщить достижения в музыкальном искусстве, которых добились его предшественни­ки. Наиболее известными его сочинениями являются «Хорошо темперированный клавир» (1722—1744 гг.), «Страсти по Иоанну» (1724 г.), «Страсти по Матфею» (1727 и 1729 гг.), множество кон­цертов и кантат, Месса си-минор (1747—1749 гг.) и др.

В отличие от И.-С. Баха, который не написал ни одной оперы, немецкому композитору и органисту Георгу Фридриху Генде­лю (1685—1759)принадлежат более сорока опер. А также произ-80


ведения на библейские темы (оратории «Израиль в Египте» (1739 г.), «Саул» (1739 г.), «Мессия» (1742 г.), «Самсон» (1743 г.), «Иуда Маккавей» (1747 г.) и др.), органные концерты, сонаты, сюиты и т. д.

Мастером классических инструментальных жанров, таких как симфонии, квартеты, а также сонатных форм был великий авст­рийский композитор Йозеф Гайдн (1732—1809). Именно благода­ря ему и сложился классический состав оркестра. Ему принадле­жат несколько ораторий («Времена года» (1801 г.), «Сотворение мира» (1798 г.)), 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные со­наты, 14 месс и т. д.

Другой австрийский композитор, Вольфганг Амадей Мо­царт (1756—1791), был вундеркиндом, благодаря чему просла­вился еще в раннем детстве. Ему принадлежат свыше 20 опер, среди них знаменитые «Свадьба Фигаро» (1786 г.), «Дон Жуан» (1787 г.), «Волшебная флейта» (1791 г.), более 50 симфоний, мно­жество концертов, фортепианных произведений (сонат, фанта­зий, вариаций), неоконченный «Реквием« (1791 г.), песни, мессы и др.

Нелегкая судьба, наложившая свой отпечаток на все твор­чество, была у немецкого композитора Людвига Ван Бетхове­на (1770—1827). Его гениальность проявилась уже в детстве и не оставляла его даже в страшной для любого композитора и музы­канта беде — потере слуха. В его произведениях прослеживаются философский характер. На многие произведения повлияли его республиканские взгляды композитора. Бетховену принадлежат девять симфоний, инструментальные сонаты («Лунная», «Пате­тическая»), шестнадцать струнных квартетов, ансамбли, опера «Фиделио», увертюры («Эгмонт», «Кориолан»), концерты для фортепиано с оркестром и другие произведения.

Знаменитое его выражение: «Музыка должна высекать огонь из людских сердец». Он следовал этой идее до конца своей жизни.

Культура XIX в.

Начало XIX в. характеризуется большими изменениями в об­щественно-политической жизни. Во многих странах вспыхивают буржуазные революции. Люди стремятся избавиться от полити­ческого гнета и всякой несправедливости.

Помимо изменений в структуре общества, преобразования коснулись и научной стороны жизни. Наблюдаются первые

81


признаки индустриального общества. Это связано прежде всего с промышленной революцией, научными открытиями и т. п.

Вот лишь немногие ученые, оказавшие заметное влияние на развитие науки: немецкий естествоиспытатель и врач, сформули­ровавший закон сохранения энергии, Юлиус Роберт Майер (1814— 1878); экспериментально доказавший закон сохранения энергии английский физик Джеймс Прескотт Джоуль (1814—1878); соз­датель термодинамической теории химических процессов, тео­рии вихревого движения жидкости и аномальной дисперсии, немецкий ученый Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц (1821— 1894). Огромных результатов достигла биология, благодаря таким немецким ученым, как Теодор Шванн (1810—1882)(«Микроско­пические исследования о соответствии в структуре и росте живот­ных и растений» (1839 г.)) и Маттиас Якоб Шлейден (1804—1881). Вместе они создали клеточную теорию. Грандиозное эволюцион­ное учение внедрил в биологию английский естествоиспытатель Чарльз Роберт Дарвин (1809—1882). Его главный труд — «Проис­хождение видов путем естественного отбора» (1859 г.).

Физика XIX в. смогла преодолеть границы и перейти в область микромира и в мир больших скоростей. В первую очередь это заслуга двух величайших умов XIX столетия: немецкого физика-теоретика, основателя современной физики, создателя теории от­носительности Альберта Эйнштейна (1879—1955)и немецкого физика, основоположника квантовой теории Макса Планка (1857— 1947).

В искусстве XIX в. продолжали развиваться два основных сти­ля: классицизм и романтизм.

Классицизмначал сформировываться еще в XVII в. Для него было характерно возвращение к достижениям античного мира.

Основными принципами классицизма были философский ра­ционализм, разумность, закономерность, облагороженная красо­та. Важная роль отводилась воспитанию. При этом общественное ставилось выше личного. Герои классицизма боролись со своими страстями во благо общества, долга и т. п.

В литературе классицизм отразился в произведениях таких мастеров, как немецкий поэт, драматург Иоганн Фридрих Шил­лер (1759—1805)(«Мария Стюарт», «Орлеанская дева», «Виль­гельм Телль» и др.), французский поэт и драматург Мари Жозеф

82


Шенье (1764—1811)(«Карл IX, или Урок королям», «Кай Гракх» и др.), его брат, поэт и драматург Андре Мари Шенье (1762—1794)(цикл «Ямбы»).

Классицизм в живописи связан прежде всего с французским живописцем Жаком Луи Давидом (1748—1825). Переняв антич­ный пример, он создал настоящие шедевры живописи классициз­ма: «Клятва Горациев» (1784 г.), «Смерть Марата» (1793 г.), «Са­бинянки» (1799 г.), «Андромаха у постели Гектора» (1783 г.), портреты «Врач А. Леруа» (1783 г.), «Зеленщица», «Старик в чер­ной шляпе» и др.

Учеником Ж.-Л. Давида был прекрасный портретист, фран­цузский художник Жан Огютс Энгр (1780—1867)(«Портрет ху­дожника» (ок. 1800 г.), «Портрет Бертена» (1832 г.), «Мадам Дево-се» (1807 г.)).

Музыкальное искусство классицизма в связи с Великой фран­цузской революцией приобрело несколько новые формы. Преж­де всего это связано с появлением новых идеалов, стремлением к массовости. Возникновение нового музыкального жанра «опера спасения» было возможно благодаря двум композиторам этой эпохи: Франсуа Жозефу Госсеку (1734—1829)(опера «Триумф Рес­публики, или Лагерь при Гранпре», 1793 г.) и Этьену Мегюлю (пес­ни для революционных празднеств, оперы «Стратоника» (1792 г.), «Иосиф» (1807 г.) и др.).

Разочарование в революции, социальные катаклизмы приве­ли к смене идеалов. Отвращение к буржуазному строю с его ра­ционализмом и просвещением привели к тому, что классицизм начал себя изживать. На смену ему пришло новое направление — романтизм. Романтики стали отказываться от объективности в пользу субъективного творческого воображения.

Среди писателей романтизма стоит выделить Жана Поля (1763— 1825), основателя романтической этики, автора романов «Гес­пер», «Зибенкэз» и др., а также романтика, блестящего немецко­го писателя Эрнста Теодора Гофмана (1776—1822)(«Эликсир дьявола», «Золотой горшок», «Повелитель блох», «Маленький Цахес», «Ундина», «Записки кота Мурра» и др.).

Вершиной английского романтизма стал лирик Джордж Но­эль Гордон Байрон (1766—1824). Для его произведений характерен протест. Главный герой, бунтарь и индивидуалист, стремится

83


к свободе, зачастую пессимистичен. Наиболее известные его про­изведения: поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда», «Ман-фред», «Каин», восточные поэмы «Лара», «Корсар», «Гяур» и др.

В XIX в. во Франции стал выделяться прогрессивный роман­тизм. К его последователям относятся писатели Виктор Гюго (1802— 1885)(«Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеет­ся», «Отверженные» и др.) и Жорж Санд (1804—1876)(«Индиана», «Валентина», «Грех господина Антуана», «Консуэто», «Орас» и др.).

Среди композиторов-романтиков особое место занимают

Ф. Шуберт, К. М. Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Шо­пен, Ф. Лист.

Австрийский композитор Франц Шуберт (1797—1828)являет­ся создателем романтических песен и баллад, ему принадлежат несколько вокальных циклов, симфоний, ансамблей. Его по пра­ву называют крупнейшим представителем раннего романтизма.

Основоположником немецкой романтической оперы являет­ся композитор и дирижер, а также музыкальный критик Карл Ма­рия фон Вебер. Он написал десять блестящих опер, среди них «Волшебный стрелок» (1821 г.), «Эврианта» (1823 г.), «Оберон» (1826 г.).

Новшества в оперу привнес другой немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер (1813—1883). В своих операх («Риенцы» (1840 г.), «Летучий голландец» (1841 г.), «Тристан и Изольда» (1859 г. ), «Парсифаль» (1882 г.) и др.) он к музыкальной основе добавил поэтически-философский смысл.

Новатором в музыкальном деле был и французский компози­тор-романтик, а также и дирижер Гектор Берлиоз (1803—1869)— создатель романтической программной симфонии.

Говоря о романтизме в музыке, нельзя не упомянуть о величай­шем польском композиторе и пианисте Фредерике Шопене (1810— 1849). Его любовь к родине очень сильно отразилась на его произ­ведениях. Они имеют национальный оттенок, фольклорный отпечаток. Ф. Шопену принадлежат 2 концерта, 3 сонаты, балла­ды, скерцо, ноктюрны и этюды, а также другие произведения для фортепиано.

Романтизм отобразился и на изобразительном искусстве. Во Франции романтизм связан прежде всего с живописцем Теодо-

84


ром Жерико (1791—1824). Его произведения отличаются драмати­ческим напряжением, психологизмом. Главное, что Т. Жерико находит свои сюжеты в обыденной жизни, использует бытовые сце­ны. Наиболее известные его работы: «Плот Медузы» (1818—1819), «Дерби в Эпсоме» (1821).

Еще один живописец-романтик — соотечественник Т. Жери-ко Эжен Делакруа (1798—1863), произведения проникнуты духом свободолюбия, напряжением, взволнованностью («Сирота на кладбище», «Смерть Сарданапала», «Греция, умирающая на раз­валинах Миссолунги», «Резня на Хиосе», «Свобода на баррика­дах»). Влияние Делакруа на последующие поколения огромно.

Но и романтизм не оказался вечным. Настало время, когда он полностью себя исчерпал. Тогда ему на смену пришло новое на­правление искусства — реализм. Он начал сформировываться в тридцатые годы XIX века. А уже к середине столетия становит­ся главенствующим направлением в искусстве Нового времени. Для него характерна передача правды жизни.

В литературе реализм достиг своего пика в творчестве фран­цузского писателя Оноре де Бальзака (1799—1850). Основное его произведение — эпопея «Человеческая комедия», состоящая из 90 романов и рассказов. В своих произведениях О. Бальзак ри­сует реалистические картины, отражая в них общественные нра­вы и противоречия.

Другой писатель-реалист, француз Проспер Мериме (1803— 1870)по праву считается мастером новеллы. Его произведения («Кармен», «Коломба», «Хроника царствования Карла IX» и др.) изящны, лаконичны, обладают отточенной формой.

Крупнейшим реалистом в Англии считается писатель Чарльз Дик­кенс (1812—1870), родоначальником нового направления — кри­тического реализма. Описывая различные слои английского об­щества, он высмеивает его пороки и недостатки.

В музыкальном искусстве для реализма характерно появление нового направления — веризма. Его представителями являются итальянские композиторы, основоположники веризма в опере Руджеро Леонкавалло (1857—1919), Пьеро Масканьи (1863—1945). Заметно расширил рамки оперного веризма другой итальянский композитор Джакомо Пуччини (1858—1924). Ему принадлежат та­кие оперы, как «Тоска», «Турандот», «Мадам Батерфляй», «Ма-нон Леско», «Богема», «Девушка с Запада», «Чио-Чио-сан».

85


После революции укрепил свое положение реализм в изобра­зительном искусстве. Одним из гениальнейших художников-реа­листов считается Франсиско Хосе де Гойя (1746—1828). Его произ­ведения пронизывает тема свободолюбия. Они отличаются насыщенностью, страстностью, яркой эмоциональностью. При­мером тому служат такие его произведения, как «Капричос», «Бой быков», «Сатурн пожирает одного из своих детей», «Паника (Колосс)». Очень часто картины Гойи проникнуты националь­ным духом, несмотря на свою неповторимость.

К концу XIX в. начинают складываться новые направления в искусстве:

1) символизм;

2) натурализм;

3) импрессионизм.

Для символизма характерна передача образов с использова­нием различных символов. В литературе яркими представителя­ми символизма являются французские поэты Артюр Рембо (1854— 1891), Стефан Малларме (1842—1898).

Символистом в живописи можно назвать английского рисо­вальщика Обри Винсента Бердсли (1872—1898)(«Пещера сплина», 1895—1896, «Туалет Саломеи», 1893, «Лисистрата», 1896).

Для натурализма была характерна объективная передача реаль­ности, причем научному предпочиталось художественное вос­приятие.

Сторонником натурализма в литературе был французский пи­сатель Эмиль Золя (1840—1902). Основное его произведение, по­священное жизни одной семьи, — «Ругон-Маккарты», написан­ное в период с 1871 по 1893 г., состоящее из двадцати томов. В своей книге «Экспериментальный роман» (1880 г.), выступил как сторонник натурализма в искусстве.

В передаче мимолетных впечатлений, изменений в реальном мире больших успехов достигли импрессионисты. Появился им­прессионизм во Франции в творениях таких живописцев, как Эдуард Моне (1832—1883)(«Завтрак на траве», «Бар Фоли-Бер-жер», «Морской пейзаж», «На скамейке») и Пьер Огюст Ре­нуар (1841—1919)(«Бал в Мулен де ла Галет», «Окрестности Мен-тона», «Девушка, играющая на гитаре»).

Проведя анализ культуры Нового времени, мы увидели, на­сколько она разнообразна по своим стилям и жанрам. Очень

86


часто под влиянием внешних факторов, таких как политические и социальные изменения, формы и методы искусства менялись прямо на глазах.

Наибольшее значение для последующих поколений имело сло­жившееся в XIX в. реалистическое направление в искусстве.

Культура новейшего времени

XX в. — новейшее время в культуре. Для ХХ в. характерен постоянный прогресс, он наметился во всех областях жизни.

Еще один характерный для ХХ в. показатель — постоянное стремление к объединению, интернационализации. Если раньше культура имела более четкие и определенные национальные гра­ницы, выраженные в культурных отличиях между различными государствами, то для новейшего времени эти границы стали все менее и менее строгими и отчетливыми. Главная причина такого межнационального объединения — научно-техническая револю­ция, которая позволила наладить более тесный контакт между странами. Конечно же это взаимопроникновение культур различ­ных государств не всегда было спокойным и мирным. Стоит вспомнить политические конфликты, приводящие к мировым войнам и другим противостояниям. И, если проследить за ходом истории, видно, что наиболее проблемные взаимоотношения меж­ду государствами были характерны для первой половины ХХ в. Вторая же половина оказалась более спокойной и безмятежной, в результате чего и интернационализация шла намного быстрее и прогрессивнее.

Глобальные изменения в жизни людей, связанные с перехо­дом к новому виду общества — капиталистическому, а также огромный скачок в развитии научных знаний и другие факторы не могли не сказаться на культуре. Как реакция на эти изменения — появление новых культурных форм.

Для примера обратимся к живописи. Появился ряд новых, очень часто абсолютно оригинальных форм, таких как:

1) набизм(от французского nabis — «пороки» и от древнеев­рейского наби — «пророк»);

2) фовизм(от французского fauve — «дикий»);

3) кубизм(от французского cubisme, от cube — «куб»).

87


Набизм возник в Париже около 1890 г. Его создателями были художники Морис Дени (1870—1943), Пьер Боннар (1867—1947)и др.

Набисты, отталкиваясь от модерна, соединили воедино лите­ратурный символизм, музыкальность ритмов и декоративную обобщенность форм.

С 1905 по 1907 г. просуществовало другое течение в живописи — фовизм. Оно, как и набизм, появилось во Франции под влиянием таких живописцев, как Анри Матисс (1869—1954), Альберт Марке (1875—1947), Жорж Руо (1871—1958), Рауль Дюфи (1877—1953), Морис де Вламинк (1876—1958). Для фовизма было характерно стремление к эмоциональности в передаче художественного изоб­ражения, динамичность и цветовая интенсивность.

В первой четверти ХХ в во Франции начинается расцвет ку­бизма, который позже появился и в других странах. Наиболее из­вестный его представитель — Пабло Пикассо (1881—1973). В 1907 г. он вместе с французским живописцем Жоржом Браком (1882—1963)создал направление, для которого было свойственно выдвижение на первый план формальных экспериментов, таких как объемные формы на плоскости, геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.). Для кубизма характерен некий анализ, т. е. разложение сложных форм на более простые. Пикассо, используя нейтральные тона, разнообразно комбинируя геометрические формы, создает абсолютно радикальные произведения искусства («Королева Изабо», «Дама с веером» (1909 г.); «Портрет А. Воллара» (1910 г.); «Дриада», «Фермерша», «Три женщины» (1909—1910 гг.)).

Кубизм имел две стадии развития:

1) аналитическую (1907—1909 гг.);

2) синтетическую (с 1913 г.). Синтетическая стадия кубизма отличается от аналитической

большей цветностью форм, плоским изображением объектов.

Но Пикассо не стоял на месте, он постоянно искал новые формы для выражения. Вследствие чего в начале 20-х г. приходит к новому направлению — сюрреализму («Метаморфозы» (1930 г.)).

Сюрреализм(от французского surrealisme — «сверхреализм») выбрал в качестве источника художественных образов сферу под­сознательного. Сюрреалисты использовали инстинкты, свои сно­видения и галлюцинации.

На начальном этапе сюрреализм служил как некое отражение той абсурдной реальности, какой представлялся послевоенный мир. И если вытащить подсознательное наружу, то, по мнению

88


художников, таким способом можно улучшить мир. Крупнейшей фигурой в мире сюрреалистической живописи стал испанский живописец Сальвадор Дали (1904—1989). Его произведения («По­эзия Америки» (1943 г.), «Портрет Пикассо» (1947 г.), «Мадонна порта Льигат» (1949 г.), «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944 г.), «Атомная Леда» (1947 г.) и др.) отличаются смелостью, безграничной фантазией, виртуозностью в исполнении, а также множеством противоречий и сочетанием, казалось бы, несочетаемых вещей и предметов.

Но сюрреализм коснулся и других видов искусства (литерату­ры, театра, кино).

Если переход в XX в. сказался на живописи, то на литературу заметного влияния он не оказал. Литературное искусство продол­жало развиваться, но без кардинальных изменений.

Начало ХХ века связано с появлением огромного числа талант­ливых писателей. Во Франции стоит выделить Марселя Прус­та (1871—1922), Андре Жида (1869—1951), Жоржа Бернаноса (1888— 1948), Франсуа Мориака (1885—1970)и др. На это время прихо­дится расцвет французского романа, который становится более напряженным, душераздирающим и откровенным.

В английской и немецкой литературе наметилась тенденция следования классическим традициям. Примером могут послу­жить произведения английского писателя-романиста Джон Гол-суорси (1867—1933), немецкого писателя Томаса Манна (1875— 1955).

Несмотря на следование классическим традициям, в литера­туре XX в. очень заметно влияние модернизма. Это влияние про­слеживается в романе Марселя Пруста «В поисках утраченного времени», произведениях австрийского писателя Франца Кафки («Процесс», «Америка» и др.), ирландского писателя Джейм­са Джойса (1882—1941)(«Дублинцы», «Улисс», «Портрет худож­ника в юности»). Многие писатели в своих произведениях поль­зуются новым творческим принципом, характерным для западно­европейской литературы начала XX в., — «потоком сознания». Впервые этот термин употребил американский философ и психо­лог Уильям Джеймс в своей книге «Научные основы психологии» (1890 г.). Под этим принципом понимается передача процессов душевной жизни, некий «внутренний монолог». Это заставляет

89


при прочтении книги поверить в свое присутствие в условиях, описываемых автором, сильнее сопереживать героям.

Вторая мировая война сказалась не только на жизни людей, но и на культуре. В философии и литературе выделилось новое на­правление — экзистенциализм(от позднелат. exsistentia — «сущест­вование»). Основная тема экзистенциализма — человеческое су­ществование с его проявлениями (страхи, заботы, совесть и др.).

Экзистенциализм имеет две ветви:

1) религиозный экзистенциализм(немецкий философ Карл Ясперс, французский философ и драматург Габриэль Оноре Марсель и др.);

2) атеистический экзистенциализм(французский писатель Жан Поль Сартр, французский писатель и мыслитель Альберт Камю). Наверное, одно из наиболее значимых событий в истории

культуры XX в. — появление нового («седьмого») вида искусства, кинематографа. На начальном этапе это было немое кино, но в 1927 г. кино становится звуковым. Киноискусство нельзя рас­сматривать как обособленный вид искусства, ведь оно является синтезом литературы, театра, музыки, изобразительного искус­ства и др. На начальном этапе своего существования кино ассо­циируется с такими именами, как Рене Клер, Жан Ренуар, Жан Кокто и Марсель Карне. Эти выдающиеся французские режиссе­ры сделали кинематограф независимым.

Кино послевоенного периода — это прежде всего фильмы

Жан Люка Годара, Франсуа Трюффо, Роберто Росселини, Луиса Бу­нюэля, Фредерико Феллини и др.

Первые два десятилетия после окончания Второй мировой войны лидирует проблемное кино «новой волны». На смену ему приходит расцвет комедии. Появляются фантастические филь­мы, мелодрамы, приключения, боевики и многие другие жанры. Огромную роль в киноискусстве играют США. Особое значение имеет Голливуд. Именно здесь до 50-х гг. находилась основная часть американской кинопромышленности. В американском ки­но появляется новый национальный жанр — вестерн. Постепенно США становятся лидерами в киноискусстве. Здесь появляется наибольшее количество фильмов и кинозвезд. Голливуд стано­вится зачинателем американской эстетики и стандартов массовой культуры в США, влияние которой на весь остальной огромно.

90


ЛЕКЦИЯ № 3. Культура России

Культура древних славян

Славяне— часть древнейшего индоевропейского этнического единства. В состав индоевропейской семьи они входят вместе с европейцами. Их история представлена в древних книгах. На­пример, в Библии говорится о трех сыновьях Ноя, и от одного из них, Иофета, и произошли славяне. Библейская версия проис­хождения славян не единственная, существует еще ряд версий, а споры по этому вопросу ведутся и по сей день.

Одним из наиболее значимых источников сведений о славян­ских племенах II—I тыс. до н. э. считается Велесова книга, посвя­щенная Велесу — богу богатства у древних славян. В 1943 г. во вре­мя оккупации Брюсселя немцами она пропала. Но сохранились некоторые записи, скопированные и переведенные писателем Ю. П. Миролюбовым.

В книге говорится о Триглаве богов, которому поклонялись древние славяне, состоящем из Сварога, Перуна и Свентовита. Но этот состав не был постоянным. К примеру, в Киеве Триглав был представлен Сварогом, Даждьбогом и Стрибогом, а в Новго­роде — Сварогом, Перуном и Велесом (в Велесовой книге — Дид, Дуб и Сноп).

В это время у древних славян очень распространен материн­ский культ (птица-покровительница Руси, славянская мать сыра земля) и культ предков — манизм.

Анализируя верования славян, приходим к выводу, что для их мировоззрения был характерен антропотеокосмизм, который про­являлся в том, что у них не было четкого разграничения сфер че­ловеческого, природного и божественного.

У древних славян было очень много всевозможных обрядов и обычаев. К примеру, в день весеннего равноденствия проводил­ся обряд похорон Марены, символизирующей победу над зимой (смертью). В день летнего солнцестояния проводился праздник

91


Ивана Купалы (божества солнца). В ночь на 24 июня по старому стилю устраивались обряды с огнем и водой, собиранием трав и цветов, играми, песнями, гаданиями и хороводами, после чего сжигали чучело Купалы в знак того, что он является солнечным божеством.

Было распространено у славян и чародейство, т. е. новогоднее гадание на урожай с помощью глубоких сосудов, названных чара­ми. Археологами было найдено древнеславянское святилище, от­носящееся ко II—IV вв., алтарь которого был сложен из осколков глиняных чаш. Также были найдены и различные сосуды, пред­назначавшиеся не только для новогоднего гадания, но и для дру­гих обрядов.

Любой духовно развитый народ приходит к необходимости в существовании письменности. У древних славян была своя ори­гинальная письменная система — узелковая письменность. Знака­ми служили узелки на нитях, а книги представляли собой клубки.

На смену узелковой письменности пришло рисуночное пикто­графическое письмо. Его можно увидеть в орнаменте ритуальных предметов.

Новый виток в истории славян связан с IX в. Именно в это время происходит их воссоединение под княжеской властью в единое молодое государство. Начинается эпоха Киевской Руси с варяжских князей (Рюрика, Синеуса и Трувора) в 862 г. С целью большего укрепления и объединения государства в 988 г. князь Владимир I принял христианство как единую государственную ре­лигию Руси. C началом его правления Русь вступает в период своего расцвета и международного признания.

Важным культурным этапом на Руси было создание письмен­ности. Это событие связывают с именами двух братьев, Кирил­ла (827—869)и Мефодия (815—885). Славянская письменность бы­ла основана на греческом письме. Существуют документы, подтверж­дающие, что уже в X в. использовалась кириллица. А с XI в. детей богатых людей стали учить грамоте, стали появляться библиотеки.

Первые литературные памятники, написанные восточносла­вянскими авторами: «Повесть временных лет», «Сказание о Бо­рисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Слово о законе и благодати». В XI—XII вв. выделились три основных литератур­ных жанра:

92


1) летописание— историческое произведение. Летописи де­лились на общерусские и местные;

2) житие(биографии);

3) слово— и торжественная речь, и военная повесть.


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 696; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!