Киевская Русь и эпоха феодальной раздробленности



Основная идея «Повести временных лет», написанной мона­хом Киево-Печерской лавры Нестором в 1113 г., — единство Ру­си. В своем произведении Нестор указывает на начавшиеся кня­жеские усобицы и распри, осуждая их.

К началу XII в. существовало огромное число княжеств (Вла-димиро-Суздальское, Галицко-Волынское и др.), которые стре­мились обладать властью на Руси, вели постоянные войны. К на­чалу монголо-татарского нашествия насчитывалось около 50 самостоятельных княжеств. Вот почему период XII—XIII вв. на Руси называют периодом феодальной раздробленности, «поги­белью земли Русской». Но несмотря на сложный для Руси пе­риод, эта эпоха сопровождалась расцветом культуры и прогрес­сивным ростом городов.

Продолжает бурно развиваться литература. В XI—XII вв. из­вестны имена 39 писцов, из них 15 человек были лицами духовно­го звания. Как и в Европе, в период средневековья на культуру Руси очень сильно влияла церковь. Вследствие этого наибольшее распространение получила церковная литература. Затруднял раз­витие литературы на Руси тот факт, что словесность существова­ла только в рамках рукописной традиции. До XV—XVI вв. про­должали писать на пергаменте, телячьей коже. Для письма использовали гусиные перья и чернила (или киноварь). Такое по­ложение сохранялось до XIX в. Вот почему из-за дороговизны ма­териала писцы всегда пытались сэкономить с помощью почерка и сокращений под титлами. Слова писались без слогораздела. Благодаря своей четкости и торжественности почерк XI—XIII вв. получил название устава. Часто для увеличения скорости письма использовали разновидность устава — полуустав, он появился в XIV в.

93


Появление роскошных книг с киноварными буквами прихо­дится на XI в. В книгах появляются художественные миниатюры. Примером служат две книги: «Остромирово Евангелие» (XI в.) и «Мстиславово Евангелие» (XII в.). Книги имеют очень богатую отделку, их переплет оковывался золотом или серебром, а также украшался драгоценными камнями, золотом и др.

Древнерусскую литературу можно поделить на два раздела:

1. Переводная литература,которая считалась частью нацио­нальной словесности. В основном это были церковные произве­дения.

2. Оригинальная литература,написанная восточнославянски­ми авторами.

Помимо трех известных жанров древнерусской литературы (летопись, житие и слово), большой расцвет получили речи, отно­сящиеся к жанру красноречия. В основном речи имели назида­тельный характер, поэтому их часто называли поучениями. Наи­более известное поучение, дошедшее до нас в составе «Повести временных лет», — это «Поучение Владимира Мономаха». В нем содержатся моральные наставления, завещание, уроки сыновьям на тему управления государством. Также ярким примером этого жанра являются «Поучения архиепископа Луки к братьям» (1058 г.), написанные новгородским епископом Лукой Жидята, и «Поуче­ния к попам» (XIII в.), написанные древнерусским проповедни­ком и писателем Серапионом Владимирским. Главными темами этих произведений являются темы нравственности, духовного очищения и христианского благочестия.

Помимо речей (поучений) существовал и другой жанр, кото­рый требовал, кроме идейности, и литературного мастерства. Этот жанр получил название торжественного красноречия. Ярким при­мером его служит написанное киевским митрополитом Илларио­ном «Слово о законе и благодати». Илларион был известен не только как церковно-политический деятель, но и как блестящий оратор. Свое «Слово» он впервые произнес в 1038 г. на празднике Благовещения Пресвятой Богородицы у Золотых ворот в Киеве. «Слово о законе и благодати» имеет три части.

1. Вступление, здесь автор противопоставил Новый и Ветхий Заветы.

94


2. Повествовательная часть, в которой происходит истолкова­ние некоторых библейских сюжетов, автор связывает их с зако­ном и благодатью.

3. Заключение, в котором Илларион восхваляет христианскую религию и князя Владимира, который Русь крестил.

В «Слове» Илларион касается вопросов равноправия, незави­симости русского народа, патриотизма и других тем, связанных со значением Отечества. Как настоящий литературный мастер, Илларион пользуется различными литературными формами и тро­пами для украшения своей речи. Вот почему «Слово о законе и благодати» есть образец литературного языка, по которому учи­лись писцы XII—XV вв.

XII в. — время обострения феодальной раздробленности. Именно в это время появляется наиболее значимое произведение, написанное в Киеве около 1185 г., — «Слово о полку Игореве». Судьба этой рукописи была очень трагичной, в 1812 г. москов­ский пожар на Разгуляе унес великий литературный памятник, а вместе с тем вселил в ученых множество сомнений. Поскольку до наших дней дошла копия рукописи, это дало основание для споров по поводу оригинальности текста в ней. Версии о недосто­верности этой копии предлагаются и по сей день.

Несмотря на все, «Слово о полку Игореве» остается величай­шим произведением древнерусской литературы. Стоит отметить язык, которым написано «Слово». Автор использует различные ритмы в зависимости от описываемого сюжета. Вспомнить хотя бы знаменитейший плач Ярославны. Ритм в нем подобен народ­ному плачу, заставляет читателя дышать учащенно. Другая важ­ная особенность произведения — использование различных ме­тафор: «серым волком по полю кружил, как орел, под облаком парил», «стоном стонет мать-земля сырая» и т. д.

«Слово о полку Игореве» — уникальное произведение лиро-эпического жанра, проникнутое любовью к родине, к русскому народу, его истории. «Слово» очень сильно повлияло на после­дующие поколения, став источником вдохновения не только для литераторов, но и для художников и музыкантов.

Не осталось незамеченным в древнерусской литературе и на­шествие Батыя. К 1238—1246 гг. относится создание «Слова о по-95


гибели Русской земли», также на тему нашествия была создана «Повесть о разорении Рязани Батыем».

В целом литература XII—XIII вв. представлена произведения­ми, основной чертой которых является патриотизм, вера в свой народ. Герои этих произведений всегда наделены чертами высо­кой нравственности, духовности, церковной прилежности.

Большое развитие получило и другое искусство Древней Руси — архитектура. Огромное влияние на архитектуру, как и на литера­туру, оказывала церковь. Вот почему основными архитектурными памятниками оставались церкви и монастыри.

Киево-Печерский монастырь был самым первым на Руси. Его основатели Феодосий и Антоний Печерские. В 1069 г. Антоний Пе-черский вынужден скрываться в Чернигове, чтобы избежать гне­ва Изяслава Ярославовича. Там он основал не менее известный Ильинский подземный монастырь. Такие подземные монастыри стали очень распространены на Руси и служили очагами исихии, т. е. безмолвия и отрешенности. В них культурная жизнь была очень развитой, поскольку исключала строгие порядки, а мо­настырские жители могли заниматься вполне мирскими занятия­ми. Вот почему именно монастыри долгое время оставались глав­ными центрами духовной культуры, где создавалась большая часть литературных и художественных ценностей.

С принятием христианства на Руси связано начало каменного строительства, поскольку на первых этапах строительство велось именно византийскими мастерами. Одна из первых построек — Десятинная церковь Успения Богородицыв Киеве. Только археоло­гические раскопки позволили нам узнать, насколько величест­венное это было сооружение, как мастерски все было исполнено, поскольку до наших дней церковь не сохранилась, так как была разрушена во время нашествия Батыя в 1240 г.

Во времена правления Ярослава Мудрого в 1037 г. был возведен другой великолепный памятник архитектуры, показатель мастер­ства строителей — Софийский соборв Киеве. Этот собор стал главным церковным и общественным зданием всей Киевской Ру­си. Софийский собор имел пять нефов (внутренних помещений), тринадцать куполов, был построен из кирпича и камня. В XI в. его украсили, дополнив величественную постройку мозаиками

96


(изображениями из цветных камней) и фресками(живописью по сырой штукатурке красками).

В 30-е годы XI в. по приказу Ярослава Мудрого были построе­ны Золотые воротав Киеве с Надвратной церковью Благовеще­ния, а также монастыри св. Георгия и Ирины. Все эти постройки времен правления Ярослава Мудрого характеризовали Киев как новый центр православного мира.

Помимо Киева, строительство велось и в других городах на Руси. Великим памятником архитектуры считается Софийский собор(1045—1050 гг.) в Новгороде. Он был построен во время правления сына Ярослава Мудрого, князя Владимира Ярославови­ча. Это пятинефный собор, имеющий пять куполов, отличаю­щийся внешней суровостью и отсутствием декора. Был построен из камня, имел шестую громадную лестничную башню.

В XI в. были построены храмы в Полоцке, Вышгороде, Черни­гове и других городах. В эпоху феодальной раздробленности архи­тектура не пришла в упадок, а наоборот, произошел ее расцвет. Осо­бо стоит отметить новгородскую и владимирскую архитектуру.

Для новгородской архитектуры были характерны такие черты, как строгость форм, простота, симметричность, малый декор. Примером могут служить церковь Спаса на Нередице, возведен­ная в 1198 г., небольшая церковь Петра и Павла на Синичьей го­ре, построенная жителями Лукиной улицы в 1185—1192 гг., ка­менный храм Николы на Липне (1292 г.), Юрьев и Антоньев монастыри.

Кроме религиозных зданий в Новгороде, стоит отметить нахо­дящийся на высоком кремлевском холме детинец — внутреннее укрепление в городе. Центром торговой жизни новгородцев было Ярославово дворище, а резиденцией князей Городище.

Большую культурную ценность имеет зодчество Владимир­ской Руси. Оно относится к XII—XIII в. Одна из наиболее круп­ных построек — Успенский собор, построенный при правлении князя Андрея Боголюбского в 1158—1160 гг. Собор был сделан из белого тесаного камня и первоначально имел три нефа, шесть столпов, высота собора 32,3 м. Успенский собор послужил образ­цом при строительстве многих соборов на Руси. При князе Всево­лоде Большое Гнездо в 1194—1197 гг. во Владимире был построен Дмитриевский собор. Он являлся княжеским собором и на первых

97


этапах входил в состав комплекса княжеского дворца. Дмитриев­ский собор — это одноглавый четырехстолпный храм, имеющий на своем фасаде множество скульптурных украшений.

Выдающимся памятником владимиро-суздальской школы яв­ляется храм Покрова на Нерли (храм Покрова Богородицы), построе­нный в 1165 г. Этот одноглавый храм отличается удивительной стройностью, он как бы устремлен вверх.

Вместе с архитектурой развивалась и живопись. В основном она была представлена двумя направлениями: фресками и иконами.

Так как огромное число храмов было разрушено, то до нас до­шло очень мало фресок тех времен. Зато сохранились многие иконы. Среди наиболее известных можно отметить икону Апо­столов Павла и Петра (XI в.), икону Святого Георгия (ок. 1170 г.), Спас Нерукотворный (XII в.), ставшую главной святыней Мо­сковского государства икону Владимирской Богоматери, икону Пророка Ильи и др.

В XIII в. Русь подверглась монголо-татарскому нашествию, которое терзало государство на протяжении почти 250 лет. После изгнания захватчиков русское государство начинает складывать­ся вокруг Москвы, поэтому период XIV—XVI вв. принято назы­вать Московской Русью.

Культура Московской Руси

Победа над монголо-татарскими завоевателями знаменует на­чало подъема русской культуры. Начиная со второй половины XIV в. Москве отдается ведущая роль в русском государстве. Во-первых, это обусловлено тем, что город находится в центре севе­ро-востока страны, сюда стекается огромное количество русских граждан, во-вторых, через Москву проходят выгодные торговые пути, что делает ее центром внешней политики государства. Поэтому именно московские князья стали обретать титул великих князей всея Руси. Огромное значение Москвы для всей Руси сде­лало ее новым культурным центром.

В XV—XVI вв. Русь окончательно избавилась от монголо-та­тарских захватчиков, полностью сформировалось Русское единое государство. Эти явления заметным образом сказались на культу­ре. Ведь именно борьба русского народа с иноземцами, новые за-

98


дачи государства стали основными темами в развитии русской культуры. В частности, такая тематика прослеживается в литера­туре.

Наиболее известными литературными произведениями того времени стали «Повесть о взятии Батыем города Владимира», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (XIV в.), повествующие о временах монголо-татарского нашествия, восхваляющие му­жество и смелость русских воинов-освободителей. Другое лите­ратурное произведение, рассказывающее о жизни князя Александ­ра Невского (1221—1263), о Невской битве (1240) и Ледовом побои­ще (1242), «Житие Александра Невского», является памятником литературы, написанным во славу Русского государства и его на­рода.

Другой победе над Золотой Ордой, на Куликовом поле (8 сен­тября 1380 г.) посвящено произведение «Задонщина», написан­ное в конце XIV в. По предположению, автором является Софо-ний Рязанец. Главная идея произведения — объединение русских земель для совместной борьбы за Русское государство перед ли­цом иноземных захватчиков.

После окончательного объединения русских земель в XV в. происходит и слияние местных культур. Появляется общерусская культурас ее характерными особенностями, сохранившимися в течение многих веков.

Особенности нового объединенного государства, его полити­ка описаны в таких произведениях, как «Сказания о князьях Вла­димирских» и «Сказание о Владимире Мономахе» (XVI в.).

В XV в. появился новый литературный жанр — литературные путешествия. Купец Афанасий Никитин описал свое путешествие в Индию (1466—1472 гг.) в записках «Хождение за три моря». Это произведение отличается, многосторонностью.

Еще один талантливый автор, русский писатель-публицист Иван Семенович Пересветов. В своих произведениях («Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете-Салтане», «Пред­сказания философов и докторов латинских о Царе Иване Ва­сильевиче») он описывал преобразования в стране, выступал за укрепление самодержавной власти. В 1549 г. все свои сочинения он передал Ивану IV.

99


Наоборот, за ограничения царской власти выступал другой русский писатель, князь Андрей Михайлович Курбский (1528— 1583). Ему принадлежит произведение «История о великом князе Московском» (1573 г.), а также три послания царю с обличитель­ным текстом. Конечно же это не могло понравиться «лютому са­модержцу» Ивану IV Грозному, и Андрей Курбский был вынуж­ден бежать в Литву в 1564 г.

Важным этапом в становлении русской литературы стало по­явление книгопечатания в конце XV в. До этого пергамент стали заменять бумагой. В Москве появилась первая типография, во главе которой стояли Иван Федоров (ок. 1510—1583)и Петр Мстиславец. Первой книгой, выпущенной в 1564 г., была книга «Апостол». К концу XVI в. ими и их учениками было около двад­цати книг на церковно-религиозные темы.

В XVI в. при участии священника Сильвестра появляется свод правил и наставлений «Домострой», в котором поддерживался семейный патриархат, давались советы по ведению домашнего хозяйства и др.

Вместе с литературой в Московской Руси развиваются и дру­гие направления в искусстве, такие как живопись и архитектура.

На начальном этапе становления единого Русского государ­ства наиболее развитыми в архитектурном отношении были Нов­город и Псков. Поскольку именно эти города в наименьшей сте­пени пострадали при монголо-татарском нашествии.

В XIV в. в Новгороде стали формироваться новые архитектур­ные формы. Примером тому могут послужить церковь Спаса на Ковале (1345 г.), церковь Успения на Волотовом поле (1352 г.), церковь Федора Стратилата на Ручье (1360—1361 гг.) и церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374 г.). Для нового сти­ля характерно нарядное внешнее убранство. Это и фресковые росписи, и скульптурные кресты, и декоративные ниши. Но в Нов­городе возводились не только храмы, широко велось гражданское строительство. Ярким примером городской архитектуры являют­ся Грановитая палата(1433 г.) и Каменный кремль(1302 г.).

Огромные темпы строительства наметились в Пскове. К XV в. здесь появились 22 новые церкви, а также огромный кремль про­тяженностью около 9 км.

100


И конечно же в новом государстве начинается застройка сто­лицы. Наиболее известное из архитектурных произведений Моск­вы — Московский Кремль. Первоначально он был укреплен валом. Но во время царствования Ивана III началась его перестройка. В 1485—1495 гг. стены из белого камня были заменены кирпич­ным. Во время правления Ивана III в 1475—1479 гг. был построен Успенский собор, а в 1484—1489 гг. — Благовещенский собор, а так­же была построена Грановитая палата(1487—1491 гг.). Во време­на правления его сына Василия III (1505—1508 гг.) был построен Архангельский соборМосковского Кремля, колокольня «Иван Ве­ликий» (1505—1508 гг.), которая была надстроена в 1600 г.

Неотрывно от зодчества развивалась и живопись. В первую очередь иконопись. Гениальными художниками XIV—XV вв. бы­ли Феофан Грек (ок. 1340 — после 1405)и Андрей Рублев (ок. 1360/70 — ок. 1430).

В творчестве Феофана Грека можно выделить два периода:

1) новгородский (церковь Спаса Преображения (1378 г.));

2) московский (церковь Рождества Богородицы (1395—1396 гг.)), Архангельский собор (1399 г.), Благовещенский собор (1405 г.)). Благовещенский собор был расписан Феофаном Греком

вместе с величайшим мастером Андреем Рублевым. Рублеву при­надлежит множество фресок, миниатюр, икон. Наиболее извест­ные его произведения: «Архангел Михаил» (нач. XV в.), «Спас» (нач. XV в.), «Троица» (1420 г.) из Троицкого собора Троице-Сер-гиева монастыря. Сейчас эти работы находятся в крупнейшем му­зее русского искусства — в Третьяковской галерее в Москве.

К XVI в. заметно расширился круг тем живописи. Начинает развиваться новый жанр — исторический портрет. Теперь это не только изображения святых, появляются портреты великих кня­зей, мыслителей и поэтов античного мира, византийских импера­торов.

Итак, культура Московской Руси XIV—XVI вв. — это символ расцвета, начало формирования единой общерусской культуры.


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 243; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!