Методы и проблемы изучения культуры



Культура— сложная и многоуровневая система, поэтому и изу­чение ее не является единообразным.

Существует несколько подходов к анализу культуры:

1) технологический (оценивает уровень развития производ­ства);

2) деятельностный (философия, живопись);

3) ценностный;

4) генетический;

5) структурный;

6) символический. В XVIII в. сформировалось два основных подхода к ответу на

вопрос: что такое культура?

Одно из направлений — пессимистическое (иррациональное). Его родоначальником стал французский писатель и философ-просветитель Ж.-Ж. Руссо. В его понимании человек — это со­вершенное существо, а самую благоприятную для него форму жизни — видел в естественной среде, на лоне природы. И так как культура, по мнению Руссо, проводит границу между человеком и природой, ее он считал основным злом. Выступая за равенство всех людей, он обвинял культуру вместе со всякими религиями, искусством и науками в том, что они этому равенству препятст­вуют.

Сторонником Ж. Ж. Руссо был немецкий философ Ф. Ницше. Он являлся приверженцем антикультуры как истинной природы

17


человека. Культура, по его мнению, есть зло, которое не может дать свободы, а лишь порабощает человека. С этим порабоще­нием культурой был согласен австрийский врач-психиатр и пси­холог, основатель психоанализа З. Фрейд. Он видел источник различных душевных страданий и отклонений людей в том, что им необходимо подстраиваться под окружающий мир с его куль­турными нормами.

В своих работах немецко-американский философ, психолог и социолог Эрих Фромм как раз и отталкивался от фрейдовско­го психоанализа, добавив к нему теорию отчуждения К. Марк­са (1818—1883).

ХХ век ознаменовался сразу тремя теориями развития культу­ры: О. Шпенглера, А. Швейцера, М. Вебера.

Согласно теории немецкого философа О. Шпенглера, рацио­налистическая цивилизация привела к деградации духовных цен­ностей культуры. По мнению Шпенглера, культура есть орга­низм, срок жизни которого примерно тысяча лет. Согласно этому всю мировую историю О. Шпенглер поделил на восемь культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-рим­скую, византийско-арабскую, западноевропейскую, культуру майя.

Теория немецкого ученого Макса Вебера (1864—1920)отрица­ла крах культуры Западной Европы. По мнению философа, на смену одним ценностям неизбежно приходят другие, что и случи­лось в Западной Европе.

Немецко-французский мыслитель Альберт Швейцер (1875— 1965)своей работой «Распад и возрождение культуры» поддержал О. Шпенглера. А. Швейцер также отмечал упадок западноевро­пейской культуры, приведший к ее кризису. Но в то же время А. Швейцер в отличие от О. Шпенглера не считал, что это необра­тимый процесс. Он верил, что ситуацию можно поправить.

Интересна концепция исследования культуры социолога Пи-тирима Александровича Сорокина (1889—1968). Он выделял три основных типа культур:

1) идеальный;

2) чувственный;

3) идеалистический.

Идеальныйтип основан на сверхчувственном абсолюте, по­этому к нему в основном относятся духовные культурные цен-

18


ности. Второй тип — чувственный— во главу всего ставит мате­риальное. Его потребности чисто физические. Идеалистическийтип является синтезом идеального и чувственного типов культуры.

Стоит заметить, что аналогичные типы имеет процесс развития общества. Первый тип, идеальный, относится скорее к античному миру. Он действует до XIII в. На смену ему приходит идеалисти­ческая культура. Она сохраняется до XIV в., затем идет чувствен­ная культура, в ХХ в. она приходит в упадок.

Большое влияние на понимание культуры оказал русский уче­ный-естествоиспытатель Владимир Иванович Вернадский (1863— 1945). Он ввел новое понятие «ноосфера», означающее «сфера раз­ума», а также изучил влияние ее на различные процессы, которые происходят на нашей планете.

Другой яркий представитель изучения явления культуры — Карл Ясперс (1883—1969), немецкий философ, представитель ре­лигиозного экзистенциализма. В то время в Европе господствова­ла теория культурных циклов, он же не был ее сторонником и ввел новое понятие — осевое время. Этой осью служит время около 500 лет до н. э. С наличием этой оси он связывает крупнейший переворот в истории.

Существует ряд наук, которые позволяют изучать историю культуры. К таким наукам относятся:

1) хронология— наука об измерении времени, которая позво­ляет устанавливать даты исторических событий;

2) метрология— историческая дисциплина, которая занимает­ся изучением развития систем мер, денежного счета и т. п.;

3) геральдика— дисциплина, изучающая гербы;

4) палеография— историческая дисциплина, занимающаяся изучением памятников древней письменности;

5) генеалогия— историческая дисциплина, которая изучает происхождение и историю родственных связей, составляет родословные и т. д.


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 216; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!