Общественное движение в 1870-х гг.



I. Причины возникновения народничества. Революционные организации начала 70-х годов.

Недовольство грабительской по отношению к крестьянству крестьянской реформой, недостаточно быстрыми реформами, сохранением самодержавия и сословного строя привели к возникновению движения революционных народников.

Первые кружки революционных народников появились в начале 70-х годов в Москве, Санкт-Петербурге, провинциальных университетских городах. Такими были, например, кружок студента Петербургского университета Чайковского, получивший название «чайковцев».

Летом 1871г. была создана организация под названием «Большое общество пропаганды», насчитывавшее до 60 человек. Ее возглавлял студент Петербургского университета Н.В. Чайковский, поэтому за ней утвердилась название «чайковцы». В 1874г. она была разгромлена.

II. Идеология революционного народничества.

Основные программные положения народников, в своем происхождении восходившие к теории «крестьянского социализма» А.И. Герцена сводились к следующему:

¨ ликвидация остатков крепостничества в экономическом, социальном и политическом строе России революционным путем

¨ революция не просто уничтожит остатки крепостничества, но приведет к утверждению в России социалистического общества. При этом переход к социализму пройдет, минуя этап капиталистического развития.

¨ Это будет возможно благодаря наличию в России крестьянской общины, которая в силу своих черт (круговая порука, переделы земли, самоуправление) является элементом будущего социализма.

¨ организующей силой крестьянской революции станет «революционная партия»

Главными идеологами народничества стали М.А. Бакунин, П.Л. Лавров и П.Н. Ткачев.

М.А. Бакунин,представлявший анархистское, или бунтарское, течение в народничестве, являлся одним из наиболее видных теоретиков анархизма. Источником всех бед он считал государство. Любая государственная власть, даже самая демократическая, является источником деспотизма. Он был против завоевания политических свобод. По его мнению, необходимо вести борьбу не за политические, а за социальные свободы.

Любой форме государства он противопоставлял принцип «федерализма», т.е федерацию самоуправляющихся сельских общин, производственных артелей на основе коллективной собственности на орудия и средства производства.

Бакунин доказывал, что русский крестьянин — «социалист по инстинкту». Его не надо агитировать за социализм, надо прямо призывать к бунту. Революционеры должны сыграть роль искры, которая сможет разжечь восстание, объединит разрозненные крестьянские бунты во всеобщий бунт.

П.Л. Лавров, идеолог пропагандистского направления, разделяя утверждение Бакунина о том, что социальная революция начнется в деревне, рассматривал также крестьянскую общину как ячейку социализма, но отвергал положение о готовности крестьянства к революции. Интеллигенция, по мнению Лаврова должна долго вести необходимую пропагандистскую работу среди крестьянства, прежде чем вспыхнет восстание. Отсюда различие между бунтарской и пропагандистской тактикой Бакунина и Лаврова.

П.Н. Ткачев был идеологом заговорщического направления в народничестве. Он полагал, что переворот в России должен быть осуществлен не путем крестьянской революции, а путем захвата власти группой революционеров-заговорщиков, ибо при невежестве крестьян пропаганда не может вызвать народного восстания, а власти могут легко переловить пропагандистов. Придя к власти, революционеры произведут необходимые социальные, экономические и политические преобразования, опираясб на всю мощь государственного аппарата, при необходимости используя репрессивные и диктаторские методы управления.

III. «Хождение в народ».

Первой крупной акцией революционного народничества стало массовое «хождение в народ» летом 1874г. Это было стихийное движение, в котором приняли участие тысячи пропагандистов. Больше всего пропагандистов было в Среднем Поволжье, а всего движением было охвачено 37 губерний. Но полиция легко стала вылавливать пропагандистов, очень часто с помощью крестьянства.

Движение потерпело неудачу. Выступая во имя крестьянских интересов, народники не находили общего языка с крестьянами, которым были чужды внушаемые пропагандистами социалистические антицарские взгляды. Соглашаясь с народниками в вопросе о необходимости конфискации помещичьих земель, крестьяне просто не понимали их взгляды о необходимости отказа от частной собственности вообще.

Потерпев поражение в 1874 г., народники решили, просто необходим более длительный период пропаганды, что нужно поселиться в деревне с целью долгого и постоянного внушения крестьянам своих взглядов. Тысячи народников работали врачами, учителями, организовали различные артели в деревне. Это было «второе хождение в народ» (1875г.), теперь уже в виде постоянных поселений в деревне. Его успех также был невелик. Полиция достаточно легко разгромила народников.


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 237; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!