Общественное движение в 1860-х гг.



Ограниченность и противоречивость реформ 60—70-х гг. XIX в. способствовали усилению идейно-политической борьбы и оформлению трех начавших складываться при Николае I направлений в общественном движении — революционного, либерального и консервативного.

Консерватизм(с лат. — «сохранять») как общественно-политическое течение и идеология отстаивал сохранение и незыблемость традиционных основ и устоев в обществе. Сторонники консерватизма стояли на страже самодержавия, которое, по их мнению, являлось важнейшим стержнем государства, ратовали за свертывание реформ и проведение контрреформ, за сохране­ние помещичьего землевладения. Видными идеологами консерватизма были К. П. Победоносцев и Д. А. Толстой, а также публицисты-издатели М. Н. Катков и В. П. Мещерский.

Либерализм(с лат. — «свободный») как общественно-политическое течение и идеология возник прежде всего в среде интеллигенции, которая выступала за введение конституционных начал в политико-правовую систему, за демократические свободы и углубление реформ. Либералы были противниками революции и отстаивали эволюционный путь развития страны. Поэтому они стремились к сотрудничеству и компромиссам с самодержавием. Их деятельность в основном состояла в подаче на имя императора «всеподданнейших адресов» — ходатайств с предложениями программ частных преобразований (например, упорядочения государственного права, работы земских учреждений и т. п.). Идеологическое обоснование российского либерализма можно найти в трудах К. Д. Кавелина, Б. Н. Чичерина и других уче­ных-гуманитариев. Либеральное общественное движение было аморфно, не имело какой-либо организационной структуры и не­сло в себе серьезные идейные разногласия.

Самыми активными в общественном движении были представители революционногонаправления, которые стремились к коренному переустройству общества преимущественно насильственным путем. Первоначально деятельность представителей этого направления выражалась в организации студенческих демонстраций, сыгравших важную роль и подтолкнувших правительство приступить к университетской реформе. Идейным вождем этой группы населения был писатель Н.Г. Чернышевский, который был в 1862 г. арестован по обвинению в написании прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Прокламация убеждала крестьян в том, чтобы они не верили царю, ибо он заодно с помещиками. Она призывала крестьян избегать разрозненных бунтов и готовиться к организованному выступлению. Несмотря на отсутствие реальных улик и доказательств царский суд приговорил Чернышевского к 14 годам каторги (по приговору царя срок был сокращен наполовину), с последующим пожизненным поселением в Сибири. Только за несколько лет до смерти ему разрешили проживать в европейской части России.

С 1861 г. до середины 70-х гг. XIX в. происходит рост числа тайных революционных кружков. Первой тайной организацией стала «Земля и воля» (1861— 1864), организаторами и руководителями которой были Н. А. и А. А. Серно-Соловьёвичи, А. А. Слепцов, Н. Н. Обручев, В. С. Курочкин и др. Они поддерживали связи с редакцией газеты А. И. Герцена и Н. П. Огарева «Колокол», а также издаваемого ими альманаха «Полярная звезда»), с комитетом русских офицеров в Польше, создали ряд местных организаций в Москве, Петербурге, Казани; выпускали революционные прокламации. Планы землевольцев организовать крестьянский бунт в 1863 г. провалились. Только в Польше в 1863 г. вспыхнуло восстание, направленное на получение поляками независимости; мятеж был жестоко подавлен. В 1864 г. «Земля и воля» приняла решение о самороспуске.

В 1863—1866 г. действовал кружок Н. А. Ишутина в Москве и филиал этого кружка, руководимый И. А. Худяковым, в Санкт-Петербурге. «Ишутинец» Д. В. Каракозов в апреле 1866 г. совершил «неудачное» покушение на Александра П. Тайную организацию «Народная расправа» в 1869 г. создал С. Г. Нечаев», использовавший провокационные методы работы в своей революционной деятельности, что привело к убийству одного из участников организации. Согласно этой книге истинный революционер должен быть исповедовать имморализм (нравственно то, что служит делу революции) и утилитаризм (вся жизнь подчиняется делу революционного разрушения). Эти идеи надолго стали характерными чертами сознания русских революционеров второй половины XIX — начала XXвв. Материалы судебного процесса над нечаевцами легли в основу романа Ф.М. Достоевского «Бесы».

 


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 255; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!